«Надежда не постыжает», 1 часть.

«Вера, как основание надежды».

18.05.2024 г.
Юрий Ильченко

Надежда не постыжает 1 часть

Введение.

Если у нас есть надежда на Бога, то нас ничто не разочарует, не сломит и не остановит.

1. Какая бывает надежда.

Иер.17:5 Есть человеческая надежда.

Иеремия 17:7 Есть надежда на Бога.

2. Божьи намерения.

Иер.29:11 Бог имеет намерения во благо.

3. Вера и надежда.

Еф.2:11-12 У неверующих людей нет надежды.

1Фес.5:8 Надежда в разуме.

Рим.10:10 Вера – в сердце

4. Надежда – как якорь.

Евр.6:17-19 Надежда дает нам безопасность.

5. Вера – основание.

1 Кор.13:13 Всё начинается с веры.

6. Надежда, вера и будущее.

Евр.11:1 Вера – сейчас, надежда – в будущем.

7. Оптимизм и надежда.

Нельзя путать веру в Бога с человеческим оптимизмом.

8. Надежда и спасение.

Рим.8:24 Мы спасены в надежде на Бога.

Заключение.

Проповедь.

Введение.

Писание говорит, что надежда нас не постыжает. То есть, если у нас есть надежда на Бога, то нас ничто не разочарует, не сломит и не остановит. Поэтому так важно, что Писание нам говорит, что наш Бог – это Бог надежды.

Противоположность надежде – безнадежность, то есть, отсутствие надежды. Когда люди попадают в трудную ситуацию, когда нет выхода, когда человек заболел и не видит просвета в конце туннеля, когда он не понимает – что и как будет дальше, его атакует безнадежность, ему трудно жить и он даже подумывает о прекращении жизни. Безнадежность имеет даже определенную шкалу. Если кто-то хочет проверить – у него надежда, или безнадежность, он может пройти тест в интернете, и увидит – какой у него уровень надежды или безнадежности. Это показатель того – в чем находится наше сердце. Если человек живет в безнадежности, у него всё плохо. Его ничего не радует. Жизнь не удалась, и он не ожидает ничего хорошего, потому что у него нет надежды. Это печальная и даже трагическая жизнь. Но Бог – Бог надежды, и Он дает нам надежду.

Какая бывает надежда.

Есть Библейская надежда, а есть человеческая. Есть разница – о какой надежде говорит нам Господь, какая надежда нас не постыжает и не разочарует. Писание много говорит о том – на кого нам нужно надеяться, а на кого – не нужно. Мы будем читать слово Божье о надежде: что это и для чего она нам нужна.

Писание говорит иногда категорические вещи. В книге пророка Иеремии написано:

Иер.17:5 «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа».

Мы читаем такие страшные слова, как: «проклят человек». Когда человек это читает, он думает: «Вообще нельзя ни на кого надеяться?» Здесь такой смысл: «Проклят человек, который надеется на человека». И тогда возникает вопрос: «Вообще ни на кого нельзя положиться? Вообще ни на кого нельзя надеяться? Тогда придет проклятие? Или что будет?» Поэтому, когда мы читаем слово Божье, нам нужно разобраться и понять – что Бог имеет здесь в виду? О чём Он здесь говорит?

Ответ на этот вопрос идет немного дальше. Почему так сказано? Потому что человек делает плоть своею опорой. Он уповает не на Бога, а на себя. Люди часто уповают на свои силы, свои деньги, свое образование – если есть на что уповать. То есть, надежду на Бога они переносят на себя. Поэтому Господь говорит, что это очень плохо и очень опасно – уповать не на Бога.

Мы, наверное, в своей жизни тоже видели примеры такого упования, и нам приходилось в такие ситуации попадать, когда мы, может быть, на кого-то надеялись и полагались, а нас подвели, обманули, или что-то не сделали. Может, какое-то предательство было. Мы думали: «Как можно не надеяться, не положиться на такого человека?» Но Писание открывает нам, что в этом нет ничего удивительного. Потому что Бог – Единственный, Который является верным всегда. Который всегда исполняет Свое слово. Написано, что Он неизменен. А люди – изменчивы. Поэтому Бог предупреждает нас: если мы надеемся на человека, то – в какой мере?

Написано: «человек, который делает плоть своею опорой». Это такой человек, который опирается не на Бога, а на что-то другое. На какие-то свои способности, дары, финансы и т.д. Он на что-то опирается, но не на Бога, и таким образом, Бог у него тогда находится внизу, потому что он не смотрит на Бога. У него есть другая, так сказать, точка опоры. И Писание тогда говорит, что это – плохо и опасно. Потому что, когда человек опирается не на Бога, его сердце, написано «удаляется от Бога». В другом переводе сказано: «оно (это сердце) перестает верить». Потому что надежда, о которой говорит Библия, это надежда на Бога, на Его слово, на Его обетования. Именно эта надежда нас не разочарует. И поэтому Бог нас, как бы, предупреждает: могут быть какие-то печальные и трагические ситуации, люди разочаруют нас. Но Бог не хочет, чтобы это сокрушило наше сердце, чтобы это разбило нас. Бог говорит, что есть только один Источник, Который никогда нас не разочарует. Есть только одна Личность, Которая всегда останется верной и постоянной в Своей любви и Своих обещаниях. И это – Бог!

Дальше приводится пример хорошего:

Иеремия 17:7 «Благословен человек»,

Кто благословен? Какой человек?

«который надеется на Господа».

Благословен тот, кто надеется на Господа. Мы все проходим трудные времена. У всех в жизни есть трудности и испытания. Это случается в жизни каждого человека. Поэтому Бог и хочет, чтобы наше сердце не сокрушилось, не разбилось. Чтобы мы не потеряли веру. Он нас предупреждает и говорит: «Благословен будет тот, кто надеется на Господа».

Иеремия 17:7-8 «и которого упование – Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод».

Вот это – гарантия. Бог гарантирует нам это. Он говорит – кто благословен. Тот, кто надеется на Господа. Поэтому нам очень важно смотреть в свое сердце: «На кого же я, действительно, надеюсь? На кого же я полагаюсь? На кого же я уповаю?» Бог говорит: «Уповай на Бога, и ты будешь благословен! Не будешь разочарован».

В моей жизни Бог ни разу меня не разочаровал. Всякий раз, когда Бог что-то говорил, Он всегда это исполнял. Поэтому для Бога очень важно, чтобы мы нашли или услышали слово от Него, чтобы стояли на этом слове, чтобы понимали – что Господь делает и как Он это делает. Когда мы это видим и понимаем, то надежда в нашем сердце дает нам силу.

Рим.5:5 НРП «Надежда же не разочаровывает, потому что Божья любовь излилась в наши сердца через Святого Духа, Который нам дан».

Эта надежда на Бога никогда нас не разочарует. Чтобы наше сердце было защищено. Чтобы оно не разбилось, не сокрушилось от разочарования или каких-то других проблем, которые часто в нашей жизни бывают. Можно сказать, что надежда защищает наше сердце. Потому что Божий план для нас, о котором здесь говорится, любовь Божья, которая излилась в наши сердца через Духа Святого, будет нам подтверждать, будет нас успокаивать, будет нам помогать. Бог, Который находится в нас, говорит: «Я – с тобой. Я не оставлю тебя и не покину». Эта надежда не постыжает и не разочаровывает.

Божьи намерения.

Это – замечательное послание! Мы видим в мире много разочарованных людей, много безнадежности. Люди попадают в безнадежные ситуации, пытаются что-то сделать, решить какие-то проблемы. Но иногда случаются беды, которые невозможно решить. Болезнь, которую нельзя вылечить, или потеря близкого человека. Есть такие ситуации, когда, действительно, невозможно понять: как помочь, что сделать? Бог говорит: «Через Свою любовь Я дам тебе надежду. И эта надежда исцелит тебя, не разочарует тебя. Она поднимет тебя».

Иер.29:11 «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду».

То есть, Бог нас не разочарует. Поэтому дьявол всегда прилагает усилия, чтобы отвести наш взгляд от Бога. Сфокусировать нас на чём-то плохом, неправильном. На каких-то огорчениях, обидах и т.д. Но Бог нас возвращает и говорит: «Вот, куда вам нужно смотреть. Посмотрите на Меня! У Меня есть намерения для вас».

У кого самые лучшие намерения? Часто бывает, что у родителей самые лучшие намерения для своих детей, потому что они их любят, хотят помочь. Родители рады, если у их детей есть успех. Я ни разу не видел, чтобы родители завидовали своим детям. Наоборот! Они радуются, когда дети еще более успешны, чем они. Если это кто-то другой, то часто у людей появляется зависть или ревность. Но Бог – наш Отец, и Он говорит: «У Меня, как у вашего Отца, есть намерения, желания во благо». Никакого зла в Божьих желаниях нет. «Чтобы дать вам будущее и надежду». Надежда связана с будущим.

Вера и надежда.

Мы иногда путаем, и не видим разницу между верой и надеждой.

Еф.2:11-12 «Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды…»

Вот как Бог смотрит на неверующих людей, не спасенных. Он говорит, что у них нет надежды. О какой надежде Он говорит? У них, конечно, есть человеческая надежда. У них есть человеческие планы и мечты. Но когда Бог говорит, что у них нет надежды, Он говорит, что, если у них нет Бога, то нет и надежды.

Поэтому здесь очень правильно и очень ясно написано: «у неверующих нет надежды», потому что у них нет веры в Бога. «Были безбожниками» – то есть, без Бога нет надежды. Есть Бог – есть надежда.

Еф.2:13 «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою».

Иисус заплатил эту цену. Он пошел на крест. Он умер, и Он воскрес. Но через это мы получили возможность Божьей надежды, возможность к спасению. Поэтому мы понимаем и хотим лучше понять Бога, Его слово.

Даже у слова «надежда» в мире есть одно понимание, а у Бога – другое.

1Фес.5:8 «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения».

В Послании к Ефесянам есть похожее место Писания, когда апостол Павел рассказывает о всеоружии Божьем. Но здесь он говорит о том, что нас что-то защищает. Броня! В современном мире люди не ходят в броне. Но в те времена, когда апостол Павел писал Послание, было много римских воинов, которые ходили в своем обмундировании. И это было наглядно и понятно. Он приводит этот пример, что нам надо облечься в броню веры и любви. То есть, вера и любовь нас защищают. И написано еще о шлеме надежды, который носят на голове. Бог говорит о жизненно важных органах человека: сердце и голова. А враг всегда бьёт по голове. И поэтому у нас есть шлем надежды. То есть, надежда – это то, что защищает наш разум, наше мышление.

Вера находится у нас в сердце, в нашем духе. Написано: «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:10). А что с нашей головой? Неужели она будет открыта и будет получать различные удары? Если у нас нет надежды спасения, нет Божьего взгляда на будущее, тогда, конечно, мы получим очень много ударов, и это разочарует нас. Это вообще может нас разбить. Но когда у нас есть надежда, она защищает, как шлем. Поэтому мы смотрим в будущее с надеждой. Потому что у нас есть вера в Бога. И эта вера является основанием для надежды.

Надежда – как якорь.

Хочу привести один пример, в котором надежда уподобляется якорю. Есть, оказывается, якоря весом до 100 тонн! Человек по сравнению с таким якорем и цепью к нему, кажется совсем маленьким. И размер якоря определен размером судна. Потому что, если на маленькое судно поместить такой якорь, оно просто утонет, и никуда уже не уплывет. Но большие суда: огромные танкеры, перевозящие нефть, или огромные авианосцы, имеют огромные якоря.

Евр.6:17-19 «Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий».

Вот еще одно сравнение надежды: «есть как бы якорь безопасный и крепкий». То есть, надежда дает нам безопасность. Бог приводит этот пример с якорем, потому что, если судно не будет иметь якоря, его просто унесет куда-то. Но когда есть якорь, судно может стоять, несмотря на шторм и бурю. Якорь будет держать это судно.

У нас в жизни происходят разные обстоятельства. Могут быть разные бури, разные штормы. Цель этих штормов: унести, оторвать нас от Иисуса. Дьявол всегда говорит: «Ну, где твой Бог? Почему Он тебе не помог? Почему вот это произошло?», чтобы оторвать тебя от Него. Но когда у тебя есть надежда, она держит тебя, как якорь. Судно во время шторма все равно может болтаться на волнах, но благодаря якорю, его не унесет и не разобьет о скалы. Потому что якорь имеет стабильность, способность держать судно. Поэтому наша надежда – в Боге. Наша надежда позволяет нам не оторваться от Бога. Бог позаботился об этом. Он говорит: «Увидьте – что такое надежда. Насколько она вам необходима». Потому что без надежды приходит проблема, трагедия. Тебя оторвало, унесло, и в результате, как написано: «Они потерпели кораблекрушение в вере». То есть, они разбились. Почему разбилась их вера? Потому что у них не было якоря. Они не держались. У них не было надежды. И это их унесло.

Слава Богу, что Он позаботился, чтобы наша голова была в порядке, чтобы мы держались за Него. И этот якорь, написано: «безопасный и крепкий». Поэтому надежда очень важна и нужна нам. Мы должны видеть, понимать и применять её, потому что, если даже на корабле есть якорь, но его не бросить в воду, он не зацепится за дно, и судно унесет. То есть, мы должны применять слово Божье. Мы должны понимать ту надежду, которая есть в Боге. Потому что, если мы не применяем слово Божье, то, даже имея этот якорь, это нам никак не поможет и не даст никакой безопасности.

Вера – основание.

1 Кор.13:13 «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».

Здесь перечисляется три главных составляющих: вера, надежда и любовь. Для нас, для верующих, должно быть понятно, что эти три составные дают нам жить в победе, быть сильными, не разочарованными и верными Богу. Потому что всё начинается с веры. Если нет веры в Бога, то нет и надежды на Бога. Это всё взаимосвязано. В Библии очень много говорится о том, что мы спасены верой, угождаем Богу верой, что вера без дел мертва. Вера нас привела к Богу. Через веру мы спасены, написано. Верой мы угождаем Богу. То есть, это то, что нам необходимо каждый день. И написано: «праведный своею верою жив будет» (Авв.2:4). Нам нужна личная вера. Потому что, если кто-то один в семье спасен, это не означает автоматически, что все спасутся. Они спасутся, когда услышат слово Божье. Потому что вера приходит от слышания слова Божьего. И если веры нет, тогда приходят проблемы, разочарования и страхи. Поэтому нам нужна эта вера. Она должна пребывать. Как написано, что есть три реальности, и они пребывают. Поэтому мы должны пребывать в вере, в надежде и в любви.

Господь открывает для нас Свою волю и Свои планы. Он хочет, чтобы каждый Его ребенок понимал Его. Понимал – что Бог от нас ожидает, что Он хочет нам показать, открывая Свое сердце.

Надежда, вера и будущее.

Надежда связана с будущим. Иногда люди не могут понять: верят они или надеются? И здесь у нас должна быть ясность, потому что обетования Божьи приходят по вере. Вера – это то, что сейчас. Написано:

Евр.11:1 «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».

Это то, что происходит сейчас в нашем сердце. Но что такое: надежда? Надежда говорит нам о будущем. Надежда, как шлем спасения, помогает нашему разуму не уйти в сторону, не разочароваться. Поэтому Писание говорит: «вера и надежда». Но основанием надежды является вера. Потому что, если нет веры, то тогда нет и будущего. Без веры мы не можем угодить Богу. А надежда больше нужна для нашей души, для нашего разума. Потому что то, что происходит в невидимом мире, нам не видно. Написано: «ибо мы ходим верою, а не видением» (2Кор.5:7). Мы, как люди материальные, больше видим то, что видимо, слышимо и ощущаемо. Эти вещи более преобладают в нашей жизни. Но написано, что Господь есть Дух. И когда мы родились свыше, мы тоже стали духовными, новыми творениями. Бог знает, что у нас есть эти составные: и духовные, и душевные. Но Бог не игнорирует нашу душу. Он, наоборот, говорит, чтобы наша душа и мышление обновлялись. Поэтому вера – это то, что есть сейчас.

Иногда люди путают надежду и веру. Они надеются на то, что у них будет так-то и так-то. Но почему вера является основанием надежды? Потому что вера есть действие. Например. У человека есть огород. И он говорит: «Я хочу, чтобы у меня выросли помидоры и огурцы. И я буду надеяться, что у меня всё это будет». Скажите: у него всё это будет или нет? Если он посеет, тогда будет. То есть, что такое «вера»? Вера осуществляет то, на что мы надеемся, как написано: «вера есть осуществление ожидаемого». Когда он посеял, предварительно сделав грядки, может он тогда ожидать, что у него будет урожай? Может он надеяться на хороший урожай? Конечно! В этом и есть разница между верой и надеждой. Вера идет впереди надежды. Но иногда люди надеются на какое-то чудо, которое вдруг произойдет. «А ты что-то делаешь для того, чтобы это было?» «Ну, не знаю. Я, вот, надеюсь, что так будет». И у людей какие-то свои фантазии, свои мечты, свои желания, свои надежды. Но Бог очень прагматичен. Он говорит: «Что посеет человек, то и пожнет». То есть, вера осуществляет то, что мы хотим. И когда мы посеяли, тогда у нас есть надежда, что у нас это вырастет.

Но иногда мы говорим: «Я верю в то и то», а неверующие люди думают, что мы в какие-то сказки верим. Как люди иногда просто мечтают: «Я верю, что у меня на Новый Год будет велосипед». И когда верующие люди говорят о чем-то, неверующие думают, что это просто их мечты, не имеющие основания. Но те желания, которые приходят от Бога, приходят через слово Божье. И это слово, как семя, дает нам основание надеяться, что у нас это будет. И в этом есть разница Библейской надежды и человеческой, хотя все очень похоже и созвучно. Есть и человеческая надежда. Выражение: «надежда умирает последней», говорит о последнем шансе. Если надежды нет, значит, ничего уже нет. Но в Божьем понимании это отличается. Поэтому иногда люди путают.

Оптимизм и надежда.

Есть люди негативные, а есть позитивные. Есть пессимисты, а есть оптимисты. Если человек – оптимист, то про него говорят: «Оптимисту легко верить». Ему и в Бога легко верить, потому что он вообще оптимист. Но нельзя сказать, что оптимизм заменяет веру в Бога. Оптимизм не приходит от Бога. Просто человек родился оптимистом, повезло ему. Что бы у него ни происходило, он ко всему относится с оптимизмом. Но то, что приходит от Бога, приходит через Его слово. Поэтому, даже если человек – пессимист, когда он приходит к Богу, у него есть надежда.

Ведь у пессимиста всегда все плохо. У него нет надежды. Кажется, что он обречен. Ему, как говорится, не повезло. Он не благословлен, и всю жизнь у него будет всё плохо. Но Господь говорит, что старое прошло, а теперь всё новое.

Я видел в своей жизни, когда люди-оптимисты заменяли веру в Бога оптимизмом. Они просто говорили: «Я верю, что там – то». Но это была не вера, потому что вера основана на слове Божьем. А это основано просто на своем состоянии. Потому что люди-оптимисты на всё смотрят положительно. Но нельзя путать веру в Бога с человеческим оптимизмом. Это было бы несправедливо. Повезло человеку-оптимисту: он будет спасен. А пессимисту и так плохо, и еще хуже будет, когда он в ад попадет! Нет! Бог дает всем людям равные шансы и возможности. Поэтому Божья надежда не разочарует нас.

Как говорит Писание: «Делая добро, да не унываем» (Гал.6:9). Почему мы не унываем? Потому что «в свое время пожнем». А что мы можем пожать? Мы можем пожать только то, что мы посеяли. Поэтому Бог вдохновляет нас делать добро, не сдаваться и не разочаровываться. Поэтому надежда, которая основана на Боге, не разочарует, не разобьет сердце человека, не приведет его к депрессии. Многие люди пришли к суициду именно из-за депрессии. А депрессия пришла в результате безнадежности, когда человек не хотел больше жить, не видел никакого выхода и не имел никакой надежды. Вот, как дьявол может губить людей безнадежностью. Он может убивать их этой безнадежностью!

Надежда и спасение.

Этому миру очень нужна надежда. Иисус есть эта надежда. Церковь тоже дает эту надежду. Поэтому Иисус говорил: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные – безнадежные, безысходные и т.д. – и Я успокою вас» (Мтф.11:28). Чем можно успокоить безнадежного человека? Только надеждой! Потому что, если у него не будет надежды, он будет унывать, не будет хотеть жить и доведёт себя до суицида. А это очень трагично.

Поэтому – слава Богу, что мы не безнадежные люди, что у нас есть надежда.

Рим.8:24 «Ибо мы спасены в надежде».

Видите – как это все связано? Мы спасены в надежде!

Рим.8:24-25 «Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении».

Синодальный перевод иногда не дает ясного понимания слова Божьего. В Новом Переводе написано:

«В этой надежде (надежде на Бога, Иисуса Христа) мы спасены».

Итак, мы спасены в надежде на нашего Бога, нашего Спасителя.

«но надежда не бывает направлена на то, что уже видимо».

Видимо – в чем? В материальном мире. То есть, мы же не видим этого! Как мы это видим? Когда человек родился свыше, у него не появился, например, третий глаз, или еще что-то такое, по чему можно увидеть «своего». Этого же не видно, потому что это сокрыто в нашем духе. Поэтому люди часто разочаровываются, когда не видят каких-то изменений или результатов. Мы хотим все быстро, все сразу.

«если что-то уже видно, то на что же надеяться?»

Вот, например, мы говорили про урожай. Человек надеялся, что у него будет хороший урожай. Он все сделал, все посеял, поливал, ухаживал. Он надеялся. Но он же еще не видел своих помидор и огурцов, когда семена были в земле. Но когда эти огурцы и помидоры появились, разве ему еще нужно надеяться на урожай? Не нужно! Я перевожу на современный язык то, что написано в Послании к Римлянам. Когда ты видишь уже, зачем тебе надеяться? Ты уже это видишь! Но самое трудное для нас – когда мы не видим. Мы еще не видим исцеления, а написано, что ранами Иисуса мы исцелились. Мы не видим каких-то изменений в своей жизни, или еще в чьей-то, и думаем: «Когда же это закончится?» Но мы должны надеяться, если мы сеем туда семена веры. Если я не посеял семян, я не могу надеяться, что у меня вырастет что-то. И мы надеемся, потому что слово Божье живое, написано, и действенное, и оно принесет результат.

«мы надеемся на то, чего не видим и терпеливо этого ожидаем».

Заключение.

Иногда у нас не хватает терпения увидеть плоды. Но то, что посеяно, обязательно вырастет.

Ис.40:29-31 «Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе».

Трудности есть и будут, но Бог дал нам замечательное средство – надежду, которая дает нам новые силы идти дальше, не сдаваться, не разочаровываться. И написано, что они:

Ис.40:31 «поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся».

Давайте, встанем и помолимся.

Молитва.

Господь! Мы благодарим Тебя, что Ты посылаешь нам Свое слово, в котором есть Твоя жизнь и Твоя вера. Ты помогаешь каждому из нас, чтобы пришла эта новая сила. Чтобы пришло это помазание, которое сокрушает всякое ярмо – то, что нас держит, угнетает и давит на нас. Но Ты, как написано, послал слово Свое и исцелил их. Поэтому в Твоем слове есть и исцеление, и свобода, и победа. И надеющиеся на Господа обновятся в силе!

Во имя Иисуса Христа, аминь!