«Опасность глупости».

23.01.2022 г.
Юрий Ильченко

План.

Введение

Опасность глупостиНекоторые вещи в мире бывают очень опасными для человека, а некоторые – не очень. Когда люди не понимают опасность каких-то вещей, они не придают этому значение. Но обычно, люди выставляют предупреждающие надписи в опасных для жизни местах. Слово Божье тоже учит нас, предупреждает и объясняет – что для нас полезно, а что – нет.

Пр.3:19 Всё, что делает Господь, Он делает с мудростью. Бог создал этот мир совершенным, и людям не приходится переживать о том, наступит ли следующий день.

Там, где есть мудрость, есть порядок и созидание. А там, где глупость – беспорядок и разрушение. Поэтому Бог предупреждает, что в глупости есть опасность.

1. Слово Божье о мудрости. 

Пр.4:5 Бог говорит, что человек может получить мудрость, если захочет приобрести её. У людей не было бы столько проблем, если бы они приобретали мудрость.

Пр.4:6 Молитва о мудрости должна быть постоянной, и мудрость будет охранять человека. Это одна из функций мудрости: защитить человека от глупости. Написано, что мудрость должна стать нашей любовью, потому что мудрость – это Христос. Любить мудрость – значит любить Христа. А это значит, ставить Его на первое место в своей жизни, и тогда Он будет охранять человека от глупости.

Пр.4:7 Часто люди думают: что главное в их жизни? Бог считает главным для человека мудрость. Мы должны понимать ценности Бога.

Пр.4:8 Если мудрость для нас – главное, мы будем ценить её. Тогда мудрость поднимет нас из наших проблем. Ценить что-то мы можем, когда у нас есть смирение. Там где гордость, там сразу же появляется глупость. Это – родственники. Бог противится как гордым, так и глупым, а смиренным дает благодать.

1Пет.5:6 Мудрость возвысит человека и прославит его. Мудрость поднимает человека на другой уровень.

Пр.4:8 Прилепиться – означает быть вместе. Если человек вместе с мудростью, то он не может быть с глупостью.

2. Характеристики глупого человека.

Почему человек называется «глупым»? Непонятливый, самонадеянный, пустослов, не учится на своих ошибках, небрежный, невежда, не видящий будущего. Глупый человек живет одним днем, не думает о будущем. Он ограничен, поэтому не хочет ни думать, ни смотреть на будущее.

Пр.22:3 Человека мудрого отличает способность предвидеть будущее. Когда человек не видит беды, это приводит его к проблемам. Глупость делает человека глухим и слепым. Поэтому глупость опасна для человека.

Иак.1:5 Если у нас не хватает мудрости, надо просить у Бога, потому что Он не прячет ее от людей.

3. Возможности мудрого человека.

Екк.8:5-7 Мудрый человек знает время и устав для всякой вещи. Зло часто случается с незнающим человеком, не думающим, не понимающим и не слышащим. Глупость – это великое зло. А мудрость – это совершенное искусство жить в согласии с Божьими ожиданиями. А Бог ожидает, что люди будут исполнять Его волю. Мудрость помогает людям овладеть этим совершенным искусством жизни.

Люди ожидают, что их жизнь изменится сама собой. Но нам нужно овладевать этим искусством и что-то делать для этого. Быть исполнителями слова Божьего, а не просто знатоками.

Флп.4:11-13 Научиться искусству жить не получится автоматически, без усилий. Быть довольным – значит быть благодарным Богу, несмотря на обстоятельства. Этому может помочь мудрость от Бога, вера и Божья благодать.

Бог создал людей по Своему образу. Он – Творец всего сущего, а, значит, и люди – творцы своей жизни. Бог готов нам помогать творить с мудростью, готов научить этому.

Мудрый человек благодарен за все, что имеет, ценит это и дорожит. А глупый – неблагодарен и недоволен. Часто человеку нужно потерять что-то, чтобы понять ценность этого.

Екк.7:8 Все в жизни человека может измениться к лучшему. Нам нужно доводить все до конца, потому что ценится не то, как мы начнем, а то, как закончим. Бог говорит, что побеждающий наследует все. Мудрость советует человеку не сдаваться.

Екк.5:4 Не обещай, если не можешь исполнить.

Мудрость и знание – это разные вещи. Мудрость дает человеку способность сделать правильно в непонятной ситуации. Мудрость – это откровение для конкретного момента, единственно правильный ответ. Знания не дают такого понимания и часто даже надмевают.

Екк.8:5 Бог дает подсказку в определенное время в определенной ситуации.

Еф.1:17 Павел молился, чтобы Бог дал верующим Духа премудрости. Мы не можем познавать Божьи пути без Его мудрости, двигаться за Богом и служить Ему.

4. Когда люди не хотят внимать мудрости.

Иер.4:20,22 Беда приходит за бедой, потому что люди не умеют, не научились мудрости. Проблема глупости в том, что человек не знает Бога и Его путей, у него отсутствует Дух премудрости и откровения, и он водим не Духом Божьим. Из-за этого – разруха и беспорядок.

Пр.1:29-31 Вот что ожидает людей, которые не хотят познавать мудрость, не избирают для себя страха Господня, не ставят Бога на первое место.

Пр.1:32 Глупость опасна для жизни.

Пр.1:33 Но слушающий Господа будет жить безопасно.

Бог одарил Самсона сверхъестественной силой. Но его глупые поступки привели к беде. Он надеялся на свою силу и делал то, что делать было нельзя. В конце концов, он потерял силу, его пленили, ослепили и он погиб.

Екк.5:3 Бог не любит глупость. Он хочет общаться с мудрыми людьми. Глупый человек не держит своего слова.

Екк.5:4 Глупость приводит человек в грех, вызывает гнев Бога и приводит к разрушению.

5. Выход из положения

Пр.8:1-8 Мудрость взывает к людям. Бог желает благословить людей мудростью. Но если у человека есть понимание её ценности, если он хочет мудрости, ценит её, то ответит на призыв.

Пр.3:16 Долгоденствие – это здоровье, а богатство – прежде всего духовное.

6. Что делают глупые люди.

Пр.10:18 Клевета – это заведомо ложная порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Это сплетни. Бог говорит, что только глупые люди распространяют и слушают это.

Пр.20:19 Бог говорит не сообщаться со сплетниками. Но глупые люди охотно слушают непроверенную информацию и делятся ею.

Пр.14:15 Информация может приходить к человеку из разных источников, но Бог за тех людей, которые разбираются с этой информацией.

Пр.18:8 Сплетни для глупого – словно вкусная еда.

7. Как человеку быть разумным.

Ин.5:39 Нужно исследовать всякую информацию, опираясь на источники, заслуживающие доверия, а не передавать её без проверки.

Деян.17:11 Богу нравятся люди, которые исследуют услышанную информацию.

1Пет.3:10-11 Лукавые речи – это двуличные, лицемерные, лживые. Если человек любит жизнь, он не должен вести такие речи.

Заключение.

Пр.12:18 Если человек мудр, то его слово будет лекарством. Мудрость приносит в жизнь человека долгоденствие, богатство и славу Божью. Тогда человек и сам благословлен и является благословением для других. Бог ищет людей, которые хотят сделать мудрость главным в своей жизни.

Вопросы.

  1. Что слово Божье говорит о мудрости?
  2. Что мешает человеку приобретать мудрость?
  3. Как научиться искусству жизни?

 

Проповедь.

Введение.

Мы знаем, что «вера приходит от слышания слова Божия» (Рим.10:17). Бог всегда хочет обильно делиться с нами Своим словом, чтобы в нас была Его вера. Много чего происходит в этом мире, много чего говорят, много чего мы слышим, но сказано, что вера приходит только «от слышания слова Божия».

Если ты будешь много смотреть телевизор, или ещё что-то, веры у тебя не прибавится. У тебя может прибавляться информация, какие-то эмоции – негативные или позитивные – но веры тебе это не прибавляет. Поэтому, если ты хочешь быть верующим, то должен иметь веру. Потому что Иисус сказал: «Когда Я приду на землю, то буду искать веру».

Веру, а не просто верующих! Значит, оказывается, есть верующие без веры, и есть верующие с верой. Хочешь быть верующим с верой? Но вера приходит от слышания слова Божьего. Вот почему, если мы хотим видеть победы, изменения, исцеления и благословения – всё, что Бог хочет дать нам через веру, то нам нужно слово Божье. Ничто и никто не сможет заменить слово Божье, как никто и ничто не может заменить Бога. Бог приготовил такой путь, которым вера приходит в нашу жизнь.

Сегодня я буду говорить на тему: «Опасность глупости». Она почему-то опасна, эта глупость! Иногда мы думаем: «Какие-то вещи опасны, а какие-то не очень опасны». Если мы не понимаем опасность каких-то вещей, то не придаём этому значения.

Например, когда ты идёшь где-то в частном секторе, и на заборе написано: «Осторожно, злая собака». Ты, конечно, можешь зайти и проверить – злая она или не злая? Это – твоё дело! Но там есть предупреждение, что есть опасность. Поэтому, когда есть предупреждение об опасности, ты должен понять: «Да, действительно, здесь есть что-то опасное». Или плакат: «Не влезай, убьёт», где электричество находится. Там часто нарисован череп с костями, обозначающий, что это очень опасно. Поэтому не лезь – убьёт! Конечно, это – твоё дело. Ты можешь полезть туда. Но есть предупреждение!

Поэтому слово Божье нас тоже учит, предупреждает и объясняет: что для нас полезно, а что не полезно, что для нас нужно, а что нам не нужно. Я сегодня буду много читать из слова Божьего, чтобы к нам приходила вера. Я думаю, что все хотят быть мудрыми. Кто-нибудь из вас молился: «Господи, дай мне глупости, побольше»? Есть такие люди здесь? Нет никого? Значит, всё правильно, всё хорошо!

Писание говорит:

Пр.3:19 «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом».

Всё, что делает Господь, Он делает премудростью, написано. То есть, Его поступки исходят из Его мудрости. Поэтому мы понимаем, что Бог так создал этот мир, что на нас не падают звёзды, что мы можем дышать и спокойно жить. И солнце приходит, и день меняется, и сезоны меняются, потому что Бог сделал это Своей мудростью. И мы даже не переживаем – наступит ли следующий день? Мы не переживаем – придёт ли весна? Мы об этом даже не думаем, но оно идёт своим чередом. Потому что Бог сделал это Своей премудростью.

Мы должны понять: там, где есть мудрость, там есть порядок. Там, где глупость – там беспорядок. Там разрушение, хаос, проблемы и так далее. Поэтому Бог нас предупреждает и говорит, что очень важно, чтобы мы понимали, что глупость – это опасность. Конечно, мы будем говорить о мудрости, но также и о глупости.

Слово Божье о мудрости.

Мы сегодня будем много читать из книги Притч. Это книга мудрости, можно сказать. Очень много в ней говорится о мудрости. Вы поразитесь, когда будете читать. Если вы будете подчёркивать слово «мудрость», то удивитесь, как много мыслей о мудрости передают нам притчи.

Пр.4:5 «Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого».

Почему нам говорится «приобретать»? Это значит, что мы можем получить мудрость, а можем и не получить. Писание не говорит: «О! Тебе Бог не дал мудрости. Ты родился глупым, и всю жизнь будешь глупым, и никуда от своей глупости не уйдёшь!» Нет, Бог говорит о том, что мы можем получить мудрость.

Пр.4:5 «Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого».

Часто мы забываем об этом и начинаем видеть только какие-то проблемы, начинаем молиться за проблемы. Но Бог говорит: «У тебя бы не было проблем, если бы у тебя была мудрость».

Дальше написано:

Пр.4:6 «Не оставляй ее».

Вот, коль ты молишься за мудрость, хочешь мудрым же быть, правда?! Все хотят быть мудрыми. Поэтому Он говорит:

Пр.4:6 «Не оставляй ее».

То есть, не забывай, что молитва о мудрости, в принципе, должна быть у нас постоянной.

Пр.4:6 «и она будет охранять тебя».

Мне нравится, что здесь написано, что мудрость «будет охранять». Как ты можешь это представить – что она тебя будет охранять? Одна из, так сказать, функций мудрости – это защитить тебя. От чего же охраняет мудрость? От глупости! Конечно, она хочет защитить тебя от глупости.

Пр.4:6 «она будет охранять тебя».

Как хорошо, когда тебя кто-то охраняет. Когда люди важные, они беспокоятся за свои жизни. У них есть охранники, телохранители, потому что они боятся, что будут какие-то покушения, нападения. Но Бог предупреждает: «Бойся нападения глупости на твою жизнь. Поэтому тебе нужна мудрость, которая способна тебя защитить. Она будет охранять тебя».

Более того, написано дальше:

Пр.4:6 «люби ее».

Потому что, если ты её не любишь, то не будешь ею дорожить, не будешь её искать. Она тебе не нужна. Ты не будешь говорить: «О, любимая моя!» Мудрость должна стать для нас любовью, потому что мудрость – это не просто что-то такое умное, как иногда люди понимают. Мудрость – это Сам Христос, друзья! Он есть мудрость, и «любить мудрость» – означает «любить Христа». «Любить Христа» – это когда Христос у тебя на первом месте. Если Христос на первом месте, значит, глупость туда не проберётся. Значит, глупость не победит тебя. Иисус охраняет тебя, когда Он на престоле.

И ещё раз повторяется:

Пр.4:6 «и она будет оберегать тебя».

Два раза здесь сказано, что мудрость оберегает и охраняет. Дальше написано:

Пр.4:7 «Главное — мудрость».

Как часто мы думаем: «Что же главное в моей жизни?» Кто-то думает: «Выйти замуж – это главное». Кому-то построить дом – главное. Кому-то получить образование, и так далее. Но что нам говорит Бог? Что Он считает главным? Наши мысли – это, конечно, не Его мысли, написано. Это большая разница. Но Бог говорит, что главное для нас – мудрость!

Почему слово Божье нам так важно и нужно? Потому что мы понимаем ценности Бога: что ценит Бог, что Он хочет, чтобы у нас было главным. Он даёт нам рекомендации и пояснения в Своём слове. Он объясняет нам и говорит, что Он хотел бы, чтобы это было в нашей жизни. Ведь мы, как родители, не хотим, чтобы наши дети были глупыми? Мы хотим, чтобы они были мудрыми, благоразумными, и так далее.

Бог говорит:

Пр.4:7 «Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум».

То есть, мудрость как-то связана с головой. Дальше написано:

Пр.4:8 «Высоко цени ее».

Вот, в чём дело: если она – главная, мы будем ценить мудрость. Будем ценить Бога в нашей жизни.

Пр.4:8 «Высоко цени ее, и она возвысит тебя».

Откуда она тебя поднимет? Из твоих проблем, неудач и поражений. Но, когда ты что-то высоко ценишь? Когда у тебя есть смирение. Гордый ничего не ценит. Гордость и глупость – родственники. Потому что там, где глупость, там и гордость; там, где гордость, там и глупость. Поэтому Бог говорит, что Он «гордым противится» (1 Пет.5:5). И, можно сказать: «Он и глупым противится». Но, «смиренным дает благодать» (1 Пет.5:5).

1 Пет.5:6 «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас».

Мы здесь читаем повторение, и видим:

Пр.4:8 «она возвысит тебя; она прославит тебя».

О, как уже вообще хорошо всё звучит! Какая она уже привлекательная, эта мудрость, какая она замечательная! Тебя на работе повысят, или где тебя повысят? Тебя могут и на работе повысить, почему бы и нет? В служении повысят, ещё где-то. Почему? Потому что мудрость имеет способность поднимать. Она поднимает тебя на другой уровень, ты становишься другим человеком. И ты говоришь: «Слава Богу!» Она даже прославит тебя. Есть слава и у глупых людей, и у плохих, но есть слава и у добрых людей. О какой славе здесь говорится? Я думаю, о славе доброго человека.

Дальше объясняется её действие, или её функция, и даются рекомендации, что нам делать: приобретать мудрость, ценить её, прилепиться к ней. В Библии написано, что человеку нужно прилепиться к Богу. «Прилепиться» – хорошее слово. Иногда ты сел где-то на жвачку, и она к тебе прилепилась. Ты думаешь: «Как бы её оторвать? Кто её тут положил? Какой умник положил её на этом месте?» Так вот, «прилепиться» – это значит: «быть вместе». Очень просто! Прилепиться – быть вместе. Если ты вместе с мудростью, то тогда не сможешь быть вместе с глупостью.

Бог говорит:

Пр.4:8 «если ты прилепишься к ней».

Хочешь ли ты к ней прилепиться?

Кто-то сейчас в своих самых глубоких мыслях потерялся, я вижу. Выходи, потому что дьявол, прежде всего, ворует слово. Он – самый главный вор, но не карманник, а, как написано, «приходит чтобы украсть слово Божье» (Ин.10:10). Поэтому внимательно следи – где твои мысли сейчас? Мудрый сейчас слушает и даже записывает. Потому что то, что ты сейчас слышишь, потом забудешь; но мудрый человек делает записи.

Бог обращается к нам, и я бы сказал, Он обращается настойчиво. Потому что уже несколько раз Он говорит. Иногда мы думаем: «Да, меня это уже достало, мне это надоело». Но Бог говорит: «А Мне не надоело, потому что Я хочу видеть тебя мудрым! Я устал от твоей глупости. Я устал от того, что ты постоянно делаешь одни и те же ошибки». Это же глупость – когда человек делает одни и те же ошибки? Поэтому Бог устаёт, наверное, от нашей глупости, и предлагает нам выбрать, приобрести мудрость!

Характеристики глупого человека.

Как бы мы назвали глупого человека? Есть у вас какие-то определения глупого человека? Как вы представляете глупого человека? Почему он глупый? Почему вы говорите на кого-то, что он – глупый? Как вы узнали, что этот человек глупый?

– «Непонятный. Самонадеянный». Ну, это уже к гордости относится. «Пустослов, пустомеля. Не учится на своих ошибках».

Вот такой образ мы рисуем разными мазками. У нас глупец, как бы, вырисовывается, его очертания появляются. Это мы рисуем портрет, который имеет определённое сходство с оригиналом. Как в фильмах показывают: «Разыскивается!», и его фоторобот рисует, как он выглядит. Также и мы должны знать глупость, потому что это – наш враг, который несёт опасность разрушения в нашу жизнь.

В Библии часто и много говорится о глупости. Там также есть слова определения глупца: «Небрежный, невежда». Главная мысль в том, что глупец не видит то, что будет. Он живёт одним днём, не думает о будущем, и это делает его ограниченным. То есть, глупость также связана с ограниченностью. Глупец не хочет смотреть вперёд, не хочет думать о том, что будет потом – через год, через пять, через десять?

Но Библия нам говорит, что делают люди мудрые, разумные, благоразумные:

Пр.22:3 «Благоразумный видит беду и укрывается».

Поэтому способность видеть то, что будет впоследствии, отличает человека мудрого.

Иногда ты видишь проблемы и говоришь человеку: «Не надо так делать, будет вот это». Но человек всё равно делает по-своему! Замечали это? Ну, и мы так делали: тоже, по-своему. Это приводит нас к проблемам. Потому что человек, как бы, не видит беды. То есть, глупость делает человека ещё слепым и глухим.

У глупого нет способности увидеть, предусмотреть: что же произойдёт потом? А когда ему говорят, он ещё и не слушает. Получается, глупость делает человека ограниченным: глухим и слепым. Всё равно, что слепому рассказывать о красках заката, восхода, и так далее – он ничего не увидит. Точно так же ты объясняешь глупому, а он не видит.

Пр.22:3 «Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные, (или «глупые», написано в другом переводе), идут вперед и наказываются».

Современный перевод WBTC: «Мудрый видит идущее несчастье, и уходит с этого пути; но глупый идёт напролом и страдает от этого».

Ну, не опасна ли для нас глупость? Ведь кто страдает, прежде всего? Мы сами страдаем! Поэтому нам надо молиться, чтобы прозреть, чтобы у нас уши открылись. Чтобы мы стали способны видеть, слышать и понимать: что нас ждёт впереди?!

Бог тоже этого хочет. В Послании Иакова написано:

Иак.1:5 «Если же у кого из вас недостает мудрости»,

а у нас у всех её не хватает, то:

«да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему».

То есть, Бог не прячет от нас мудрость и не говорит: «О, нет! Этому Я никогда не дам мудрости! Бесполезно ему давать мудрость». Нет! Бог нас ободряет и говорит, чтобы мы хотели и получили эту Божественную мудрость.

Возможности мудрого человека.

Давайте прочитаем книгу Екклесиаста. Одним из качеств мудрого человека является умение разобраться. То есть, мудрый человек разбирается, видит и знает. У него много достоинств.

Еккл.8:5 «Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла».

Кто не испытывает зла? Соблюдающий заповедь Божью.

Еккл.8:5 «сердце мудрого знает и время, и устав».

Смотрите, сколько вообще позитива у мудрого человека: он знает! Глупый не знает и не хочет знать, а мудрый:

Еккл.8:5-7 «знает и время, и устав; потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого, что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему?».

Откуда приходит зло? От того, что человек не знает, не думает, не видит, не понимает и не слышит. «Великое зло». Поэтому можно сказать, что глупость – это великое зло. Мы иногда не относимся так к глупости. Ну – глупый, да и глупый. Но Бог говорит, что это – великое зло человеку. Великое зло, когда у него нет мудрости. Причём, он сам себе приносит это великое зло.

Кто-то из проповедников сказал: «Мудрость – это совершенное искусство жить в согласии с Божьими ожиданиями». Совершенное искусство жить! То есть, жить, оказывается – это искусство. Когда мы смотрим на картины, какие-то скульптуры или слушаем музыку, то говорим: «О, вот это – истинное, настоящее искусство, а это – «ширпотреб»!» Но мудрость – это искусство жить в согласии с Божьими ожиданиями или с волей Божьей. Ведь Бог ожидает, что мы будем исполнять Его волю! И, оказывается, что так жить – это искусство. И мудрость помогает нам овладеть этим искусством жизни. Поэтому человек должен научиться жить. Он должен понимать: что для него полезно, а что не полезно. Потому что, если мы не овладеем искусством жить, то у нас и не будет хорошей жизни.

Почему-то очень часто люди ждут, что жизнь изменится сама собой. «Вот, я помолюсь, и всё изменится!» Конечно, тебе надо молиться. Но, если ты ничего не меняешь в жизни, то – как это изменится? Надо быть исполнителем, написано, слова Божьего, а не просто знать, не просто молиться. Нужно овладеть этим искусством. Но большинство людей просто плывут по течению. Такая жизнь: дом, работа, иногда даже в церковь пришёл. И, как-то всё идет одним чередом. Но когда вдруг случаются какие-то перемены! Это страшное слово для многих – «перемены». Что-то новое, что-то надо менять в своей жизни! «О, я не хочу что-то менять. Я – как жил, так и хочу жить, но, чтобы всё поменялось». Это реально, вообще, или нет? Это вообще не реально. От большой мудрости люди так думают, или нет? Нет, конечно!

Апостол Павел говорит:

Флп.4:11-13 «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

Как вы думаете: какие ключевые слова в этом отрывке? На ваш взгляд?

«А – что? Надо еще думать на собрании?»

Надо думать! Да, приобретай разум!

«Быть довольным». «Учиться».

Правильно заметил, молодец! Смотрите: это не происходит автоматически. То есть, научиться искусству жить не получится автоматически. Апостол Павел говорит, что это не автоматически происходит. Раз – и всё: у меня всё прекрасно, всё хорошо! Нет, он говорит: «Я научился».

А «быть довольным» – это значит «быть благодарным Богу», быть в вере. Что означает: «быть в скудости?» Человек причитает: «О, у меня скудость, у меня скудость. У меня ничего нет, мне не везёт, я – неудачник, мне плохо». Это правильное отношение или неправильное? Это неправильное отношение, но большинство людей так и поступает. Это значит – плыть по течению. Мне плохо, и я ору: «Мне плохо, мне плохо, мне плохо!» Мне хорошо, я кричу: «О, мне хорошо, мне хорошо, мне хорошо!» Но Павел говорит: «Несмотря на обстоятельства, у меня есть внутренний мир. У меня есть внутреннее убеждение. У меня есть вера, и я этому научился: быть довольным и благодарным. Самое главное, что я спасён, познаю Бога, ищу Его волю, и Бог движется в моей жизни». Это же – мудрость! Так мы учимся искусству жить. Он говорит: «Я научился, этому искусству – жить». И что ему помогло? Божественная мудрость ему помогла в этом, благодать и вера. Бог ему помог.

Поэтому, давайте не будем просто на кого-то всё сваливать, обвинять, и так далее. Бог – Творец, и Он говорит: «Я создал тебя по образу и подобию Божьему». Это означает, что ты – тоже творец! Правда, что ты творишь, конечно? Это вопрос другой. Что ты натворил, что ты сделал в своей жизни? Но, когда Бог творил, Он всегда давал Себе отличную оценку: «Хорошо сделал! Весьма хорошо сделал!» То есть, Он не мог сказать: «Тяп-ляп сделано! Это никуда не годится! Это плохо!» Нет, Он говорил: «Я хорошо что-то делаю!» Поэтому, когда Бог говорит нам об этом, Он хочет, чтобы мы были мудрыми «домостроителями Божьей благодати» (1Пет.4:10). Апостол Павел говорит: «Я – мудрый домостроитель». То есть, строительство – это место, где требуется мудрость, а мудрость делает всё очень хорошо.

Бог говорит: «Я даю тебе новое начало. Ты родился свыше. Всё старое прошло, теперь всё новое». Поэтому, когда ты смотришь на свою жизнь, зависит от тебя – какая она будет. Что ты будешь делать, как ты будешь жить, как ты будешь думать? Бог всегда говорит: «Я с тобой. Я за тебя. Не бойся, не страшись! Я с тобою, когда ты со Мною!» Бог готов помогать нам в этой новой жизни. Бог готов нас научить – как жить в этой новой жизни, дать Свою мудрость. Он всё готов сделать, лишь бы мы стали похожими на Него.

Мудрый человек ценит то, что у него есть и благодарен Богу за это. Ведь, чтобы быть довольным, нужно быть благодарным. Но глупость делает человека неблагодарным и недовольным. Что бы ни было – пять минут он доволен, а на шестой минуте уже не доволен! Всё! Ему опять уже не то, уже не так, уже не этак. Поэтому, очень часто, человеку нужно что-то потерять, чтобы что-то понять. Пока у него что-то есть, он это не ценит, не благодарит Бога. Это, как бы, само собой разумеется. Но, когда вдруг что-то исчезло: исчезла работа, какой-то человек, что-то, чем он не дорожил и не ценил, то он думает: «О, оказывается, это было хорошо. А сейчас у меня вообще всё не так».

Бог, конечно же, не хочет этих потерь в нашей жизни. Но, зачастую, как говорится, «пока мы что-то не потеряем, мы это не ценим». Это тоже школа, тоже уроки – чтобы мы научились ценить то, что даёт нам Господь. Это великий-великий урок, который, может быть, нам придется много, много раз проходить, пока мы не скажем, как апостол Павел: «Я научился ценить! Я научился быть довольным! Я научился именно так жить. И моя жизнь имеет теперь совершенно другой эффект и влияет на жизнь других людей». Потому что можно иметь как позитивное, так и негативное влияние на кого-то. Как ты на кого-то влияешь. Поэтому мудрый человек ценит то, что имеет. Он благодарен.

Но если у нас что-то не получается? Почему, как говорится, нам повезло, что Бог нас спас? Потому что мы можем попросить у Бога, и Бог может и хочет нам помочь. Бог говорит:

Иак.4:2-3 «не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений».

Бог говорит: «Попроси у Меня».

Ты просил у Бога мудрости? Просил у Бога, чтобы Он научил тебя искусству жить? Не просил ещё? У тебя есть возможность попросить! Кто-то скажет: «Да, что просить-то? Сколько я уже просил? Не то, правда, просил, но просил же!» Или: «Да, что? Мне уже столько лет! Куда мне просить? Надо было раньше просить». Один говорит: «Надо было раньше просить!», другой говорит: «Уже поздно просить!», но в книге Екклесиаста написано, что:

Еккл.7:8 «Конец дела лучше начала».

Ещё не всё закончилось! Поэтому, подумай, что всё ещё, возможно, изменится к лучшему. Потому что Бог хочет лучшего для нас. Он говорит: «Да! Ты можешь хорошо начать, и как бы – всё: пошёл, пошёл… Но ты не доводишь до конца. Ты не доходишь до конца». А засчитывается, что ты хорошо начал? Не засчитывается! Почему? Потому что, написано:

Откр.21:7 «Побеждающий наследует всё».

Ты не дошёл до конца, не научился побеждать. Как бы ты хорошо ни начинал, но, если ты не можешь доводить дело до конца, у тебя не будет победы, не будет благословения. Поэтому написано:

Еккл.7:8 «Конец дела лучше начала».

Да, надо хорошо начинать, но надо и хорошо двигаться дальше. А ещё лучше – доводить до конца, до финала, до победы! Поэтому и здесь, опять же, мудрость говорит тебе: «Не сдавайся!» Иногда говорят: «Да, сдавайся! Бросай ты это дело!» Пошёл учиться – бросил! Пошёл ещё что-то делать – бросил! Нет, мудрость говорит тебе: «Продолжай, стань победителем!» Когда ты это делаешь, Бог говорит: «Да, конец дела – он лучше!» Почему? Потому что ты дошёл до финала.

Сколько было людей в церкви! Они приходили, служили, но они исчезали. Где они сейчас? Я не знаю. Куда они попадут? Я не знаю. Но, конец дела лучше. Поэтому мудрость говорит тебе: «Не бросай, но доводи до конца. Если ты дал обещание Богу, исполни это обещание!» Как написано:

Еккл.5:4 «Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить».

Поэтому, не говори, что уже поздно. Нет, ещё не поздно! Ты ещё живой? Живой, слава Богу! Здесь? Здесь. Слышишь? Слышишь! Ещё всё впереди! Всё ещё можно исправить, всё ещё можно изменить к лучшему!

И кто знает это лучшее? Бог знает это лучшее. Он говорит: «Я приготовил для вас лучшее, Я даю вам надежду, даю будущее. Избери это лучшее – то, что Я предлагаю: знание и мудрость!»

Знание и мудрость.

Мы иногда говорим: «Это такой умный человек!» И мы думаем, что хорошо быть умным. Но мудрость и знание – это разные вещи. Иногда человек может иметь пять образований, но не быть мудрым. Ведь в чем суть мудрости? Мудрость дает человеку способность правильно сделать в непонятной ситуации то, что он не знает. Человек может сделать всё, что угодно, но правильно сделать – это мудрость. Ты можешь положить 5 дипломов на голову, но они тебе могут и не помочь.

Я вижу, что мудрость – как слово Рэма. У людей есть Библия, но в определенной ситуации вся она не нужна. Нам нужно конкретно какое-то слово. И мудрость имеет такую способность: дать человеку единственно правильный ответ. Как говорится, в правильное время, в правильном месте. Когда человек получит правильное понимание и сделает, у него будет правильный результат. Но знания, порой, не могут это обеспечить, потому что их слишком много. Написано даже, что знания надмевают. Человек может о многом думать, и у него могут быть миллионы ответов, но все они могут оказаться неправильными. Но мудрость даёт человеку единственный и правильный ответ. И когда человек поступает так, он видит благодать и благословение.

Написано:

Еккл.8:5 «сердце мудрого знает и время, и устав;».

Сердце мудрого знает. Бог даёт ответ, выход, подсказку: вот, как тебе нужно сделать в этой ситуации! Иногда человек говорит: «Если бы я знал, то я так бы не сделал!» Мы часто слышим такое. «Если бы я знал, что так получится, я бы так не сказал! Я бы так не поступил! Я бы сделал по-другому!» Думаешь: «А что же ты не сделал это в двадцать пятый раз по-другому?» «Ну, если бы я знал!» И мудрость даёт тебе подсказку, как написано:

Новый перевод: «мудрое сердце знает нужное время и правильное поведение».

Вот, как замечательно! Нужное время! Сердце мудрого знает! Поэтому – это главное для нас. Когда мы попадаем в проблему, то начинаем сетовать: «Ах! Зачем я это сделал?! Лучше бы надо было по-другому!» Но если это – главное для тебя, ищи помощи у Бога. Бог говорит: «Я тебе помогу! Я дам тебе этот ответ, это слово мудрости».

Апостол Павел молился, чтобы Бог дал верующим Духа премудрости и откровения к познанию Его. Видать, многим не дал ещё. Павел видел это и молился, чтобы Бог дал им этого Духа премудрости. Бог всем нам хочет дать, и нам нужно просить у Него. Мы не можем познавать Божьи пути, не можем двигаться за Ним, не можем служить Ему без мудрости.

Когда люди не хотят внимать мудрости.

Писание говорит нам:

Иер.4:20-22 «Беда за бедою: вся земля опустошается, внезапно разорены шатры мои, мгновенно – палатки мои. Долго ли мне видеть знамя, слушать звук трубы? Это от того, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют».

В конце идет вывод: они не умеют, то есть, не научились. Как в противоположность заявлению апостола Павла: «я научился». А они – не научились. И, как говорят в народе, «дурное дело – не хитрое». Дурное, плохое – это запросто. А вот что-то хорошее, доброе – это очень сложно. Пророк говорит: «беда за бедою». То есть, одна проблема, другая. Причем, это такие серьезные потрясения, что это опустошает землю.

«Беда за бедою: вся земля опустошается, внезапно разорены шатры мои, мгновенно – палатки мои. Долго ли мне видеть знамя, слушать звук трубы? Это от того, что народ Мой глуп, не знает Меня».

У глупости есть проблема – когда люди не знают Бога. Не знают Божьих путей, у них отсутствует Дух премудрости и откровения. Они водимы не Духом Божьим, а чем-то другим, и из-за этого приходит разруха, беспорядок, несчастья.

В синодальном переводе написано очень мягкое слово: «неразумные дети». В другом переводе, в расширенном, написано очень серьёзное слово. Даже говорить его не буду – какие там дети.

Бог переживает, как Отец, за Своих детей. Он говорит, что могло бы быть всё по-другому. Могла бы быть другая жизнь, другое будущее и все остальное, если бы Его дети знали Его и Его пути, были бы водимы мудростью Божьей, а не глупостью.

Будет ли мудрость для нас главной, или мы будем только на собрании вспоминать о том, как проповедовали о мудрости и говорили про глупость? Если мы этого для себя не возьмём и не увидим, что в глупости есть великая сила разрушения, то всё будет очень плохо. Почему беда приходит? Потому что глупость высвобождает разрушительную силу. Народ гибнет, написано, из-за недостатка ведения, идет беда за бедою. Но у мудрости есть другая сила. Это сила благословения, сила созидания.

Написано:

Пр.1:29-31 «За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их».

Четко и точно написано о людях, которые не хотят, и даже ненавидят знания о Боге. Это же не просто знания из словарей и энциклопедий. Суть в другом. Они не избрали для себя страха Господня, как написано:

Пс.110:10 «начало мудрости – страх Господень».

Они не избрали этого для себя, не поставили Бога на первое место. Они продолжали жить так, как жили, и делать то, что делали.

Пр.1:32 «потому что упорство невежд (глупцов) убьёт их».

Опасна ли глупость или нет? Так и надо писать: «Глупость убивает! Осторожно! Глупость!!!»

Пр.1:32 «упорство невежд (глупцов) убьёт их, и беспечность глупцов погубит их».

Очень сильно сказано о глупости. Что еще Бог может сказать? Он говорит: «Посмотрите, какие страшные последствия приходят от глупости!»

Пр.1:33 «а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».

Хотим ли мы слушаться, принимать советы, или не хотим?

История Самсона.

Хочу вспомнить историю про одного Божьего силача, которого все знают. Это – Самсон. Бог его одарил великой силой. Просто феноменальная сила была у Самсона. Я не буду расписывать все подвиги Самсона. Я хочу обратить ваше внимание на его глупые поступки, которые привели к беде. К тому, что он потерял свою силу. Казалась бы: было хорошее начало, и все было прекрасно, но где-то внутри Самсона всегда было какое-то непослушание.

Родители ему говорили: «Кого ты себе в жены берешь?» «Филистимлянку!» «Нельзя!» Он однажды шёл по дороге, увидел мёртвого льва, а внутри него – мёд. Взял мёд и ел, хоть и нельзя было. Человек иногда думает о себе: «Ну, я же такой крутой! Я же Самсон! Значит, мне можно!» И он, как бы, себя оправдывал. Его желания, получается, стояли на первом месте. Более того. У него была женщина, которую звали Далида. Он понимал, что она из вражеского стана. Она ему задавала вопросы: «Откуда у тебя сила?» (Суд.16:6). Он сначала придумывал ей разные вещи. И, кажется: ну, не понятно ли тебе, чего она добивается? Чего она от тебя хочет? Но он игнорировал все эти предупреждения, и всё равно оставался в своей глупости. В конце концов, ему обрезали волосы, он потерял силу, его взяли в плен и ослепили. Он стал просто слепым рабом. Вот, какой печальный финал! Поэтому, конец дела лучше начала. И какие бы мы ни были сильные, всем нам нужна мудрость.

Держать своё слово.

Иногда кто-то думает: «Да я и так нормальный, и так все хорошо!» Но это – смотря с какой стороны посмотреть. Насколько могло бы быть даже лучше и больше, если бы было по-другому.

Написано:

Еккл.5:3 «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни».

Что можно здесь прочитать, увидеть? Бог не любит глупость, потому что Он уже столько раз видел и её, и то, к чему она приводит, что уже не хочет иметь с ней ничего общего. Бог хочет иметь дело с мудрыми людьми. Поэтому мудрость, написано, и зовёт, и кричит: «Эй! Иди сюда! Иди сюда! Будь мудрым, приобретай мудрость!»

Мы также видим, что глупый человек не держит своё слово. Он наобещает с три короба, но, по факту, ничего не сделает.

Писание говорит:

Еккл.5:4-5 «Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою».

Глупость приводит нас в грех!

Еккл.5:5 «и не говори пред Ангелом Божиим: “это – ошибка!” Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?»

Вот откуда беда приходит! От глупости, написано! «Беда за бедой», написано, потому что глупость вызывает гнев Божий и приводит к разрушению. Что человек имел – и это разрушится, и это он потеряет! Так что же нам делать? Есть ли выход? Выход есть!

Выход из положения.

У Бога всегда есть выход. Написано:

Пр.8:1-4 «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: “к вам, люди, взываю я…».

Кто-то сидит и думает: «Ага! Взывай, взывай!»

Пр.8:4-5 «… и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму».

Вот, какое хорошее объявление звучит! Можно в конце каждого собрания ходить и зачитывать. Кто-то скажет: «А! Я это уже слышал! Это я знаю!»

Пр.8:6-8 «Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;».

Мы должны просто кричать мудрости: «Слава Богу! Вот она – правда, вот она – истина! Вот что мне Бог желает! Он желает мне благословений мудрости!»

Но все ли к этому бегут? Вот если бы сказали: «Сейчас каждому по 1000 рублей будем выдавать!» Реакция бы изменилась. Может, кто-то и сказал бы: «Ну, мне-то маловато – по 1000. По 10 000 бы давали!» Когда мы слышим слово о мудрости, какая у нас реакция? Что-то происходит в нас, или ничего не происходит? Это вопрос ценности. Если мы этого не ценим, оно нам надо? Но если мы этого хотим, если это ценим, то будем говорить: «Да, я слышу твой голос, мудрость! Я хочу мудрость, слава Богу! Я устал от глупости».

Мудрость говорит, что она имеет:

Пр.3:16 «Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава».

«Вот так бы и говорили: тут – 1000 рублей, а тут – 10 000».

Но это гораздо больше, друзья! Долгоденствие – это здоровье, а богатство и слава – это не просто «дом-полная чаша». Я верю, что это, прежде всего, духовное богатство. А вы про что подумали? Про 10000?  Бог очень ясно, очень просто и очень настойчиво, я бы сказал, взывает к нам.

Что делают глупые люди?

Написано:

Пр.10:18 «Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп».

Что такое клевета? Я дам определение клеветы:

«Клевета – заведомо ложная, порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица, ли подрывающих его репутацию».

Говоря народным языком – это сплетни. За клевету есть даже уголовное наказание. Это, конечно, надо еще доказать. Клеветника надо еще «прищучить», поймать. Но суть в том, что только глупые люди это делают. Когда человек говорит что-то плохое о другом человеке, пусть он вспоминает, что об этом думает Господь. А кто слушает это? Он – что? Умнее?! Мудрее? Да он точно такой же глупый, как и тот, кто говорит. Два глупых нашли друг друга и рассказывают друг другу ложную порочащую информацию и распространяют заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию. Вы же слышали, наверное, такие слова от кого-то? «Слышали! Слышали! Да и сами, наверное, говорили». Но это – глупость.

Мы говорим сегодня об опасности глупости. Все это – очень опасные вещи. Это я вам так весело всё рассказываю, но это очень страшные вещи. У меня просто манера такая: весело рассказывать о страшном. Но это – страшные вещи для человека. Просто жуть! Другой проповедник по-другому бы вам рассказал. Вы бы сидели, оцепенев, у вас глаза бы не закрывались, волосы бы – дыбом. Но каждому – своё, как говорится.

Пр.20:19 «Кто ходит переносчиком…».

Ну, не переносчиком болезни. Имеется в виду – сплетник, клеветник. Потому что написано:

Пр.20:19 «…тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся».

Писание говорит не сообщаться с такими людьми. Мудрый скажет: «Зачем я буду становиться соучастником этого преступления?» Ведь клевета – это уголовное преступление. А как обычно всякие сплетни распространяются? Кто-то начинает: «А вы знаете? А вы слышали? А мне сказали… а я, то…». А ты ему: «А ты слышал? Ты знаешь? А ты разобрался?» Вот так его к стене припереть. И это, действительно, непроверенная информация. Но глупые люди почему-то охотно слушают непроверенную информацию. И еще они охотно делятся этой непроверенной информацией.

А все мудрые сказали: «Мы так не делаем!» Я смотрю: кто так сказал! Мало таких людей!

Пр.20:19 Cовременный перевод WBTC: «Кто разносит слухи о других, не заслуживает доверия».

Мудрые понимают: «Ты доверия не заслуживаешь! Поэтому я с тобой не буду сообщаться!» Ты уже заметил – с кем ты не будешь сообщаться?

«Не будь другом того, кто много говорит».

Вот именно этого говорит много – нехорошего: «А ты слышал? А ты знаешь?» «Да! Я слышал, я знаю. Я с тобой не буду сообщаться».

Написано в книге Притч:

Пр.14:15 Cовременный перевод WBTC «Глупый верит всему …».

Особенно тому, какую информацию он любит.

«Глупый верит всему, что слышит, а мудрый размышляет обо всем».

Очень часто не только на уровне «междоусобчиков», но и на глобальном уровне могут ходить всякие сплетни и слухи о разных вещах. Нам могут это даже постоянно навязывать – эти слухи, разную информацию. Но Бог – за тех людей, которые разбираются. Мы должны докопаться до истины, до правды. Понять – правда это или нет? «О! Ну нам же так сказали по телевизору!» А ты сам разобрался?

Люди падки на такие вещи, и как говорят Притчи в современном переводе:

Пр.18:8 Библейской лиги ERV «Людям нравятся сплетни, которые словно вкусная еда для них».

Вот почему во все новости всегда какую-то сплетню вставляют. Всегда что-то такое. Даже про погоду будут говорить, и что-то такое вставят. Кому подыгрывают? Сплетникам! Для них это – вкусная еда. Но мудрые люди говорят: «Я не буду этим травиться! Это – вредная пища!»

Как человеку быть разумным.

Слово Божье говорит: «исследуйте Писание» (Ин.5:39). Вообще, надо не только Писание исследовать. Надо исследовать разную информацию, чтобы понять – правильная она или нет? Из разных источников, особенно, из тех, которые заслуживают доверия.

Апостол Павел хвалит таких людей:

Деян.17:11 «Здешние …».

Вы же здешние? Хабаровские, то есть?

Деян.17:11 «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так».

Слава Богу! Бог в лице апостола Павла говорит: «Мне нравятся такие люди, которые не просто всё слышат, но и исследуют, что слышат. Они это разбирают». Павел говорит: «Они-то благомысленнее были! Потому что разбирали, вникали в это». Слава Богу за таких людей, и что их становится всё больше и больше, я верю! Особенно, среди нас. Они прямо умножаются и умножаются!

Заключение.

Напоследок прочитаю следующий отрывок Писания.

1Пет.3:10 «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни …».

Есть такие люди, которые любят жизнь и хотят видеть добрые дни? Господь! Ты видишь этих людей? Они тут, перед Тобой!

1Пет.3:10-11 «тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему».

Лукавые речи – это двуличные, лицемерные, лживые. Но те, кто любит жизнь, должен изменить то, что он говорит, о чём он говорит, и как он говорит. Это – мудрость, потому что написано:

Пр.12:18 «язык мудрых – врачует».

Каким ты доктором можешь быть! Если ты – мудрый человек, то слово от тебя, как лекарство. Оно помогает, вдохновляет, где-то и обличает, но, в итоге, исцеляет. Так же, как и врач, который ставит диагноз и назначает лекарство: «Вам нужно вот это и вот это!» Ты, конечно, можешь все выбросить, сказать, что тебе ничего не надо, но тогда ты не вылечишься. Но если ты это берёшь и принимаешь, в твою жизнь придёт исцеление, и в ней будет долгоденствие. Потому что у мудрости:

Пр.3:16 «Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава».

Слава Божья и богатство Божье будет в твоей жизни. И ты будешь сам благословлен, и будешь благословением для других.

Давайте, поблагодарим Бога за то, что Он хочет, чтобы мы были мудрыми. Поэтому в книге Притч так много говорится о мудрости, и так настойчиво Бог обращается к нам. Все-таки Он найдет людей, которые скажут, что для них главное – мудрость. Есть кто-то, кто сегодня сказал лично для себя, что главное, что ему не хватает – это мудрости? И главное, что ему нужно – это мудрость Божья? Мудрость, которая приходит свыше. Божественная мудрость. Господь говорит нам, чтобы мы приобретали эту мудрость.

Молитва.

Дух Святой! Мы благодарим Тебя за то, что Ты есть Дух премудрости и откровения. Мы благодарим, что Ты учишь нас, Своих детей, и желаешь видеть Свой народ мудрым, благословенным, сильным и побеждающим.

И мы говорим: «Господь! Я хочу быть мудрым. Я буду искать Твой мудрости. Дай мне откровение, что мудрость – это главное, потому что мудрость – это Ты, Господь! И когда Ты главный в моей жизни, тогда эти беды, о которых написано: «беда за бедой», минуют меня. В моей жизни придут перемены. В мою жизнь придёт благословение. В мою жизнь придёт прорыв, победа, исцеление. Я благодарю Тебя, Господь, слава Тебе! Потому что Ты – Самый мудрый, Господь! И я принимаю мудрость, которая приходит свыше, от Тебя!

Во имя Иисуса Христа, аминь!

Давайте, прославим Бога за мудрость и за мудрых!