«Берегитесь религиозного духа»

17.07.2016г.
Ильченко Ю.Н.

План:

Берегитесь религиозного духаМарк.8:15 «Берегитесь закваски фарисейской…»
Закваска фарисейская – это прообраз религиозного духа, который основан на гордости и превозношении. Он уводит от Бога и ведет ложным путем.
Фарисеи (книжники, саддукеи) – это религиозные люди, которые жили во времена Иисуса. У Иисуса с ними было больше всего конфликтов и противостояний, они видели ошибки и недостатки во многих, даже у Иисуса.

1. Божья любовь
Вера, которая действует любовью, побеждает мир. Нам дана первая заповедь – любить Бога и вторая, любить людей. Любовь поднимает и ободряет. Совершенных людей нет, поэтому все нуждаются в Боге. Божья любовь фокусирует на лучших качествах, отыскивая сокровища в человеке. Дух Божий несет свободу, а религиозный дух ставит в рабство гордости, зависти. Где Дух Господень – там свобода. И взирая на славу Господню, мы преображаемся в Его образ.
Слово Божье – это зеркало, оно дано, чтобы увидеть себя и исправиться. Слово живо и действенно, через него приходит вера и изменения в жизнь. Слово дано, прежде всего, для нас самих, необходимо кормить себя этим Словом. 2Кор.3:18; 1Тим.4:16
Слово Божье исцеляет. Мтф.9:12; 2Кор.3:17

2. Религиозная закваска
Религия – как полицейский, ищет проступки и наказывает.
Религиозные люди имеют вид благочестия, но внутри полны мерзости. (Мтф.23:27)
Они ничего не делают сами, о чем говорят, но других всегда учат, как надо что-то делать.
Дьявол заинтересован в религиозных людях, потому что они далеки от Бога.
Религия не заинтересована в развитии Царства Божьего, Церкви. А Бог всегда заинтересован в развитии, поэтому нам нужно быть заинтересованными в других людях, в развитии учеников, церкви, нельзя быть зацикленным на себе.
Религиозный дух боится потерять внимание, он доволен только собой и хочет брать славу себе. Он завидовал Иисусу и хотел погубить Его. Люди под влиянием этого духа не увидели в Иисусе Бога.

3. Реакция Иисуса на ошибки учеников
Мтф.16:23 Петр, попав под влияние религиозного духа, начинает учить Иисуса, что Ему лучше делать. Иисус отреагировал: «Отойди от Меня, сатана…». Лук.9:55 Иаков и Иоанн хотели погубить селение, призвав огонь с неба, но Иисус сказал им: «Не знаете, какого вы духа…». Иисус корректировал учеников с любовью, от чистого сердца.
Авель и Каин. Авель принес жертву в послушании, а Каин – со своим пониманием, в гордости. Религия хочет погубить человека, а любовь Божья всегда ищет, как помочь, послужить. Видя мертвые кости, Божья любовь говорит: «Жизнь!» Иез. 37
В мире много осуждения, но мы должны ободрять людей и они поднимутся. «Когда ты судишь людей, у тебя нет времени любить». Сокровища лежат внутри, на поверхности только грязь. Лук.6:37
История об Иисусе в гостях у фарисея Симона. Лук.7:39 Религиозный дух осуждает Иисуса, осуждает женщину, а сам ничего не делает. Мир наполнен злом, страхом, неверием и осуждением. Осуждая других, человек сам становится лицемером, потому что поступает так же.
История о женщине, взятой в прелюбодеянии. Ин.8:11 Ответ Иисуса в этой ситуации заставил людей посмотреть на себя.
Закваска фарисейская не дает видеть истину. «Никогда не осуждай человека, пока не пройдешь долгий путь в его ботинках» (китайский мудрец). Не раздражайся, не суди, но имей милость к людям, ободряй и поднимай ближних.
Рим,14:4; Ефес.4:31 Замечай, из какого источника приходят мысли, и поступай по истине в любви и милости Божьей.

 

Проповедь:

Марк 8:15 «Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой».

Сегодня мы поговорим о том, чему Иисус учит учеников в этом стихе. Иисус говорит: «Берегитесь закваски фарисейской, то есть берегитесь религиозного духа». Религиозный дух преобладает везде, даже в атеистах. Мы были неверующие, но мы были религиозными. Религия всегда основана на каких-то внешних формах. В советское время на Пасху всегда красили яйца. Все были суеверными: через порог нельзя здороваться, соль рассыпалась – к ссоре, черная кошка пробежала – к несчастью. Грешить не боялись, а кошку черную боялись. Религиозный дух – это демонический дух, это дух, который хочет увести нас от Бога и повести по ложному направлению. Поэтому мы должны бороться с этим врагом.

Религиозный дух – это наш общий враг. Когда Иисус был на земле, самые большие проблемы у Него были с кем? С религиозным духом, с религиозными людьми. У Него не было проблем с бесами. Бесы Ему легко послушались и подчинялись. Но у Него были проблемы, противостояние, конфликт именно с религиозными людьми. Мы должны увидеть и освободиться от религиозного духа, потому что он проникает везде. Религиозный дух всегда конфронтировал с Иисусом. Он даже в Нем находил недостатки, хотя Иисус был совершенный человек и совершенный Бог.

Как работает этот дух? Он видит недостатки, ошибки, он видит, что человек не такой, что в нем не так. У него особенное зрение на проблемы, особенный взгляд на ошибки. Он находит их везде, даже там, где их нет. Поэтому Иисус говорил: «Берегитесь этой закваски».

Что такое закваска? Хозяйки знают, что такое закваска. Они помещают закваску в тесто, и тесто начинает надуваться. Оно надувается и надувается. Так и религиозный дух. Он основан на гордости, на превозношении. Например, почему я других осуждаю и критикую? Потому что я же лучше, духовней, помазанней, и я надуваюсь, надуваюсь. Чтобы не лопнуть, берегитесь такой закваски.

Что побеждает этот мир? Этот мир побеждает вера (1Ин.5:4), вера действующая любовью (Гал.5:6). Самая первая и самая главная заповедь Иисуса: «Любите Бога, любите всем своим сердцем, любите всей душою, всем разумением, всей своей крепостью, всей своею силою» (Марк 12:30). И вторая заповедь любить своего ближнего (Марк 12:31). Когда мы любим человека, мы его не осуждаем, не критикуем, не ищем в нем ошибки.

Что делает любовь? Любовь не ищет своего, но любовь Божья хочет помогать, поднимать, ободрять. Что делал Иисус? Он поднимал людей. Что делали фарисеи, саддукеи, книжники? Они постоянно обвиняли людей и постоянно в них искали недостатки, ошибки. Они говорили: «Посмотрите, какие это люди, они не исполняют закон». Бог говорит, что нет совершенных людей. Если бы мы были совершенными, мы бы не нуждались в Боге, но мы не совершенны. Совершенен один Бог.

Божья любовь фокусирует нас на Боге, Божья любовь фокусирует на лучших качествах человека, не на плохих качествах, а на лучших. Мы должны отыскивать в людях сокровища. Сокровища сокрыты, они могут быть покрыты грязью, пылью. Но если на сокровище ты будешь лить еще больше грязи, еще больше критиковать, еще больше осуждать, то это сокровище не откроется, а будет еще больше завалено, засыпано под потоками обвинений, осуждений и всякой другой грязи. Иисус сказал нам по-другому смотреть на людей. Когда ты смотришь на ошибки, на грех, на плохое, это плохое влияет на тебя и переходит на тебя.

2Кор.3:17-18 «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа».

Взирайте не на ошибки людей, не на их недостатки, а взирайте на Славу Господню, и вы будете преображаться в тот же образ, образ Иисуса Христа. Когда мы смотрим на чьи-то ошибки, проблемы, мы обычно свои не замечаем, нет их. Ошибки хорошо видно в том, кто рядом, кто близко к тебе, в тебе-то нет никаких ошибок и недостатков. Поэтому многие из нас эксперты, видят все сразу, пронзают своим рентгеном, они видят все ошибки, все недостатки, но это не меняет ни нас, ни других людей. Бог сказал: «Смотрите на Славу Божью, смотрите на Бога, ищите Его лица, будьте в Его слове, будьте в Его присутствии, и вы будете преображаться, меняться». Бог хочет, чтобы вы менялись. Он сказал: «Я хочу, чтобы вы все больше и больше становились похожими на Меня».

Мы поем, что мы – Его дитя. Мы не дитя дьявола, мы дитя Бога. Дети должны быть похожи на своих родителей. Бог дал нам Свое слово, вникайте в это слово, познавайте его. Пусть это слово приходит в вас, потому что в слове заложена Его великая сила. Иисус не просто так говорил: «Не одним хлебом вы будете живы». Я уверен, что вы хорошо покушали перед собранием. Некоторые говорят: «Надо хорошо покушать перед собранием, а то мне всегда во время проповеди есть хочется, и меня желудок уводит в другом направлении, отвлекает меня». Иисус сказал, что нам надо не только есть еду, но нам нужно еще и слово Божье. Когда человек читает с открытым лицом, слово – это зеркало.

Вы все смотритесь в зеркало? Для чего вы туда смотрите? Чтобы увидеть там чьи-то ошибки, чьи-то недостатки? Зачем вы смотрите в зеркало? Чтобы себя увидеть, если нужно что-то поправить, что-то исправить, чтобы прилично выглядеть. Как мы читаем слово Божье? Как мы вникаем в слово Божье?

1Тим. 4:16 «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».

А мы любим в других вникать, смотрим как они, как у них, почему они такие не правильные, но Бог говорит: «Вникай в себя и вникай в учение». Смотри в слово Божье, словно в зеркало. Ты смотришь в слово не для того, чтобы для сестры найти слово, чтобы она исправилась. И это делается часто с не правильным мотивом, с мотивом осуждения, чтобы у человека было чувство вины. Мы думаем, что когда есть чувство вины, человек меняется. Нет, человек в этом случае не меняется. Он просто грузится, а не меняется. Буква убивает (2Кор.3:6), знание надмевает (1Кор.8:1).

Есть люди, которые много знают. Они много чего перечитали, переслушали, пересмотрели, и они готовы говорить вам с утра до вечера, как надо жить. Но когда посмотришь на их жизнь, то почему-то они так не живут, как говорят. Поэтому Писание нам говорит: «Не просто знайте слово Божье, но исполняйте слово Божье». Благословенны те, которые исполняют слово Божье (Иак.1:22-25). Конечно, нужно знать слово Божье, но и исполнять слово Божье. Для чего ты его узнал? Не просто чтобы похвастаться своими знаниями, рассказать, удивить, впечатлить, что ты так много знаешь, нет, но для того, чтобы твоя жизнь изменилась.

Я уже рассказывал вам свою историю. Когда я был неверующий, я начал читать Библию, потому что хотел спорить с верующими. Но когда я читал Библию, я читал ее с открытым сердцем, без религиозных очков, и слово работало со мной и меняло меня, преобразовывало, и я поверил Богу. Когда мы читаем слово Божье, оно должно менять нас. Но почему люди не меняются, не растут, нет никаких перемен? Вопрос в том, как ты читаешь слово, что ты видишь в этом слове, просто информацию или ты видишь ключ к изменению твоей жизни.

Евр.4:12 «Слово Божье живо и действенно».

1Петр.1:23 «Возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек».

Мы рождены от живого, нетленного семени, и в самом семени вложена сила Бога. Когда ты получаешь слово Бога, приходит сила Бога, приходят изменения, приходит вера. Нам нужна вера. Нам нужны изменения. Откуда это приходит? Есть источник. Бог позаботился, чтобы это приходило в твою жизнь. Как ты читаешь слово? Как оно на тебя действует? Как оно на тебя влияет?

2Петра 1:3 «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия».

Если ты читаешь Библию, там все написано, что нужно нам для жизни и благочестия. Если ты внимательно читаешь слово Божье, слово работает с тобой. Но слово может и не работать с тобой, если твое сердце не открыто.

Марк.4:3 «Вот, вышел сеятель сеять».

Сеятель бросал семя. Одно упало при дороге, другое на каменистую почву, третье в тернии, и ничего не выросло. Но только в доброй почве это слово стало расти и приносить плод. Плод – это изменение нашей жизни, нашего характера, наших слов, поведения. Если это слово прибывает в тебе и растет, ты становишься другим. Если ничего с тобой не происходит, если раньше ты злился и также злишься сейчас, как был раньше недоволен, так и остаешься недовольным, как раньше осуждал других, так и осуждаешь, критикуешь – это означает, что ты не позволяешь слову работать с тобой. Если ты читаешь слово и говоришь: «Это не для меня, а для него или для неё, тогда оно не попадает в твое сердце. Ты ничего не получил, ничем не насытился, не наполнился силой Божьей. Но Бог говорит: «Это, прежде всего, для тебя».

Когда читаешь слово Божье, вникай в себя и в учение, этим ты спасешься сам и спасешь тех, кто слушает тебя. Люди, которые нас слушают, должны слушать слово веры. Слово «берегитесь» – это предупреждение, как знак для пешеходов, предупреждающий «берегись автомобиля». Иисус говорит: «Берегитесь закваски фарисейской, религиозной». Потому что религия всегда осуждает, обвиняет, ищет недостатки, дает чувство вины человеку. Религия, как полицейский. Он постоянно смотрит, кто где что неправильно сделал, кто что нарушил, чтобы сразу штраф, наказание, в тюрьму. Но Бог хочет, чтобы ты по-другому относился к людям, а не так, как полицейский.

Лук.5:31 «Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные».

Людям нужно выздоровление. А чтобы они выздоровели, им нужно здоровое, живое слово.

Пс.106:19-20 «Он спас их от бедствий их; послал слово Свое и исцелил их».

Бог послал слово Свое, чтобы исцелять, а не убивать, осуждать, осквернять.

У нас есть замечательное слово жизни. У нас есть живое слово, слово от Бога. Когда ты пребываешь в слове, слово наполняет тебя и освобождает от религиозного духа. Религиозный дух не несет в себе жизни. Буква убивает, а дух животворит, несет жизнь. Когда ты находишься в духе и наполнен духовным словом, словом веры, ты и другим людям несёшь жизнь, восстановление, исцеление, благословение. А когда просто буква, ты колотишь этой буквой по голове, как топором, голова отлетает и жизнь уходит, ничего не остается.

Мы должны любить Бога и любить людей. Религиозные люди, садукеи, книжники стояли на видных местах, чтобы все видели, что они молятся, читают Писание, одеваются в правильные одежды. Иисус сказал, что они имеют вид благочестие (2Тим.3:5), а внутри нет никакой силы, гробы окрашенные, внутри полны мерзости. Люди очень часто смотрят на внешность, кто как выглядит: «Этот правильно выглядит, а этот не правильно, в неправильной одежде, неправильная прическа». Так смотрит человек, но Бог смотрит на сердце, что внутри сердца. Мы можем быть очень правильно одеты, но это не главный фактор. Главное, что у человека внутри, что у него в сердце. Но религия всегда смотрит на внешнее, потому что она не видит внутреннего.

Только Дух Святой проницает сердце человека, только Дух Святой знает, что внутри человека. Когда мы ходим с духом жизни, он показывает нам, что есть в человеке. Религиозные люди могут иметь только вид благочестия, а силы в этом нет, помазания нет, плодов нет, результатов нет. Они часто тычут на недостатки, проблемы: «Что-то в Церкви не то, пастор не такой, прославление не то, это не так, здесь проблема, здесь ошибка». А когда спрашиваешь: «Что ты сам сделал? Ты всем указываешь, а что ты сделал?». Как правило, ничего не сделал. Религиозные люди обычно ничего не делают, они указывают, как надо, и знают как надо, а вот сделать как надо у них нет времени, нет желания. Религиозный дух всегда только тычет, тычет, тычет, но ничего не делает.

Религиозный дух – это гордость, превозношение, почему человек всегда поучает, исправляет, видит ошибки? Потому что у него есть превосходство, превозношение: «Я вижу, я понимаю, я знаю как надо, я знаю как правильно». Он ставит себя выше всех, и это есть гордость. Почему дьявол так заинтересован, чтобы направить нас по пути гордости, по пути превозношения, осуждения, обвинения? Потому что мы тогда уходим с Божьего пути, мы уходим от Божьей цели, мы отодвигаемся от Него все дальше и дальше, и мы теряемся, и вообще идём не в том направлении. В результате верующий становится слабым, потому что религия делает человека слабым. Он только имеет вид благочестия, знания благочестия, а силы нет, жизни нет, помазания нет, плодов нет, результатов нет, движения нет. Поэтому враг так заинтересован, чтобы люди были религиозными, шли в том направлении, где гордость. А там, где гордость, там нет Бога. Там, где осуждение, там нет Бог. Там, где нет любви, там нет Бога.

Иисус, когда видел этих людей, говорил: «Вы, как окрашенные гробы». Почему? Потому что нет жизни. Жизнь созидает, а смерть разрушает. Жизнь несет созидание, а смерть разрушение. Религия – это дух смерти, она несёт разрушение, осуждение, чувство вины, подавленности, нет развития. Многие люди не могут налюбоваться своим служением: «Посмотрите, какой красивый я, все это я, и это обо мне», но в этом нет Бога. Религия уводит фокус от Бога. Религия не заинтересована в продвижении Царства. Религиозный дух не заинтересован, чтобы Церковь развивалась, чтобы служение развивалось, чтобы люди развивались.

Религиозный дух берет славу себе. Сатана, он же люцифер, захотел забрать себе славу на небесах, а ни Богу отдавать. Он был сосредоточен на себе. Когда мы сосредоточены на себе, мы только собой наслаждаемся, и мы не заинтересованы в других людях, мы не развиваем других, мы не делаем учеников, поэтому нет развития служения, нет движения Царства Божьего.

Религиозный дух очень опасен. Это касается нас всех, он атакует нас всех. Это так не заметно. Закваска попадает в тебя и ты не замечаешь, как начинаешь надуваться и надуваться. Ты ничего не видишь кроме себя и ошибок других людей. Иисус говорит: «Берегитесь этой закваски, не попадитесь, чтобы эта закваска не увела вас в гордость. Там, где гордость, там нет Бога. Бог противится гордым. Гордость не позволяет меняться человеку. Гордость не позволяет думать о других правильно. Она не позволяет развивать других людей, а вдруг кто-то лучше тебя будет: «Кто-то будет проповедовать лучше тебя, кто-то будет лучше петь, лучше тебя играть, кто-то будет лучшим лидером, а тогда где ты будешь, съедешь с пьедестала, кто-то займет твое место». Гордость идет вместе со страхом.

Когда есть духовное развитие человека, есть развитие Церкви, есть развитие Царства Божьего. Но религиозный дух доволен только собой, но не доволен всеми остальными. Иисус говорит: «Берегитесь, Я Сам сражался с этим духом, сталкивался с этими людьми. У Меня нет проблем с бесами, они подчинялись Мне, но религиозные люди, религиозный дух искали, как погубить Меня». Это люди, которые знали Писание, читали Писание, говорили о Писании. Они должны были знать, что придет Иисус. Но они все делали напоказ, чтобы люди восхищались ими, превозносили их. Они потеряли остроту духовного зрения. Они изучали слово, но само Слово жизни не заметили. Когда Слово стало плотью, они прозевали это. Более того, они завидовали Иисусу. Гордость всегда завидует, никогда не хочет, чтобы кто-то был лучше, развивался, делал больше, чем ты делаешь.

Когда они видели Иисуса, за ними, такими правильными, никто не ходит, никто их не слушает, а за Ним ходят толпы народа. И вот такие правильные фарисеи, первосвященники, занялись таким благочестивым делом, как оболгать Иисуса и погубить Его, потому что завидовали ему. Религиозный дух не имеет свободы. Он не свободен от зависти, корысти. Только Дух Божий несёт свободу.

2 Кор. 3:17 «Где Дух Господень, там свобода».

Если ты в свободе, ты хочешь и других освободить, ты хочешь помочь другим людям развиваться, меняться.

1 Кор. 4:20 «Ибо Царство Божие не в слове, а в силе».

Царство Божье не просто в знаниях, а в силе. Религиозные люди имели слово, знания, они имели вид благочестия, а силы Божьей не было, потому что они двигались не с Богом, они двигались не с Духом Божьим, а религиозный дух прилип к их вниманию, поэтому у них не было результатов.

Враг обманывает людей. Он часто ведет их в Писание не для того, чтобы созидать человека, а для того чтобы обвинять их этим словом, не для того чтобы строить, а для того, чтобы ломать. Когда этот дух не строит, а ломает, держит, связывает, осуждает, то нет движения вперед, но идет движение в обратную сторону, в обратном направлении. Нам очень важно увидеть, где же мы, что в нас проявляется, почему это в нас проявляется. Если я не развиваю других, если я не служу другим, если я вижу в других людях одни ошибки и недостатки, что это? Это религиозный дух. Мы должны молиться: «Господь, освободи от этого религиозного духа». Потому что этот дух не созидает, этот дух не ведет, чтобы прославлять Бога, этот дух ведет прославлять человека или осуждать человека, но он не ведет для Славы Божьей.

Бог видит наше несовершенство, наши ошибки, но Он хочет, чтобы мы поднимались и шли дальше. Если мы видим, что есть гора, есть цель, есть вершина, мы должны залезть на эту вершину, покорить её, достичь. Но мы порой тянемся, поднимаемся, скатываемся. Дух Святой – Он Помощник. Он говорит: «Я хочу помочь тебе подняться. Я хочу, чтобы ты шёл. Я хочу, чтобы ты завоевал эту вершину». А религиозный дух будет говорить: «Ты вообще неправильный, не стой стороны на гору пошёл, у тебя кроссовки не те, ты не так лезешь, ты постоянно падаешь, ты неправильно ползешь, надо систему правильную выработать, чтобы ты заполз на гору правильно».

Бог хочет тебя поднять, а не опустить. Мы должны смотреть, как Иисус реагировал на Своих учеников, на их ошибки, на их проблемы. Что Он делал? Всем известна история, когда Симон (Петр) получает откровение, кто такой Иисус.

Мтф.16:15-19 «Вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. 17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного».

Пётр подумал, что это он особенный, ему же сказал Господь, а ни кому-то другому, и он теряет Божественную нить откровения, попадается в религиозные силки и он начинает Иисуса учить: «Нет, Иисус, Тебе не надо туда ходить, Тебе не нужно это делать, зачем Тебе это нужно делать».

Мтф.16:22-23 «Отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

Враг может очень быстро закинуть закваску в тебя, чтобы ты перестал видеть истинное, и попался на лжи, на гордости. Петру пришло какое-то самолюбование: «Вот я какой. Я получил слово от Бога. Никто не получил, а я получил. Бог меня избрал. Я сказал, Он подтвердил. Дальше я буду говорить, что надо делать Иисусу, пастору. Бог дал мне откровение». Это не говорит о том, что мы не должны никого корректировать. Но мы должны корректировать в любви.

Что ему сказал Иисус? «Отойди от меня, сатана!». Казалось бы: «Господь! Как Ты так мог обидеть Петра? При всех оскорбить? Если бы в кабинет пригласил его, на ухо ему сказал, пока никто не слышит». Нет, это было сказано при всех. Иисус и похвалил его при всех, и это сказал. Но для чего Иисус это сказал? Не для того, чтобы его унизить. Не для того, чтобы его осудить. А для того, чтобы Петр мог исправиться и понять, что есть другие источники влияния. Не только Отец Небесный тебе что-то говорит, но и сатана также может приходить и говорить. Ты должен научиться различать – из какого источника приходит информация.

Иисус сказал Петру: «Я дам тебе ключи царства». Разве Иисус не знал, что будет дальше, что Петр отречется от Него? Он мог бы сказать: « Петру? Ключи? Надо забрать их, а то еще натворит что-нибудь! Нет, Я не дам тебе, Петр, никаких ключей! Я передумал! Ты еще не готов». Иисус знал все наперед. В том-то и дело, что когда Он его корректировал, это не было осуждением и обвинением. Это было увещевание. Цель увещевания – любовь от чистого сердца. То, что делал Иисус, было от чистого сердца. Он хотел помочь Петру.

Есть разница в корректировке. Есть корректировка, чтобы уколоть, надавить, осудить, показать – какой ты плохой. А есть корректировка для того, чтобы помочь, поднять, помочь измениться. Вот почему Иисус так сказал. У Иисуса был план для Петра. Этот план не изменился, даже когда Петр отрекся от Него. Когда Иисус потом его встретил, какой вопрос Он задал Петру? «Любишь ли ты Меня?» Потому что первая заповедь – это любить Бога. Любовь Бога побеждает в тебе зло. Любовь Бога побеждает религиозный дух. Любовь Бога побеждает твою гордость, твой эгоизм. Поэтому Бог говорит, что это первая и главная заповедь.

Когда ты любишь Бога, то сила любви, сила прощения, сила милости изменяет тебя. Ты становишься другим человеком. У тебя появляются Божьи мотивы, Божьи желания, Божьи чувствования. Они в тебя приходят. И когда Иисус корректировал Петра, Он говорил из любящего сердца, из этого отношения. Не просто его осадить, наказать, остановить., а для того, чтобы помочь ему измениться.

Иисус не забрал у Петра эти ключи. И более того в первый день, в день Пятидесятницы, когда образовалась церковь, самую первую проповедь Господь доверил ему.

Дух Божий и религиозный дух – это противоположные духи. Первый – от Бога, другой – от дьявола. Бог говорит: «Мои желания тебе на добро. Мои желания, чтобы ты развивался, чтобы ты изменялся, чтобы ты служил». Религиозный дух убивает, осуждает, обвиняет, несет чувство вины и не помогает человеку изменяться. Это разрушительный дух. Он постоянно заинтересован в том, что ищет ошибки, всегда полон недоверия, подозрения, обвинения. Этот дух очень опасный.

Каин убил Авеля из-за чего? Что он ему плохого сделал, что он так разозлился? Религиозный дух считает, что у него одного самые правильные откровения. Бог сказал им, как нужно приносить жертвы? Сказал! Что сделал Авель? Он принес жертву Богу в послушании, сделал так, как сказал Господь. А что сделал Каин? А Каин сделал по-своему: «У меня есть свое понимание, как это нужно делать! Я сам знаю, как это нужно делать». И когда он это сделал со своим пониманием, Бог это не принял, и Каин очень разозлился и обиделся. Он до такой степени разозлился и обиделся, что убил своего брата! Не покаялся, не изменился, но совершил страшное преступление. Поэтому религиозный дух – это дух смерти, это дух убийства.

1 Иоанна 3 :15-16 «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев».

Иоанн говорил про Каина. Он объяснял эту ситуацию с Каином, и говорил, что вот эта ненависть, которая была у него, привела к убийству. Поэтому он и говорит, что «всякий ненавидящий». Не убивший еще, но уже ненавидящий, то есть, тот, который злится. А злость началась с зависти, с превозношения.

Для чего Иисус отдал Свою жизнь? Для чего Он положил Свою жизнь? Для того, чтобы помочь нам, для того, чтобы освободить нас и исцелить, дать нам совершенно новую, удивительную жизнь. Любовь действует по-другому. Она ищет, чтобы помочь. Она ищет, чтобы послужить. Она не ищет своего. Когда мы ищем своего, мы так легко обижаемся, огорчаемся, завидуем. А когда мы не ищем своего, мы свободны. И любовь Его была в том, чтобы помочь нам, и за это Он отдал Свою жизнь.

Иезек.37:4 «Изреки пророчество на кости сии и скажи им: “кости сухие! слушайте слово Господне!”».

Бог привел пророка Иезекииля на поле, где было полно мертвых костей. И что говорит ему Бог? «Ты пророчествуй на эти кости, ты призывай жизнь, ты призывай Дух Божий, и тогда они оживут!». Это картина этого мира в глазах Бога. Весь мир лежит в грехе, во зле. Бог говорит: «Ты не осуждай этот мир, ты призывай Божию жизнь!» Там, где есть смерть, там лежат кости.

Что стал бы делать в это время религиозный дух? Он бы стал говорить: «Они сами виноваты, что они мертвые и здесь лежат. Они слишком сухие, их слишком много, потому что они были неправильные, вот поэтому они все здесь и лежат!». Изменило бы это сухие мертвые кости? Не изменило! Религия не меняет людей. Она не несет жизнь. Но что сказал делать пророку Дух Божий? Он сказал: «Говори жизнь! Пророчествуй жизнь, провозглашай жизнь». То есть увидь в людях то доброе, хорошее, красивое, великое, что Бог вложил в них».

И когда он стал пророчествовать, началось движение. Кости стали двигаться. Дух Божий стал двигаться, и все это превратилось в великую армию Бога. Вот что видит Господь! Он не просто видит людей, их проблемы, грехи, недостатки, несовершенства, ошибки, но Он говорит: «Если мы будем постоянно говорить, что они мертвые, у них ошибки и грехи, они не оживут».

Прит.18:22 «Смерть и жизнь – во власти языка».

Если мы говорим «смерть», жизнь никогда не появится. Если мы постоянно говорим «осуждение», «вина», жизнь не приходит. Бог сказал ему: «Говори жизнь! Провозглашай, пророчествуй, верь!».
И когда мы начинаем сотрудничать вместе с Богом, тогда мы по-другому смотрим на людей. Мы видим в них то, чего не видят другие. Проблемы видят все. Грязь – она на поверхности, но сокровища – внутри. Сокровище нужно отделить от грязи. И поэтому Бог говорит: «Я хочу, чтобы ты отделил это, чтобы ты по-другому это увидел». И великая армия поднялась.

От нас очень много зависит, поднимутся люди вокруг нас или нет. Или мы будем одни, или люди будут подниматься. Это зависит от того, как мы их видим. Осуждаем мы их, или поднимаем. Виним ли мы их, или мы их ободряем. Это не говорит о том, что мы не должны корректировать людей. Но это – другое отношение, другое понимание, другая цель. Я это делаю для того, чтобы человек поднялся, чтобы он исполнил свое предназначение, чтобы он выполнил волю Божию, чтобы это было благословением для мира, развитием для Царства Божьего – вот Мои мотивы, вот Моя цель, вот почему Я так говорю.

А религиозный дух – это дух смерти: разделить, разрушить, осудить, остановить. Поэтому Иисус сказал нам: «Берегитесь этой закваски!». Чтобы вы увидели эту закваску в себе, а не только в других, вы должны вникать в себя и в учение, и заниматься этим постоянно. Нам всем это нужно. Мы все воюем с этим врагом. Осуждение – его везде полно в мире, ропота везде полно, неверия везде полно. Чем мы отличаемся от этого мира? Мы отличаемся любовью и верой. Мы отличаемся тем, что мы должны дать миру надежду, дать веру, показать выход, свет.

Кол.2:18 «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».

Мы даже можем иметь духовный ореол жертвы, страдания, непонимания, неприятия, несогласия. Но Бог говорит: «Не обольщайтесь этим самовольным смиренномудрием». Это – самовольное, а не то, что тебя Бог в это ведет. Это ты сам себя ведешь, сам себя мучаешь, сам себя винишь. Религиозный дух часто самого человека и грузит. Он сначала заведет тебя, чтобы ты сделал что-то неправильное, а потом тебя будет обвинять, что ты такой плохой, такой недостойный. И ты сам не поднимаешься, а идешь вниз.
Поэтому Господь призывает, что только там, где Дух Господень, там есть свобода».

Луки 6:37 «Не судите и не судимы будете».

Не осуждайте, и вы не будете осуждены. Кто-то сказал: «Когда ты судишь людей, у тебя нет времени любить их». Что мы должны делать? У нас нет времени любить, у нас нет времени служить, когда мы заняты судом, когда у нас постоянно прокурорские проверки. У нас прокурорский взгляд. Но Бог сказал: «Я не хочу, чтобы ты был полицейским, Я хочу, чтобы ты был врачом». Полицейский всегда видит, какое нарушение закона ты сделал. Но Бог хочет, чтобы ты был врачом. Потому что Господь говорит: «Я – Бог-целитель». Люди нуждаются в исцеляющем слове, в слове жизни.

Давид говорит: «Я утешаюсь словом Твоим, оживи меня по слову Твоему!» (Пс.118:25). Слово Божье наполняет жизнью. Оно оживляет тебя. И ты, наполненный этой жизнью, тоже будешь оживлять других. Дух животворит.

Хочу напомнить историю о том, как Иисус пришел к одному фарисею, Симону, и там возле Иисуса была женщина, которая обливала ноги Его слезами и отирала волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Взгляд фарисея на эту ситуацию. Фарисейский взгляд всегда осуждающий. Что видит Симон? Он видит Иисуса, он видит эту женщину, и что он начинает говорить?

Луки 7:39 «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница».

Что делает религиозный дух? Он сразу видит недостаток: Иисус недостаточно духовный, Он недостаточно правильный, Он не видит, Он не понимает того, что понимаю я. Я, простой фарисей Симон, понимаю, а Он не понимает! Если бы Он был духовный, Он бы понимал! Во- первых, он осуждает Иисуса. Во-вторых, он осуждает эту женщину! Как эта женщина вообще могла туда прийти? Она грешница! Что ему отвечает Иисус?

Луки 7:44-46 «И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды мне на ноги не дал, а она со слезами облила мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования мне не дал, а она с тех пор, как я пришел, не перестает целовать мне ноги! Ты головы моей маслом не помазал, а она миром помазала мне ноги!».

Что видит Иисус? Религиозный дух ничего не дает. Он не заинтересован, чтобы помогать Богу, служить Богу и служить людям. В чем заинтересован религиозный дух? Только в осуждении, только в обвинении, сам при этом ничего не делает. Поэтому у нас так много, к сожалению, «духовных экспертов», которые видят проблемы, видят недостатки, судят о том, что это нужно не так: «Если бы пастор это видел, если бы пастор это понимал! Он недостаточно духовный. Он не понимает, он этого не видит». И что говорит Иисус? Ты что-нибудь сделал, что ты видишь? Ты как-нибудь помог Мне? Ты как-нибудь послужил? Ты что сделал? Ничего!». И это делает церковь слабой.

Почему Бог говорит: «Берегитесь закваски фарисейской!». Религиозность только имеет вид благочестия, но ничего больше не имеет, ничего не делает, и делать не хочет. Ее любимое служение – это осуждение, обвинение и поиск ошибок. Поэтому мы должны освободиться от этого. Эта закваска нам ни к чему. Эта закваска несет только одни проблемы. Когда мы осуждаем людей, это осуждение уводит нас от Бога.

Ин.12:47 «Я не пришел судить мир, а Я пришел спасти мир».

Что делает Дух Божий? Что говорит здесь Господь? «Я пришел, чтобы помочь! Я пришел, чтобы спасти. Я не пришел, чтобы осуждать людей, говорить им о том, какие они плохие, как они все неправильно делают. Нет! Я пришел спасти!».

Весь мир наполнен осуждением. Посмотрите новости, послушайте журналистов, послушайте экспертов. Чем наполнены люди? Они наполнены злом, неверием, страхом и осуждением. Всех осуждают, и все осуждается. Ученики, которые примкнули к Иисусу, тоже особо не отличались. Когда Иоанн и Иаков, два брата, которых называли Сыны Грома, проходили мимо деревни, там неправильно отреагировали, и они решили, что надо сжечь эту деревню. Вот их решение! Что им говорит Иисус?

Лук. 9:55 «Вы не знаете, какого вы духа».

А Я знаю – религиозного!

Лук.9:56 «Ибо Сын Человеческий пришел не губить души, а спасать!»,

и любить, и служить, и поднимать, а не убрать, не уничтожить, не сжечь. И если мы не пойдем с Духом Святым вместе, то пойдем против Духа Святого. Потому что мы не будем созидать, а мы будем только разрушать. А Иисус сказал: «Я пришел разрушить только дела дьявола. Я не пришел разрушать людей, Я пришел поднимать людей, спасать их, освобождать их, преобразовывать их».

Что еще делает осуждение? Осуждение делает человека лицемером. Потому что в себе он ничего не видит плохого, а в других он видит всегда недостатки.

И вот еще одна библейская история о том, как книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Вопрос: «Зачем они ее привели к Нему?»

Иоанна 8:3-6 «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? «Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его».

Разве они были заинтересованы в этой женщине? Может быть, они были заинтересованы побить ее камнями? Это было их любимое занятие: найти и побить. Все по закону, все правильно. Но какая главная цель была у них? Обвинить Иисуса! Религиозный дух наполнен обвинениями. Он только и хочет – обвинять.

Ин.8:6 «Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания».

Иногда просто надо не обращать внимания. Ты знаешь – кто это, что это за дух, чего он добивается. Иисус был невозмутим, и не обращал на них внимания.

Ин.8:7 «Когда же продолжали спрашивать его, он, наклонившись, сказал: а кто из вас без греха, первый брось в нее камень».

И эти слова, подобно стреле, как свет, проникли в их сердца, и вдруг открылись все их делишки, все их тайные грешки. Иисус знал, что это за люди, и какая у них показная праведность и святость. И когда Он сказал, с этим словом пришел свет. И вдруг они уже видят не эту женщину, они видят себя. Они видят, что у них творится в жизни, что их не один раз уже надо было побить этими же камнями. И что любого, если бы его призвать и рассказать о его грехах, используя слово знания, что он натворил на этой неделе, что сделал, о чем сейчас думает. И по закону, тебя должны сейчас побить! И вот когда им открылось их внутреннее состояние, они потихонечку ушли, пока не начался камнепад. Они все ушли, потому что открылось их лицемерие, их истинная природа.

Ин.8:10 «Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?».

Это прямая характеристика религиозного духа: обвинение и осуждение. Что сказал ей Иисус?

Ин.8:11 «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши!».

Потому что Иисус был заинтересован помочь этой женщине, а не осудить ее, не обвинить. Он знал, что ей поможет.

Иисус, Который в нас, хочет помогать, а не осуждать. Он хочет служить людям и любить их. Очень часто мы судим людей, но не знаем, почему они это сделали, мы не были в их шкуре. Один известный китаец, Лао Цзы, очень мудрый, сказал: «Никогда не осуждай человека, пока не пройдешь долгий путь в его ботинках». Долгий путь надо пройти в ботинках того человека, которого мы судим. Мы очень легко готовы кого-то осудить, обвинить, даже не разобравшись, не поняв, почему это произошло, какая была причина. Господь говорит нам: «Не будьте скорыми на суд». Когда мы скорые на суд, мы и сами из-за этого оказываемся в неправильной позиции, раздражаемся и злимся, потому что нас все начинает раздражать: и события, и люди, и обстоятельства. И когда мы раздражаемся, мы начинаем злиться.

Ефес.4:31-32 «Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобой будут удалены от вас. Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».

Что нам предлагает Господь? Какими Он предлагает нам быть, как реагировать? Раздражаться, злиться, а потом крик появляется, злоречие, то есть все накручивается по нарастающей. И перед этим написано:

Ефес.4:30 «Не оскорбляйте Духа Божия».

Мы не только оскорбляем какого-то человека. Когда мы разозлились, мы теряем тормоза, и нас понесло. Но этим мы оскорбляем Святого Духа. Вот поэтому религиозный дух очень опасен.

Осуждение других людей – это мы ставим себя на место Бога, на место судьи. Но Бог нам сказал: «Не судите и не будете судимы!». Место судьи – это место Бога. Верьте Богу! Очень часто нам надо верить, что Бог разберется, Бог сделает Свою работу. Он – праведный Судья.

Иакова 2:13 «Для тех, кто не проявляет милости, суд тоже будет без милости. Милость превыше суда».

Это новый перевод. В синодальном переводе это место писания звучит так: «Ибо суд без милости не оказавшему милости. Милость превозносится над судом» Бог нас учит не судить, а иметь милость.

Рим.14:4 «Кто ты, осуждающий чужого раба?».

Кто ты? У нас нет права кого-то исправлять или кого-то судить, потому что если ты не растил кого-то, не вкладывался в какого-то человека, то у тебя нет права его учить, исправлять. Конечно, если это твой ученик, ты его вел, растил его, поэтому у тебя есть право его корректировать, как написано: «Отец кого любит, того воспитывает» (Пр.3:12, Евр.12:6). Но у многих людей нет права даже корректировать других.

Рим.14:4 «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его».

Кто ты такой, чтобы судить чужих? Бог показывает нам Свое понимание, Свое отношение, Свое суждение. Все это делает нас свободными. Все это наполняет нас духом любви, милости, сострадания, желания помочь, желания, чтобы люди развивались, чтобы они двигались, чтобы царство Божие распространялось.

Давайте встанем и помолимся. Все нуждаются в этой молитве. Нам всем нужно покаяться, что мы осуждаем, обвиняем, критикуем. Это важно для всех нас, и в этом есть необходимость. Мы просим, чтобы Дух Святой сейчас двигался и помог нам сказать эти слова, потому что это необходимо каждому.

Молитва.

Дорогой Господь! Мы благодарим Тебя за Твое присутствие. Мы благодарим Тебя, что Дух Святой здесь и Он движется. Он – наш Помощник. Он помогает нам во всем и хочет сделать нас помощниками, чтобы мы не судили, а помогали людям, не осуждая их. Поэтому мы перед Тобой, Господь. Наши сердца открыты. Мы говорим Тебе искренне, честно: Господь, прости нас! Прости нас за осуждение, за обвинение, за поиск ошибок, за то, что мы были судьями, что мы судили, что мы брали на себя ту функцию, которая не принадлежит нам. Она принадлежит Тебе, потому что Ты сказал: не судите!

Ты есть праведный Судья! Ты хочешь, чтобы мы доверяли Тебе, Господь! Потому что Божий суд – это самый праведный, самый лучший суд, Господь! Поэтому мы молимся и говорим: Прости нас, Господь! Прости, чтобы наше сердце было чистое. Там нет никакого гнева, никакой зависти, никакой злости. Оно омыто Твоей кровью, Господь.

Ты сказал, если мы исповедуем свои грехи, то кровь Иисуса Христа очищает нас от всякой неправды (1Ин.1:9). Давид молился и говорил:

Пс.140:3-4 «Господи! Положи охрану устам моим, и огради двери уст моих, и не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие!».

Господь! Пусть будет охрана, пусть будет чистота, пусть будет, Твоя воля, а не наша воля. Мы молимся, чтобы у нас было правильное отношение к людям, чтобы мы не видели их просто, как сухие, мертвые кости, но чтобы могли видеть в них Твои сокровища, Твой потенциал, Твой образ и Твое подобие. Ты хочешь, чтобы, подобно пророку Иезекиилю, мы говорили жизнь, мы провозглашали жизнь, благословение и высвобождали те дары и таланты, которые Ты вложил в каждого человека.

Каждому Ты дал дыхание жизни. Ты – Творец, Ты – Бог, Ты – Всемогущий! И Ты говоришь нам, чтобы мы действовали, говорили, шли, были с Тобою, были Твоими соработниками, чтобы мы приносили жизнь и жизнь с избытком, чтобы мы смотрели на людей, как Ты на них смотришь, как слово Твое на них смотрит. Мы молимся, чтобы мы могли освободиться от всякого религиозного взгляда, от всякого превозношения, осуждения, обвинения.

Господь, очисти наши глаза. У Тебя есть глазная мазь, помажь сейчас наши глаза, прикоснись к нам, Дух Святой, чтобы мы увидели в людях Божью армию Божиих служителей. Те люди, которые вокруг нас – это не наши враги, это наши братья, наши сестры. Те люди, которые в мире, они также нуждаются в спасении, в любви, в словах жизни, в словах исцеления. Пусть Твоя любовь наполняет нас, Господь! Пусть Твое слово наполняет нас, чтобы из наших уст выходили слова жизни, слова веры. От уст священника люди ищут ведения (Мал.2:7). Это ведение Божье. Это сила Божья ко спасению.

Мы славим Тебя, мы благодарим Тебя, мы поклоняемся Тебе, Господь, и мы превозносим Тебя. Мы принимаем, Господь, Твое слово, и мы говорим, что наше сердце – это добрая почва. Мы не хотим, чтобы слово упало на каменную землю или в тернии, где оно зарастет и не принесет плода. Но мы хотим, чтобы наши сердца были доброй почвой, чтобы слово Твое принесло плод, Господь! Это нас благословит, это благословит других людей, это благословит Твое царство! Мы благодарим Тебя, и мы поклоняемся Тебе! Вся слава Тебе, Господь! Вся хвала и вся честь Тебе! Во имя Иисуса Христа, аминь!