«Рождение свыше»

13.01.2023г.
Юрий Ильченко

Рождение свышеКраткий конспект

1. Разговор Иисуса с Никодимом.

Иисус объясняет Никодиму, что для вхождения в Царство Божье необходимо родиться свыше.

Рождение свыше означает духовное возрождение, приобщение к Богу и Его Духу.

Рождение от воды и Духа, то есть, приобщение к Богу через крещение.

Рожденные от Духа имеют духовные отношения с Богом и Его Духом.

Вера в Иисуса Христа и Его учение о Царстве Божьем.

Признание Иисуса как Сына Божьего и Сущего на Небесах.

Вечная жизнь и спасение через веру в Иисуса Христа.

2. Рождение от воды и Духа

Рождение свыше описывается в Библии разными словами, такими как “возродиться”, “родиться заново” и “родиться от духа”.

Рождение свыше происходит через веру в Иисуса Христа и его воскресение, а также через чтение и понимание слова Божьего.

3. Три составные части человека

Человек состоит из тела, души и духа.

Тело и душа были у человека до рождения свыше, но только дух возрождается.

Рождение свыше означает новое творение, новое начало и новую жизнь перед Богом.

4. Покаяние и вера

Покаяние означает поворот на сто восемьдесят градусов от жизни без Бога к жизни с Богом.

Вера в Евангелие и слово Божье помогает человеку родиться свыше и жить перед Богом.

Рожденный свыше не грешит, потому что имеет новую природу от Бога и силу побеждать грех.

5. Вера и исповедание

Спасение происходит через веру и исповедание Иисуса Христа.

Вера должна быть высвобождена через сердце и уста.

6. Власть не грешить

Иисус назван вторым Адамом, вернувшим власть не грешить.

Грех – это неверие в Бога, непослушание и не следование за ним.

Рожденные свыше могут побеждать грех и менять свою жизнь.

7. Божий план спасения.

Бог всегда готов спасать людей и имеет терпение и долготерпение.

Грех отвращает от Бога и вызывает разделение между Ним и человеком.

Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

Рожденный от Бога не делает греха и не находит удовольствия в грехе.

Рождение свыше проявляется в любви к Богу, чтению Библии, любви к людям, желании делиться Евангелием и духовном росте.

8. Признаки рождения свыше

Рожденный от Бога побеждает мир и имеет силу побеждать грех.

Рождение свыше сопровождается любовью к Богу, желанием читать Библию, любовью к людям, желанием делиться Евангелием и духовным ростом.

Апостолы писали о рождении свыше, потому что они сами пережили это.

Заключение

Молитва благодарности за слово Божье, которое действует в жизни и через нас.

Молитва о том, чтобы слово Божье действовало в нашей жизни и через нас, и чтобы мы ценили и дорожили тем, что дал нам Господь.

Проповедь.

Введение

Сегодня я хочу поговорить о такой очень важной теме, которая называется: рождение свыше. Я прочитаю известное место Писания. Это Евангелие от Иоанна, третья глава. И на этом месте Писания мы будем рассуждать, размышлять и смотреть – почему же так важно об этом знать и понимать.

Разговор Иисуса с Никодимом.

Итак, будем читать. Это 3 глава, с 1 стиха написано:

Ин.3:1 «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских»

Идёт характеристика: кто такой Никодим? Мы сразу представляем, что это был не просто какой-то обыденный человек. Он был начальник Иудейский! То есть, человек занимал какой-то высокий пост, и, написано, он пришёл к Иисусу ночью.

Интересно: вот к вам кто-нибудь по ночам ходит домой? Нет? Иногда бывает? Нежданные гости могут и ночью прийти. Но я понимаю, что уровень отношений Никодима с Иисусом был всё-таки более близкий. Потому что я в других местах Писания не вижу, чтобы кто-то к Иисусу приходил ночью. Но Никодим имел, видать, такое особенное расположение, что мог прийти к Нему ночью.

Многие теологи говорят, что он пришёл ночью не потому, что был очень занят днём, а в связи со своей позицией, потому что он был фарисеем, членом самой влиятельной партии на то времени, он просто не хотел, как говорится, «светиться». Он не хотел, чтобы его увидели коллеги, сослуживцы по партии, потому что ему могли бы предъявить претензии, раз он пошёл к Иисусу. Иисус был такой Личностью, Которая вызывала много споров на то время. Мы знаем, что фарисеи в большинстве своём не принимали Иисуса, как Божьего Сына, как Мессию.

Но будем читать дальше.

Ин.3:2 «Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога»;

Как это «мы знаем» – он объясняет:

«ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».

На что делает упор Никодим? Почему он говорит, что Иисус – «учитель, пришедший от Бога»? Потому что он видел чудеса, которые творил Иисус. Он воскрешал мёртвых, исцелял больных, умножал хлебы и так далее. То есть, все эти сверхъестественные вещи, которые видел Никодим, были для него доказательством того, что Иисус – от Бога. Никодим говорит:

«никто не может творить, если не будет с ним Бог».

И такое хорошее вступление он сделал для Иисуса! Он, как бы, Его почтил, сказал, что Он – учитель, что Он – от Бога, Он творит чудеса! Но Иисус иногда эти вещи почему-то мимо ушей пропускает, можно так подумать. Он не сказал: «О! Спасибо, великий учитель! Ты пришёл ко Мне, ты почтил Меня!» Нет! Иисус просто услышал это, и мы ничего здесь не видим. И что Он говорит дальше?

Ин.3:3 «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».

И когда мы читаем, то думаем: «Почему Иисус так ответил? Почему Он так ответил или не так ответил?» Но когда Никодим затронул тему чудес, я думаю, что Иисус сказал, что самое великое чудо – это рождение свыше. Потому что он говорил о чудесах. Иисус говорит, что самое великое чудо:

«истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше»

В разных переводах слово «свыше» по-разному описывается. В каких-то переводах написано, что нужно родиться заново или родиться снова. А в других переводах написано, что «свыше» – это, как бы, ты должен возродиться. Но синодальный перевод хорошо отражает суть этого слова. Потому что «свыше» означает: откуда? – «с небес», от Бога.

Но я всё-таки думаю, что Никодим не понял этого ответа. Дальше мы будем читать и поразмышляем об этом. И что ещё интересно Иисус сказал: что, если человек не родится свыше, он не только не войдёт в Царствие Божье, но даже его не увидит. То есть, он ничего не будет понимать – ни того, что касается Царства Божьего, то есть, духовного, Божьего мира, ни того, как Бог понимает что-то, как Бог действует. Он говорит: «Если ты не войдёшь туда, если ты не родишься свыше, то ты ничего и не поймёшь».

И дальше мы читаем:

Ин.3:4 «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар?»

Ну, вот! Он, как бы, действительно ничего не понял из того, что ему сказал Иисус. Он не понял – что такое: «родиться свыше». И, скорее всего, в том переводе было написано, что нужно было, как бы, родиться снова – я так понимаю. Потому что, когда говорят: «родиться свыше», то это слово даёт нам небольшую подсказку, что откуда-то сюда надо родиться. То есть, не отсюда, а оттуда родиться. А здесь он говорит:

Ин.3:4 «как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?»

То есть, то, что говорит Никодим – это, так сказать, человеческое объяснение того – как рождаются люди. И одно ему было непонятно: как он в таком возрасте снова должен попасть в чрево своей матери? Возможно, его матери уже и не было. Может она и была, но он говорит: «Как человек, будучи стар?» Я думаю: «А даже будучи молод, как он это может сделать? Не только будучи стар!» Но, наверное, он указывал на свои годы: «Ну, раз ко мне обращаются, значит я, как бы, себя представляю – как это будет? Как я снова там буду? Как я снова оттуда выйду». И поэтому я думаю, что, скорее всего, слово было: «родиться заново» Поэтому получилась такая интерпретация. И он говорит: «Как это? Как это?»

Ин.3:5 «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе»,

А мы знаем, что когда Иисус говорит: «истинно, истинно», то здесь Он говорит безоговорочно. Так, и только так! По-другому не может быть. И Он говорит:

«истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

Здесь он немножко дальше уже идёт. Он не просто сказал: «родиться свыше», Он уже даёт некоторое условие. Он говорит: «Если не родится от воды и духа, то…» И здесь Он говорит, что человек не сможет даже увидеть Царство Божье. Но если он родится от воды и духа, тогда он увидит Царствие Божие и сможет войти в него. И Он объясняет Никодиму эту причину ещё с другой стороны. Он говорит, что «рождённое от плоти есть плоть». Мы все видим друг друга по плоти. «А рождённое от Духа есть дух». То есть, Он определяет две, так сказать, субстанции: материальную и духовную.

Ин.3:6 «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух».

Ну, материальная всем понятна. И Никодиму тоже было понятно, что в материальный мир мы рождаемся. И второе, что Он объясняет – что есть ещё рождение от Духа. И то, что рождается от Духа Божьего становится духовной личностью. И Он объясняет о Духе:

Ин.3:8 «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».

То есть, Он начинает объяснять, что человек, рождённый свыше, имеет отношения с Богом, имеет отношения с Духом Святым. И Он говорит – с кем это происходит: «со всяким, рождённым от Духа».

Ин.3:9 «Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?»

То есть, у него – полное непонимание, и он даже не верит словам Иисуса. Почему? Ну, например, я с тобой разговариваю, что-то тебе говорю, а ты говоришь: «Ну, как это может быть? Этого не может быть!» Другими словами: «Этого не может быть, Иисус! Так невозможно!»

Что дальше здесь мы читаем:

Ин.3:10 «Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?»

То есть, Он указывает на его непонимание, на его незнание. И, знаете, Иисус даже, как бы, немного строго обличает: «Ты – учитель! Ты должен это знать!» Он говорит: «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?». И, с другой стороны, я думал: «А почему о рождении свыше Иисус разговаривает именно с Никодимом?» И я понимаю, что, если он, учитель, получит откровение о рождении свыше, он сможет рассказать об этом многим и многим людям. Иисус говорит:

Ин.3:10-11 «ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете».

То есть, Он говорит: «Никодим! Ты Мне не веришь? Я тебе объясняю. Ты Меня назвал учителем великим, с которым Бог. Я творю чудеса, и тем не менее, ты не веришь Моим словам!» А почему он не верит? Потому что для него закрыты духовные истины.

Понимаете – почему так важно понять и получить откровение о рождении свыше? Потому что этот вопрос касается не только вечности. Если человек не родится свыше, он не попадёт в Царство Божие, не войдёт в него.

К сожалению, такие случаи были: что люди ходили в церковь и не были рождены свыше. Недавно я вообще слышал историю от одного пастора. Он сказал, что к ним в церковь приезжал учить магистр богословия, который не был рождён свыше. И когда он родился свыше, то сказал им, что наконец-то он родился свыше.

Дальше мы поговорим о признаках рождения свыше. Потому что Богу было очень важно донести это послание. И сегодня это послание является очень важным. Потому что, мне кажется, это – самое, наверное, печальное или обидное, когда человек, вроде бы, ходил в церковь, вроде бы, считал себя верующим, но не был рождён свыше. И когда он попадёт на суд, вдруг окажется, что Господь ему скажет: «Я никогда не знал тебя».

Вот для того, чтобы мы это знали, я думаю, что на этом мы сегодня и сосредоточим наше внимание. Итак. Что Он ему еще дальше говорит?

Ин.3:12-13 «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах».

Здесь мы снова видим, что Иисус говорит о Своём равенстве с Отцом. Есть же молитва: «Отче наш, сущий на небесах». И здесь Он говорит: «Сын Человеческий, сущий на небесах».

Иисус сказал Никодиму:

Ин.3:16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Всё, о чём говорит Иисус с Никодимом, касается вечности. Он говорит о духовном. Он говорит о рождении свыше. То есть, это самые главные ключевые моменты для того, чтобы человек был в Царстве Божьем, чтобы он родился свыше. Поэтому Он объясняет, и мы тоже понимаем, читая это, что у нас есть, как бы, два рождения. Первое рождение – когда мы родились физически, и второе рождение – когда мы родились духовно. Поэтому эти места Писания должны быть для нас понятны и открыты, и мы также должны уметь объяснить это другим людям. Потому что очень часто мы слышим, когда разговариваем с людьми и спрашиваем их: «Вы верите в Бога?», они отвечают: «Мы верим в Бога» «А как вы верите в Бога? Расскажите – как вы верите? Почему вы верите, и что значит: верить в Бога?» Поэтому этот вопрос должен быть для нас, так сказать, фундаментальным. Он должен быть для нас базовым.

Рождение от воды и Духа.

Вот, смотрите – что написано дальше. Я просто ещё раз поясню эти моменты, потому что рождение свыше описывается в Библии разными словами. Вот, например, в Первом Послании Петра написано:

1Пет.1:3 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому».

Что мы здесь читаем? Бог возродил нас, то есть, родил нас снова, или родил нас заново. Это и есть новое рождение. И Пётр объясняет, кстати, когда этот момент стал возможен: только по воскресении Иисуса Христа. Он говорит, что родил нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому. Дух людей, которые грешны перед Богом, которые не приняли Иисуса Христа, мёртв; они духовно мертвы. И поэтому воскресение Иисуса Христа – это и наше воскресение. Написано, что мы совоскресли с Ним. Мы умерли с Ним и совоскресли с Ним. И поэтому Апостол Пётр объясняет и говорит об этом.

Я прочитаю ещё дальше. Это Первое Послание Петра, 1:23

1Пет.1:23 «как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек».

И здесь мы опять видим слово: «возрождённые», то есть: «родившиеся заново». От чего мы родились заново? Перед этим Иисус говорил, что нужно родиться от воды и духа. И Он объясняет, и я объясняю вам: «А как можно от воды родиться?» Люди не всегда понимают – что такое: «родиться от воды»? Думают: «Может, это от святой воды какой-нибудь можно родиться? Ещё от какой-нибудь особенной воды?» Но мы знаем, что вода в Библии – это слово Божье. Поэтому ни от какой физической воды мы духовно не родимся. Сколько бы мы себя не поливали, мы не родимся, потому что здесь другой смысл. И Апостол Пётр напоминает, что слово Божье – это также, как семя. И он говорит – от чего мы рождаемся. От воды, то есть, от семени, от слова Божьего мы рождаемся.

Иисус тоже говорит о живой воде. Помните, когда Он встретился с женщиной-самарянкой? Он говорил ей, что она не знает – Кто ей мог бы дать живую воду. И мы иногда думаем: «Да, это какая-то физическая вода – живая». Потому что в русских сказках, я помню, была живая вода и мёртвая вода. И когда люди выпивали живую воду, они, как бы, становили живыми. Понятно, что такой воды нет в природе. Но есть слово Божье!

Апостол Павел это подтверждает и говорит в Послании к Ефесянам:

Еф.5:26 «чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова».

Поэтому, всякий раз, когда вы приходите в собрание и слушаете слово Божье, вы, как будто, сходили в баню, можно сказать. И когда кто-то кого-то посылает в баню, вы должны понять духовный смысл этого посыла: «Иди ты в баню!» Это означает: «Иди, читай Библию!» И Петр, и Павел, и Иисус – они всем нам говорят о том, что слово Божье – это очищающая нас вода. Вот почему нам нужно читать слово Божье каждый день. Мы каждый день умываемся, чтобы быть чистыми. И поэтому, когда люди говорят: «Да, я иногда читаю Библию. Тогда-то читал, и еще тогда-то читал слово Божье», ты думаешь: «И это всё?» «Что ты ходишь немытый?» «Ну, я, там, месяц назад помылся. Как бы, ничего еще, сойдёт!» Поэтому говоришь: «Иди ты в баню!» То есть: «Иди, читай слово Божье! Пребывай в слове Божьем!»

Я ещё раз хочу напомнить момент рождения от Духа. Как сказал Иисус: «Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух». Как бы, есть два ингредиента, можно сказать: слово Божье и Дух Святой. Слово Божье даёт нам веру, как написано: «Вера приходит от слышания слова Божьего» (Рим.10:17). А Дух Святой даёт нам жизнь. И вот эта комбинация слова и Духа производит в человеке рождение свыше. Иисус говорит: «Рождённое от Духа».

Три составные части человека.

Мы также должны понять, что человек тоже триедин. У него есть дух, душа и тело. Очень часто люди не видят разницы между душой и духом. Но Писание разграничивает душу, дух и тело, потому что это разные субстанции, можно так сказать. Мы понимаем, что тело — это наше физическое состояние. Мы контактируем с этим миром через наше тело посредством зрения, осязания, слуха. Наши, так сказать, чувства, переживания и ощущения. Всё это мы чувствуем через наше тело. Но у нас также есть душа. А душа – это наши эмоции, воля, интеллект. То есть, мы что-то переживаем, что-то чувствуем. Наши эмоции могут быть разные. Мы можем радоваться, можем злиться, можем негодовать, можем веселиться и так далее. То есть всё это – наша душа. Но всё это у нас было и до рождения свыше. Правда? Единственное, чего у нас не было: у нас не был возрожден дух. Потому что дух возрождается от Духа Божьего. И поэтому Иисус говорит: «Рождённое от Духа». А что рождается от Духа? Наш духовный человек рождается! Это и есть – новое творение. Мы об этом потом ещё поговорим побольше, потому что это очень важно понимать: какие же мы, на самом деле, из чего мы состоим? И вот эти все составные созданы Богом не случайно. Поэтому наше общение с Богом осуществляется именно через наш дух, через нашего внутреннего человека, как его ещё Библия называет. Поэтому Иисус объясняет, что, если твой дух не возродится, ты не войдёшь в Царствие Божье. И ты не только не войдёшь, но ты его и не увидишь, и не будешь способен понимать. Апостол Павел, кстати, молился, чтобы Бог дал нам Духа премудрости и откровения к познанию Его, потому что Дух Святой открывает нам слово Божье. Дух Святой открывает нам Бога, и без Него мы не сможем понять – какой же Бог на самом деле?

Покаяние и вера.

Что ещё говорит Иисус? Что ещё нам нужно для рождения свыше? Нам нужна вера, Дух Святой, и Иисус ещё говорит о покаянии. В Евангелие от Марка, в 1 главе, написано:

Мрк.1:14:15 «пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие».

Мы видим, что Он говорит о покаянии. И слово «покаяние» – это не только сказать, что я, вот, такой плохой: «Господи! Прости меня! Я нуждаюсь в Твоём прощении!» Конечно, покаяние – это отправная точка, потому что, когда человек не видит, что ему нужно спасение, в чём ему тогда каяться? Поэтому многие люди считают себя хорошими. Наверное, вы разговаривали с кем-то. Он говорит: «Я – хороший человек. Я – нормальный. Я даже не пью, не курю, хожу в тренажёрный зал». К примеру. «И всё! За что мне каяться? Я не убил никого, не ограбил ни одного банка, не обманул никого». И люди не понимают, что им нужно покаяться за то, что они не верили в Бога, что они жили без Бога. Покаяние означает, что человек шёл от Бога, а потом развернулся и пошёл к Нему навстречу. Это поворот на 180°. И поэтому Иисус говорит: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Другими словами: «Повернитесь к Богу! Задумайтесь! Посмотрите, послушайте Евангелие. Послушайте слово Божье! Уверуйте в Него!»

Но если человек покаялся, он не сразу стал безгрешным. Он не сразу стал таким, прямо, идеальным человеком. Ещё раз повторю, что наша старая природа – наше тело и наша душа – она не родилась свыше. Возродился свыше только наш дух, наш духовный человек, наш внутренний человек. Поэтому у человека осталось ещё старое мышление. У него остались старые привычки, старые словечки. У него осталось ещё много чего старого. Но Писание говорит:

2Кор.5:17 НРП «Поэтому, если кто-то находится во Христе, он уже новое творение. Все старое миновало, теперь все новое!»

Мы должны понять, что наступила новая эра в нашей жизни. Когда мы приняли Иисуса Христа, когда мы родились свыше, наступила новая эра в нашей жизни. И поэтому в Послании к Римлянам написано:

Рим.12:2 «и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».

Поэтому это – процесс.

И вот интересно, что, когда фарисеи и саддукеи пришли к Иоанну Крестителю креститься, Иоанн не хотел их крестить. Что сказал им Иоанн? «Сотворите достойный плод покаяния!» Потому что Иоанн, как пророк, видел, что эти люди не искали Бога. Они искали своей славы, чтобы показать перед людьми – какие они благочестивые, какие они правильные. Но мы должны понять: всё, что мы делаем, мы делаем перед Богом. Когда мы жили без Бога, мы жили для себя. Мы делали разные вещи. Но когда мы пришли в Царство Божье, то должны понимать, что сейчас мы живём перед Богом.

Сегодня мы вспоминали место Писания, когда Бог сказал Аврааму: «Ходи передо Мной и будь непорочен». То есть, вот, разные старые грехи и зависимости – когда уйдут у тебя? Когда ты будешь жить перед Богом. Когда ты поймёшь, что Бог – это реальная Личность. Бог – это Тот, Который смотрит на тебя. Бог – это Тот, Который хочет помочь тебе. И Бог – это Тот, Который дал тебе силу измениться. Слава Богу!

Вот почему, когда люди не рождены свыше, у них нет силы измениться. Они делают какие-то попытки: раз попытка, два попытка, три попытка. И потом уже ничего не получается. Но рождённый свыше, написано, не грешит. Почему он не грешит? Потому что в нём находится новая природа. Она – новая, не греховная. Она – от Бога. И Бог также дал нам силу, чтобы побеждать грех.

Вера и исповедание.

Итак, ещё несколько моментов, о которых я хочу сказать: как человек рождается свыше, или как он спасается. В Послании к Римлянам 10:9 написано:

Рим.10:9 «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом…»

То есть, что надо сделать? Надо сказать. Потому что многие люди говорят: «Я в себе верю. Я про себя верю». Но, извините! Когда ты куда-то приходишь: в магазин, в кафе, то, что будет, если ты пришёл и молчишь. «Что Вы хотели?» «А Вы – что? Не понимаете, что я хотел? Вы не понимаете, зачем я пришёл?» «Нет! Мы поймём, когда Вы скажете это!» Правда? И, кажется: а – что? Богу непонятно, что я хочу спастись? Богу это понятно, но есть определённый закон, который говорит: «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься». То есть, обязательно нужно сказать об этом. Тогда – что написано? – ты спасёшься! Ты спасёшься, родишься заново, возродишься.

И поэтому очень важно, что написано дальше. А дальше написано:

Рим.10:11,14 «Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится…, Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?»

То есть, люди обязательно должны слышать слово Божье. И когда мы приглашаем кого-то в церковь: «Придите в церковь, послушайте» – что мы имеем в виду? Не просто, чтобы человек пришёл и посидел здесь, мы бы с ним познакомились и сказали ему что-то. Но главная цель, как здесь написано в Послании к Римлянам, чтобы он услышал слова веры. Чтобы Бог мог прикоснуться к нему вот этой водою, словом Божьим. Чтобы Дух Святой мог коснуться его. Чтобы он мог поверить и сказать, что верит. Не просто внутри. Он должен это сказать вслух. Вера должна быть высвобождена. «Сердцем веруют», написано, «и устами исповедуют ко спасению». Это не я придумал, друзья. Это так решил Господь. Если Он так решил, что нам нужно сделать? «А я думаю, что надо по-другому. У меня есть собственный метод спасения». Мы можем найти кучу разных методов, но они не будут работать. Будет работать только то, что определил Господь. И на это мы и говорим: «Аминь!»

Итак. Есть спасающая вера – вера, через которую мы спасаемся. В Послании Иакова написано, что и бесы веруют. Можно сказать: «Вот это – да! Бесы веруют!» И как они веруют? «И трепещут», написано, то есть, они боятся. Почему бесы боятся? Почему они веруют и боятся? Они знают, что их ожидает в конце. Они знают, что будет суд, что их ожидает геенна огненная. Они знают, что ничего хорошего им эта вера не принесёт. Но для нас вера – спасающая. Потому что через эту веру Бог нас спасает именно от ада, от этой геенны, от всех проклятий и болезней. Это для нас спасающая вера. Слава Богу!

Власть не грешить.

И вот интересно, что Иисус назван вторым Адамом. Мы читаем в Библии, что Иисус – второй Адам. Как так: Иисус – второй Адам? Был один Адам. Зачем второй нужен? И мы знаем, что, когда Бог создал человека, Адама и Еву, написано, Он создал их по образу и подобию, и благословил их Бог, и дал им власть. А в чём была власть? Мы часто говорим, что у них была власть править над живыми существами. Что Бог им доверил землю, животных и другое творение. «Обладаете и владычествуйте», Он сказал. Но я думаю, что самая главная власть, которую Бог дал Адаму – это власть не грешить. Мы почему-то про это забываем. Но это – самая главная власть. Потому что, когда Адам согрешил, он потерял всю власть. И интересно, что именно до грехопадения, он имел власть не грешить. А когда он согрешил, он уже не мог не грешить, потому что стал грешником.

Поэтому люди иногда не понимают: «Как это вот? Человек только родился, и – что? Он уже грешник?» Он родился во грехе, понимаете? Его греховная природа побуждает его к греху. И мы смотрим на маленьких детей: «Ну, почему он вот так натворил? Почему он так сказал? Откуда он это знает? Как он так сделал? Мы же его хорошему учим, мы его воспитываем! Почему он поступает неправильно?» Потому что эта греховная природа влияет и имеет власть над человеком. И поэтому, чтобы избавить нас от этой власти, Бог говорит: «Когда вы приходите в Моё Царство, становитесь Моими детьми и рождаетесь свыше, вы получаете Мою власть». Какую власть? Власть, чтобы не грешить. Власть, чтобы побеждать грех. Эта власть была у Адама, но он её потерял, потому что не послушался Бога и сделал по-своему. И поэтому Иисус, как второй Адам, пришёл, чтобы вернуть эту власть. Чтобы дать нам эту власть, которая была утрачена первым человеком. Поэтому Иисус и назван вторым Адамом.

И когда люди говорят: «Ну, я наверное, не согрешил». Писание говорит, что все согрешили и лишены славы Божьей. Мы должны это знать. Мы должны понимать это. И я опять повторю что самый главный грех – это неверие в Бога, непослушание Богу, не следование за Богом.

Это не просто моральный кодекс коммуниста. Как раньше такое было, знаете? Там были прописаны определённые пункты. Если человек морально поступал правильно, значит он, как бы, праведник в глазах общества. Но Писание говорит, что все согрешили, поэтому всем нужен Спаситель. Всем нужен Иисус Христос. Независимо – хороший грешник или плохой. Знаете, есть хорошие грешники? Есть добрые грешники, есть образованные грешники. А есть плохие. Есть мерзавцы грешники. Но все они грешники, потому что все согрешили и лишены славы Божьей. И поэтому – и плохим грешникам, и хорошим грешникам нужен Иисус Христос. Потому что только Он – единственный Спаситель, и только через Него мы можем войти в Царствие Божье.

И поэтому Иисус Сам о Себе и говорит:

Откр.1:17-18 «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти».

Вот у Кого власть! Иисус забрал эту власть, потому что в Послании к Колоссянам говорится то же самое.

Кол.2:15 «отняв силы у начальств и властей».

А другой, современный перевод, говорит: «Бог обезоружил правителей и власти духовного мира с помощью Христа, одержал победу над ними, а затем повёл их за Собою, как пленников, в шествии победителя».

Поэтому мы можем побеждать грех, друзья! Грешник не может победить грех – по определению. Но рождённый свыше может побеждать грех, может побеждать зависимости, может побеждать плохие привычки, может меняться. И, может быть, он был плохим человеком, но он может стать хорошим. Почему? Потому что новая природа, новое влияние меняет человека. И – слава Богу!

Божий план спасения.

Поэтому Библия нам напоминает, что и сегодня Бог готов спасать людей. В книге пророка Исаии даже написано, что

Ис.59:1 «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать».

Бог всегда хочет помочь человеку. Мы иногда можем разочароваться и сказать: «Людям ничего не надо! Они не хотят верить. Они хотят то, это. Они живут в своих проблемах. Они любят свои грехи». И можно сказать: «Мы так устали от них!» Но Бог не устаёт спасать. Вот это и есть радостная весть, что рука Господа не сократилась, то есть, не устала, чтобы спасать. У Бога есть и терпение, и долготерпение, и всё это происходит из Его сердца любви. Но также Он говорит, что:

Ис.59:2 «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас».

Поэтому мы должны понимать, что Бог не смотрит с радостью на грех, когда мы совершаем что-то плохое, греховное. Написано, что Он имеет такое отвращение к греху, что даже смотреть не может.

Что ещё хочется сказать? Опять же, цитируя другого пророка, Иезекииля, который говорил пророчески, когда Бог имел планы спасения:

Иез.36:26 «И дам вам сердце новое».

Такая трансплантация сердца происходит. Какое сердце? Это не физическое новое сердце. Кому-то, может быть, и не помешало бы новое, если у него больное сердце. Человеку хотелось бы получить новое сердце, молодое такое. Тебе уже 100 лет, а Бог даёт сердце двадцатилетнего. Ты такой: «Ух! Вся жизнь впереди! Надейся и жди!» Как бы, всё только начинается. Нет. Об этом здесь говорится по-другому. Это есть наша новая жизнь, новая природа. Потому что именно сердце – это самый главный орган у человека. Не будет сердца – ничего не будет работать.

И он говорит:

Иез.36:26-27 «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой».

Слава Богу! Вот оно что! Когда ещё Бог мечтал об этом! Когда Он ещё об этом говорил! Задолго ещё до рождения Иисуса Христа, задолго ещё до Его прихода, мирный план у Бога уже был: как нас спасти, как нас благословить. И Он говорит: «Я вложу внутрь вас дух Мой». Поэтому, когда человек рождается свыше, Дух Божий приходит в его дух.

Иез.36:27 «и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять».

Это говорит о том, что, когда человек родился свыше, у него меняется отношение к греху. У него меняется отношение к жизни. У него вообще всё меняется, потому что он повернулся на 180° и пошёл в другую сторону. Поэтому это важно, это нужно, это необходимо.

Ещё хочется сказать, что Бог хотел, чтобы мы спаслись. Он хотел, и Он продолжает хотеть. Его рука не устала, чтобы спасать. И в Послании Иакова написаны такие слова:

Иак.1:18 «Восхотев, родил Он нас словом истины».

Восхотел – значит, Он хотел, Он желал. Другой перевод говорит, что Он Сам, по Своей воле родил нас словом истины, «чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий». Почему я об этом говорю? Потому что иногда люди бывают в очень сильной отверженности: «О! Нет, нет, нет! Может, тебя Бог и спасёт, может тебя Бог и любит, а вот меня никто не любит», и так далее, и так далее. «И вот всегда меня не любили, и опять меня не любят, и Бог тоже меня не любит». И человек «свято верит» в то, что Бог его не спасёт, потому что Он его не любит, потому что он такой вот особенный. Но Писание говорит, что Бог по Своей воле выбрал, возжелал, написано, нас родить.

Если перенести это, как бы, в физический мир, то у людей иногда бывает нежелательная беременность. Люди, как бы, не планировали, не хотели и вдруг получилось. Что с этим делать? Ну, если люди неверующие, они делают аборт. Убили и – всё, как бы, похоронили. А если люди верующие? Ну, говорят, придётся уже тогда рожать, придётся воспитывать, придётся любить. И вот какая большая разница! Но у Бога нет нежеланных детей. У Него нет незапланированной беременности. Бог желает и хочет, написано, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. И вот в этом огромная разница между нами и Богом. Поэтому – насколько Господь, действительно, любит человека! Это видно в том – какую цену Он заплатил за каждого человека: отдал Своего Сына.

Признаки рождения свыше.

И вот, хочу сказать о нескольких признаках рождения свыше. Потому что мы себя проверяем: всё-таки я рождён или я не рождённый? Или я полурождённый, или я ещё не родился? Еще в стадии эмбриона нахожусь? Есть определенные признаки.

Во-первых, написано, что всякий, рожденный от Бога, не делает греха. Не говорится, что он безгрешный. Говорится, что в этой новой природе нет желания грешить. Если он раньше грешил с упоением, с наслаждением, то теперь не так.

Ну, часто такой пример приводят. Берут свинью и овцу. Я ничего не имею против свиньи. Просто она – такое творение. Говорят: «Сколько свинью не мой, она грязь найдёт». И она не просто же находит грязь. Может быть, мы не увидим это, потому что живём в городе. Но, если кто-то был когда-то в деревне, он мог увидеть, как такой здоровый хряк идёт по улице, идёт, а потом – хрясь в лужу! Там грязища, а он так с наслаждением там лежит и хрюкает. И даже, если помыть эту свинью, что она? Она снова пойдёт туда же, и не будет чувствовать никаких угрызений совести. В отличие от овцы. Это не моё наблюдение. Это наблюдение людей. Говорят: если овца испачкалась, она хочет помыться, очиститься.

И поэтому наша новая природа, друзья, даже если мы что-то сделали не так, хочет очиститься. Нам хочется освободиться от этого. И поэтому написано: «Рождённый от Бога не грешит». Ему не нравится грех. Он не находит удовольствие в грехе. В этом есть проявление того, что он стал новым творением. Что он родился свыше. Почему свинью называют нечистое животное? Да потому что её так и тянет в грязь.

1Ин.5:4 «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша».

Бог дал нам силу побеждать грех. То есть, ещё раз напомню: когда Адам согрешил, он потерял эту способность не грешить. Но когда человек рождается свыше, у него есть сила побеждать грех. Он рождён от Бога.

Что ещё происходит, когда человек рождается свыше? Можете вспомнить себя. Свои, так сказать, первые переживания, когда вы родились свыше. Но я думаю, что это всегда переживание любви к Богу. Поэтому даже в Откровении Бог напоминает вернуться к первой любви и творить прежние дела. Потому что, когда человек рождается свыше, он переживает эту первую любовь к Богу. Он наполнен Богом, наполнен радостью, и у него есть желание.

Какие желание есть у этого новорождённого? Во-первых, у него есть желание читать Библию. Это – 100%, понимаете? Если человек говорит: «Я рождён свыше», но не любит читать Библию, у меня тогда вопрос. Не у меня вопрос, а так слово Божье говорит:

1Пет.2:2 «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение».

То есть, пока человек не родился, он есть не хочет. Кто у вас дома хочет есть? Все живые хотят есть и постоянно. И поэтому одним из признаков того, что ты родился, является то, что у тебя просыпается любовь Богу, аппетит духовный, ты хочешь читать слово Божье. Просто вот читать, и читать, читать, и читать его.

Что у тебя еще появляется? У тебя появляется любовь к людям! Потому что Писание говорит:

1Ин.2:9-10 «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете».

Поэтому будьте внимательны! Как вы относитесь к братьям и сёстрам?

Что ещё происходит? Какие ещё признаки есть? Я думаю, что есть желание делиться Евангелием. И это естественно, понимаете? Вот это – то, что тебя переполняет, как написано: «От избытка сердца говорят наши уста». Наполнение Богом, переполнение от избытка. И ты ходишь и рассказываешь, ты говоришь людям о Боге. Почему? Потому что ты родился свыше и тебе хочется, чтобы все узнали Того, Кого ты любишь. Чтобы все узнали Того, Кто изменил тебя, Кто дал тебе новую жизнь. Поэтому это тоже признак того, что мы родились свыше.

Ну и, конечно же, когда ты родился свыше, ты духовно растёшь. Поэтому Писание говорит нам об этом. Опять же Иоанн очень много говорит о рождении, о вечной жизни. И вот, в первом Послании Иоанна, во второй главе 2:12 написано:

1Ин.2:12-14 «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого».

Если бы не было духовного рождения, Апостол Иоанн не писал бы очень аналогично с нашим физическим возрастом. Поэтому есть духовный рост. Когда ты родился свыше, ты будешь духовно расти. И цель, написано, чтобы мы стали отцами и матерями духовными.

Заключение.

Давайте, мы встанем и помолимся. Поблагодарим Бога. И чтобы Господь, действительно, дал нам всем это откровение о новом рождении, рождении свыше. Чтобы в нашей жизни были все эти признаки, говорящие о том, что мы стали детьми Божьими. Рождённый от Бога побеждает мир, слава Богу! Не мир его побеждает, а он побеждает мир!

Молитва.

Господь! Мы благодарим Тебя за слово, потому что Твоё слово – оно живое и оно действующее! Поэтому я молюсь, чтобы слово Твоё действовало в нашей жизни, и чтобы слово Твоё действовало и через нас, Господь! И кому-то, может быть, это будет чем-то новым. Он ещё не знал об этом и не слышал. А кто-то, может быть, вспомнит своё начало духовной жизни. Кто-то вспомнит свою первую любовь: как он был наполнен Богом, как он, так сказать, летал. Потому что слово напоминает нам, чтобы мы не потеряли то, что дал Он нам, чтобы мы ценили, дорожили тем, что дал нам Господь.

И мы благодарим Тебя, Иисус! Ты пришёл на эту землю, чтобы спасти нас. Ты пришёл на эту землю, чтобы дать нам новую жизнь, новое начало, Господь. И мы благодарны, что Ты взял все наши грехи, все наши беззакония, все наши немощи и все наши болезни, и Твоими ранами мы исцелились.

Аминь!