«Возможности от Бога», 2 часть.

12.12.2021 г.
Юрий Ильченко

План.

Введение

Возможности от Бога, 2 частьЛюдям нужно знать о возможностях, которые дает Господь, потому что они могут не заметить и пропустить их. Это возможности роста и укрепления веры, развития служения. Бог дает людям способности и время  и смотрит, как они распорядятся этими возможностями. Умножат ли данное им от Бога, или закопают в землю? Будут благодарными своему Обеспечителю, или найдут причины для недовольства? Наше отношение к Божьим дарам и возможностям – это эквивалент нашей силы. Наша плодоносность зависит от того, где находятся наши духовные корни, чем они питаются. Но не все происходит так быстро, как нам хочется. Поэтому Писание часто говорит о долготерпении и стойкости в испытаниях (Евр.6:12).

1. Вера и долготерпение

Евр.11:1 Многие люди не любят ждать, и поэтому получают горький или зеленый, неспелый плод.

Флп.2:14-15 Нам нужно делать все без ропота и сомнений, потому что это загрязняет нас.

2. Божьи возможности.

У Бога есть разные возможности. Бог учил Моисея в пустыне смирению, и однажды явился ему в горящем кусте, используя возможность чуда. Затем дал Моисею возможность говорить перед фараоном и организовать вывод евреев из рабства.

Исх.12:37 – 14:31 Бог показал Свое величие и вывел евреев из Египта, дав им возможность пройти через море.

3. Трудности и испытания

Исх.15:1-21 Евреи ликовали и радовались своему спасению и освобождению от угнетателей.

Исх.15:22-23 Бог проводит людей через трудности и испытания и это – тоже благоприятная возможность для нас. Бог хочет, чтобы в трудных ситуациях мы продолжали смотреть на Него, верить Ему и прославлять Его.

Есть время, когда люди двигаются своей силой. Но наступает период, когда этой силы не достаточно. Что мы будем делать: возмущаться или доверять Богу? Наша вера проявляется именно в трудных ситуациях.

Исх.15:26 Бог дает Моисею великое обетование, если он и все верующие в Бога люди будут слушаться Его. Послушание для Бога лучше жертвы.

Исх.16:1-3 Сердце израильтян было в желудке. Дьявол всегда фокусирует человека на том, чего у него нет, на желаниях плоти. Израильтяне роптали на Моисея и Аарона, и, через них, на Бога.

Исх.16:4 Бог снова дает людям возможность и хочет увидеть: будут ли они при этом поступать по Его законам? Нам нужно относиться к испытаниям, как к возможности быть лучше, измениться, быть ближе к Богу. Тогда мы будем радоваться им.

4. Что в нашем сердце?

Чис.13:27 Бог вел израильтян в Обетованную землю, но они помнили о Египте. Если мы будем смотреть на то место, откуда нас вывел Господь, то никогда не придем туда, куда Он нас ведет. Бог предоставлял Израилю возможность за 11 дней дойти до Обетованной земли – земли свободы, процветания и радости. Но их неверие, ропот и недовольство увеличило этот путь до 40 лет.

Чис.13:28 То, что говорит Господь – это пребывание в воле Божьей. Если мы будем пребывать на «лозе» – в Иисусе – то в нашей жизни будут чудесные плоды.

Чис.13:29 Старая природа опять начала роптать.

Чис.13:31 Есть люди, которые могут успокоить народ, остановить поток недовольства и ропота. В этих людях был иной дух – дух веры, верности и честности перед Богом.

5. Ропот на Бога.

Чис.14:27 У Бога есть достоинство, и Он не любит, когда ропщут на людей, которых Он поставил вести Свой народ.

Чис.14:28-30 Бог объявил им Свой строгий и справедливый приговор. Бог не идет на компромиссы. Бог всегда и вовеки Тот же.

Чис.14:24 В Халеве был иной дух, дух от Бога, и Господь обещал ему благословение. Божий Дух не ведет нас в компромиссы, неверие, страхи и ропот. Божий Дух ведет нас в образ и подобие Божье.

Чис.14:29 Бог не хотел, чтобы это ропщущее поколение портило новую поросль.

Заключение.

Слово Божье освещает все эти события, чтобы читающие не поступали подобным образом. Чтобы знали и видели причины и следствия, чтобы были здоровыми. Иисус Христос взял все наши болезни и немощи – и это касается не только физических характеристик. Физические немощи появляются у людей, как следствие духовных немощей, греха. Израильтяне были недовольны в пустыне, и был период, когда их кусали змеи. Недовольство и ропот открывают двери для врага, его атак, болезней. Но Бог дает нам возможность исцелиться, стать другими. Нам нужно ценить эту возможность, дорожить ею. Мы можем воспользоваться этой возможностью, когда признаем свою болезнь. Бог всегда дает людям возможность слышать слово Божье, быть в церкви, служить, верить и покаяться. Бог дает возможности и спрашивает с людей – как они ими воспользовались? Нам нужно быть мудрыми и ответственными в этом праве выбора, следить за своим духовным, душевным и физическим состоянием, быть послушными воле Божьей и благословенными Богом.

Вопросы.

  1. Почему люди не всегда эффективно используют возможности от Бога?
  2. Чем являются для нас трудности и испытания?
  3. Как мы использовали Божьи возможности в своей жизни?

 

Проповедь.

Введение.

Сегодня мы продолжим говорить на тему: «Возможности от Бога». Конечно, нам нужно молиться, чтобы знать, какие возможности даёт нам Господь. Потому что мы можем не заметить, пропустить те возможности, которые Бог посылает нам.

Я рассказывал историю про человека, который во время наводнения залез на крышу своего дома и усиленно молился, чтобы Бог его спас. Бог посылал ему людей на плоту. Человек сказал: «Нет, я жду, что Бог меня спасёт. Езжайте себе мимо, с Богом». Потом люди на лодке проезжали. Он и это отверг, говоря: «Я молюсь, что Бог меня Сам спасёт». Последним прилетел вертолёт, но он и в этом не увидел возможность Божьего спасения. В конце концов, он утонул и, когда попал на небо, сказал: «Господи! Я так сильно молился! Почему Ты меня не спас?» Бог отвечал: «Почему же ты не видел все те возможности, которые Я посылал тебе? Почему ты их не заметил? Почему ты не понял, что это – Я?»

Наверное, самая большая ошибка в нашей жизни, когда мы не видим Божьих возможностей. Потому что Бог всем нам даёт возможности. Возможности расти в вере, служить. Эти возможности Бог даёт каждому Своему ребёнку. Я хочу, чтобы слово Божье работало с нами, и мы говорили: «Господь! Я хочу видеть Твои возможности, хочу знать их! Я не хочу, чтобы Твои возможности прошли, проплыли, пролетели мимо меня. Я хочу быть в Твоих возможностях!»

Что люди делают с полученными возможностями?

В прошлое воскресенье проповедь была построена на месте Писания из Матфея 25:14-25, где Иисус говорил о человеке, который дал таланты своим работникам и уехал, а, по возвращении, он спросил, что они сделали с этими талантами. Потому что таланты – это не только финансы, не просто серебро. В данном контексте слово «талант», означало серебро. Но таланты – это также возможности и время, которые Бог даёт нам. И, конечно, Господин смотрит, как мы распоряжаемся тем, что Он даёт нам.

Два человека, которые получили пять и два таланта, исполнили волю своего господина, умножив полученные таланты. Господин сказал им: «Добрые и верные мои рабы, мои работники, слуги! Войдите в радость господина своего!»

Мораль притчи в том, что когда мы понимаем, что даёт нам Бог, берём это и умножаем, то Бог рад, что мы понимаем Его, что мы вместе с Ним. У них ничего не было. Таланты дал им господин. Всё, что даёт нам Господь – это самое лучшее. А, если это самое лучшее, то мы должны ценить это самым лучшим образом. Потому что то, что Господь нам доверяет и даёт, это – сокровище, драгоценность.

Но один, последний слуга, которому был дан один талант, оказался недоволен и возмущался, что господин плохой и несправедливый. Что он забирает и ничего не даёт. Хотя господин дал ему целый талант, который, по нашим меркам, составляет около тридцати килограммов серебра. Поэтому, нельзя сказать, что ему ничего не было дано. Ему была дана огромная возможность, но человек с этой возможностью не справился, потому что ничего не делал с тем, что дал ему господин. И написано, что господин давал каждому «по силе его».

В чем Господь видит нашу силу? Он смотрит на наше отношение: как мы относимся к тому, что даёт нам Бог. Радуемся ли мы тому, что даёт нам Бог, или мы недовольны этим? Приносим ли мы прибыль, то есть, умножаем, увеличиваем и развиваем то, что дал нам Господь, или просто положили, спрятали и со страхом и недовольством ожидаем возвращения господина?

Бог учит и говорит нам: «Нет, дорогие друзья! Я ожидаю, что каждый из Моих детей будет добрым и верным сыном и дочерью». Потому что это говорит о том, что мы – вместе с Богом. Мы понимаем Его планы и волю, и трудимся вместе с Ним, как написано: «мы соработники с Богом» (1 Кор.3:9). «Соработники» – означает, что мы работаем вместе с Богом. Бог хочет, чтобы каждый из нас понимал своё призвание, дары и таланты, которые Он дал каждому Своему ребёнку. Чтобы мы не зарывали свои таланты, но чтобы использовали их.

Хорошие и плохие источники.

Враг будет делать всё для того, чтобы обмануть нас, повести в неправильном направлении, чтобы мы не исполнили волю нашего Господа, и вложить в наши сердца плохое. Потому что он – противник Бога. Он – плохой. У него нет ничего хорошего, а только амбиции, гордость, зависть, обида, недовольство, и так далее.

Я приводил пример про дерево: где посажено дерево, чем оно питается. У дерева есть невидимая часть –это его корневая система. Если дерево питается хорошим, у него будут хорошие плоды. Первый Псалом говорит нам о благословенном человеке, который был плодоносным, успешным, не засох, не завял. Потому что его корни были в Боге. Его воля, написано, была в Нём, и он пребывал в этом.

Писание нам так же говорит, что есть люди, у которых плохие, горькие плоды, потому что происходит питание от горького корня. Написано в Евр.12:15, чтобы у нас не было горького корня, потому что он приносит горькие плоды.

Вера и долготерпение.

Я хочу сегодня продолжать говорить и размышлять о возможностях, которые нам даёт Господь. То, что даёт нам Бог – это хорошо, однозначно. Но, когда мы получаем что-то от Бога, не всё происходит так легко и быстро в нашей жизни, как нам хотелось бы. Поэтому много мест Писания говорят нам об ожидании, терпении и стойкости. Писание говорит, что мы верой и долготерпением наследуем Божьи обетования. Вера и долготерпение.

Я знаю, что многие из нас, почти все, такие люди, что не любим ждать. Мы хотим, чтобы всё было быстро, чтобы всё было по-нашему. Если не по-нашему, мы начинаем злиться, быть недовольными. Терпение всегда требует веры. Потому что написано:

Евр.11:1 «Вера же есть осуществление ожидаемого».

Поэтому многие люди не любят ждать и терпеть. Но Писание говорит, что вера производит добрые плоды тогда, когда мы это ожидаем. Вера осуществляет ожидаемое. И, если люди нетерпеливые, не хотят ждать, хотят всё быстро, то они не могут получить добрый плод.

Писание говорит, что есть плоды любви. Плоды не появляются быстро. Они требуют времени. Сначала появляются цветы, после цветов первые маленькие зачатки плода. Потом этот плод зелёный, потом он поспевает и так далее. Иногда у нас нет терпения, и мы хотим сорвать зелёные плоды.

Кто-то ел зелёные плоды? Особенно в детстве у нас были нетерпеливые времена, когда мы хотели все попробовать. Мы что-то увидели, не дождались и съели зелёное яблоко, или ещё что-то неспелое, которое не созрело, не стало готовым. Потом у нас проблемы начинаются. Поэтому нетерпение всегда приводит к каким-то проблемам. Потому что нетерпение – это когда мы не хотим ждать, торопимся.

Нетерпеливость и ропот.

Обычно, когда мы нетерпеливы, мы начинаем быть недовольными, мы ропщем. Апостол Павел говорит:

Флп.2:14-15 «Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире».

Он говорит нам о том, чтобы мы всё делали без ропота и сомнений, потому что это загрязняет нас. Мы не можем сиять, не можем быть неукоризненными, чистыми, потому что всё это нас загрязняет, делает нас не такими, какими мы должны быть. Но Бог говорит, что в этом строптивом, развращённом, наполненном желчью, злостью и так далее, мире, мы должны быть другими. Потому что, написано:

Кол.1:27 «Христос в вас, упование славы»,

и мы смотрим на Христа, чтобы учиться у Него. Мы смотрим на Нашего «начальника и совершителя веры» (Евр.12:2), чтобы всё делать, как написано: «без ропота и без сомнения». Кто-то скажет: «Возможно ли это? Возможно ли всё делать без ропота и сомнений?» Я думаю, это возможно, когда меняется наше мышление и отношение. Когда меняемся мы.

Божьи возможности.

Человек, по своей природе, часто недовольный, постоянно на что-то жалуется. И сегодня я хочу взять, как основу, людей, которых Бог вывел из Египта. Они кричали, вопияли к Богу, потому что им было плохо, они были в рабстве. И вот, они так возопили к Богу, что Бог услышал, и послал к ним освободителя – Моисея, который вывел этих людей. Сколько там происходило чудес, знамений, разных вещей, прежде чем фараон согласился их отпустить! Десять египетских казней! В конце концов, он согласился. Но, дьявол, даже если на что-то и соглашается, то потом снова хочет забрать это. И, когда израильтяне ушли, фараон вдруг опомнился: «Что это я натворил? Что это со мной случилось? Зачем я их отпустил?» И он ринулся в погоню.

Народ Божий идёт по пустыне, подходит к морю, а по пятам гонится армия фараона. Но, и здесь Бог дал им возможность пройти по морю, как посуху. Это было величайшее чудо. А когда фараон и его войско погналось за ними, написано, что воды сомкнулись, и они потонули.

Иногда нам кажется, что нет никаких возможностей, но Бог говорит: «У Меня всегда есть возможность». То, что мы не видим, видит Бог. Поэтому Бог учил, тренировал Моисея. Долгое время он провёл в пустыне, и когда был готов, Господь его призвал. Это был огненный куст, увидев который, Моисей остановился. Был голос из куста, и он услышал то, что хотел от него Господь.

Я верю, что такие кусты – это тоже Божьи возможности. Бог привлекает наш взгляд и говорит: «У Меня есть возможности для тебя. Я хочу, чтобы ты вот это сделал, и вот то». Поначалу, Моисей стал настолько кротким, что говорил: «О, я не смогу, Господи!» В Египте он говорил: «Я всё могу», и всё своей силой делал, так что Богу пришлось его увести в пустыню, чтобы его гордость, амбиции и упование на себя умерли. Там, как бы, возродился новый Моисей, который говорил: «Нет, Бог! Без Тебя я ничего не смогу. Без Тебя я никуда не пойду».

Возможность, которую дал ему Господь, была сложной и очень трудной. Прийти к фараону в то время, это было – как прийти даже не к президенту, а намного выше, потому что фараон считал себя богом на земле. Нужно было иметь невероятное дерзновение и смелость, чтобы прийти к фараону и сказать, чтобы он отпустил Божий народ. Но, народ ушёл, перешёл через море, и мы читаем, что израильтяне ликуют и поют радостные песни.

Трудности и испытания.

Мы любим радостные песни! «Ох, Господь явил Свою славу! Ох, мы прошли через море! Ох, Он потопил фараона и колесницы его!» Они пели эту песню победы и были такие восхищённые, радостные.

Исх.15:1-4 «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь – крепость моя и слава моя. Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море»…

И так далее. Перечисляется вся эта история, они полны радости, оптимизма, такие воодушевлённые. Было в вашей жизни такое, что Господь сделал что-то, что вы хотели? Вот была смертельная опасность, и вот, Бог даёт избавление.

Исх.15:20-21 «И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам перед ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он»

И так далее, и так далее. Прекрасная, замечательная картина. Но, прошло буквально три дня, и мы видим уже совершенно другую картину. Я об этом говорю, потому что Бог, действительно, проводит нас через трудности и испытания, которые тоже являются для нас благоприятными возможностями.

Очень часто мы смотрим на трудности и испытания и думаем: «Это не возможно». Но это возможно, потому что, написано: «всё возможно верующему» (Мр.9:23). Бог хочет, чтобы именно в трудных ситуациях мы продолжали смотреть на Него, продолжали верить Ему, продолжали прославлять Его. Чтобы мы славили Бога не только, когда нам хорошо. Потому что, когда нам хорошо, мы такие довольные, счастливые, и поем песни хвалы. Но, как только нас немного где-то придавило, что-то прижало, из нас начинают выходить уже не те песни. У нас уже не то состояние, не то отношение.

Исх.15:22 «И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды».

Три дня они шли по пустыне. Я не знаю – каково это.  Я не ходил три дня по пустыне. Мы рассказывали вам, как мы были в пустыне, наблюдали прекрасные виды пустыни. Она нас восхитила, очень нам понравилась. Я думаю, может быть, им первые два дня тоже нравилась пустыня. Они фотографировали, всё записывали, делали селфи и так далее. Они продолжали идти, но им захотелось пить. Скорее всего, у них были какие-то запасы воды, что-то было с собой, но это, как говорится, то, что было своё.

Есть время, когда мы движемся своей силой. И на какое-то время нам этой силы хватает, когда мы движемся своим энтузиазмом, чем-то своим. Но проходит какое-то время, и Господь говорит: «Я посмотрю, как вы будете двигаться дальше. Что вы будете делать дальше?»

Они выпили всю свою воду, пить больше нечего, и вдруг:

Исх.15:23-24 «Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра (что значит горечь). И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?».

Действительно, резонный вопрос: «Что нам пить?» Иногда читаешь Библию и думаешь: «Действительно, а что им было пить? Почему они пришли, и источник был горький?» И кажется, что это справедливое желание – возмущаться. Давайте возмущаться! На кого? На Моисея! Они говорят: «Что же мы будем пить?»

Что опять делает Господь? Он делает чудо.

Исх.15:25 «Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его».

Иногда кажется: «Что? Богу так нравится нас испытывать? Почему Он не может нам сразу всё сделать, всё дать?» Бог может дать всё сразу, но тогда мы не изменимся, не поменяем своего отношения, и в нас тогда не будет настоящей веры. Потому что «вера без дел мертва» (Иак.2:26), и именно в трудных ситуациях проявляется наша вера.

Многие приводят этот пример: принцип тюбика, который говорит: «Надави на тебя, что из тебя полезет?» Что из них полезло, мы увидели. Но Бог сделал чудо и дал им там устав и законы. Он увидел, как они себя ведут, и сказал через Моисея:

Исх.15:26 «если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой».

Смотрите, какое великое обетование Бог здесь даёт! Он говорит: «Разве Я не хочу вас исцелить? Я хочу вас исцелить!» Но, что для Господа важно? Что ему нужно от нас, вообще? От тех людей, которые были столько тысяч лет назад, и сейчас – что Ему нужно от нас? То же самое! Он говорит: «Если мы будем слушаться Его!» Разве Бог изменился? Разве Он говорит: «Мне сейчас не нужно ваше послушание. Меня сейчас это не интересует. Меня другая тема сейчас интересует». Нет! Бога всегда это интересует, и Он сказал, что «послушание лучше жертвы» (1Цар.15:22).

Почему Бог не принимал их жертв? Говорил: «Мне не нужны ваши жертвы. Мне не нужно это ваше видимое. Мне нужно ваше невидимое! Мне нужно ваше сердце. Мне нужно ваше отношение». Поэтому Бог говорит: «Я ценю отношения, а в отношении видно: хотите вы Меня слушаться или не хотите». Это, опять же, возможность слушаться или не слушаться Бога, верить или не верить. Это всё – возможности, которые даёт нам Господь через право выбора.

Проходит ещё немного времени.

Исх.16:1 «И двинулись из Елима, и пришло всё общество сынов Израилевых в пустыню Син».

По пустыне. Сорок лет они там ходили. Они там уже так насмотрелись этой пустыни!

Исх.16:1-3 «что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы:».

Что здесь происходит? Сейчас им нужно еды. Вода, еда, что ещё? Не было еды, которой им хотелось, и они стали говорить:

Исх.16:3 «о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом».

Это что такое? Это клевета! А кто кричал, кто вопил к Богу об избавлении? А кто просил их вывести? Чья это была инициатива? Они же кричали, они же вопили, что им там плохо, что они там умирают. Бог говорит: «Я вывел, Я дал вам возможность. А что вы сейчас хотите? К чему стремится ваше сердце? Где ваше сердце?» Оказывается, сердце у них было в желудке, поэтому они вспоминали не то, что их вывел Господь, не благословения, а вкусную еду.

Дьявол всегда фокусирует людей на чём-то плохом: чего-то у нас нет, чего мы бы хотели. И здесь он настолько сосредотачивает внимание людей, что они готовы даже умереть. Ну, умрите во славу Божью в пустыне, скажите: «Слава Богу!» Нет, они не хотят там умирать! Они хотели умереть возле котлов с мясом. Очень интересно: как можно умереть возле котлов с мясом от голода? Они обвиняют Моисея с Аароном и говорят: «Вы нас вывели сюда со своей коварной целью: уморить нас голодом. Вот, вы, оказывается, какие! Вот, что вы задумали!»

Представляете, как дьявол всё всегда переворачивает? Всё! Они забыли свои песни, свои вопли, они забыли избавление, чудеса. И они говорят, как говорил лукавый и ленивый раб. То есть они обвиняют Моисея, Аарона, но, в конечном итоге, они обвиняют Бога. Ведь они кричали не к Моисею: «Моисей, спаси!» Они к Богу кричали! Бог их вывел, просто Он дал людей, которые помогли всё это сделать.

Исх.16:4 «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет».

Мы опять читаем здесь: «испытать». Ну, что за жизнь такая – всё испытания, да испытания? Но, когда мы относимся к испытаниям, как к возможностям быть лучше, измениться и быть ближе к Богу, тогда эти испытания являются для нас укреплением.

Поэтому в Послании Иакова написано: «Когда приходят испытания, вы радуйтесь!» (Иак.1:2) Что хотел Бог? Он говорит: «Я хочу изменить вас, хочу изменить ваше отношение. Я хочу увидеть, что в испытаниях вы обращаетесь ко Мне. В испытаниях вы продолжаете верить в Меня и благодарить Меня». Это показывает, что вы стали новыми творениями. Что старое прошло, а теперь новое в вас живёт, новое в вас говорит. Вот это новое и нравится Богу.

Что в нашем сердце?

Но они желали чего-то больше, чем Самого Бога. Такое часто бывает у нас в жизни, когда мы чего-то так сильно хотим – чего-то другого, но не Бога. Вроде бы, ничего плохого в этом нет, ничего греховного: хотеть еду и питьё – это нормально. «Вещи-то, житейские!» Но, получается, что эти житейские вещи настолько показали их сердце, их внутренность, их начинку, что было очевидно, где они находятся. И зачем они пошли за Богом.

Поэтому Писание нам рассказывает об этом.

Чис.13:27 «И пошли, и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли».

Куда их вёл Господь? В Обетованную землю! Почему-то они всегда забывали про Обетованную землю. Почему-то они всё время помнили про место своего рабства. Они всегда вспоминали рабство, как было в прошлой жизни. Они всегда думали не о том, куда ведёт их Господь, а о том, откуда Он их вывел. Если мы будем смотреть на то, откуда нас вывел Господь, мы никогда не придём туда, куда Он нас ведёт. Поэтому, когда они смотрели туда, откуда Он их вывел, то, конечно, они не видели, куда Он их ведёт.

Когда Моисей послал соглядатаев, они принесли плоды, принесли результаты. То есть, Бог говорит: «Вот – возможность! Она рядом с вами!» Она была рядом, совсем близко. Как говорят теологи, за одиннадцать дней можно было пройти весь этот отрезок пути. Но они потратили на него сорок лет! То, что нам кажется самым коротким путём, иногда оказывается самым долгим. Почему? Потому что они не верили. Они роптали, были недовольными. И тот промежуток времени, который мог быть совершенно другим, увеличивался и увеличивался. Одиннадцать дней потенциальной возможности превратились в сорок лет. Смотри, как можно задержаться, как можно долго идти в Обетованную землю! Самое печальное, что они так и не дошли туда!

Чис.13:28 «и рассказывали ему, и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в  ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее».

То, что говорит Господь – это молоко и мёд, это прекрасная земля, прекрасное место. Это не просто географическое место – это духовное место. Это – пребывание в воле Божьей, пребывание в Нём. Он говорит:

Ин.15:7 «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам».

Иисус рассказывает притчу о лозе и говорит: «Если вы пребудете на лозе, у вас будут плоды, но вне лозы вы засохнете. Вне лозы вы обречены» (Ин.15:4-6).

Когда они принесли эти плоды и показали их, старая природа опять начала быть недовольной: «Но народ там живёт сильный, города укрепленные, там великаны, там то, там сё» (Чис.13:29). Кажется: «Господи! Ну что ещё надо нам, людям? Вот уже принесли плоды, показали, пожевали, посмотрели». Но нет же! Поэтому Бог говорит: «Когда же умрёт в вас старое и поднимется новое? Когда же вы будете жить так, как живёт новое творение?!»

Чис.13:31 «Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее».

Слава Богу за людей, которые могут кого-то успокоить! Которые могут остановить этот поток недовольства, ропота, жалоб, и всего-всего. Написано, что Халев успокаивал народ. Кстати, из двенадцати соглядатаев только двое были позитивными. Мы иногда говорим: «негативный», «позитивный», но как-то не очень для себя это применяем. Но это жизненно важно – быть позитивным, то есть быть в Божьем, быть в вере!

Негатив, недовольство и всё отрицательное приводит к плохим, печальным, и, можно сказать, трагическим последствиям. Поэтому, если мы это всё игнорируем, то, как мы можем прийти туда, куда зовёт нас Господь? Как мы можем жить в Нём, исполнять Его волю, если мы всё время недовольны Богом? Недовольны чем-то в своей жизни, недовольны кем-то и так далее.

Хорошо, когда есть такие люди, как Халев и Иисус Навин. Библия говорит: «но в них был иной дух» (Чис.14:24). И, когда мы говорим: «иной дух», мы подразумеваем, что это – дух веры, верности, честности перед Богом. И он, действительно, говорил: «Мы пойдём, и мы завладеем этой землёй!» (Чис.13:31). То, что Господь обещает, это не просто красивые слова – это реальность; но эта реальность становится реальностью, когда мы верим в эту реальность.

Может быть, в нас поднимаются какие-то недовольства, какой-то ропот. Мы должны сказать сами себе: «Замолчи, плоть! Замолчи недовольство! Замолчи!» Потому что, если это не замолчит, то будет течь и течь… Получается, что эти потоки грязи – недовольства – это семя, которое снова принесёт горькие плоды; принесёт разочарование и проблемы.

Ропот на Бога.

Бог серьёзно относится к тому, что мы говорим о Нём. Часто мы не понимаем этого и иногда думаем: «Господь, Папочка». Иногда такое панибратство бывает с Богом, что люди думают, что Он – как их папочка или мамочка, которые, чтобы они ни говорили – как с гуся вода.

Нет! Бог обладает достоинством. У Него есть достоинство. Он и нам хочет вернуть достоинство, которое было потеряно ещё в Едемском саду через грехопадение. Человек потерял Божье достоинство, потерял Божью славу. Он позволил врагу войти, обмануть и разрушить себя. Но Бог обладает достоинством, и поэтому Он хочет, чтобы в нас было Его достоинство.

Бог говорит:

Чис.14:27 «Доколе злому обществу этому роптать на Меня?».

Они, в общем-то, роптали не конкретно на Бога, но на Моисея и Аарона. Но Бог говорит: «Это люди, которых Я поставил, чтобы они вас вели. Когда вы ропщете на них, вы ропщете на Меня!» Так это воспринимает Господь, и мы должны это понимать. И Он говорит:

Чис.14:27 «Ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу».

«Я слышу», – говорит Господь – «что вы говорите». Иногда нам кажется, что Бога как будто бы нет: здесь Он есть, а здесь Его нет. Вот Он есть, а вот Его нет. Я пришёл домой или ещё куда-то, что-то говорю или делаю неправильное и, как будто бы, Его нет. Нет, Он Вездесущий, и Он говорит: «Я слышу, Я вижу». Нам это выгодно, когда нам хочется Божьей помощи, но когда мы делаем что-то неправильное, то говорим: «Господи, отвернись. Господи, не смотри, не слушай! Не надо этого». Нет, Он говорит:

Чис.14:28-30 «Я слышу. Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам; в пустыне сей падут тела ваши, и все вы, исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина».

Вот, казалось бы, какой строгий приговор. Очень строгий, но справедливый. Мы должны понять, что Бог – справедливый Судья. Когда мы живём в мире, где всё покупается взятками, где коррупция и что-то ещё, у нас уже и образ Бога становится таким, что Ему можно что-нибудь дать, и Он скажет: «Ну, ладно! Раз ты Мне дал!» «Я принёс Тебе большую жертву, Господь! Сделал для Тебя то, испёк для Тебя это, станцевал». Нам кажется, как будто бы Бог скажет: «Ну ладно, слава Богу! Ты такой молодец! Ладно уже, иди дальше пляши!»

Нет, Бог не соглашается, не идёт на компромиссы. Бог не может пойти на компромиссы, как бы нам этого ни хотелось. Бог есть свет, и в Нём нет никаких компромиссов, никакой тьмы. Он говорит: «Я хочу, чтобы и вы были такими, похожими на Меня. Вам не нужно быть лукавыми хамелеонами, которые подстраиваются, перестраиваются: сегодня он один, завтра он другой, послезавтра третий; как ему выгодно, таким он и будет. Бог остаётся Богом. Слава Богу за то, что Он неизменен! И вчера, и сегодня, Он говорит: «И во веки Я буду тем же самым!» Бог говорит: «Я хочу, чтобы вы тоже поменялись».

Чис.14:24 «но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее».

В Халеве был иной дух – Божий Дух, и Бог хочет, чтобы в нас был такой же Дух.

1 Кор.2:12 «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога».

Божий Дух не ведёт нас в компромиссы, неверие, не ведёт нас в страхи, ропот. Он не ведёт нас туда, каким Он Сам не является. Он ведёт нас и хочет видеть в нас Себя. Он говорит: «Вот, Моё творение. Вот, по образу и подобию Божьему». Вот что хочет Бог сказать о каждом из нас.

Закон гнилого яблока.

Есть известный учитель по лидерству – Джон Максвелл. У него много книг о лидерстве, о том, как строить команду, работать с ней, как применять эти принципы. У него есть книга: «Семнадцать законов команды». Когда-то мы проходили эти законы на школе лидеров. Это было в обязательном порядке – пройти законы команды.

Один из законов команды называется: «Закон гнилого яблока». Закон – это то, что работает. «Закон гнилого яблока» говорит, что, если в корзине с яблоками лежит одно гнилое яблоко, то оно начинает портить здоровые яблоки. Вы, наверное, сами замечали, что, если у вас что-то пропало, сгнило, это никуда не спрячешь. Ты нюхаешь и говоришь: «Что-то воняет? Что-то пропало».

Когда в нас что-то пропадает, запах какой-то не такой становится. Что мы хотим всегда сделать, когда что-то воняет? Вряд ли мы скажем: «Дайте мне понюхать! Ммм, какой аромат гнили! Как прекрасно пахнет!» Нет! Мы говорим: «Фу, это воняет! Это надо выбросить!» И в своих законах о лидерстве, Максвелл говорит: «Закон гнилого яблока говорит о том, что если яблоко гнилое, оно не будет гнить само по себе. Оно будет влиять на другие. Если там мешок или даже машина яблок, то может сгнить вся машина яблок, если не убрать одно гнилое яблоко».

Поэтому Господь говорит: «Они не смогут войти, потому что Я не хочу, чтобы они испортили следующее поколение». Написано:

Чис.14:29 «От двадцати лет и выше».

То есть, которые ещё не испорченные, войдут. Но, которые испорчены этой гнилью, недовольством, ропотом – тем, что не Божье – они не смогут войти. Там было, говорят, где-то два с половиной миллиона людей. Такое огромное количество людей! Представляете, какая огромная могила была? Два с половиной миллиона людей не вошли в Обетованную землю. Только двое из них вошли.

Заключение.

Посмотрите на слово Божье, потому что слово Божье говорит, чтобы мы не делали таким же образом. Чтобы мы знали, чтобы видели, чтобы были здоровыми. Иисус взял все наши болезни, все наши немощи, написано. Это касается не только физических немощей. Мы знаем, что физические немощи появились из-за духовной немощи, из-за греха. Поэтому Он говорит: «Я забрал ваши немощи, забрал ваши грехи, чтобы вы были здоровыми».

В пустыне были ситуации, когда израильтяне тоже были недовольные, роптали. Тогда их кусали змеи. Это всё открывает двери для врага: для атак, болезней, всего остального. Бог говорит: «Если вы будете смотреть на медного змея», – то есть прообраз Иисуса Христа, – «вы исцелитесь». То есть, Бог даёт нам возможность исцелиться, стать другими, но Он говорит: «Цените эту возможность, дорожите этой возможностью». Всё возможно Богу, но это возможно, если мы признаём, что мы больны. Если мы не больные, то не будем лечиться. Если мы не признаём, что в нас есть грехи и проблемы, то никогда не покаемся. Мы будем себя оправдывать, стоять за себя горою и так далее. Но это не поможет, не приведёт к исцелению. Но Бог желает, чтобы мы были здоровы.

Давайте помолимся и поблагодарим Бога, что Он даёт нам возможность слышать слово Божье, быть в церкви, служить, верить и каяться. Это же тоже возможность! Когда мы понимаем Божьи возможности, мы говорим: «Слава Богу! Слава тебе, Господь, за возможности!»

Дьявол даёт плохие возможности, но мы должны понять – где плохое, а где хорошее. У нас должно быть различение добра и зла.

Молитва.

Дорогой Господь, мы поклоняемся Тебе! Мы благодарим Тебя, что Дух Святой ведёт нас в слово Божье, открывает нам истину, чтобы истина сделала нас свободными. И мы примеряем это слово на себя. Не на соседа, не на ещё кого-то, как мы это часто любим делать, но смотрим в своё сердце, потому что каждый из нас даст отчёт Богу. Я отвечаю за себя, вы отвечаете за себя. Поэтому Бог говорит о личной вере, личных возможностях и талантах. Он лично каждому дал пять, два, и один, и лично с каждого спросит. Бог даёт, и Он спрашивает.

Мы благодарим Бога, что не будем глупыми. Перед притчей о талантах, есть притча о девах. Они идут одна за другой, но суть такая, что те не заботились, и этот не заботился. У них были возможности наполнять свои светильники маслом; но немудрые, мягко говоря, девы не заботились, чтобы у них было масло. Это была их ответственность. Бог даёт нам право выбора, даёт нам ответственность.

Как мы относимся к возможностям, к тому, что даёт Господь? Следим ли мы за своим состоянием – духовным, душевным и физическим? Что мы с этим делаем?

Если мы мудрые, мы говорим: «Да, Господь, я понимаю. Я хочу исполнять Твою волю, хочу быть послушным. Я хочу быть благословенным, потому что это коснётся не только меня. Это коснётся моей семьи, моего дома, моих детей, моих поколений!» Бог всегда смотрит и видит поколения.

Поэтому, если я буду «добрым корнем», так сказать, буду питаться от доброго, то у меня будут добрые плоды. А, как известно, по плодам их узнают. Какие это плоды – хорошие, сладкие? Или это горькие, плохие, отравленные плоды?

Мы посажены во Христе Иисусе. Написано, что мы «укоренённые и утверждённые в Нём» (Кол.2:7). И, когда мы в Нём, тогда мы не даём места врагу, не даём места дьяволу. Не даём места ничему такому в жизни, чтобы это принесло плохие плоды, и чтобы в нас был горький корень.

Мы благодарим Тебя, Иисус! Благодарим Тебя, Дух Святой! Благодарим Тебя, Отец, за Твою любовь! Потому что, кого Ты любишь, того Ты учишь и наставляешь. Мы принимаем это от Тебя, чтобы наша жизнь была благословением и для меня, и для других людей! Потому что это – воля Божья.

Во имя Иисуса Христа, аминь!