«Свобода от обид».

05.03.2023 г.
Вадим Апарин

План.

Введение

Сегодня мы снова будем касаться вопросов прощения и обратимся к Библии. Иисус Христос призывает верующих к такому стилю жизни, при котором они прощают своих обидчиков.

Лук.17:3-5 Нам нужно прощать тех, кто приходит к нам с покаянием. И чтобы сделать это по-настоящему, нам нужна вера.

Как же освободиться от обид? Как закрыть свое сердце для обид, чтобы они не проникли туда и не поселились в благоприятной для них почве?

Для того, чтобы прощать людей, нам необходима вера в определенные моменты жизни.

1. Человек – центр Вселенной.

Нам необходимо верить в то, что мы НЕ ЯВЛЯЕМСЯ «центром Вселенной». Если мы верим в то, что являемся «центром Вселенной», то тем самым создаём в своём сердце благоприятную почву для обид. Мы должны понимать, что не всё в жизни будет так, как мы желаем.

Мрк.10:42-45 Иисус учил учеников, что тому, кто желает быть большим, нужно стать меньшим.

Именно по этой причине многие браки заканчиваются разводами. Молодые люди ожидают от своих возлюбленных, что они будут исполнять их желания. И это создает в их сердцах хорошую почву для обид.

2. Бог способен вступиться за нас.

Иногда люди обижаются, потому что думают, что за них никто не вступится, и поэтому они должны отстаивать свою позицию сами. Должны отомстить своему обидчику, воздать ему по заслугам. Но Библия говорит нам о Иакове, которого обманывал дядя Лаван, постоянно меняя награду за труды. Иаков работал 14 лет на своего дядю, чтобы получить его дочь Рахиль в жены.

Быт.31:12 Бог сказал Иакову, что видит все, что делает Лаван. И Бог вступился за Иакова и особенным образом перевел стадо Лавана в собственность Иакова.

Когда люди думают, что за них никто не вступится, в их сердцах создается благоприятная почва для одиночества и обид.

Рим.12:19 Когда приходят обиды, человеку хочется мести, но Бог даёт нам особое предписание. Работая на кого-то, мы можем использовать свое положение для отмщения в виде недобросовестного отношения к своим обязанностям, но Бог тогда не будет участвовать в этом. Но когда мы делаем для обидчика, как для Господа, у Бога найдется вариант возмездия.

Рим.12:20-21 Нам нужна большая вера и помощь от Господа, чтобы накормить врага своего, как учит Бог. Люди будут нести нам зло, но нам нужно воздавать им добром.

3. Слово Божье – незыблемый авторитет.

Нам нужно верить в слово Божье, которое не изменяется, которое есть истина и свет для наших ног, которое корректирует и направляет нас.

1Кор.6:7 Апостол Павел наставляет верующих людей, пожелавших решить свои разногласия через гражданский суд. Он говорит, что для верующих людей это должно быть унизительно. Если мы не будем верить в слово Божье, как в незыблемый авторитет, то будем искать любые другие возможности для решения конфликтов. Верующим людям необходимо сохранять свои сердца от разных тяжб. Решая конфликты, не привлекать к этому мирскую судебную систему, но лучше оставаться обиженным и терпеть лишения – даже в нерешенном вопросе. Но если мы не хотим выбирать этот вариант, предложенный Богом через апостола Павла, то в нашем сердце создаётся хорошая почва для обид.

4. Все люди – Божьи творения.

Мы должны верить в то, что люди, которые обижают нас, тоже являются Божьими творениями! Тогда у нас не будет почвы для обид.

Лук.18:7-8 Бог медлит по причине того, что желает дать обижающим нас возможность покаяться. Поэтому, если мы не верим в то, что обижающие нас люди тоже являются такими же Божьими творениями, как и мы, в нашем сердце создаются хорошие условия для возникновения обид.

5. Мы – не совершенные люди.

Мы должны осознать, что мы – не совершенные. Мы можем милостиво относиться к своим проступкам, давать себе шанс на ошибку, но к другим быть слишком требовательны. Мы судим других по поступкам, а себя – по намерениям. Поэтому мы должны давать и другим людям возможность ошибаться по каким-то причинам. Если мы будем считать только себя всегда правыми, то в нашем сердце будет подготавливаться хорошая почва для обид.

Екк.7:20-22 Когда люди, которые работают на вас, говорят плохие слова о вас, вспоминайте, что и вы – несовершенный человек, и поэтому не на всякое слово обращайте внимание. Сохраняйте хорошую атмосферу своего сердца, чтобы там не было никаких условий для произрастания семени обид. Чтобы бурьян обид не заглушил радость от встречи с Богом и единоверцами.

Заключение.

Пусть Господь поможет нам в том, чтобы в нашем сердце не было благоприятной почвы для обид. Чтобы мы сохранили свое сердце от мести и доверяли Господу, Который защитит нас, хоть и замедлит. Нам нужны эти испытания, когда кто-то поступает с нами несправедливо, чтобы наше сердце менялось и мы видели славу Божью в нашей жизни.

Иер.15:19 Проходя через трудные периоды в своей жизни, мы должны искать Господа и Его помощи, и спрашивать: чему Он учит нас в это время? Когда мы примиримся с людьми, в нашем сердце не останется почвы для обид.

Вопросы.

  1. Во что мы должны верить, чтобы не создавать в своем сердце благоприятную почву для обид?
  2. Почему Бог медлит воздать нашим обидчикам?
  3. Как нам поступать с теми, кто несправедлив с нами?

 

Проповедь.

Введение.

Сегодня я хочу начать свою проповедь с Евангелия от Луки, 17 глава, с 3 по 5 стих. Мы в церкви читаем Библию. Мы верим в Библию. Мы верим, что это – слово Божье. Мы верим, что это – основание для христианина, и поэтому всякий раз обращаемся к Священному Писанию и читаем из него.

Лук.17:3 «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;».

Мы сегодня опять будем немножко касаться вопроса прощения.

Лук.17:4 «и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, –».

То есть, это – не просто так: мимо пройдет и помашет рукой, да? А придёт к тебе и скажет: «Каюсь! Прости меня!». То, что тут написано?

«прости ему».

Прости ему – даже если семь раз в день. На одном собрании мы говорили о том, что Иисус сказал ученикам другие слова. А именно Петру, который обратился к Учителю и спросил: «до 7 ли раз прощать брату своему?». Иисус сказал: «Нет. Не говорю тебе: семь раз, но 490 раз!». И мы увидели, что это каждые 3 минуты приблизительно. Так вот, если мы не будем спать ночью, то каждые 3 минуты мы должны быть способны прощать.

Это не значит, что Иисус призывает нас к тому, чтобы каждые 3 минуты мы обижали брата или сестру! Правда? Мы понимаем это! Мы верим в то, что Иисус призывает нас к такому стилю жизни христианина, когда мы готовы прощать других людей. И Он сделал такой вызов для Петра – чтобы он был готов прощать каждые три минуты.

Но здесь Иисус говорит: «если семь раз придет к тебе брат или сестра и попросит у тебя прощения, то ты должен простить брата и сестру». По-настоящему простить! Не буркнуть, или как-то косо посмотреть на него, или отослать его куда-то подальше, но по-настоящему простить. Знаете, когда мы прощаем, то в прощающей атмосфере приятно находиться, правда? На тебя никто косо не смотрит, о тебе плохо не думают. Совершенно по-другому принимают тебя, это очень хорошо!

Иисус говорит о том, чтобы мы простили братьев своих или сестер семь раз. И вот дальше, в следующем, в пятом стихе написано:

Лук.17:5 «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру».

Иногда мы говорим: «Мне нужно исцеление, но не хватает, может быть, веры для исцеления. Господи, умножь веру!». Может быть, мы беспокоимся, как этот мир беспокоится, находимся в каком-то страхе, в боязни, в трепете каком-то, и мы говорим: «Господь! Умножь веру в нас!». Но в этот момент, когда ученики слышали слова Иисуса Христа, чтобы семь раз в день прощать своего брата, они обратились к Нему и сказали: «Господи! Умножь нашу веру!».

И, знаете для того, чтобы прощать, нам необходима вера. Как ученикам была необходима вера, так и нам необходима вера. Чтобы вера в нашем сердце умножалась.

И сегодня я буду проповедовать о свободе от обид. Потому что на прошлом собрании мы поговорили об обидах. Мы увидели некоторые вещи, связанные с обидами. Но сегодня мы будем говорить о том – как освободиться от обид. Как закрыть свое сердце для обид, чтобы они не проникли в наше сердце. Одно дело – когда мы ожидаем, чтобы кто-то пришел и попросил прощения, может быть, даже до семи раз в день. И мы должны быть готовы прощать. Но, в то же время, я верю, что наше сердце должно быть очень комфортное или благоприятное не для обид, а для чего-то лучшего.

Если можно сравнить наше сердце с почвой, которая есть на этой земле, то мы видим, что, когда фермер вспахивает эту землю, он сеет там какие-то определенные семена и там вырастают определенные плоды. Он собирает эти плоды. И это – воздаяние для фермера. И мы понимаем, что нужна хорошая почва для этого семени. Но мы также понимаем – если мы каким-то образом связаны с сельским хозяйством – что вырастают не только хорошие плоды. Но также вырастает бурьян, правда? Иногда мы приходим на эту грядку или на огород, и мы говорим: «Так много травы! Что же с ней делать?». Она такая крепкая и, действительно, нам нужно трудиться, чтобы там не было этой травы. Сейчас есть разные технологии, чтобы исключить траву, и чтобы росли только хорошие растения.

И сегодня мы поговорим об этой почве в нашем сердце, которая, если мы позволяем ей быть, обязательно произрастит плод, когда в неё попадет семя, которое мы можем назвать обидой. Мы сегодня изучим несколько пунктов этого процесса. И я верю, что это благословит нас.

Апостолы сказали Христу: «Умножь нашу веру для того, чтобы прощать семь раз». Нам необходима вера. И, знаете, нам необходимо верить в Бога. Нам необходимо верить в обетования, но нам необходимо также верить в то, что мы не являемся центром Вселенной.

Человек – не центр Вселенной.

Это – первый пункт, о котором я хотел бы сказать. Нам необходимо верить в то, что мы не являемся центром Вселенной. Потому что, если мы верим, что мы – центр Вселенной, то у нас есть благоприятная почва в нашем сердце для обид. Если мы думаем, что все должны делать так, как мы хотим, то это означает, что у нас в сердце есть благоприятная почва для обид. Если мы думаем, что являемся царьками в этой жизни, и все вокруг нас должно крутиться, то у нас есть благоприятная атмосфера или почва для обид. И мы должны понимать: не всё в жизни будет так, как мы желаем.

Я сегодня разочаровал, может быть, кого-то. Кто-то, может быть, по-другому думает:

«Всё будет так, как я желаю! Всё будет так, как я мечтаю. Всё сложится, всё получится!». Ну, нет! Не так бывает! В нашей жизни будет не так, как мы желаем. Может быть, наше желание будет исполняться, но некоторые моменты в нашей жизни будут происходить так, как мы не ожидали, как мы не желали. Что-то будет не по нашему сценарию происходить. Если мы не готовы к этому, то у нас появляется хорошая почва для обиды. Если нам не сделали, как мы хотели, как мы ожидали, то мы будем обижаться на людей. Это правда.

И если мы откроем Евангелие от Марка, десятую главу, то мы будем читать о том, что Иисус говорит Своим ученикам. С сорок второго стиха и по 45 стих будем читать.

Мрк.10:42-45 «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Интересно, что Иисус говорит об этом и объясняет некоторые вещи по той причине, что два Его ученика подошли к Нему и сказали: «Когда Ты будешь в Царстве Своем, то посади, пожалуйста, нас рядом с Собой: одного по левую сторону и другого по правую сторону». И остальные ученики – 10 учеников – они услышали это! В том числе и Петр. И они возмутились! И они негодовали! Библия говорит: «Они негодовали». Это означает, что они обиделись. И они подумали: «Как эти двое обогнали всех остальных?». Потому что все остальные тоже хотели, понимаете, по правую или по левую сторону от Иисуса Христа в Его Царстве сидеть. Они ожидали, что Царство будет на этой земле, а Иисус будет управлять. И вот они все хотели этого.

Почему я говорю – что они все хотели? Потому что они вознегодовали! Потому что они были недовольны. А почему они были недовольны? Потому что их кто-то обогнал! Вы когда-то были недовольны, когда вас кто-то обогнал в чем-то? Вы были недовольны, правда? Было такое? Когда, может быть, в спорте вас обогнали, когда кто-то вперед вас залез вне очереди и купил то, что вы хотели и ожидали, что это достанется вам? Вы уже посмотрели, уже начали мечтать – как вы будете кушать или как будете носить это, но вдруг какой-то человек впереди обогнал вас, и эту вещь или тот продукт, который вы хотели брать, купил. Этот товар был последний, и он забрал его у вас! И вы были недовольны на человека за это.

Я помню, как я обиделся на одного человека. Это было в начале 90-х годов. На железнодорожных станциях были длинные очереди, и в кассу нужно было долго стоять, чтобы купить билеты. Я был в Москве проездом. И я был не один. У меня было несколько килограмм духовной литературы. Десятки килограмм Библии было с собой. Целая куча книг у меня была, и я должен был привести их в церковь. Я подошел, встал в очередь, и стоял, ожидая, чтобы купить билеты. Впереди меня человек 20, может быть, больше, стояло.

Кассир выглянула и говорит: «Молодой человек!». Она помахала мне рукой. «Пусть за Вами никто не занимает! Я сказал: «Нет проблем, хорошо!». Я стоял, и вдруг подошел человек определенной национальности, и говорит: «я за Вами буду стоять». А я говорю: «Кассир сказала, чтобы за мной не занимали, потому что она не будет после меня продавать билеты». Он очень быстро подумал и говорит: «А можно я вперёд Вас встану?». Я подумал: «Ну, а в чем проблема-то? Ну, ладно. Помогу человеку!». «Ладно», – говорю, – «давайте, становитесь быстрее!». И он встал. И мы шли, шли и шли к этой кассе. И когда подошло время ему покупать, он заглянул в окошко.

Тогда был большой дефицит билетов. То, что ты дошел до кассы, не означало, что билеты тебя там ждут! Был большой дефицит билетов, и иногда нужно было покупать «по знакомству» и еще отблагодарить кого-то.

И вот, он заглядывает в окошко кассы и говорит: «Мне, пожалуйста, билеты!». Он спрашивает два или три билета, и называет мой город! И когда я услышал название города, в который я должен был ехать, то подумал: «Он сейчас последние билеты купит и мне не достанется!». Я подумал: «Зачем я его впустил вперед меня?» И кассирша нажала на какие-то кнопки, посмотрела на него и говорит: «Есть только один билет!». И я так: «Фу-х! Как хорошо!». Он говорит: «Не! Мне один мало! Мне нужно три билета!». Повернулся и ушел. И она кнопку – раз! Нажимает. Я не понимал – что это означает. А это означало, что этот билет – один-единственный – ушел в компьютерную базу продаж. Я наклоняю голову в окошко и говорю: «Мне один билет в город Кустанай, в тот же самый!». Она нажимает кнопки, смотрит, поднимает голову и говорит: «Нет билетов!». Я говорю: «Как?! Вот только сейчас был!». «Кто-то купил».

И я обиделся на этого человека. Я понимал, что, если бы я не пустил этого человека, то этот единственный билет был бы моим. Бог приготовил его для меня, чтобы я привез духовную литературу. А теперь мне пришлось сутки жить на вокзале. Я разложил Библии, приготовил себе постель, лег на неё и спал на Библиях. И ворочался всю ночь, чтобы никто не украл у меня это на вокзале.

Поэтому есть определенные ситуации, когда мы обижаемся. Если у нас есть благоприятная атмосфера в нашем сердце, то обиды будут приходить к нам. Понимаете? Но если у нас нет этой благоприятной атмосферы, то обиды будут проходить мимо нас. Вот поэтому, если мы думаем, что являемся центром Вселенной и вокруг нас все должны крутиться и вертеться, и если вдруг не происходит так, как мы ожидаем, то мы будем обижаться. Мы должны понять, что мы – не центр этой Вселенной.

Вот поэтому в браке очень много разводов. Потому что не оправдались надежды. Потому что молодой человек, который вступает брак, ожидает, что вокруг него будет крутиться его молодая жена. Она будет бегать, ублажать его. Но когда они вступают в брак, то оказывается, что жена тоже ожидает, что молодой муж будет крутиться вокруг неё: цветы носить каждое утро, кофе в постель приносить. И он также ожидает, чтобы был кофе в постели. И, знаете, когда эти люди ожидают, что вокруг них будет все крутиться, а они будут центром семьи, или центром Вселенной, то это означает, что у них есть хорошая почва для обиды. И нам нужно разобраться с этим.

Бог способен вступиться за нас.

Второй пункт. Мы говорим сегодня о вере – во что мы должны верить. Нам необходимо верить в то, что Бог способен вступиться за нас. Иногда мы обижаемся, потому что думаем, что за нас никто не вступится. Никто не придет и не поможет нам. Потому что мы – одни. Потому что мы сами должны отстаивать свою позицию. Мы должны поступить со своим обидчиком, по справедливости. Мы должны отомстить ему, воздать. И когда ему будет плохо, у нас будет великое собрание или великая конференция радости. Мы будем радоваться, что наш обидчик наказан.

Но, знаете, в Библии написано об одном человеке, которого обманули. Его родственник постоянно обманывал его и 10 раз переменял награды. И ещё в его жизни произошло что-то. Он взял себе жену в ипотеку, или в кредит.

Давайте, посмотрим на этого человека. Его зовут Иаков. Дядя Лаван – его родственник – обманывал Иакова и 10 раз менял награду. Это был дядя – очень близкий родственник! И 10 раз этот родственник его обманывал. Он говорил: «Я заплачу тебе», и не платил. «Я воздам тебе!», и не делал это! Иаков влюбился в молодую девушку Рахиль, его дочь, которая была очень красива лицом и станом. Лаван сказал: «Я могу отдать свою дочь тебе в жены». И Иаков обрадовался. Но этот Лаван, его родственник, папа Рахиль, он был очень хитрый. «Мутный человек», можно так сказать о нём. Он сказал, что Иаков не просто женится – он семь лет отработает за это.

Знаете, это был кредит. Жена в кредит. Семь лет он работал, работал и работал. Представляете? Кто из вас, братья, 7 лет работал бы, чтобы Вы могли жениться на красивой девушке? Кто-то смотрит и говорит: «А что? Возможно было так поступить?».

Любовь Иакова к Рахили была очень великая. Если бы твой будущий тесть сказал, что тебе придется семь лет работать на него, и не просто на заводе и зарплату приносить сам себе. Но ты будешь на него работать: на его огороде будешь пасти овец, будешь в его бизнесе трудиться. У него, например, есть завод. Ты будешь там в литейном цеху трудиться и только через семь лет он отдаст тебе свою дочь в жены. Готов ли ты 7 лет трудиться?

Иаков согласился и семь лет работал. У него была свадьба. Я верю, что Рахиль сидела рядом с ним. Она была в свадебном наряде. Он был просто на небесах! Летал! И когда пришла ночь, вместо Рахиль, его тесть подсунул некрасивую. Ту, которую Иаков не любил. Он подсунул Лию. И на утро, когда солнце встало, Иаков увидел, что не Рахиль вместе с ним, а Лия! И он был возмущен! Он же отработал! Он отдал кредит! Ему причиталась Рахиль, а получилось, что он имел Лию!

И когда он пришел к Лавану и хотел разобраться с ним, то Лаван сказал: «Успокойся, зятёк! Все нормально, все хорошо!». Он улыбнулся: «Все хорошо! В нашей семье не принято меньших отдавать прежде, чем старшие выйдут замуж. Итак, поэтому – хорошо! Ты старшую взял! Теперь есть возможность и на младшей жениться!». Иаков сказал: «Хорошо, я согласен!». Но его дядя, его тесть сказал: «Нет, у нас не принято так! У нас принято, чтобы ты работал за Рахиль еще семь лет!».

14 лет кредита! 14 лет ипотеки! Ты должен выплачивать, работать, трудиться чтобы у тебя была любимая жена. И, конечно же, Лаван пошел навстречу. Он сказал: «Хорошо! Ты отработаешь на меня семь лет. Будешь пасти моих овец. Ну, ладно, хорошо. Рахиль я тебе отдаю и служанок в придачу». И успокоил своего зятя. И поэтому Иаков имел не одну жену, а уже двух жен. Но он отрабатывал 14 лет.

Я думаю, что мы не способны на это. Наша любовь очень быстро проходит сегодня. Особенно у молодого поколения очень быстро любовь вспыхивает и очень быстро проходит. Но у Иакова было совершенно по-другому. Он 14 лет трудился чтобы Рахиль была его женой.

И поэтому, когда мы смотрим на его жизнь, то видим, что его тесть был несправедлив с Иаковом. И я не знаю – было ли у него много обид на Лавана? Иаков обижался или нет? Но, знаете, Бог однажды пришел к нему, и в Бытие, в 31 главе в 12-м стихе, Он обращается к Иакову.

Если вы думаете, что никто не вступится за вас, никто не защитит вас, никто не придет к вам на помощь в обидах и унижении – это не так!

Бог говорит Иакову:

Быт.31:12 «Он сказал: … Я вижу все, что Лаван делает с тобою;».

Знаете, для Лавана это ничего не значило. Он был спокоен. Он обращался со своим зятем несправедливо. Он не оплачивал ему то, что обещал. 10 раз он отменял вознаграждение, которое обещал своему зятю. И Бог приходит к Иакову и говорит: «Я вижу все, что Лаван делает с тобою! И Я вступлюсь за тебя!».

Иаков видит сон, в котором Бог показал – каким образом сделать так, чтобы стадо от Лавана перешло к Иакову. И он стал очень богатым, очень успешным, и даже Лаван стал переживать. Его сыновья стали переживать. Они говорили, что он обобрал Лавана. Но Бог вступился. Он видел, что Лаван был несправедлив с Иаковом, и особенным образом переместил стадо, которое было у Лавана в собственность Иакова.

Когда мы думаем, что за нами никого нет, что никто не вступится за нас, у нас есть хорошая почва для обид. Мы чувствуем, что мы одинокие. Одиночество в нашем сердце. И поэтому так хорошо приходить в дом Божий, в церковь, и знать, что рядом с нами есть братья и сестры, которые помогут, протянут руку помощи, будут молиться и поддерживать. Но если даже не так, мы должны быть уверены в том, что Бог обязательно придет и вступится. Он обязательно вступится!

Давайте, откроем Послание Римлянам 12 главу, и будем читать с 19 стиха. Апостол Павел пишет христианам, верующим людям. И он говорит так:

Рим.12:19 «Не мстите за себя, возлюбленные».

Это – слово Божье. Это – предписание для нас: «Не мсти!». Потому что, когда приходят обиды, хочется возмездия, отмщения, мести. Хочется, чтобы обидчику было больно. Но Иаков не воровал у Лавана. Он не желал, чтобы его стада были разрушены. Он заботился об этих стадах. Он кормил их.

Иногда мы работаем на кого-то. Мы не являемся владельцами этого бизнеса, и поэтому спустя рукава трудимся и говорим: «Это же всё-таки не моё!». Но, знаете, у Иакова было по-другому. Он ходил перед Богом и всё, что ни делал, он делал это – как для Господа. И в том числе, он брал стада Лавана и пас их. Есть определённые способы – как отомстить человеку, который несправедливо поступил с тобой, когда ты пасешь стадо. Ты можешь взять его коров, его овец и погнать их на такое пастбище, где нет травы. И этот скот будет все хуже и хуже. Он худеет и худеет, худеет и худеет, и уже еле-еле доходит домой. Животные бегут домой, потому что им, может быть, дома что-то дадут.

Но есть и хороший способ вознаградить: ты берешь стадо, пасешь их на хороших лугах, на сочной траве. Эти овцы начинают толстеть, толстеть, толстеть и толстеть. Они становятся, как колобки. Ты пригоняешь их, и хозяин говорит: «Ты хорошо пас!».

И Иаков поступал именно так. Он не мстил за себя. Он 14 лет впахивал на Лавана, чтобы иметь себе жену. Но Лаван 10 раз переменял награды и 10 раз отменял воздаяние. И, знаешь, когда ты пастух, когда находишься где-то в степи, где никто не наблюдает за тобой, ты можешь поступить – как хочешь. Ты можешь продавать это стадо. Ты можешь продавать овец. Потому что овец настолько много, что Лаван их не считает каждый день. И поэтому если у тебя есть почва для обид, если чувствуешь, что ты одинокий и за тебя никто не вступится, то ты захочешь отомстить.

Мы иногда думаем, что Бог дал нам только спасение и прощение нашей грехов, но Он обещает нам, что вступится за нас. Он придёт, Он поможет, Он защитит нас. Он обязательно придёт к нам в нашу ситуацию. Поэтому апостол Павел пишет:

Рим.12:19 «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».

Что это означает? Если ты трудишься, к примеру, на каком-то станке, на каком-то оборудовании, и чувствуешь, что начальник несправедлив к тебе, у тебя есть возможность поломать это оборудование. Но Писание учит: «не мсти за себя!». То есть, продолжая работать, трудиться на этом оборудовании, ты делаешь это – как для Господа. Потому что Бог-то видит! Но когда ты начинаешь мстить, то Бог отворачивается и уходит. Он говорит: «Пожалуйста, сам разбирайся с этой ситуацией!».

Иаков знал это и поэтому не мстил. И Апостол Павел говорит:

Рим.12:19 «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».

И дальше написаны такие слова:

Рим.12:20 «Итак, если враг твой голоден…».

Что нужно сделать? Кто-то говорит: «Нужно радоваться! Нужно сесть перед ним, взять эту запечённую курицу гриль и есть смачно, так сказать. Пережёвывать медленно и смотреть в глаза этого голодного врага. Пусть ему будет плохо! Подойти к нему с этой курицей и сказать: «Как ты себя чувствуешь? Вкусная курица у меня, вкусная, но тебе не дам!» И пусть он просто изольётся слюнями!

Но Писание говорит совершенно другое!

Рим.12:20 «Итак, если враг твой голоден, …»

Что ты должен сделать?

«… накорми его;».

Как трудно это сделать, правда же? Как трудно! Только сильные люди могут это сделать. Легко отомстить! И нам нужна помощь от Господа. Нам нужна вера в этот момент, что Бог поддерживает нас. Что мы возьмем эту курицу, разломим пополам и скажем: «Давай, вместе с тобой покушаем!».

Рим.12:20-21 «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

Они тебе – злом, но ты относись к ним добром! И иногда нам кажется, что Господь не вступается за нас. Но написано: «Не мсти за себя, возлюбленный, но отдай в руки Бога!». Отдай в руки Господа! Господь поможет. Господь придёт и вступится за нас!

Слово Божье – незыблемый авторитет.

Третий пункт. Во что мы должны веровать. Верить в слово Божье, как незыблемый авторитет от Господа. Слово, которое не изменяется. Слово, которое является словом Божьим. Мы должны верить в слово Божье, потому что оно является истиной. Оно является светом для наших ног, направлением. Оно корректирует нас.

Апостол Павел встречался с различными ситуациями в церкви. Некоторые ситуации были хорошие, а некоторые были не очень хорошие. И мы прочитаем Первое Послание к Коринфянам, шестая глава, седьмой стих. Апостол Павел пишет практическое послание для верующих людей. Он учит – как им поступать. Он пишет людям, которые ссорятся, судятся друг с другом, вызывают своего брата или свою сестру в суд. Я имею в виду верующих людей. Когда они что-то потеряли. У них, может быть, что-то не получилось, возник какой-то спор, и они говорят: «В суде мы с тобой встретимся!». И они думают, что они – большие герои! Они говорят: «В суде разберёмся! В суд придёшь, и узнаешь – кто прав!».

Апостол Павел пишет в этом Послании в седьмом стихе такие слова:

1Кор.6:7 «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою».

Он говорит такое слово как «тяжбы». Тяжбы – это гражданское судебное дело. И он говорит:

«И то уже весьма унизительно для вас».

Мы понимаем, что это происходит между верующими людьми. Хорошо?

«И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою».

То есть, вы идете в суд и там решаете какие-то конфликты.

1Кор.6:7 «Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными?».

Он говорит: «Это унизительно, когда верующие люди с одной церкви, братья или сестры, идут в мирской суд, мирскую систему суда, чтобы там решить этот вопрос».

1Кор.6:7 «для чего бы вам лучше не терпеть лишения?»

Знаете, если мы не верим в слово Божие, как в незыблемый авторитет, то мы будем искать моменты или возможности – как решить конфликты. Но слово Божие настолько практичное! Оно предписывает нам и учит нас – каким образом поступать в каких-то моментах. Нам необходимо сохранить наше сердце, чтобы у нас не было какой-то тяжбы. Если у нас возникают какие-то конфликты, нам необходимо решать их. Не привлекать к этому мирскую систему суда. Мы можем это сделать!

Если же мы не можем это решить… Кто-то говорит: «Пастор! А если мы не сможем решить с нашим братом конфликтную ситуацию? Что нам нужно делать? Обращаться в суд?». Нет! Со слов апостола Павла, который говорит: «Идти в суд для вас, как братьев и сестер, это унизительно». Он говорит об этом.

«И то уже весьма унизительно для вас».

С точки зрения апостола Павла, это было унизительно – верующим людям идти в судебную систему, чтобы решать какой-то конфликт. Но, с точки зрения верующих людей в Коринфе, это не было унизительным. И апостол Павел даёт им практические советы. Он говорит: «Если вы не можете решить конфликт внутри себя, то – что нужно сделать? – оставаться обиженным и терпеть лишения!». Он говорит: «Но не идите в суд! Не решайте этот вопрос!». И я подчеркиваю еще раз: это – отношения между верующими людьми, друг с другом! Апостол Павел говорит: «Лучше оставаться обиженными, лучше терпеть лишения!». Но мы же не хотим этого! И вот, когда мы не хотим, то у нас появляется хорошая почва в нашем сердце для обид. Они просто кружат, хотят прийти в нашу жизнь, чтобы мы обижались, чтобы не встречались. А потом мы пересаживаемся с одной стороны зала на другую сторону. Мы не хотим встречаться с человеком, который находится здесь, потому что он обидел нас.

Я знаю, что вы – люди святые. Но бывает так иногда. Я думаю, что это бывает не в нашей церкви. В какой-нибудь другой. Но бывает так, что не хочется встречаться с человеком. А потом этот человек говорит: «А почему я должен идти в церковь? Там же этот Ваня сидит! И я снова его увижу. И я не могу слушать даже проповедь в этот момент! Я просто не могу! Мне просто сердце раздирает! Поэтому я принял решение сидеть дома с чашечкой кофе и онлайн смотреть это богослужение». Но я хочу сказать для таких людей: «У вас есть выход! Вы можете принять решение: быть слабым или быть сильным».

И с точки зрения слова Божьего, с точки зрения апостола Павла, это означает, что если мы не решили этот вопрос внутри церкви, то лучше оставаться обиженным, лучше терпеть лишения. Так как Иаков поступил. Он не уничтожал стада Лавана и не продавал баранов на сторону, откладывая деньги себе в карман. Он мог бы сказать: «Но он же 10 раз обещал мне воздаяние! Я себе в блокноте записал – какую сумму Лаван должен был мне заплатить. Он не заплатил, поэтому продам баранов и возмещу эту потерю!». Но когда мы поступаем так, то Бог отходит от нас. А когда мы поступаем по слову Божьему, Бог приходит к нам с помощью Своей, потому что у Него есть решение.

Все люди – Божьи творения.

Следующий пункт. Нам необходимо верить, что люди, которые обижают нас, это тоже творение Божие. И, конечно, мы желаем в их адрес сказать: «Ух ты … такая!».  Но мы должны понимать, что как над нами Бог, так Бог и над ними. И когда мы понимаем это, то у нас есть надежда. И у нас нет почвы для обид.

Мы прочитаем Евангелие от Луки, 18 глава, с 7 стиха. Здесь написаны слова, которые ободрят и вдохновят нас:

Лук.18:7 «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?».

Первая часть этого стиха нам, конечно, нравится. Что есть у нас надежда, что Бог защитит нас. Но вторая часть этого стиха не очень нам нравится, потому что здесь написано:

Лук.18:7-8 «хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?».

Иногда мы верим, что Господь придет. Он защитит нас и поможет нам. У нас есть вера в этом. Но иногда мы замечаем, что Бог как-то медлит. Как-то запаздывает Его защита. Нам хочется, чтобы как-то быстрее защита от Господа пришла. А эта защита опаздывает по какой-то причине. И нам иногда кажется, что Бог вообще не вмешивается в эту ситуацию. Но, знаете, Он медлит по одной причине: потому что Он желает дать этим людям, которые обидели нас, возможность покаяться.

Мы иногда ожидаем, чтобы огонь с неба сошел. Помните, как ученики Иисуса Христа обратились к Нему и сказали: «Господи! Мы бесов изгоняли, больных исцеляли! А теперь мы можем даже огонь с неба свести на этих людей!». Иисус был в шоке! Он говорит: «Не знаете, какого вы духа!». И поэтому, хотя мы видим, что есть стих из Библии, что Бог защитит избранных Своих, вступится, придет, но иногда нам кажется, что Его защита опаздывает. Он отстает. Он находится где-то далеко, не с нами. Где-то в Африке или в какой-то другой стране. Это означает, что Бог медлит защитить, медлит вступиться, потому что Он простирает Свою благодать над людьми, которые были несправедливы с нами. Для какой цели? Для того, чтобы они покаялись! Для того, чтобы возмездие от Господа не пришло в их жизнь.

На прошлом собрании мы говорили о Ниневии. И, на самом деле, этот город был страшным. На самом деле, там жили воинственные люди. Историки говорят о том, что крыши строений в этом городе были покрыты человеческой кожей. И Бог посылает пророка Иону, чтобы он проповедовал там. И мы видим, что Иона садится у восточной части города и ожидает возмездия от Господа. И когда возмездие не приходит, мы видим – как он обижался! Поэтому, если мы верим, что только мы – творение Божие и не верим, что те, которые несправедливы с нами, являются тоже творением Божьим, то у нас есть хорошая почва для обид. И когда в следующий раз, может быть, люди будут с тобой несправедливы, помни о том, что они – также творение Господа. И Господь медлит вступиться, медлит принести Свой гнев, потому что Он ожидает, что эти люди покаются.

Мы – не совершенные люди.

Последний пункт, о котором я хотел бы сказать сегодня: мы должны верить в то, что мы – не совершенные люди. Может быть, мы думаем, что мы – совершенные люди, но, на самом деле, мы – не совершенные люди. Мы милостиво относимся к самим себе. Мы даем самим себе шанс на ошибку или право на ошибку. Мы судим других людей по поступкам, а себя судим по намерениям. И поэтому нам нужно давать возможность другим людям ошибаться. Может быть, они не специально это сделали. Может быть, у них было не очень хорошее настроение, или они были расстроены чем-то. Может быть, кто-то о нас наговорил им. Есть интриги, знаете. Особенно когда люди трудятся вместе на одном предприятии, и там работают люди, которые любят плести интриги. И твой начальник вдруг приходит и кричит на тебя. А ты смотришь на него и думаешь: «С чего это?» А кто-то рассказал о тебе что-то, кто-то плетёт эту интригу. Это для них – как театр. Они не просто трудятся, но у них театр. Они наблюдают. Они говорят: «Вау! Сработало, сработало! О! Замечательно!» И, знаете, если мы считаем только себя совершенными, то у нас будет хорошая почва для обид.

Место Писания, которое я хотел бы прочитать вместе с вами – это книга Екклесиаст, седьмая глава, с 20 по 22 стих. Здесь написаны такие слова:

Екк.7:20 «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;».

Есть ли среди нас праведные люди, которые всегда делают добро и не грешат? Вообще ни разу не согрешили? Есть у нас такие? В том числе, и я не могу поднять руку. Но здесь написано:

Екк.7:20-21 «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово …».

Послушайте внимательно:

Екк.7:21-22 «поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других».

Я думаю, это будет очень понятно для работодателей, у которых работают люди. На вас работают люди. Вы их наняли, вы платите им зарплату. И иногда, может быть, у вас представится возможность услышать слова этих работников, которые сидят друг с другом, может быть, обедают. И, может быть, они обедают в вашей столовой. Может быть, они кушают обед, который вы оплачиваете им. Вы очень добрые. Вы оплачиваете им обед. И вот, вы слышите, как один другому говорит злые вещи о вас. Они злословят вас. Слова за спиной, так сказать. Они наушничают. На ухо друг другу говорят, распространяют сплетни. Они злословят тебя – того, кто дал им работу, заботится об их семьях, платит им заработную плату.

Я верю, что вы верны в этом. Вы, может быть, даже помогаете им в чем-то. Вы, может быть, на какие-то праздники – Рождество или Пасху – даете им премию. Может быть, вы дарите им Библии и, может быть, вы их кормите, оплачиваете им обед. И когда вы слышите злые слова о себе, то, знаете, хочется отомстить. Хочется забрать этот обед. Хочется уволить, выгнать этого человека. Но, знаете, мы должны помнить, что мы несовершенны. И об этом Екклесиаст и говорит:

«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание».

Если ты услышал, как они злословят тебя, пройди мимо. Почему? Потому что ты знаешь, что ты – также несовершенный человек на этой земле. Почему?  Написано:

«ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других».

Может, ты сегодня не злословишь. Может быть, ты сегодня – христианин, дитя Божия. Бог повлиял на тебя так сильно, что твоя жизнь полностью изменилась. И всё благодарение – Богу! Поэтому, если они злословят тебя, если они несправедливы, если они поломали твое оборудование, и хочется отомстить, хочется взыскать, хочется уволить, хочется в суд подать. Но, знаете, как хорошо сохранять хорошую атмосферу своего сердца, чтобы там не нашлось возможности этому семени обид упасть на наше сердце, чтобы там не вырос бурьян и не заглушил слова веры. Но если это происходит, тогда у нас нет радости служить Богу. Нет радости прийти в церковь. Нет радости встречаться с нашими братьями и сестрами. Мы в обидах. И, знаете, дьявол в этот момент рукоплещет. Он говорит: «Удалось! Я смог!»

Поэтому, когда ты слышишь злые слова в твой адрес, когда, может быть, твои близкие и родственники обсуждают тебя, перемывают твои кости, то не хочется идти к ним, не хочется дарить им подарки на день рождения. Но, знаете, истинный христианин купит специальный подарок. Он принесет этому человеку, подарит и скажет: «Я – от всего сердца! Я хочу, чтобы у тебя было хорошо. Те слова, которые ты говорил вчера обо мне, они неверные!» И ты пойдешь. Есть выражение: «Собака лает, караван идет».

Заключение.

Пусть Господь поможет нам, чтобы в нашем сердце не нашлось никакой обиды, и не оказалось благоприятной почвы для обид. Чтобы мы сохранили свое сердце от мести. От желания отомстить, сделать больно, забрать что-то, взыскать. Давайте, мы будем доверять свою жизнь Господу, потому что Господь способен приходить, вмешиваться, помогать нам. Он сказал, что никогда не оставит, не забудет нас, не пройдет мимо.

Иакову Он сказал: «Я вижу, как Лаван несправедлив!» Бог видел, что Лаван продал свою дочь в ипотеку. Он видел, что Иаков получил себе жену в кредит и должен был расплачиваться 14 лет. Он видел, что Лаван несправедливо поступает. И почему же Бог не вмешивался? Почему не потряс ночью этого Лавана? Не послал Ангела какого-то? Или молнию с неба?

Иногда это нужно для нас – чтобы в нашей жизни, как нам кажется, с нами поступали несправедливо. Может быть, мы обижаемся на многих-многих людей. Люди обижаются на свою жену, на своего мужа, на своих детей, на свою маму. Они обижаются на пастора, на лидера домашней группы, на церковь, на Ангела, который не пришел в понедельник утром. На то, что к кому-то приходят Ангелы, а к нам не приходят. Мы и на это обижаемся. Пусть какой-нибудь простенький ангел, какой-то самый низший уровень, но залетит как-то к нам. Но не залетает, почему-то. Мы обижаемся. Обижаемся на Бога. Обижаемся? Обижаемся! «Почему Бог этому дал, тому дал, а мне не дал! Бог этому сказал, Бог тому проговорил, дал Откровение, а мне не дал! Обидно, слушай, обидно!» Иногда Господь позволяет нам пройти через такую среду. Для чего? Для того, чтобы наше сердце изменилось, и мы увидели славу Божию в нашей жизни.

Я говорил о том, что в моей жизни тоже был определенный эпизод, когда я проходил через обиду и несправедливость. И я рассматривал в тот момент свою жизнь так: если бы взять обычную стеклянную лампочку и ударить по ней палкой, то она превратились бы в осколки. Так вот в моей жизни было. Я так чувствовал себя. Я молился Богу. Я говорил: «Господь! Если не Ты, то никто не сможет собрать эти осколки!» Я просил: «Господь! Собери то, что разрушено! Потому что люди со мной были несправедливы. Соедини! Сможешь ли Ты склеить это? Я знаю, что Ты сможешь! Если Ты сможешь это сделать, если Ты склеишь эту «лампочку» – жизнь Вадима, так сказать, соберешь ее, то дашь мне надежду, дашь мне упование, дашь мне радость жить. Если Ты сделаешь это, я буду благодарен Тебе!»

И, знаете, Господь сделал это по прошествии, может быть, 10 лет или более. Я очень благодарен Богу – до сегодняшнего дня! Я верю, что всю свою жизнь я буду благодарен именно за то, что получилось в моей жизни. Что кто-то взял палку, ударил и моя жизнь разлетелась в осколки. Я чувствовал внутри потерю. Я был недоволен, обижен. Но сегодня я смотрю на это, и я так благодарен Богу! Я говорю: «Господь! Благодарю Тебя за то, что Ты позволил, чтобы это со мной случилось!» Потому что через всё это мой характер стал меняться. Благодаря этим вещам, я могу сегодня проповедовать вам и говорить из моего сердца. И я верю, что это касается вашей жизни.

Поэтому Бог иногда позволяет, чтобы с нами несправедливо поступили. Иаков был недоволен, может быть, что с ним несправедливо поступили. Но как Иаков взял своё первородство? Он же не думал, что обидел своего брата? Так, что ему нужно было спасать свою жизнь, убегая от своего брата! Мама постаралась. Мама одела на него шкуры, чтобы волос был на руках, запах был. Всё-всё сделала. Она приготовила кушать и сказала: «Сыночек, пожалуйста! Папа уже слепой, уже скоро отойдет в мир иной. Скорее получи благословение!» Они верили в благословение отцов! И он пришел, и его отец ощупывал и говорил: «Ну, запах Иакова, а волос другого брата его. Но суп покушаю!» И покушал. И благословил. И поэтому Иаков обманул. Он был в сговоре с мамой. И потом, когда он убежал, это его начало преследовать. Лаван, родственник, стал его кидать на деньги! Он подкинул ему не ту жену! Он заставил выплачивать ипотеку в течение 14 лет! Но Бог видел сердце Иакова.

Я верю, что Иаков поменялся. Его сердце поменялось. Он раскаялся, что поступил несправедливо со своим братом. Он понимал, что приходит воздаяние, но не мстил! Он не мстил. Он позволил, чтобы Господь пришел. И Бог пришел и сказал: «Я вижу, что Лаван поступает с тобой несправедливо. Я все вижу!»

Бывает, что кто-то с тобой несправедлив. Может быть, были несправедливы твои родственники, твои знакомые, твои братья и сестры в церкви, как тебе кажется. Может быть, пастор был несправедлив с тобой, или лидер домашней группы, или вся церковь, или группа прославления была несправедлива: не спели твою любимую песню – порой нам нужно пройти через это. И Библия говорит, что

Иер.15:19 «если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста».

Поэтому, проходя через какие-то вещи, мы должны искать Господа и помощи его и спрашивать: «Господь! Чему Ты учишь меня через эту ситуацию? Почему несправедливы со мной?» Может быть, мы были несправедливы с кем-то? Может, кто-то злословит нас, но мы, может быть, тоже злословили?

Потому что мы прочитали об этом в книге Екклесиаста. Он сказал: «Вспомни, что ты много злословил других и был несправедливый». И, может быть, через эту ситуацию нам нужно покаяться. Прийти и покаяться. Вспомнить людей, с которыми мы были несправедливы. Позвонить им, приехать, встретиться. Написать им письмо, сказать: «Пожалуйста, прости меня! Я был несправедлив. Я не разделил деньги так, как должен был разделить. Я не разделил имение, я не заплатил тебе зарплату, которую ты заслуживал. Прости, я накричал на тебя! Я ещё злословил тебя. Я обсуждал тебя, мыл твои кости, так сказать. Прости меня!»

Знаешь, когда мы примиримся, то наше сердце поменяется. У нас не будет почвы для обид. И если мы услышим злые слова в наш адрес, то вспомним: «не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание». Иди и знай – кто ты есть! Знай, что ты – дитя Божие. Знай, что Бог – на твоей стороне! Знай, что Бог поможет тебе!

Давайте, мы поднимемся сейчас и обратимся к Господу.

Молитва.

Дорогой Господь! Мы благодарим Тебя за такую хорошую возможность быть в Твоём присутствии! Благодарим Тебя, Господь, что Ты любишь нас так сильно! Что Ты обращаешься к нашему сердцу, к нашей жизни, изменяя их! Благодарим Тебя, Отец наш! Спасибо за эти примеры из Библии! Спасибо за Твое слово, которое учит нас сегодня! Мы принимаем решение, Господь, не мстить! Мы принимаем решение довериться Тебе! Верить, что Ты придешь, поможешь, вступишься, не забудешь, не пройдешь мимо!

Мы принимаем решение верить в то, что мы – не центр вселенной. Не всё должно вокруг нас крутиться. Мы должны помнить, что Ты являешься центром всего. Мы сегодня склоняемся перед Тобой. Мы просим Тебя: «Прикоснись к нашему сердцу! Прости нас, очисти от всякой обиды – какая бы она ни была!» Даже если нас, действительно, несправедливо обидели, мы не желаем носить это в своей жизни. Мы не желаем, чтобы это влияло на наше здоровье, на наши отношения. Мы не желаем отворачиваться от людей, где-то прятаться, быть в одиночестве. Мы желаем быть Твоими детьми!

Господь! Наверное, у Тебя было много причин, чтобы обижаться. Но когда Иисус висел на голгофском кресте, когда Тебя распяли, то Ты молился и Ты говорил: «Прости им, Отец, потому что они не знают, что они делают!» Ты для нас – великий пример, Господь!

И сегодня, Господь, мы склоняемся перед Тобой, стоим в смирении, и мы исповедуем наш грех. Грех обиды. И мы говорим: «Мы обижались, или, может быть, сегодня ещё обижаемся на какого-то человека, на какую-то ситуацию. Может быть, мы обижаемся даже на Тебя, на Твоих ангелов, которые не пришли к нам в понедельник утром. Господь! Прости нас!» Мы исповедуем наши грехи. Мы открываем наше сердце и говорим: «Мы – люди! Мы – не совершенные. И мы также были теми, которые обижали других, Господь». Сегодня мы просим Тебя: «Прости нас, исцели наше сердце, восстанови нас! Пусть не будет никакой обиды в нашей жизни! Исцели полностью нас! Освободи!»

Мы отпускаем всякую обиду сегодня. Мы не желаем возмездия кому-то. Мы не желаем, чтобы им стало больно, стало сложно, стало тяжело. Мы – не те люди, которые будут кушать в присутствии нашего врага, и не накормят его и не напоят его. Пусть мы будем теми людьми, которые разделят трапезу. Разделят то, что у нас есть, поделятся тем, что у нас есть. Помоги нам примириться с теми людьми, с которыми, может быть, у нас ссора сегодня. Которые обидели нас. Которые были несправедливы с нами. Которые принесли нам боль. Господь! Сегодня мы отпускаем их! Если мы вспоминаем людей, которых обидели, с которыми были несправедливы, принесли им боль, то помоги нам примириться с ними. Позвонить им, встретиться, написать письмо. И, может быть, этот первый шаг, который мы сделаем, приведет этих людей ко спасению. Пусть это затронет их сердце так сильно, что они примут Тебя, как Господа и Спасителя.

Мы благодарим за Твоё присутствие, за Твою любовь, за то, что Ты с нами, за то, что Ты поддерживаешь нас и помогаешь нам! Мы желаем следовать за Тобой, и желаем быть верными Тебе во всём!

Во имя Иисуса Христа! И весь народ да скажет: «Аминь!».