«Реформация», 2 часть.

03.12.2023 г.
Юрий Ильченко

План.

Введение

Реформация, 2 частьРеформация – это событие, когда Бог вошел в историю человечества и остановил беззаконие, которое наполняло Церковь в то время. Бог нашел людей, которые перевернули тот мир, чтобы вернуть его к Богу, к первоисточнику – слову Божьему. Такой была первая христианская Церковь.

1. 5 ключевых моментов Реформации.

1.1. Только Писание.

Люди всегда возвращались к Писанию во времена Божьих пробуждений. Враг хочет заменить слово Божье разными баснями, сказками, мифами, историями и преданиями. Но, написано: «Вначале было Слово». И Реформация вернула людей к слову Божьему.

1.2. Только верой.

Вера приходит от слова Божьего. Когда у человека нет веры, он замещает её ритуалами, традициями и пагубными привычками. Но написано, что без веры Богу угодить невозможно. На то время Церковь заменила веру в Бога преданиями, святыми, мощами и т.д. Но люди спасаются только верой в Бога и только верой угождают Ему.

1.3. Только благодатью.

Еф.2:89 Мы спасены благодатью через веру. Но в те времена люди получали упование на спасение через свои дела. До сих пор в некоторых религиях существует учение о спасении через дела. Но это сводит на «нет» всё, что сделал для людей Иисус Христос.

1.4. Только Христос.

Было великое множество святых угодников. Верующие молились этим святым. Люди молились людям. Но Реформация вернула верующих ко Христу.

Деян.4:12 Потому что нет другого имени, которым надлежит спастись.

Ин.14:13-14 Если не знать Писание, можно оказаться обманутым и пойти окольными путями.

1.5. Только Богу слава.

Бог сказал, что никому не отдаст Своей славы. Когда мы поклоняемся, мы смотрим на Бога, отрывая свои глаза от проблем, и в нас происходят перемены.

2. Чистилище.

Мтф.12:31 Католическое духовенство взяло это место Писания, и вывело доктрину, что есть грехи, которые прощаются, а есть грехи, которые не прощаются. Поэтому чистилище создано для тех людей, чьи грехи могут быть прощены. На земле при жизни эти люди не успели покаяться, и в чистилище они очищаются. Люди представляли себе из этой картины, что очищение – это долго, больно и страшно. А так как люди не любят боли и страха, появилась еще одна доктрина об индульгенциях. Индульгенция – это документ от папы Римского, который обеспечивал человеку прощение, спасение и замечательную жизнь. Индульгенции продавались повсеместно и давали человеку надежду не попасть в это страшное место – чистилище. Люди очень сильно хотели спасения и были готовы платить любые деньги и за себя, и за своих родственников.

На тот момент Церковь стала очень богатой и влиятельной, но она потеряла Божью силу. Поэтому Бог пришел в историю, чтобы остановить это. Такой Церкви не было в планах Иисуса Христа, когда Он создавал Свою Церковь.

3. Предтечи Реформации.

Джон Виклиф понимал, что главное – Писание. Он говорил о постулатах Реформации, боролся за них. Он перевел Новый Завет на английский язык.

Ян Гус. Известен тем, что его сожгли на костре. Он был последователем Джона Виклифа. Он был профессором Пражского университета, и говорил о Виклифе и его видении своим студентам.

Инквизиция боролась с еретиками. Невинных людей хватали, пытали и добивались признания, которое приводило к смерти.

Мартин Лютер. Самый известный реформатор. Именно с него началась Реформация. День 31 октября 1517 года, когда он прибил свои 95 тезисов к дверям одного из соборов, считается Днем Реформации. Лютер родился в простой семье крестьянина. Отец его был очень умным человеком. Он был не просто крестьянином. Впоследствии он работал на рудниках и стал зажиточным, оставив Мартину богатое наследство. Отец мечтал, что его сын станет юристом. Но Мартин посвятил свою жизнь Богу. Поступил в семинарию, стал монахом и постоянно развивался духовно. Он использовал различные практики, чтобы познать Бога, но однажды наставник переключил его внимание на чтение Писания. И когда он стал регулярно читать слово Божье, ему стала постепенно открываться истина.

Рим.1:16-17 Лютер много раз читал это место Писания, пока оно не открылось для него. Он продолжал учиться на магистра богословия, затем доктора, и его отправили из монастыря преподавать в университете города Виттенберг. Он был настолько популярным преподавателем, что количество студентов стало увеличиваться.

Когда он прибил свои тезисы к дверям церкви, студенты переписали их, и они стали расходиться по всей Европе. В 1521 году Мартина Лютера вызвали на Вермсский сейм, на котором председателем был император Карл V. Там его стали обвинять, требовать от него признать свои книги еретическими и отречься от них. Но Лютер сказал, что никогда не откажется от этого. Он сказал: «Я не могу и не буду ни от чего отрекаться, поскольку идти против совести небезопасно и неправильно. Да поможет мне Бог!» Покровитель Лютера на год спрятал его от общественности. А Реформация стала набирать силу. Как раз в это время Лютер перевёл Новый Завет на немецкий язык. Благодаря этому переводу в Германии появился образец немецкого литературного языка.

При своей жизни Мартин Лютер образовал школы. Он написал много псалмов и гимнов, прославляющих Бога. Он занимался переработкой музыки, потому что хотел, чтобы через песни люди узнавали о Боге. Он брал немецкие шлягеры и переписывал слова. Он переделал таким образом множество католических гимнов. Он был человеком, повлиявшим на многие сферы жизни того общества. Благодаря его активности, Реформация стала распространяться по многим европейским странам.

Бог приходит в историю людей через таких людей, и эта история кардинально меняется.

Заключение.

Реформация кардинально изменила направление существующей на то время Церкви. Благодаря Реформации, появились протестанты. Этот протест был направлен против беззакония в Церкви, против безбожия и темноты. Этот протест хороший, потому что Бог тоже против греха и беззакония. И День Реформации – это большой праздник для верующих людей. Потому что посреди той тьмы, которая была в то время, посреди ужасов инквизиции, проник Божий свет истины, как написано:

Ис.9:2 народ, ходящий во тьме, увидит свет великий.

Во все времена есть периоды тьмы, наступающей на этот мир. Мы, как верующие, должны верить, молиться и Бог сделает еще Свою Реформацию. Потому что Бог верен Своему слову и неизменен. Он – Глава Церкви.

Труд всех этих великих людей Божьих был не тщетен. Он верили Богу и их жизнь, семя мучеников, принесло великий плод. Поэтому, если мы поверили в Бога, если отдали Ему свою жизнь, нам не нужно сворачивать с этого пути. У Бога приготовлена награда, воздаяние для победителей, и Он всегда на стороне посвященных, верных и ответственных людей. Благодаря этим людям тьма не объяла свет. Пусть свет каждого верующего человека влияет и воздействует на людей, живущих вокруг нас.

Вопросы:

  1. Назовите основные положения, провозглашенные реформаторами.
  2. Каких вы знаете людей, принявших участие в развитии Реформации?

Проповедь.

Введение

Я продолжаю говорить на тему о Реформации. 31 октября считается Днем Реформации. Мы, как люди Божьи, вспоминаем дела Божьи. Реформация – это не просто люди. Но это Бог вошёл в историю человечества через этих людей и остановил беззаконие. Церковь в это время, к сожалению, очень далеко ушла от Бога. Она возомнила себя владычицей земною. Папа Римский называл себя представителем Бога на земле, и все должны были относиться к нему, как к Богу. И, конечно, Бог в это вмешался. Потому что Бог никому не отдаст Своей славы. Поэтому появились люди, которые перевернули тот мир для того, чтобы вернуть его снова к Богу и слову Божьему, к первоисточнику. Такой, какой была первая христианская Церковь.

5 ключевых моментов Реформации.

Я напомню 5 ключевых моментов, которые всегда называются, когда говорят о Реформации. Реформация вернула людей, во-первых, к Писанию. Когда изучаешь какие-то пробуждения и Божьи движения, то видишь, что всегда люди возвращались к Писанию. Враг всегда хочет заменить Писание разными баснями, сказками, мифами, историями и преданиями. Всё, что угодно, только не слово Божье. Но, как сказано: «Вначале было Слово». Реформация вернула человека к слову Божьему. Поэтому – «только Писание».

Второе, конечно, «Только верой». Вера и приходит от слова Божьего. Когда у человека нет веры, он замещает её ритуалами и традициями. Чем он еще может её заместить? Спиртным замещают. Всем, чем угодно. Но написано: «Без веры Богу угодить невозможно». Как далеко ушла Церковь, что там вместо веры в Бога было другое: вера в предания, в святых отцов, в святых матерей, святых костей и т.д. Там столько было всего святого, что не перечислить! Я в первой части говорил, что был один человек, который очень сильно хотел спастись, угодить Богу, но не знал: как это сделать, и поэтому собирал все святые реликвии. У него был кусочек креста Иисуса Христа, сажа из печи, в которую поместили Седраха, Мисаха и Авденаго, и даже молоко Марии, матери Иисуса Христа! Трудно представить – за какие деньги это всё приобреталось. У него была целая коллекция. Но он все равно не чувствовал себя спасенным. И это побуждало его приобретать что-то еще. Благо он был богатый человек и мог себе позволить собрать огромную коллекцию реликвий. Но только верой мы спасаемся и только верой угождаем Богу.

И следующее: «Только благодатью». Потому что написано:

Еф.2:8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

А на то время люди получали спасение именно через дела. Нужно было делать много разных добрых дел и собирать себе бонусы. До сих пор, к сожалению, во многих религиях существует спасение через дела. Но, если бы люди спасались через дела, зачем тогда нужен был Бог? Просто хороший, моральный, воспитанный человек делает хорошие дела и ему дорога прямиком в рай! Зачем же тогда должен был быть Бог? Зачем тогда должен был быть Иисус Христос? Это тогда сводит на «нет» всё, что сделал для нас Иисус Христос. Поэтому: «Только благодатью» мы спасены. И это, кстати, только в христианстве. Я изучал разные религии, и везде надо делать много добрых дел, чтобы спастись. Христианство при этом не отвергает добрые дела. Христианство оказало огромное влияние на наш мир благодаря людям, отображающим Иисуса Христа на земле. Когда Иисус Христос был на земле, Он говорил: «Если вы не верите Мне, верьте Моим делам. Видевший Меня, видел Отца Моего». То есть, то, что Он делал, это хотел делать Бог. И поэтому благодать, которая дана нам через веру – это спасительная и спасающая благодать.

Следующее: «Только Христос». Был такой пантеон святых, столько всяких святых угодников! Их было великое множество. Люди молились этим людям! Вот как можно было извратить Писание и веру человека в Бога, что люди молились Богу меньше, чем каким-то святым! Там были разные святые: по рыбалке, по земледелию, по пятницам и субботам. И людям нужно было всё это знать и обращаться именно к определённому святому. Но Реформация вернула нас ко Христу. Только Христос, как написано:

Деян.4:12 «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».

Никто не может нас спасти, потому что Бог дал нам единственный путь спасения: через Иисуса Христа. Были культы Марии, матери Иисуса. Люди думали: «Раз она – мать Иисуса, значит, Иисус её послушается». И вот так они, когда верили, молились: «Мария! Ты там скажи Иисусу! Он забыл про меня!» Нет ни одного места в Библии, где было бы написано: «Молитесь Марии». Напротив, Иисус сказал: «Молитесь во имя Моё». И еще: «Если кто попросит во имя Мое». То есть, когда нет Писания, тогда человека легко обмануть. Поэтому был сформулирован этот тезис: «Только Писание». Если у человека нет этой карты, так сказать, и он не понимает – куда идти, то он заблудится. Слово Божье, Писание – это как карта для путешественника. Если она открыта перед нами, то показывает – куда нам нужно идти. Это – дорога, путь, истина и жизнь. Чтобы нам не свернуть ни направо, ни налево. Не уклониться и не потеряться. Но как только Писание исчезло, потому что оно было написано на латинском языке, который почти никто не знал, кроме небольшой группы священников, то остальные люди находились в темноте и не знали – куда и как им идти. Поэтому их можно было легко обманывать. Придумывать им разные истории. И они верили, потому что у них не было карты. Они не знали: как это сверить? Но Реформация вернула всё на свои места. И поэтому – «Только Христос», и

«Только Богу слава». Потому что Бог сказал, что Он никому не отдаст Своей славы. Поэтому – слава Богу, что вся слава принадлежит Ему! Прославляйте Бога. Об этом много сказано в Библии: о прославлении и поклонении. И на самом деле это – очень важно и нужно, когда мы поклоняемся Богу и прославляем Его. Потому что в этот момент мы смотрим на Бога, отрывая свои глаза от проблем и неудач. От чего-то того, что у нас не получается. Мы смотрим на Бога и благодарим Его. Мы поклоняемся Ему и в нас происходят перемены.

Чистилище.

Я хочу вернуться к ситуации, которая происходила в то время. Почему Реформация и возникла. Я хочу рассказать о чистилище. Похоже на какую-то баню. Огонь горит, люди там находятся. Я коротко объясню концепцию чистилища. Католическое духовенство взяло место Писания из Евангелия от Матфея 12:31, где сказано:

Мтф.12:31 «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам».

Они вывели отсюда доктрину, что есть грехи, которые прощаются, а есть грехи, которые не прощаются. И поэтому чистилище для тех людей, чьи грехи могут быть прощены. По какой-то причине, живя на земле, люди, может быть, не успели покаяться, может быть, забыли, и они умерли непокаянными. И такие люди попадали в чистилище, где им нужно было искупить свою вину. Поэтому мы видим очищающий огонь, который их жалил, работал с ними. Им там было трудно и больно. И они должны были всё время каяться в разных грехах. Сколько времени они должны были каяться – непонятно. Но люди представляли, что это – больно, долго и страшно.

А так как люди не любят боли и страха, появилась еще одна доктрина об индульгенциях. Это был документ от папы Римского, который обеспечивал человеку спасение, прощение и замечательную жизнь. И так как люди всегда испытывали чувство вины перед Богом, Который представлялся страшным, карающим и недовольным, то им хотелось искупить эту вину.

Я помню своё посещение православной церкви. Когда я искал Бога, я пришёл в церковь, посмотрел на лики святых и мне стало страшно. Я подумал: «Господи, Боже мой! Куда я попал?!» Потому что все эти портреты, все эти глаза и бороды так на меня смотрели, что казалось, спрашивали: «Ты чего пришёл сюда?» И я быстро вышел на улицу и сказал: «Слава Богу! Так хорошо светит солнце!»

Одна доктрина подкреплялась другой. Раз есть святилище, значит, можно было как-то помочь людям побыстрей освободиться от этого огня. И эти индульгенции продавались везде повсеместно. Я думаю, что разные грехи стоили по разной цене. Наверное, чем страшнее был грех, тем было дороже. Интересно, что можно было даже купить индульгенцию за грехи, которых ты еще не делал, но сделаешь.

Был один известный продавец индульгенций, к которому подошел разбойник, который останавливал путников на пустынных дорогах и забирал всё, что у них было. Этот разбойник спрашивает продавца: «Правда ли, что если я куплю у тебя индульгенции на будущее, то грехи, которые я сделаю, будут прощены?» Продавец ответил ему: «Да, да, да! Бери, бери!» И этот разбойник подождал, пока продавец продал почти все свои индульгенции, и, когда он выходил из города, подкараулил его и ограбил. Продавец стал кричать: «Господи! Помилуй! Что же ты делаешь, мерзавец?! Что же ты творишь?!» На что разбойник отвечал: «А что я творю? Ты мне сам продал индульгенции. Я купил себе прощение! И поэтому то, что я тебя ограбил, ничего не значит!»

Вот до чего доходило на самом деле! Вот как можно было обмануться! Хороший был бизнес по продаже индульгенций, но разбойник всё забрал у продавца и сказал: «Извини, друг, но за всё заплачено! Я уже купил себе прощение на будущее!»

Когда это всё происходило, в дополнение к этому началось строительство Собора Святого Петра. По легенде, существующей на то время, даже во время императора Константина, существовало захоронение апостола Петра. Апостол Пётр погиб в цирке Нерона. Он был казнён и повешен на кресте вверх ногами, потому что сказал, что не хочет быть выше Учителя. Его распяли и похоронили. И по легенде на этом месте решили построить Собор Святого Петра. Папа, который был на то время, человек очень амбициозный, решил сделать такой величественный храм, чтобы затмить все храмы – и языческие, и христианские – все вместе взятые. Это был огромный проект, который требовал очень много денег.

В этом проекте участвовали великие и известные на то время художники и архитекторы.

«Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини, Мадерна».

Вместимость — около 15 тысяч человек внутри собора и 60 тысяч человек на площади. До сих пор там проходят служения, выходит папа Римский. Там собирается очень много людей. Когда этот замысел воплощался, нужно было очень много денег и продажи индульгенций помогали в строительстве этого храма. Люди очень сильно хотели спасения. Но, как сказал Господь: «Не любите мира, ни того, что в мире». Это тяготение к власти, деньгам и роскоши привело к тому, что Церковь очень далеко отошла от Бога и Писания.

Вот, иногда кажется, что это – плохо, что люди хотели спасения, потому что были запуганы. Но вот сейчас, я смотрю, люди почему-то не хотят спасения. Настолько сегодня всё стало толерантно и позитивно, что никто даже и не думает, что он пойдет в ад. Никто и не думает, что ему нужно спасение. Но на тот момент люди хотели спасения. Поэтому они были готовы платить любые деньги, чтобы получить спасение. Там даже можно было кого-то выкупить из чистилища. То есть, надо было иметь хорошие родственные отношения. Вот, если ты умер, непокаянный, то у тебя, хотя бы, была надежда, что, может быть, твои добрые родственники выкупят тебя. Твоя добрая жена не забудет своего доброго мужа. Может, он и не был таким добрым, но, по крайней мере, была надежда, что кто-то может тебя оттуда спасти. И, конечно же, этот бизнес процветал.

Но на этот момент Церковь стала большой государственной структурой. Очень сильной и влиятельной. Папа Римский был главней даже монархов. Монархи заискивали перед ним, чтобы он мог их благословить, помазать на царство, что-то дать, что-то сделать. Церковь была большой государственной структурой, потому что на тот момент она была очень богатой. У неё было много земель. Богословы говорят, что 1/3 всех земель, которые были в то время, принадлежали католической Церкви. На этих землях работали наемные работники, крепостные.

Однажды, когда священники собирались и считали свои прибыли, кто-то из них сказал: «Помните, написано в Деяниях апостолов, что, когда апостолы Пётр с Иоанном шли в храм и проходили мимо хромого, они сказали: «Серебра и золота нет у нас». Но сегодня мы не можем сказать, что серебра и золота нет у нас». А другой ответил: «Но мы не можем и сказать: «Встань, во имя Иисуса Христа, и ходи»». Потому что Церковь потеряла силу, присутствие Бога, движение Духа Святого. Да, она стала богатой и влиятельной, но произошел перекос. Был период, когда Церковь была гонима. Было опасно быть христианином. Их преследовали, сажали в тюрьмы, бросали хищным зверям и т.д. Но на тот момент Церковь стала очень богатой, серьёзной и влиятельной. Но она потеряла Божью силу.

И поэтому я и говорю, что Бог вмешивается, приходит в историю, чтобы остановить всё это. Когда Иисус смотрел и видел всех этих священников, которые думали, что они представляют Бога, Он, наверное, думал: «Боже мой! Кого они представляют? Только не Меня! Потому что Я этого не хотел». Этого не было в планах Иисуса, когда Он сказал: «Я создам Мою Церковь». Вот именно такую Церковь, которая была на тот момент.

Предтечи Реформации.

И поэтому Бог стал поднимать людей, которые были, как их называют в истории, предтечами Реформации. Бог всё равно придёт. Как бы не было плохо. Некоторые, может быть, думали: «Как эту махину (Церковь) можно изменить? Как можно сделать что-то по-другому?» Но Бог всегда находил каких-то людей, которые верили Ему, и знали – как должно быть.

Один из таких людей – это Джон Виклиф. Видите – какой серьезный мужчина? У него такой посох. Тогда вообще все люди были серьёзные. Я не видел, чтобы кто-то улыбался. Это сейчас: будем фотографироваться – и все улыбаются. Я не видел ни Джона Виклифа улыбающимся, ни Мартина Лютера. Даже апостола Петра я ни разу не видел, чтобы его нарисовали с улыбкой. В основном, они все такие серьёзные люди. Так их представляли. Такими они, наверное, и были.

Но что хочется сказать о Джоне Виклифе. Он также понимал, что главное – это Писание. Еще до Лютера он уже говорил о всех постулатах Реформации и боролся за это. За то, что Христос является главой Церкви, а не папа Римский. Что Писание – это единственный авторитет для верующего. И Церковь должна строиться по образцу Нового Завета.

И, конечно, эти люди были очень смелые и мужественные. Виклифа хотели судить, но он не успел попасть на суд. У него случился сердечный приступ, и он умер. Но к этому времени он уже перевел Новый Завет на английский язык. Так что дело его уже было сделано. И я думаю иногда: «Как дьявол боится людей!» Вот он умер, прошло много лет, сменился папа, который сказал, что Виклиф был таким сильным еретиком, что надо его выкопать из могилы и сжечь, а прах развеять, чтобы ничего от него не осталось. Но, как говорится, уже было поздно. Уже люди стали читать Писание. Англичане стали читать слово Божье на родном языке.

Еще один предтеча Реформации – Ян Гус. Мы даже в школе проходили Яна Гуса. Он был известен тем, что его сожгли на костре. Он был последователем Джона Виклифа. Он читал его труды и полностью принял его видение. И так как Ян Гус был профессором Пражского университета в Чехии, соответственно, об этом он говорил своим студентам. Он говорил об этом везде. А его студенты передавали это другим людям.

Гуса пригласили на какой-то суд, пообещав, что ему ничего не сделают. Он поверил этим представительным людям, понадеявшись только на диспут. Но после этого диспута его схватили, посадили в тюрьму и сожгли. Такова была участь всех еретиков. Инквизиция превратилась в церковное гестапо. Многих невинных людей хватали, и они должны были признаться. Особенно доставалось женщинам, потому что почти все они были ведьмами. И кто-то видел, как какая-нибудь из них на метле пролетала туда, потом обратно, и куда потом приземлялась. И под пытками они, конечно, признавались, что летали. А что было делать? Это было страшно, потому что любой мог донести на любого и сказать, что кто-то является еретиком, что он что-то не так делает. Наш 37 год. И – всё! Был человек, и нет человека!

Представляете отношение людей к Церкви в то время?! Люди боялись всего. Они просто с содроганием, наверное, проходили мимо и думали: «Господи, помилуй!» Это, наверное, была самая сильная молитва того времени: «Господи, помилуй, чтобы меня пронесло! Чтобы не сожгли, не поймали, что-нибудь не сделали!»

В это время появляется такой человек, как Мартин Лютер. Он – самый известный реформатор, потому что именно с него началось то преобразование Церкви, которое носит название Реформация. День, когда он прибил свои 95 тезисов к дверям церкви, считается Днем Реформации. Это случилось 31 октября 1517 года.

Хочу немного рассказать про Лютера. Он родился в простой семье крестьянина. Но отец его был очень умный человек. Он был не просто крестьянином. Он поехал работать на рудниках. Там он хорошо поднялся – от крестьянина до зажиточного бюргера – и заработал много денег. Он оставил в наследство 1250 гульденов. Сегодня нам трудно понять – сколько это на современные деньги. На эти деньги в то время можно было купить поместье с землями, лугами и лесом. Если перевести эти гульдены на современные деньги. Это было очень большое состояние.

Отец Мартина Лютера был непростым человеком. Он был простым крестьянином, но стал бюргером. И когда люди из простых становились состоятельными, они хотели, чтобы их дети тоже были грамотными, профессиональными работниками. Отец Мартина хотел, чтобы сын стал юристом. Тогда юристы тоже неплохо жили. Отец хотел, чтобы Мартин поступил учиться на юриста. И он даже поступил учиться. Он был очень способный, как студент, хорошо учился. Но однажды во время прогулки он попал в сильную бурю. Сверкали молнии, гремел гром. И ему стало очень страшно, потому что до этого у него умер один из приятелей, и Мартин подумал, что он тоже сейчас умрет, что Бог поразит его молнией. Ведь Бог представлялся всегда карающим. Лютер пережил в этот момент такое состояние, что сказал: «Господи! Я так хочу посвятить Тебе свою жизнь!» Как говорится: «иных страхом спасайте». И во время этой бури оказалось, что он посвятил свою жизнь Богу. Он сказал, что отныне будет служить Богу. И он пошёл учиться в семинарию и стал монахом.

Он был очень интересным монахом. О нём пишут, что это был монах, который всех доставал, потому что хотел всё знать. Он должен был знать и вот то, и это. Наставники уже просто прятались от него, когда видели. А он не чувствовал, что спасён. Он не переживал Бога. Он постоянно думал: «Почему я не переживаю Бога? Я молюсь, пощусь, сплю на земле, и не чувствую никакого облегчения». И однажды у него появился наставник, который сказал: «Ты слишком концентрируешься не на том». Он посоветовал Лютеру читать Писание. Мартин переключился и стал читать слово Божье. И когда он стал читать Писание, ему стала постепенно открываться истина. Он свято верил в доктрину, которая была у католической Церкви: «спасение через дела», и старался исполнять, но никакого спасения не переживал, поэтому всегда чувствовал какую-то подавленность, какую-то тяжесть в себе. И по этому совету, он просто погрузился в Писание. Стал много читать. Некоторые места Писания стали на него просто «выпрыгивать», и он стал видеть. Как, например, это известное место Писания в Послании к Римлянам, 1 глава, 16 стих:

Рим.1:16 «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению».

Сила Божья ко спасению. Что это? Это – Евангелие.

Рим.1:16-17 «всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет».

Это произошло не сразу. Он читал и читал. Мы иногда думаем: «Я вроде бы и читаю, но, как бы, ничего не происходит». Но с первого раза это не получается. Даже у Лютера. И поэтому он был такой дотошный. Некоторые наставники уже обходили его стороной, потому что, если он попадался на дороге, он всё из них вытаскивал и спрашивал: «Что еще надо делать?» А они уже не знали – что надо делать. И поэтому этот мудрый наставник посоветовал ему искать ответ в Писании. Я думаю, что это был Господь, Который направил его, как говорится, по правильному пути. И это изменило его жизнь.

И так как он был очень способный, он продолжил учиться на магистра богословия, потом – на доктора богословия. И его отправили из этого монастыря преподавателем в университет в городе Виттенберг. Он стал преподавателем, и те истины, которые ему открылись, постепенно стал излагать своим студентам.

Он был популярным преподавателем. За счет него количество студентов увеличивалось. Он был ценным кадром, как говорится. Потом, когда на него начались определённые гонения, у него был покровитель, который не хотел, чтобы Лютера куда-то убрали, потому что он понимал, что университет потеряет много студентов. Потому что, благодаря Лютеру, многие там учились. И это радовало этого человека.

Но когда Лютер перешел всякие границы, он написал свои 95 тезисов и прибил их, как говорят, к воротам церкви. Эти ворота были, можно сказать, доской объявлений, куда люди могли приходить и что-то прочитать и узнать. Поэтому он прибил их в этом месте. Студенты переписали эти тезисы, и они стали расходиться по всей Европе. Это привело к большому движению, потому что в этих тезисах он открывал все те реформаторские мысли, которые были у Джона Виклифа и Яна Гуса. О Писании – что его нужно перевести, о власти папы, и т.д. И во время Лютера это произвело большой резонанс.

Его терпели-терпели, и в 1521 году вызвали на Вермсский сейм, где председателем был император Карл V. Именно на этом сейме Лютера стали обвинять. Он написал много книг к этому времени. И обвинители говорили, что он должен признать свои книги еретическими и отречься от них. Тогда обвинения с него снимут. Но Лютер взял время, чтобы подумать, а потом сказал: «Я от этого никогда не откажусь».

После молитв и размышлений он ответил:

«Я не могу и не буду ни от чего отрекаться. Поскольку идти против совести небезопасно и неправильно. Да поможет мне Бог!»

И еще ему приписывают такую фразу: «На этом стою, и не могу иначе».

Тогда присутствующие на сейме собрались на совещание и решали: «Что с ним сделать?» Уже его, в принципе, назвали еретиком, осталось только вынести приговор. Но по дороге домой он таинственным образом исчезает. То есть, вот, ехал Лютер, и исчез. И он исчез на целый год. Нигде его не могли найти. Его покровитель, Фридрих, поселил его в своем замке, где была охрана и никто не мог туда проникнуть. Но даже пока он был там целый год, процесс Реформации пошел. Его студенты, ученики и соратники стали развивать все эти мысли и темы. И поэтому всё это забурлило и двинулось.

Лютер тоже не терял времени, и за это время уединения перевёл Новый Завет на немецкий язык. Интересно, что он не просто сделал перевод на немецкий язык. На то время в Германии было много разных диалектов, и немцы говорили по-разному. Но когда он перевёл Евангелие на немецкий язык, появился образец литературного языка. То есть, вся Германия, благодаря его Евангелию, обрела настоящий немецкий язык. То есть, Лютер входит в число выдающихся людей не только, как реформатор, но также как человек, который повлиял на культуру немецкого языка.

Вообще, Мартин Лютер был, конечно, феномен. Во-первых, он образовал школы. Он сказал, что всем надо учиться для того, чтобы читать Писание. И это была большая реформа в школах. Он был способный поэт. Он написал много псалмов и гимнов. Он занимался переработкой музыки. У него была идея, чтобы через песни народ узнавал о Боге. Поэтому он брал какие-то немецкие шлягеры и переделывал слова в этих шлягерах. И так как мелодии были на слуху, люди начинали петь песни о Боге. И эти песни расходились в народе. Он даже переделывал много католических гимнов, потому что они были написаны на красивые мелодии и нельзя было допустить, чтобы они пропали. Надо было просто поменять слова в текстах, убрать всякую заунывность, неверие, страхи и т.д., поставив настоящие христианские тексты. То есть, он сам написал большое количество песен, плюс еще переделал. Он был человеком, который повлиял на многие сферы жизни. И благодаря его такой кипучей деятельности, Реформация стала двигаться и распространяться по всем другим европейским странам.

Слава Богу, что всегда были люди, которые могли пойти против системы. Для Мартина Лютера это был огромный риск. Тем более, все знали, что было с Гусом и Виклифом. Что было вообще с разными людьми, которые шли против католической церкви. Какое нужно было иметь мужество, какую нужно было иметь веру, чтобы пойти против этой системы! Но – слава Богу, что такие люди всегда есть! Поэтому хотя иногда кажется: «Ну как можно что-то изменить? Как может вот это поменяться, как может другое поменяться?», но всё возможно Богу и всё возможно верующему. Слава Богу, что такие люди были, и я верю, что такие люди есть, и что такие люди будут.

Помните, когда Илия жаловался Богу, что он остался один, что никому нет дела, все ушли от Бога, то Бог возразил ему. Он сказал, что у Него есть еще 1500 пророков! Поэтому, если иногда мы не видим, это не значит, что ничего не происходит. Иногда кажется, что, наверное, один я верующий остался в семье, больше никого нет. Один я истинно верующий. Нет! У Бога всегда есть этот святой остаток. Потому что через этих людей Бог приходит на землю, приходит в историю, и история кардинально меняется.

Заключение.

Реформация кардинально изменила направление существующей на то время Церкви. Благодаря Реформации, мы, в принципе, последователи Реформации. Мы – протестанты! Мы не должны бояться этого слова. Кажется, что слово, может быть, не такое хорошее, но протест был именно против беззакония, безбожия, темноты. Поэтому их и стали называть протестантами. Но в этом ничего нет плохого! Это – хороший протест. Потому что Бог тоже против греха и беззакония. И поэтому это – большой праздник, на самом деле. Потому что время инквизиции, средние века, многие называют темными веками, потому что происходило много страшного. Но, как написано: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий» (Ис.9:2). Сейчас тоже кажется, что тьма наступает то здесь, то там, и как же будет? Но, какая бы ни была тьма, мы должны верить, молиться, и Бог сделает еще Свою новую Реформацию. Потому что Бог верен и неизменен. Бог стоит за Своим словом. Он – Глава Церкви.

Давайте, мы встанем, помолимся и поблагодарим Бога за всех этих замечательных людей. Эта тема большая. Можно еще много рассказывать. Там были и Кальвин, и Цвингли, и много других деятелей, которые по-своему понимали и продвигали дело Реформации. Мы просто взяли несколько ярких представителей, предтеч, и самого главного реформатора – Мартина Лютера.

Молитва.

Господь! Мы благодарим Тебя за этих людей, потому что их труд не тщетен. Иногда люди говорят: «Вот, зачем я это делаю?» Как и они, может быть, думали. Когда Гуса вели на костер, он, может быть, думал: «Не надо было так! Может быть, надо было по-другому?» Но они верили Богу! И это семя мучеников принесло большой плод. Поэтому, может быть, сегодня, когда ты веришь, то думаешь: «Может быть, и не надо мне верить? Может, мне надо по-другому жить? Может, надо жить, как все живут в этом мире?» Господь говорит: «Нет! Если ты поверил в Меня, если отдал Мне свою жизнь, не сворачивай с этого пути, потому что будет награда, будет воздаяние». Бог всегда на стороне таких людей. Да, может быть, они были незаслуженно наказаны и забыты, но прошло время, и все эти имена мы вспоминаем спустя более 500 лет. Мы помним этих людей. Потому что они отдали свою жизнь именно за Евангелие. Они отдали свою жизнь за то, что Иисус Христос – Господь! И за то, что Он – Глава Церкви. И за то, что, как сказал Иисус:

Мтф.4:4 «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Поэтому мы благодарим, Господь, за этих людей, за то время. И мы также молимся сегодня, чтобы Церковь тоже двигалась в том, в чём Ты ожидаешь видеть её, Господь! Чтобы она была бескомпромиссной, верной, посвященной, ответственной. Потому что этим людям нужно было взять ответственность за всё это. Они могли отказаться. Все люди боятся. Это страшно. Но они решили идти до конца. И поэтому Господь был на их стороне. И благодаря этим людям, тьма не объяла свет. И сегодня, Господь, мы молимся, чтобы Твой свет, свет Твоего Евангелия и Твоего слова, точно так же влиял и воздействовал на людей, которые вокруг нас. И пусть мы тоже не будем сдаваться, не будем бояться, не будем отступать, но будем верными и посвященными Тебе учениками.

И вся слава да будет Богу!