«Влияние Реформации на Россию»

Выдающиеся протестанты, оказавшие влияние на общество.

05.11.17г.
Ильченко Ю.Н.

План:

I. Влияние Реформации на Россию
Влияние Реформации на Россию, 1 частьПосле Реформации, когда поднялось протестантское движение в Европе, и у верующих изменилось отношение к труду, многие европейские страны начали процветать, потому что протестантские верующие были честными, верными и трудолюбивыми людьми. В Россию в эпоху Петра I стали приглашать хороших специалистов для развития науки, военного дела, флота, медицины, образования, которые были протестантами. Их приглашали для работы, но проповедовать Евангелие им запрещалось под страхом смерти. Разрешалась проповедь Евангелия только мусульманам и буддистам. За проповедь часто их ссылали в каторжные районы: Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.
Не смотря на запрет проповедовать, Евангелие проникало в общество.

II. Имена известных протестантов, повлиявших на развитие России
Иоганн-Готфрид Грегори – пастор общины св. Петра и Павла в московской немецкой слободе, один из организаторов и режиссёров первого придворного театра в России.
Готфрид Вильгельм Лейбниц – немецкий философ, математик, физик, языковед. Основатель и президент (с 1700) Бранденбургского научного общества. По просьбе Петра I разработал проекты развития образования и государственного управления в России.
Петр I сам учился в передовых развитых странах и поэтому приглашал известных людей в Россию, особенно для развития армии и флота. Многие иностранцы, служа в России меняли свои имена на русские.
Адмирал Корнелиус Крюйс (Корнелий Иванович) — одна из ярчайших личностей в истории русского флота. Как деятельнейший помощник Петра I, он строил корабли, возводил укрепления на Дону, в Таганроге и Архангельске, работал над созданием атласа Азова и Дона, занимался закупками оружия и снаряжения.
Франц Яковлевич Лефорт был одним из сподвижников Петра I, участвовал в формировании вооруженных сил, промышленного развития, внешней политики, живописи, архитектуры, распространения науки, градостроительства. Во время правления Петра I была организована дипломатическая миссия России в Западную Европу в 1697—1698 годах, которую возглавлял Лефорт и которая называлась «Великое посольство».
Генрих Остерман (Андрей Иванович) – являлся одним из сподвижников Петра I, и был фактическим руководителем внешней политики Российской империи.
Гордон Патрик (Петр Иванович) – генерал, один из активных сторонников Петра I. Участник Чигиринских, Крымских, Азовских походов. Автор мемуаров, в которых описывается внутриполитическая ситуация в России в конце XVII века.
Адам Иоганн фон Крузенштерн (Иван Фёдорович) — русский мореплаватель, адмирал. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию.
Иоганн фон Муральт – швейцарец, один из выдающихся деятелей России в области просвещения и благотворительности, пастор реформаторского вероисповедания, был пропагандистом педагогических идей в России.

III. XIX век – подготовка к протестантскому движению
После того, как Крым перешел к России, Екатерина II издала дозволение въезжать иностранцам в Россию и заселять Крым. В это время в России в Православии было время духовного застоя, и иностранцы протестанты принесли живую веру.
В 1876 г. Российское Библейское Общество перевело и напечатало Библии, и книгоноши разносили их по городам и поселкам. Многие православные священники сами не имели Библию и не знали ее.

IV. Имена протестантов, способствующих евангельскому движению
Лорд Редсток – английский проповедник, был приглашен русской княжной проповедовать в Санкт-Петербурге, предоставившей ему для этого свой дом. Княжна принадлежала к одной из ветвей русского царствующего дома, поэтому лорд проповедовал в высших аристократических кругах Слово Божье в силе Духа Святого. Его называли новый апостол, подобный Лютеру. О нем писали газеты. Сердца людей были подготовлены обстановкой в России, критическим состоянием церкви, и многие рождались свыше. Бальные залы превращались в комнаты молитв, где собирались и богатые, и бедные.
Верующие открывали для бедных школы, больницы, столовые, обучали девушек разных сословий шитью. Когда лорда Редстока выслали из России, так как православная церковь начала гонения на протестантов, то евангельское движение возглавили граф Корф и В. А. Пашков, оба принявшие Христа на проповеди Редстока.
Граф Модест Модестович Корф, управляющий царским двором, был одним из первых и ключевых работников на ниве Божьей.
Князь Василий Александрович Пашков, один из самых богатых людей России. Он использовал свое состояние для проповеди Евангелия, помощи бедным. Пашковский дом стал центром евангельского служения в Петербурге. В Его доме сейчас посольство Франции.
Граф Корф и князь В.А. Пашков посещали чайные, где зимой обогревались извозчики. Они читали Евангелие и говорили о Христе, раздавали небольшие Евангелия.
В 1904 г. они собрали съезд евангельских христиан. Все были арестованы, многих сослали на каторгу, граф Корф и князь В.А. Пашков были высланы из России.
Граф А. Бобринский – министр внутренних дел империи, человек выдающихся способностей и интеллекта, уверовал на проповеди Лорда Редстока. Граф Алексей Бобринский становится одним из лидеров евангельско-баптистского движения в России. Он помогает руководителям новых религиозных общин, проповедникам из аристократических кругов Василию Пашкову и Модесту Корфу. Лев Толстой и А. Бобринский часто беседовали о Библии: «Бобринский очень поразил меня искренностью и жаром своей веры. И никто, никогда лучше мне не говорил о вере, чем Бобринский. Он неопровержим, потому что ничего не доказывает, а говорит, что он только верит, и чувствуешь, что он счастливее тех, которые не имеют его веры, и чувствуешь, главное, что этого счастья его веры нельзя приобрести усилием мысли, а надо получить его чудом. И
этого-то я желаю».
Княгиня Наталья Ливен. После разгона съезда и высылки Пашкова и Корфа, собрания из дома Пашкова были перенесены в дом Ливен. Вскоре к княгине явился генерал от царя Александра III с требованием прекратить собрания в ее доме. В ответ она сказала: «Спросите у Его Императорского Величества, кого мне больше слушаться – Бога или государя?». Царь в ответ на ее дерзкие слова изрек: «Она вдова, оставьте ее в покое». Позже стало известно, что план сослать Ливен все же существовал.
Многие протестанты приезжали в Россию, чтобы служить ей. Они вкладывали в развитие России свои знания, таланты, способности. Но вместе с этим, они несли Евангелие, несмотря на запреты и гонения. Благодаря им, поднялось евангельское движение в России, захватив все слои общества. И многие русские проповедники Евангелия посвятили свои жизни труду на ниве Божьей.

 

Проповедь:

Сейчас я хочу немного поговорить о том влиянии Реформации, которое она оказала на Россию. Евангельское движение, которое сейчас обретает силу, развивается и становится все больше, начиналось, в основном, с того, что Российская империя приглашала иностранных специалистов. Россия всегда отставала во многих вещах, потому что она духовно отставала. Даже перевод Библии на русский язык с церковно-славянского, произошел на 300 лет позже, чем это произошло в Европе. Мы знаем, что духовное развитие влияет на материальное. Россия всегда нуждалась в специалистах и приглашала их. Специалисты эти были, в основном, из Германии, Голландии, Англии. Все эти специалисты были, в основном, протестантами. Те, кто приглашал их, заметили, что протестанты – самые лучшие работники и специалисты. Когда вставал вопрос о приглашении специалиста – католика или протестанта, они приглашали протестантов.

Итак, Российская империя была заинтересована в развитии страны, в развитии науки, армии и флота, и это было нормально и хорошо. Много чего нужно было развивать. Для этой цели приглашались иностранные специалисты. Все эти иностранные специалисты были протестантами. Когда порой огульно ругают протестантов, в чем-то их обвиняют, то это делают люди, которые не знают историю. По большей мере, становление России, как сильного государства – научного, военного – произошло при помощи протестантов! Влияние Реформации сказалось не только в Европе: Германии, Голландии. Эти люди приехали, чтобы служить России. Многие здесь остались, многие отдали свои жизни за эту страну, и принесли очень много помощи.

Почему Российские власти отдавали предпочтение именно протестантам, и почему они были такими востребованными? Протестанты отличались своей честностью, отношением к труду, верностью. К сожалению, в России всегда процветало воровство, но эти специалисты были честными и не воровали. Конечно, такие работники, которые хорошо работают и не воруют, но полностью посвящают себя развитию страны, нужны всем.

Лютер говорил: «Необходимость и честной и нелицемерной службы Государству». Помните, его отношение? Он сказал, что мы должны не просто работать. Как верующие, работая, мы служим Богу! Поэтому все, что мы делаем, мы должны делать как для Господа, то есть, самым лучшим образом. Эти качества привлекали в протестантах, и поэтому это были лучшие специалисты.

Дальше Лютер пишет: «чтобы служебным рвением». То есть, работать надо не просто как бы «тяп-ляп», а с рвением. «Потому что это действует на пользу ближнему и светской власти, чтобы преградить дорогу злу». Как мы побеждаем зло? Хорошим трудом! Правильным отношением, честностью. «Поэтому Богу не угодно бегство от мира, а активное мироустройство, проникнутое верой. Поэтому любой труд, и государственная служба должны восприниматься, как религиозное и нравственное понятие. Этим протестант оправдывает свое звание».

Я думаю, что эти слова Лютера и сегодня, спустя 500 лет, актуальны для нас, потому что эти качества всегда приносят развитие. С одной стороны, протестантов приглашали, как специалистов, но, с другой стороны, им было запрещено проповедовать Евангелие. Если бы ты проповедовал Евангелие, тебя ожидала бы смертная казнь. С одной стороны – давайте, к нам приезжайте! А с другой стороны – не проповедуйте православным! Проповедовать можно было только мусульманам и буддистам.

Тем не менее, приезжали разные специалисты. Это были офицеры, медики, инженеры, учителя, ученые, деятели искусств. Самый первый театр при дворе Алексея Михайловича организовал пастор Иоганн-Готфрид Грегори. Пастор общины св. Петра и Павла в московской немецкой слободе. Пасторы не только служили, они еще и театры устраивали! Насколько были люди разносторонние, творческие! Творчество, которое Бог дает, приносит благословение.

Петру Великому служило большое количество протестантов-ученых. Одним из таких величайших ученых, который создал Российскую академию наук, был Готфрид Вильгельм Лейбниц. Наука, которая есть у нас, должна быть благодарна ему. Очень часто протестантов обвиняют в том, что они враги России, что они какие-то чужеродные, нам не нужные. Но если изучить историю, то Россия обязана многим протестантам – и наукой, и культурой, и военным делом. Петр I привез многих военных, потому что Россия отставала в вооружении. Для того чтобы было вооружение, нужны не только адмиралы, генералы, но нужны люди, которые делают оружие. Чтобы делать оружие, надо добывать руду – это целая цепочка. Поэтому приезжали и военные специалисты, и инженеры, и технологи. Как делать то, чего никто не знал? Как делать лучшие пушки, ружья, корабли? Эти люди поднимали производство, помогали освоить новые технологии, чтобы Российское государство состоялось.

В окружении Петра было много протестантов, которые участвовали в создании и Российской армии, и внешнеполитических ведомств, и культурных институтов. Один из них – адмирал Корнелиус Крюйс (Корнелий Иванович). Он один из создателей отечественного военно-морского флота. Также известные для нас имена – Франц Яковлевич Лефорт и Генрих Иоганн Фридрих Остерман (Андрей Иванович), которые помогали Петру I формировать стратегию Российской внешней политики. Герхард Фридрих Миллер (Мюллер), или в русифицированном варианте Фёдор Иванович Миллер и Леонард Эйлер создавали Российскую академическую науку. Адам Иоганн фон Крузенштерн (Иван Фёдорович) совершил первое в отечественной истории кругосветное плавание.

Именно этот вклад, который вносили протестанты, помогал стране развиваться, быть сильной. Все победы в войнах, которые вел Петр I, укрепляли Российское государство, делали его сильным государством совершенно другого уровня. Не только одно военное дело созидает государство, есть много других составляющих – наука, культура и т.д.

Хочу перейти в XIX век, чтобы обрисовать картину, которая была в то время. После русско-турецкой войны территории Крыма и черноморское побережье перешли к России. Это были огромные территории – пустые, незаселенные, поэтому Екатерина II издала манифест о дозволении всем иностранцам въезжать и поселяться в Россию. Очень много поселенцев приехало из Германии, потому что у них были определенные преференции, особенно для верующих менонитов, которые были пацифистами, и по своему вероисповеданию не могли брать в руки оружия. Екатерина обещала, что они не будут привлекаться к воинской службе. Огромное количество верующих стало приезжать и заселять территорию Крыма и черноморского побережья. Они не просто приехали сами. Они привезли свои ценности, свое протестантское богословие, живую веру во Христа.

Еще одно замечательное событие, которое произошло в России в то время – Российское Библейское Общество перевело Библию на современный язык, и стало распространять её. Это готовило обстановку, атмосферу в стране для евангельского движения. Это было время сильного религиозного застоя. Православная церковь была в сильнейшем застое.

Историки пишут, что многие священники, к сожалению, были пьяницами. Процветало мздоимство. Многие из них даже не знали Библию, и не могли правильно толковать Писание. Что было говорить о простых людях! То, что стало делать Российское Библейское Общество – печатать Библии, распространять их – повлияло на возрастание интереса к вере. Были такие люди, которых называли «книгоноши». Это были русские или немцы. Они несли Библии по селам и городам, за символическую плату продавали их, тем самым слово Божие стало распространяться.

Хочу прочитать отрывок из книги Марцинковского «Записки верующего». В ней описана ситуация, в которой находились люди того времени. «Один солдат похвалялся грабежами и убийствами, в которых он участвовал. Я не выдержал, встал со своего уголка и спросил рассказчика: «Разве Христос в Евангелии учил так делать?». Солдат отвечает: «А нешто мы его читали? Мы только крышку Евангелия целовали, а что в ем написано, того не знаем!». Многие машинально крестились, машинально что-то там делали, ставили свечи, поклонялись не просто иконам – они поклонялись святым, и считали их богами. Все это называется конкретным язычеством.

В это темное неспокойное время в Россию по приглашению княжны из царского дома приехал проповедовать Евангелие лорд Редсток. Как всегда водилось, русские ездили за границу, и там они попадали на какие-то необычные для них мероприятия. Это были люди светские, из высшего общества, и в этих высших обществах проповедовалось Евангелие. Одна княжна попала на проповедь лорда Редстока. Эта проповедь коснулась ее до глубины сердца. Она пригласила лорда приехать в Россию, и когда он приехал, то проповедовал именно российской аристократии. Это было необычно для России, потому что это был удел священников. Журналисты писали о нем, что какой-то лорд проповедует, учит Евангелию. Когда люди слышали, что какой-то лорд английский проповедует, многие приходили из интереса. Но, когда они слушали его проповедь, многих людей очень сильно касался Дух Святой. Они получали обличение в грехах, слово от Бога. Они каялись, принимали Иисуса Христа, рождались свыше. Бог так сильно использовал этого человека в России, что он был подобно факелу, который зажигал людей.

Много известных людей в России, которые зажглись именно на его служениях. Там они услышали живое слово о Христе. Они услышали слово веры. Когда это слово действительно живо и действенно, оно касается людей, и происходит реакция – люди рождаются свыше. Что было доселе неизвестно и непонятно.

Хочу рассказать про графа Модеста Корфа. Модест Корф был управляющим царским двором. Это была очень высокая должность. Он был возле царя, подобно тому, как Неемия был рядом с царем. На одной из проповедей он услышал то, что перевернуло его жизнь. Это коснулось так глубоко его сердца, что он отдал его без всяких размышлений Господу Иисусу Христу. Потому что центральная проповедь лорда Редстока всегда была о кресте, вере в искупление, спасение не делами, а по вере. Православная церковь, как и католическая, учила, что спасение приходит не по вере, а по делам. Писание нам говорит, что дела должны исходить уже из сердца спасенного – как результат, как плод покаяния. На служениях лорда Редстока многие известные люди отдавали сердце Господу.

Интересно, что эти люди из высшего света отдавали не только сердце. Они отдавали все: свое имущество, огромные дворцы. Хорошо, что у них были большие дворцы. Бальные залы они превращали в залы собраний, в молитвенные комнаты. Эти люди, аристократы, переживали покаяние и становились новым творением. Они шли проповедовать Евангелие не только к своим, к аристократам, но они шли служить самым бедным людям.

Княгиня Наталья Ливен описывает, что они открывали специальные фабрики, куда приглашали девушек, обучали их шитью и кройке, и пока они их учили, им проповедовали Евангелие. Работницы спасались, и потом эту продукцию они продавали недорого разным неимущим людям. Также и богатым людям, потому что у них было несколько уровней обучения швей. Чтобы найти этих девушек, они шли по домам бедняков. Княгиня описывает, как они пришли в одну квартиру в Санкт-Петербурге. Это была не просто коммунальная квартира, это была комната, в которой жило несколько человек, просто отделенные занавесками. Запах там стоял невыносимый, потому что окна никогда не открывались. Для людей из высшего света прийти в такое место было подобно смерти или потере сознания. Но то, что они стали новыми творениями, действительно показывала их жизнь.

Они не были отделены от людей. Наоборот, сердце Христа, которое загорелось в них, любовь к Богу, любовь к людям, двигало ими. Они шли к этим людям, служили им. Они шли и на фабрики, и в больницы, и в тюрьмы. Они строили специальные дома для бедных, специальные больницы, открывали школы. Создавались дешевые столовые, куда неимущие люди могли приходить, и там им проповедовалось Евангелие. Везде были развешены места писания. Они горели служением Богу.

Граф Алексей Бобринский был министром внутренних дел империи (внук Екатерины II). В нем шел поиск Бога. В течение 20 лет в нем горело желание познать Бога. Однажды, на русско-турецкой войне он был ранен, лежал без сознания, потом пришел в себя, и, будучи неверующим, сказал: «Господь! Если я выздоровею, я хочу познать Тебя и служить Тебе!». Этот человек покаялся тоже на служении лорда Редстока. Это был удивительный дар от Бога, который Бог привел в Россию. Все люди, о которых я сегодня вам говорю, покаялись на служениях этого лорда. Итак, что же стал делать этот министр внутренних дел? Так как у него были большие связи, и он знал много людей, то всем этим людям он усердно проповедовал Евангелие.

Лев Толстой, известный писатель, писал о Бобринском: «Никто не говорил со мной о вере так убежденно, как Бобринский. Ему невозможно противоречить, потому что он не пытается ничего доказать. Он просто утверждает то, во что верит. Чувствуется, что он счастливее тех, у кого нет такой веры». Эти люди проповедовали и писателям, и ученым, и императору, потому что они не могли молчать. Христос, Который был в них, действовал через них.

Еще один выдающийся человек – князь Василий Пашков. Также покаялся на собрании лорда Редстока. Он был один из самых богатых людей России. Мы бы сказали: олигарх. Этот князь впоследствии не просто стал верующим, но, благодаря ему, возникло целое движение, которое называлось «пашковцы». Через определенное время, как у нас обычно это бывает, лорду Редстоку не дали визу. Ему запретили въезд в Россию. Пашков и Корф возглавили евангельское движение. Они стали проповедовать. Пашков хотел даже собрать всех верующих России. Он сделал призыв к ним. Приехало много делегатов, но кто-то донес. Всех арестовали. Впоследствии, Пашков и Корф, к сожалению, были высланы из России.

Хочу сказать в заключение о некоторых очень мужественных женщинах. Одной из них была княгиня Наталья Ливен. Ее муж на тот момент умер, но он тоже был близок к императору. Несмотря на запреты, она продолжала проводить служения в своем доме. Об этом донесли императору, что она не слушается и проводит служения. Но эта храбрая женщина сказала: «Спросите Его Величество, кому я должна подчиняться – Богу или императору?». Когда император услышал эти слова, он сказал: «Оставьте ее в покое!».

Иногда кажется, что смелость вызовет какую-то агрессию, будет еще хуже, но в этой ситуации сработало все наоборот. Он сказал: «Оставьте ее в покое!». И, несмотря на преследования, гонения, которые начинались, в ее доме проходили служения.

Давайте, мы встанем и помолимся. Хочется, чтобы наследие Реформации продолжалось, чтобы свобода вероисповедания не ущемлялась. Мы хотели пригласить, и у нас уже был договор с доктором Йонги Чо. Он должен был к нам приехать в Хабаровск в апреле месяце. Для его масштабного служения нужны стадионы. Поэтому мы пошли в один стадион. Вроде сначала согласились, пообещали, а потом, когда узнали, кто мы и зачем нам стадион, говорят: «Нет. Вы знаете, у нас соревнования будут проходить».

Сейчас это тактично происходит. Не то что: «Мы вам не дадим! Вы там такие-сякие». Нет, просто у нас соревнования. Тогда мы нашли другой стадион. И история повторилась. Мы могли бы переживать здесь в городе огромное благословение. Оно было бы и для региона и вообще для страны, когда современные Божии генералы приезжают. Это осуществить было довольно трудно. Йонги Чо уже в возрасте. Я мечтал о его приезде. Его здоровье и его возраст – это все не так просто. Но он выбрал это время, и эти даты уже были у него в календаре. И только потому что мы не можем найти место, где смогли бы достаточно людей собрать, мы не можем его принять. Поэтому нам надо молиться, друзья, чтобы свобода вероисповедования не встречала преград в нашей стране.

Свобода вероисповедания – это основная свобода, которую Бог дал человеку, потому что это одна из самых главных свобод, и государство не должно вмешиваться в то, во что мы верим. Это наше личное право по Конституции, личное дело каждого человека – во что ему верить, как ему верить. Мы хотим, чтобы Евангелие распространялось. Ведь Иисус сказал: «Идите и проповедуйте!». И мы должны проповедовать, потому что это Его заповедь. Потому что Бог умер за всех людей, и Он знает, сколько еще неспасенных людей. Сколько людей погибает в грехе, сколько людей зависимых, сколько разрушенных семей, сколько детей-сирот. Все это последствие безбожия. Безбожие ведет к проклятию, к разрушению. Господь сказал: «Я пришел, чтобы разрушить дела диавола и чтобы дать вам жизнь, и жизнь с избытком» (1е Ин.3:8)(Ин.10:10).

Бог хочет давать жизнь с избытком! Благословения – вот что в Его сердце. Я верю, что это также в нашем сердце. Те люди, те евангелисты, из высших кругов Российского общества, не просто были чопорные какие-то. Они ходили к людям, они служили, они проповедовали. Это говорило об их настоящей вере, об их настоящей любви к Богу, о любви к людям. И сегодня Господь хочет, чтобы это Евангелие проповедовалось, чтобы люди спасались, чтобы огонь Божий распространялся. Как написано: «Чтобы благоухание Христово распространялось нами на всяком месте» (2е Кор.2:14,15).

Молитва

Господь! Сегодня мы молимся и благодарим Тебя, что Ты пришел в Россию, в эту страну для того, чтобы принести свободу от греха, проклятия, от всякой безнадежности, от разочарования. Ты даешь нам жизнь, Господь, Ты даешь нам веру и будущее. Ты даешь благословения. Ты желаешь, чтобы церковь, которую Ты создал здесь, в этой стране, увеличивалась, росла, и чтобы голос Божий, голос Духа Святого становился все более громким, все более ясным. Чтобы больше и больше людей могли услышать этот голос, который говорит: «Я ваш добрый Пастырь. Я Тот, Который умер за вас, Я Тот, Который воскрес, Я Тот, Который хочет быть вместе с вами».

Он был, Он есть и Он будет! И мы молимся, чтобы наследие Реформации продолжалось. Чтобы слово Божие проповедовалось. Чтобы церкви Божии поднимались, увеличивались, умножались, потому что вера приходит от слышания слова Божиего. Чтобы слово Божие проповедовалось, была свобода проповеди Твоего слова везде, Господь – и в СМИ, и на улицах, и на площадях, и на стадионах. Чтобы везде, Господь, слово Твое несло избавление, надежду, веру, любовь.

Мы благодарим Тебя, Дух Святой, что Ты подкрепляешь нас в наших немощах, в наших слабостях! Что Ты даешь нам, Господь, веру, что все возможно тому, кто верит в Тебя, Господь, потому что Ты с нами. Ты здесь! Я благодарю, что Ты касаешься сейчас, Дух Святой, Своего народа. Касаешься Своим словом, Своим присутствием для того чтобы вера поднималась в наших сердцах. Ты сказал, что ВСЕ возможно тому, кто верит. Чтобы мы не позволили врагу украсть эту веру. Чтобы мы хранили веру. Чтобы мы противостояли этой твердой верою.

Во имя Иисуса Христа, аминь!