«Реформация», 1 часть.

21.11.2023 г.
Юрий Ильченко

Проповедь.

Введение.

Реформация, 1 часть31 октября – всемирный день Реформации, праздник, который отмечают все протестантские церкви. И мы, как протестанты, должны знать историю: откуда мы, кто мы?

1. Принципы Реформации.

«Sola scriptura», что переводится: «Только Писание».

«Sola fide». В переводе: «Только верой».

«Sola gratia» – «Только благодатью».

«Solus Christus» – «Только Христос».

«Soli Deo gloria» – «Только Богу слава».

2. История христианства.

2.1. Гонения.

Христианство с самого начала было гонимой религией. Сам Иисус был преследуем. Он говорил: «Меня гнали, будут гнать и вас». Когда ты начинаешь идти за Богом, то входишь в противостояние с этой системой мира.

2.2. Гонители Церкви.

Всё демоническое агрессивно. Оно хочет убивать, как написано: «Враг пришел украсть убить и погубить». И когда люди отождествляют себя с этой демонической системой, то злой дух входит в них, и им нравится агрессия и всё, что происходит. Многие люди находятся под силой зла, даже не отдавая себе отчет, что они не творят волю Божью, хотя они так думают.

2.3. Распространение христианства.

Первые три века, 300 лет, христианство было гонимо. Но христианство это не остановило. Оно распространялось. Оно вышло из Израиля и стало распространяться по Римской империи. В Египте в третьем веке было 13 % христиан.

2.4. Символ веры.

На Никейском соборе, который прошел в 325 году в городе Никея, был утверждён символ веры, который по сей день остается неизменным для всех христиан.

Заключение.

Проповедь.

Введение.

С Богом возможно все! Мы – дети Божьи, и должны быть похожими на нашего Небесного Отца, и должны быть такими же чудесными, каким чудесным является наш Господь.

Сегодня я хочу поговорить о Реформации. 31 октября – всемирный день Реформации, праздник, который отмечают все протестантские церкви. И мы, как протестанты, должны знать историю: откуда мы, кто мы? Люди часто задают вопросы: «Почему вы так называетесь? Откуда вы появились? Как вы произошли? Чем вы отличаетесь от православных и католиков?» и т.д. Важно, чтобы мы вспомнили нашу историю – откуда мы появились и что, вообще, произошло в мире.

Слово «реформация» происходит от слова «реформа». Реформа – это перемены, изменение. Реформы происходят везде. Например, в обществе, когда меняется строй. Есть экономические реформы. Реформы, как изменения, всегда происходят в нашей жизни. А когда что-то долго не меняется, то приходит застой. Такой застой пришел и в христианство.

День Реформации празднуется 31 октября, но этот день имел свое начало в 1517 году. Больше 500 лет назад, как возникло движение Реформации. Хочу зачитать основные принципы Реформации, чтобы мы понимали – против чего был протест. Протест был против безбожия, которое, к сожалению, пришло в католическую церковь. И каждый из пяти пунктов Реформации, начинается со слова «Sola», что, по-латыни, означает «Только».

Принципы Реформации.

Самый первый принцип, который приняла Реформация, назывался: «Sola scriptura», что переводится: «Только Писание».

Мы здесь тоже много говорим о Писании. Не так много о чем-то другом, а в основном о Писании: что написано и как написано. Почему это стояло пунктом номер один? Потому что, к сожалению, Церковь уклонилась от Писания. Может быть, причина была в том, что оно было написано на латинском языке, который практически никто не понимал. Понимали только священники, а простые люди не понимали. Поэтому они не читали Писание, и не знали – что там написано. Но мы знаем, что вера приходит от слова Божьего.

Любая Реформация возвращает людей к слову Божьему. Самый первый принцип, который поставили реформаторы, был назван: «Только Писание». Когда человек не знает слова Божьего, он начинает уклоняться в разные стороны. Но Писание подобно карте, которая показывает – куда идти. Когда мы теряем карту нашей жизни, то очень легко заблудиться и потеряться. И Церковь была в потерянном состоянии, потому что люди не знали Писание. Но реформаторы сделали это пунктом номер один.

Из Писания мы узнаём о Боге: Кто Он такой, что Он для нас хочет? Поэтому приоритетом было Писание.

Пс.137:2 «…ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего».

Задумайтесь – на какую высоту Сам Бог поднял слово Божье! Даже превыше Его имени. Потому что в Писании нам открывается всё, что нам нужно, как написано, для жизни и благочестия.

Второй пункт: «Sola fide». В переводе: «Только верой».

На тот момент в Церковь пришли религиозные ритуалы, традиции, разные действия, которые ничего общего с верой уже не имели. Но Писание нам говорит, что в Нем (в Писании) открывается правда Божья от веры в веру. Как написано: «Праведный верою жив будет» (Евр.10:38).

Написано также, что «без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6). А откуда приходит вера? Она приходит из Его же, Божьего слова. Поэтому каждый день праведный верой жив будет. Нам нужно жить верой. Бог усмотрел так что, если верующий не живет верой, тогда он не верующий.

Многие люди называют себя верующими, но живут не верой, а какими-то ритуалами, обычаями, знаниями. Но жить верой – это знать Бога, иметь близкие отношения с Ним, пребывать в Его слове и исполнять Его слово. Без веры, написано, Богу угодить невозможно. Невозможно быть верующим, не зная Бога и слова Божьего.

Третий пункт: «Sola gratia». «Только благодатью».

На тот момент в Церкви делалось очень многое. И люди были в какой-то мере запуганы. Много говорилось об аде, о наказании, о карающем Боге. Может, сейчас слишком мало об этом говорим, и люди вообще не боятся Бога, и не задумываются о своем спасении. Но на тот момент это было очень сильно, и даже страшно.

Средние века называют темными веками. Это время множества эпидемий. Чума и еще какие-то болезни. Люди умирали тысячами. С другой стороны, они видели, как инквизиция преследовала людей и Церковь искала ведьм, разных инакомыслящих. Горели костры. С одной стороны люди умирали от болезней, с другой – их сжигали на кострах. Можете себе представить – в какой обстановке жили люди? Сейчас у нас совершенно другая обстановка. Но, когда так много смертей, тогда очень много страха. Поэтому люди боялись и искали спасения. Они хотели быть спасены от всего этого. И предлагались разные варианты спасения: добрые дела, традиции, продажа индульгенций и т.д. Люди боялись, хотели быть спасенными, но Церковь, к сожалению, на этом спекулировала и придумывала разные способы – как люди могли обрести спасение.

Но почему прежде всего только Писание? Потому что Писание говорит:

Еф.2:8 «Ибо благодатью вы спасены через веру»,

Понимаете – как? А вера связана со словом Божьим!

Когда нет слова Божьего, нет и спасительной благодати, потому что нет веры. И дальше написано:

Еф.2:8-9 «и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Когда враг убирает главное звено, которое определил Господь, как сказал Сам Иисус: «Не одним хлебом будет жить человек, но всяким словом Божьим», тогда нет надежды. Когда слово Божье замещается другими разными атрибутами: поклонением святым, мощам и разным святым принадлежностям, тогда нет основания.

У людей была масса святых реликвий. Кто-то сказал, что были три настоящие головы Иоанна Крестителя. Я уже не говорю о бесчисленном количестве кусочков креста, на котором был распят Иисус. Даже сохранилась сажа из той печи, где были Седрах, Мисах и Авденаго. Кто-то даже сказал, что хранил молоко матери Иисуса. Сейчас нам смешно, но люди искали спасения и придумывали разные способы, чтобы через что-то спастись. Но они были в заблуждении, потому что не знали слова Божьего. А слово Божье говорит, что мы спасены благодатью через веру. А вера приходит от слышания слова Божьего, и, как написано:

Еф.2:8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Один известный человек имел много таких реликвий. Он собирал их. Он был богатый и скупал всё. У него была и сажа, и молоко, и остатки креста, и плащаница. И чего только у него не было. Почему человек всё это приобретал? Он хотел спасения! Но мы понимаем, что это не спасает. Это не может спасти. Никакие вещи нас не спасают. Нас спасает вера в Бога.

Поэтому Реформация открыла путь к Богу, Который был закрыт мощами и другими вещами. Но не было того, через что Бог предусмотрел спасение – веры. Мы должны быть благодарны, что у нас есть слово Божье, этот духовный хлеб, духовная пища.

Четвертый пункт: «Solus Christus». «Только Христос».

Было много посредников. Были разные святые угодники, мать Иисуса Христа. Многие молились матери Иисуса, с таким пониманием, что она – мать, и Сын её послушает. Было даже такое убеждение, что лучше молиться матери, чем самому Иисусу. Мало ли – Иисус будет чем-то занят, но мать точно скажет, что нужно делать. И был культ поклонения Марии и разным святым угодникам. Но Реформация напомнила людям – Кто же Спаситель. Поэтому «Только Христос».

Деян.4:12 «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».

К сожалению, сегодня люди не хотят ни от чего спасаться. В те времена, благодаря ужасу и страху, который творился вокруг людей, они хотели спасения. И была очень большая проблема: люди хотели спастись, но не знали – как? Эти церковные атрибуты не давали спасение, но, может, на какое-то время успокаивали: «У меня есть какая-то мощь, какая-то сажа, кусочек чего-то…». И это, может быть, давало какое-то временное успокоение людям. Но Писание конкретно говорит, что только Христос спасает, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».

И еще в Послании к Тимофею написано:

1Тим.2:5-6 «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство».

Кто посредник? Посредниками были не священники, как говорит Писание. Это были не какие-то святые люди. Один посредник – это Иисус Христос! Слава Богу за Реформацию, что она снова вернула фокус людей на их Господа и Спасителя, Иисуса Христа. Только Христос!

Последний, пятый пункт: «Soli Deo gloria». «Только Богу слава».

И, действительно, кого мы должны прославлять?

1Кор.10:31 «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».

Мы должны благодарить и прославлять Бога за всё, что Бог для нас сделал и делает в этой жизни. Апостол Павел напоминает, что нам нужно делать с благодарностью – прославлять Бога.

1Петр.4:11 «Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков».

Богу, да будет слава!

История христианства.

Хочу пройтись по истории христианства.

Гонения.

Когда Иисус Христос пришёл на землю, это было начало новой эры. История разделилась на момент до рождения Иисуса Христа и после. Во всем мире есть такое интересное знамение для всех народов – все народы принимают одну систему летоисчисления. Хотя некоторые имеют свои летоисчисления: у евреев, буддистов и т.д. Но в мировом масштабе, во всех документах, всё, что происходит, рассчитано от Рождества Христова. Сегодня 2023 год от Рождества Христова. Если вы приедете в любую страну, все будут знать – какой год от Рождества Христова. Бог вошел в историю и уже никто не может сказать, что Его не было. Даже самые неверующие люди могут обратить внимание на то, что летоисчисление идет от Рождества Христова.

Христианство с самого начала было гонимой религией. Сам Иисус был преследуем. Он говорил: «Меня гнали, будут гнать и вас». Вера в Бога не такая уж и безопасная вера. Почему? Потому что, приходя к Иисусу, мы идём против течения этого мира. А течение этого мира – безбожное. Глядя на мир, мы не удивляемся – почему там что-то происходит, потому что безбожная система построена на безбожных принципах. И когда ты начинаешь идти за Богом, то входишь в противостояние с этой системой мира. А конкретно сказать: с дьяволом и его системой.

Когда Иисус пришёл и стал служить, Его не везде принимали с распростёртыми объятиями. Более того, Его пытались схватить и убить. Но Он говорил: «Мое время еще не пришло».  Поэтому, какие бы попытки не были, они не увенчивались успехом. Пока Иисус Сам не отдал Себя в их руки. Хотя Он мог призвать ангелов, и никого бы не осталось. Но Он был добровольный Агнец, Который отдал Себя за наши грехи. И, когда мы читаем Евангелие, то видим, что не только Иисус подвергался гонениям и преследованиям, но также и ученики Иисуса.

Иисус сказал:

Ин.15:13 «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Он говорил о Своей смерти, о Своей жертве. Почему Он это сделал? Потому что Он любит нас, и потому Он пожертвовал Собой, чтобы спасти людей.

И еще Он сказал:

Ин.15:20 «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше».

Иисус не мог сказать того, чего бы не было. Писание говорит, что невозможно, чтобы вас все любили, хвалили и восхищались, потому что этому миру угодить невозможно. А наша задача – угодить Богу.

1Петр.3:18 «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом»,

Мы понимаем, что кто-то пострадал за нас. Пострадал Иисус, пострадали ученики, апостолы, христиане. Но они не зря страдали, потому что мы – плод этих страданий. Семя мучеников. Праведники – это семя мучеников, которые умерли за то, чтобы вера не обесценивалась. Эти люди не шли на компромиссы. Всегда легко быть компромиссным, плыть по течению. Но, как говорят, по течению плывет только дохлая рыба. Живая рыба идёт против течения. Когда мы приходим к Богу, мы получаем массу бонусов. И самое главное – примирение с Богом, спасение, Его любовь, благословение. Но мы также получаем и неприятие этого мира, гонения этого мира. И мы должны понять, что это не должно нас пугать, мы не должны этого бояться. Писание много раз говорит: «Не бойся, Я с тобой». Бог нам постоянно об этом напоминает. Он говорит: «Я понимаю, что может быть страшно и больно, но Я – с тобой, чтобы поддержать тебя».

Когда мы читаем Евангелие, то видим, что Иисуса отвергали священники, саддукеи, фарисеи и т.д. Его даже отвергали в родном городе. Отвергали также и Его учеников. Когда Иисус говорил об этих гонениях, Он знал – что с Ним произойдет. Он и сказал об этом. То, что Он сделал, победило врага. Дьявол, написано, был обесчещен и потерял силу. Можно сказать, что до смерти и воскресения Христа дьявол еще обладал какой-то силой и властью, но после смерти и воскресения Христос лишил его власти, забрал ключи власти, и восторжествовал над ним Собой. Когда мы принимаем Иисуса Христа, то принимаем дух веры и победы, поэтому не должны бояться. Мы можем бояться, как люди, но Бог нам помогает, и говорит:

Мтф.10:28 «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить».

Самое печальное, когда люди продают свою душу, идут на сделку и теряют то спасение, которое Бог хотел им дать.

Христианство, особенно в начале, было очень сильное. Это напоминает источник. Когда мы приходим к нему, там чистая вода. Если вы были возле родника, наверное, видели, что там, где он бьет, вода чистая. Но когда эта вода начинает течь дальше, она уже загрязняется. Туда попадают различные частицы, мусор. И чем дальше она от источника, тем меньше в ней остаётся чистоты. Поэтому раннее христианство, хотя и гонимое, было сильным. Было очень трудно и не безопасно быть христианином, но люди, имея отношения с Богом, становились сильными в вере. И поэтому – что бы, и кто бы ни пытался остановить их, христианство распространялось.

Мы должны об этом говорить, чтобы вспоминать. Потому что сейчас люди очень любят комфорт. И когда нам как-то не комфортно, что-то не нравится, где-то нам на мизинчик наступили, мы уже не хотим ничего терпеть. Но Бог напоминает нам о терпении. В народе даже в советское время было выражение: «Христос терпел и нам велел». Мы понимаем, что верой и долготерпением мы наследуем обетования. Бог знает природу человека, что он не терпеливый. Ему надо здесь и сейчас, он не хочет ждать. И время сейчас такое, когда много быстрого: быстрорастворимый кофе, чай в пакетиках, быстрый интернет, и мы все хотим быстро. А когда где-то, что-то не работает, человек начинает нервничать и переживать, проявляет нетерпение, а порой и злость из-за этого. Но Бог говорит, что мы должны быть терпеливыми.

Гонители Церкви.

Говоря об этих гонениях, хочется вспомнить об апостоле Павле, который был одним из гонителей Церкви.

Деян.8:1 «Савл же одобрял убиение его…».

Апостол Павел имел в то время имя Савл. Убивали Стефана. Стефан был одним из первых мучеников. Он был побит камнями. Савл был частью демонической системы, которая гнала христиан. И когда он всё это видел, он одобрял. Всё демоническое агрессивно. Оно хочет убивать, как написано: «Враг пришел украсть убить и погубить». И когда люди отождествляют себя с этой демонической системой, то злой дух входит в них, и им нравится агрессия и всё, что происходит. Когда Савл смотрел, он одобрял убийство. Потому что он не служил Иисусу и не был наполнен любовью, состраданием, но был наполнен злостью. И злость одобряла убийство человека.

Деян. 8:1-4 «… В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме»;

Произошло не просто гонение, а, написано: «великое гонение»

«и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово».

Вот почему дьявол так боится слова и хочет его так запрятать, перевести на такие языки, которые никому не понятны, чтобы никто не благовествовал и не знал слово Божье.

Но встреча Савла с Иисусом Христом навсегда изменила его. Из гонителя он стал проповедником и человеком, который насаждал церкви, и написал треть посланий Нового Завета.

Многие люди еще просто не понимают и не знают Иисуса и Евангелие, поэтому зло правит ими. Они находятся под силой зла, даже не отдавая себе отчет, что они не творят волю Божью, хотя они так думают. Сегодня в мире многое происходит во имя Бога, но Бога там нет. Во имя Бога люди убивают других людей. Но, когда мы читаем Писание, то знаем, что Бог есть любовь. И Он говорит: «Не убей, не укради, не возжелай». Тогда нам становится понятно – в какого бога они верят. Потому что у Того Бога, Который в Библии, с этим богом нет ничего общего.  Наш Бог никогда не говорил убивать. Он, наоборот, говорил: «Прощать нужно!» И вот, это – люди, одурманенные религией.

Иногда слово «религия» может быть в положительном контексте, но может быть и в отрицательном. В отрицательном контексте – когда люди не знают истину. Они имеют какую-то информацию, но не знают – какой Бог на самом деле. Поэтому, для нас, христиан важно знать историю, потому что все повторяется. Знание истории нам нужно для того, чтобы не повторять ошибок прошлого, не наступать на те же грабли.

Кто-то наступал на грабли? Откуда это выражение? Иногда хорошо, чтобы одного раза хватило, а то бывает – никак не доходит.

Поэтому мы размышляем об этом, чтобы, как Церковь Иисуса Христа, не повторять этих ошибок. У нас есть Писание – верное пророческое слово, чтобы мы знали и исполняли.

Да, были гонения. Но интересно, что с апостолом Павлом потом тоже произошло много гонений. Он, наверное, вспоминал, как он когда-то гнал. Его побивали камнями, топили, били, преследовали! Кто-то может сказать, что то, что он сеял, то и пожал. Потому что когда-то он так относился к христианам и теперь сам это принял. Но Бог давал ему чудесным образом силы пройти все гонения и трудности. И, слава Богу, что он не обиделся на Бога. Люди очень часто обижаются на Бога. Не за то, что их побили камнями, а просто, когда камушек попал, и – то уже начинают кричать и жаловаться, что им больно и страшно. Но мы понимаем, что противостояние было, есть и будет, пока Иисус не придет на эту землю.

Когда Павел пришел в Ефес и стал проповедовать, то все, кто поклонялся Артемиде Ефесской восстали против него, потому что это была духовная сила и они стали терять последователей. Бизнес стал падать, убытки пошли. Они восстали против Павла и хотели его убить, но Бог сохранил. Писание исполняется и говорит о том, чтобы мы не боялись. Бог не дал нам духа страха!

2Тим.1:7 «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви, и целомудрия».

Дьявол пытается пугать и обманывать. Он использует все свои заготовки, которые у него есть и которые он опробовал миллион раз на миллионах или даже миллиардах людей. Но вместе с Богом возможно всё пройти.

Распространение христианства.

Первые три века, 300 лет, христианство было гонимо. У христиан забирали имущество, преследовали, сжигали, распинали, бросали львам, и множество всякого страшного происходило с живыми людьми. Это же были не звери, а люди, но с ними творили страшные вещи. Но самое удивительное, что христианство это не остановило. Оно распространялось. Оно вышло из Израиля и стало распространяться по Римской империи. Даже в Египте в третьем веке было 13 % христиан. В России до сих пор 1% христиан. Даже за 30 лет, когда пришла новая власть и всё разрешили, набралось всего 1% евангельских верующих. Каждый может сказать, что он – православный христианин, но та же система, которая действовала до Реформации, действует и сейчас в православной церкви. Люди не знают Библии. До сих пор только Библия, написанная на старославянском языке, считается «правильной» Библией. Так же, как во времена католической церкви запрещалось переводить Библию на понятный людям язык. За это преследовали и могли убить. Настолько это было закрыто, зашифровано и запрятано, чтобы слово Божье не достигало людей.

Император Константин серьезно отличился. Его мать Елена, была христианкой, а отец – язычником. И в трудное время Константин искал выход. Ему предстояло большое сражение с его конкурентом. Он понимал, что не может победить с той армией, которая у него была, хотя он был хорошим полководцем и воином. Поэтому он искал выход. И, как говорит история, у него было видение: «Яркое сияние на небе в форме креста, и на нём надпись на латинском: «С этим ты победишь»». Для него было не понятно это видение. Он стал спрашивать окружение об этом: «Что это за победа?» Он не был христианином, и этот символ ему ни о чем не говорил на тот момент. История также говорит о том, что во сне явился ему Иисус Христос, показал крест и сказал, что если этот крест будет на его знаменах, то он победит. Он сделал это, и его армия победила. И в этот момент произошёл переворот в его мышлении и жизни. Он поверил, что Христос даровал ему победу.

У него была масса разных человеческих недостатков. Все-таки он работал императором, а работа эта не простая, тяжелая. И в силу служебных обязанностей ему нужно было много чего делать. Но, с другой стороны, мы видим, что благодаря этому человеку изменилось отношение к христианам. Он выпускает так называемый Миланский эдикт в 313 году. Этот эдикт предписывает вернуть христиан в нормальное состояние: не гонимое и не преследуемое. Объявляется, что христианство – это нормальная религия, как и все остальные. И с этого момента преследованию христиан был положен конец. И не только преследованиям. Им даже вернули всякое имущество, всю недвижимость, все, что было нажито непосильным трудом, которое было отнято во время гонений. И, более того, им разрешили богослужения, проповедь Евангелия, владение храмами, строительство церквей. Это был очень сильный поворот для влияния христианства. Потому что из гонимого, не легального, оно становится легальным.

Более того, император организует проведение Никейского собора, который прошел в 325 году в городе Никея. На этом соборе произошли интересные события. Был утверждён символ веры, который по сей день остается неизменным для всех христиан. Также они признали воскресенье, как день богослужения и сделали его выходным.

Символ веры.

Что написано в символе веры:

«Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого.
И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых.
И в Святого Духа.
А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошёл из несущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем — таковых анафематствует кафолическая церковь. Аминь

На Никейском соборе была утверждена Троица: Бог Отец, Бог Сын, и Бог Святой Дух. Это было сделано, потому что сильно распространялась арианская ересь, где священник Арий утверждал, что Христос не является Богом. До сих пор эта ересь существует в разных направлениях. Поэтому очень важно было об этом заявить – в Кого верит христианская Церковь.

Никейский символ веры до сих пор определяет – христиане вы, или нет. Потому что есть разные течения и деноминации, которые называются христианскими, но таковыми не являются.  Например, в штатах Невада и Юта, сильно присутствуют мормоны, которые рядятся в христианские одежды, говорят об Иисусе Христе, читают Евангелие, но по их учению Иисус Христос – это не Бог. Писание говорит, как узнать истину: «Те, кто принимает Сына Божьего, пришедшего во плоти, тот, действительно, верит в Иисуса Христа». Движение стоиков говорило, что людям казалось, что Он был во плоти, но Он был просто духом. По учению стоиков, всё, что состояло материальное из плоти, было злом, а Бог не мог состоять из этого. Поэтому они не могли принять, что Иисус был и Человеком, и Богом. В человеческой голове это очень трудно уяснить. Но, как говорит Писание, просто верьте слову Бога, потому что, на то Он и Бог, что мы Его не можем понять. Если нам было бы так легко и понятно, Он был бы не Бог. Но так как Он – Бог, и превыше нашего разумения и понимания, мы просто доверяем тому, что Бог сказал в своем Слове и это есть основание нашей веры. Если смотреть на всякие еретические учения, они заводят в тупик, лишены логики, потому что потом они начинают сами себе противоречить. Но когда ты доверяешь Богу, в этом есть гармония и нет противоречий.

Заключение.

На сегодня нам хватит этого. Дальше мы будем говорить про чистилище, индульгенции и всякие другие вещи, которые происходили в христианстве. Дойдём до реформаторов и их предтечах – Джоне Виклифе, Яне Гусе, Мартине Лютере. Посвятим время Реформации, чтобы вы были просвещены и могли грамотно и объективно отвечать на вопросы людям. Я вижу за много лет, что вопросы, в принципе, всегда одинаковые. Но, как сказано в Библии, народ гибнет из-за недостатка ведения. Порой мы не можем ничего сказать, ничего объяснить, потому что просто не знаем. Но, как говорили раньше, и я могу с этим согласиться, что знание – сила, и нам нужно знать Писание и историю. Потому что, зная историю, мы понимаем, что, если что-то будет повторятся, мы скажем, что это уже было, мы это проходили! В истории человечества, в истории христианства это было, и нас не обманешь. И хождение по граблям нам не нужно.

Слава Богу за всех людей, которые были впереди нас! За всех христиан, за всех святых людей, реформаторов, которые сражались за веру Евангельскую и полагали свои жизни. И, действительно, не боялись умереть, но не шли на компромиссы, не сдавались и не останавливались. Слава Богу за всех этих людей!

Молитва

Господь! Мы благодарны Тебе, потому что Ты есть Бог истории. Ты открываешь нам эту историю, Господь, чтобы Твоя церковь знала свое прошлое, свое настоящее и понимала свое будущее. Мы благодарны Тебе за Реформацию! За то, что Церковь вернулась к Писанию, к вере, что она приняла благодать Твою, что она увидела, что только Христос и нет другого имени под небесами, и что вся слава только Богу!

Давайте, воздадим всю славу нашему Господу! Аминь!