«Кто я? Где я?».

10.04.2022 г.
Юрий Ильченко

План.

Введение

Кто я? Где я?Человеку очень важно знать – кто он, с точки зрения духовного возраста. Как люди изменяются физически, так они могут изменяться и духовно. Этого хочет Бог – чтобы люди пришли в меру полного возраста Христова, чтобы стали духовно зрелыми, способными исполнять Божьи задания.

1. Младенчество.

Люди рождаются физически младенцами – беспомощными и совершенно непохожими на себя в более зрелом возрасте. В духовном плане мы тоже должны меняться, становясь все более похожими на Христа.

1Ин.2:12 Все начинается с младенчества. Когда человек принимает Иисуса Христа своим Господом, его грехи прощены, и он рождается свыше.
1Ин.2:13 Апостол Иоанн говорит о том, куда мы должны стремиться – к духовно взрослым христианам, отцам. Юноши – это самый плодотворный возраст, когда люди становятся сильными, и побеждают. Отроки – уже подростки.
Ис.9:6-7 Когда Иисус родился в человеческом теле, Он тоже был младенцем, но потом возрос. Бог хочет, чтобы все люди по примеру Иисуса Христа стали духовно взрослыми. Он не просто хочет этого, но даже ревнует.
1Кор.13:11 Апостол Павел говорит, что тоже был духовным младенцем, но со временем вырос.

2. Детство.

Особенности детской психологии.

  • Дети считают себя центром своего мира, стараясь привлечь к себе внимание взрослых. Для детей это нормально, но когда взрослый начинает себя так вести, стоит задуматься.
  • Дети не воспринимают нужды других людей, но в основном сосредоточены на своих. Если они не получают нужного, то могут устраивать скандалы и истерики.
  • Дети очень зависимы от настроения и легко меняют свои желания и ценности.
    Еф.4:14 Им свойственно увлекаться чем-то – игрушками, идеями, людьми. Ребенка очень легко обмануть.
  • Ребенку сложно понять взрослого, потому что они по-разному мыслят. Но написано, что духовно взрослый человек разумеет обо всем.
  • Дети часто ведут себя безответственно, не заботясь об исполнении порученных заданий.
  • Дети не способны самостоятельно принимать правильные решения. Обычно они самостоятельно принимают неправильные решения. Им нужно помогать в принятии верных решений.
  • Дети любят утверждаться за счет похвалы и мнения других людей. Они очень сильно зависят от чужих мнений, потому что у них нет еще внутренних убеждений.
  • Дети любят играть во взрослых: во врачей, учителей, продавцов и т.д. Проблема в том, что игра – это не профессия. Когда взрослый человек играет в кого-то, но сам толком ничего не умеет делать – это серьезная проблема.

1Кор.3:1 В общем собрании могут находиться разные возрастные категории духовных людей. И не все способны переварить твердую духовную пищу. Поэтому для верующих важно обучаться на Библейских курсах, чтобы иметь способность принимать серьезную богословскую пищу.
Евр.5:11-12 В духовном возрасте можно деградировать, то есть скатиться вниз, к началу развития. Всегда нужно возрастать в познании, преодолевая препятствия.
Евр.5:13-14 Взрослеть и расти в духовном плане важно для того, чтобы различать добро и зло, и иметь возможность противостать лжи. Младенцы не имеют такой способности.

3. Отроки (подростки).

1Ин.2:13 У отроков уже есть какое-то познание. В отличие от детей, у них есть собственный духовный опыт. Они еще ходят с родителями, как ходил Иисус в Иерусалим на Пасху.
Лук.2:40 Иисус возрастал и укреплялся духом. Не только физически рос, но и духовно.
Лук.2:40-43 Отрок Иисус не побежал к Своим игрушкам, а остался в Иерусалиме, в храме.
Лук.2:43-46 Родители нашли Иисуса через три дня в храме. Не на футбольном поле и не в компьютерном зале.
Лук.2:47-49 Иисус считал естественным быть в храме.

4. Юноши.

1Ин.2:14 Это удивительный духовный возраст. Юноши молоды, сильны, инициативны и горячи. Они открыты к новому. Хотят учиться и возрастать. И побеждают лукавого своим энтузиазмом и верой. Юноши сильны, потому что слово Божье пребывает в них. Их не надо заставлять читать Библию, потому что они сами жаждут этого чтения.
Лук.4:1 Иисус в возрасте юноши был поведен в пустыню и победил искушения.
Лук.4:14 Поэтому Он возвратился в силе духа и приступил к служению.
Юноши стремятся к совершенству, и в их поступках присутствует максимализм, который может привести к кризису.
Лук.9:52-54 Излишний максимализм может привести к крайностям, поэтому юношам нужны духовные наставники.
Лук.9:55-56 Иисус поступил, как наставник, оказывая ученикам помощь. Духовные юноши открыты для наставления, корректировки и исправления.

5. Отцы.

Еф.4:13 Наша цель – вырасти и стать духовно взрослыми.
1Ин.2:13 Отцы познали Сущего. У отцов есть опыт познания Бога, хождения с Ним, и этот опыт дает отцам право воспитывать и поднимать других учеников.

6. Как определить свое духовное положение.

1Кор.13 Глава о Божьей любви, в которой отражен характер Бога-Отца. Божья любовь исходит из зрелости, из понимания жертвенности, движимой любовью.
Полезно взглянуть на себя и оценить – насколько мы соответствуем описанию Божьей любви по 10-ти балльной системе.
1Кор.13:9-11 Человек не может все знать, и он проходит стадии развития от младенца до отца. Но с приобретением опыта он понимает, что только Бог знает все, и только Ему можно доверять. Знание и пророчества – не самоцель. Павел, став взрослым, оставил многие вещи, которым он придавал значение в период подготовки.

Заключение.

Бог хочет, чтобы мы возрастали и становились духовно зрелыми, чтобы уметь отдавать. Зрелая Церковь в глазах Бога – не потребительская, формальная и религиозная. Зрелость говорит о другом уровне отношений с Богом. Авраам тоже проходил разные возраста в своей жизни, но когда он вырос, то смог выполнить последнее задание Бога. Авраам стал взрослым и не испугался этого задания, но доверился Богу. Он достиг того уровня, о котором говорил ему Бог. Он стал отцом множества.
Верующие должны пройти этапы взросления и стать духовными отцами и матерями, не обижающиеся на своих детей, но помогающие им вырасти. Мы не должны оставаться духовными младенцами, потому что находимся в Божьей семье, где учимся прощать, любить, служить, слушать, молиться и поклоняться. Здесь Бог, из-за Своей любви к нам, утверждает Свою истину в нас, ведет, учит, взращивает и воспитывает.

Вопросы.

  1. Какие вы знаете периоды духовного взросления? Охарактеризуйте их.
  2. Кто заинтересован в духовном росте людей? Кто – нет?
  3. Как определить свое духовное состояние?

 

Проповедь.

Введение.

Сегодня мы будем говорить на тему: «Кто я? Где я?» Так важно знать – кто ты? Ты говоришь: «Я – верующий, я – христианин. Я – во Христе Иисусе». Но сегодня я хочу поговорить о духовном развитии и духовных возрастах. Бог видит, как мы должны развиваться, и почему мы развиваемся, или не развиваемся.

В природе всё развивается. Всё рождается маленьким, но потом должно вырасти, преобразиться и стать взрослым. Точно так же, как мы рождаемся в физический мир: приходим младенцами, потом становимся детьми, потом – подростками, потом становимся молодыми людьми, взрослыми, и так далее – так же происходит и в духовном плане. Мы можем духовно расти, а можем не расти; можем развиваться, а можем не развиваться. Но Бог хочет, чтобы мы росли и развивались, потому что Он не создал людей для того, чтобы они всегда оставались младенцами, всегда были маленькими и беззащитными, которые ничего не могут сделать. Бог желает, чтобы каждый Его ребёнок развивался и, как написано, пришел «в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13). Чтобы мы стали зрелыми, духовно взрослыми. Потому что только такие верующие способны выполнять Божьи задания, Его миссию и видение.

Поэтому мы находимся здесь, в собрании, где Бог нас учит, снаряжает, вдохновляет и говорит: «Я желаю, чтобы вы все росли». Когда я буду рассказывать о разных возрастах, просто думайте: «Где я? Кто я? Почему я здесь?» Или: «Почему я ещё не здесь? Что мне нужно сделать, чтобы я возрастал? Что мне мешает?» Я молюсь, чтобы «Дух премудрости и откровения» (Еф.1:17) учил нас, наставлял, и открывал нам волю Божью.

Младенчество.

Начнём с самого начала. Это – младенчество. Каждый рождается младенцем, таким маленьким. Если здесь разложить наши фотографии младенческого возраста, думаю, сложно будет узнать кого-то из сидящих здесь, в зале. Только мы сами себя, наверное, сможем узнать и сказать: «Это – я! Мне здесь два месяца. Здесь – полгода. А здесь уже год!» Но если показать эти фото какому-то незнакомому человеку, он вряд ли скажет, что это ты. Почему? Потому что ты очень сильно изменился. Поэтому Бог хочет, чтобы мы менялись, и при этом становились более и более похожими на Него.

1Ин.2:12 «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его».

Всё начинается с младенчества, с детства. Мы так же стали духовными младенцами, когда приняли Иисуса Христа, когда наши грехи были прощены, и мы родились свыше.

1Ин.2:13 «Пишу вам, отцы».

Резкий такой переход от того, что были дети, младенцы, и сразу переход к отцам. Это, наверное, потому, что это то, куда мы должны стремиться. К отцам, или родителям, или духовно зрелым, взрослым христианам. Дети – начало, а вот к чему мы должны прийти.

1Ин.2:13 «Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого».

Юноши – это где-то посередине. Это самый, так сказать, плодотворный должен быть возраст. Потому что в этом возрасте люди растут. Люди становятся сильными. Есть возраст, когда человек слабый: когда он маленький, слабый, ничего ещё не может. Ему говорят: «О, не поднимай груз, а то надорвёшься, тяжело тебе будет. Я за тебя всё сделаю». И, когда у нас возраст уже большой, мы говорим: «Где мои годы? Вот, раньше я мог поднять мешок с картошкой, а сейчас меня надо поднимать уже».

Мы видим такие сравнения здесь, в слове Божьем, и читаем, что юноши победили. Ещё здесь написано: «отроки». Отроки – это, наверное, подростки. Здесь захвачены все основные возрасты. Дальше Иоанн повторяет и говорит:

1Ин.2:14 «Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального».

Интересно, что он снова заканчивает юношами и говорит:

1Ин.2:14 «Я написал вам, юноши».

Вот такие переходы: дети – отцы, потом юноши, потом отроки, потом снова отцы и заканчивается юношами:

1Ин.2:14 «юноши, потому что вы сильны».

Где бы ты хотел быть, когда читаешь этот стих? Где ты себя видишь? В какой ипостаси, так сказать? В каком духовном возрасте ты находишься?

1Ин.2:14 «юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого».

Очень мощно! Очень сильно! Потому что слово Божье пребывает в юношах. Потому что, уже есть духовные победы и достижения. Когда я читаю это, то вспоминаю Иисуса Христа, потому что Писание говорит, чтобы мы во всём уподобились образу Его Сына.

Мы помним, что Иисус, когда пришёл во плоти, как написано: «по виду став как человек» (Флп.2:7), тоже родился, и тоже был младенцем, как ни странно. В Книге пророка Исайи в 9 главе, 6 стихе написано: «Ибо младенец родился нам». То есть, никто не миновал этой участи быть младенцем, быть полностью беззащитным. Мы-то не можем себя младенцами вспомнить, но, может быть, у кого-то есть фотографии, или видео, или вам рассказывали родители о том периоде, когда вы были младенцами. Но даже Иисус тоже когда-то был младенцем! И дальше написано:

Ис.9:6 «Ибо младенец родился нам»,

– это начало.

Ис.9:6 «Сын дан нам»

– Он уже возрастает, становится старше.

Ис.9:6 «владычество на раменах Его».

Вот где появляется Его достоинство, Его сила.

Ис.9:6-7 «и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это».

Интересно, почему такой финал? Думаю – потому, что Бог ревнует, чтобы не только Иисус, но и все мы выросли. Чтобы мы все стали взрослыми. И ревность Господа в том, что Он не удовлетворён, когда мы по годам должны быть уже юношами и даже отцами, но, по сути, находимся ещё в детском духовном, младенческом состоянии. Конечно, Бог говорит: «Я ревную, чтобы вы росли, менялись, были плодоносными и плодотворными».

Апостол Павел говорит, что он тоже был младенцем. И не только физическим, но и духовным.

1Кор.13:11 «Когда я был младенцем».

Я тоже могу сказать: «Когда я был младенцем». Надо было своё фото сюда принести и показать, когда я был младенцем.

1Кор.13:11 «то по‐младенчески говорил».

Вы знаете, как младенцы разговаривают? Понятно – о чём они говорят? Трудно понять, о чём они говорят, потому что у них ещё только формируется речь. И когда они издают какие-то первые буквы или звуки, то родители уже в восторге: «О! Он сказал: «папа!»» Или: «Он сказал: «мама!»», или ещё что-то. Как будто бы он целую речь произнёс, потому-то это восхищает и умиляет родителей.

Апостол Павел говорит: «Я тоже был». Но он говорит здесь не о своём физическом возрасте. Он говорит о духовном возрасте, когда он встретился с Иисусом. Он говорит: «У меня тоже не всё сразу было понятно. Я тоже не сразу стал апостолом, духовным отцом».

1Кор.13:11 «то по-младенчески говорил, по‐младенчески мыслил, по‐младенчески рассуждал».

Поэтому, иногда послушаешь, как человек рассуждает, как он говорит, и думаешь: «Какой ему возраст поставить? На сколько годков он, так сказать, тянет?» Но дальше написано:

1Кор.13:11 «как стал мужем, или: «я стал взрослым», то оставил младенческое».

То есть, мы должны понять, что нам всем нужно возрастать.

Детство.

Поговорим немного о детях. Вспомните себя, или ещё каких-то детей. Детская психология – кратко. Мы думаем о физическом возрасте, но также думаем и о духовном возрасте. Что собой представляют дети?

Особенности детской психологии.

  1. Дети считают себя центром своего мира. Например: ребёнок забежал в комнату, и он хочет, чтобы на него все посмотрели. Он хочет, чтобы все обратили на него внимание: это же он забежал, или она забежала! Чтобы все оставили свои дела и стали умиляться, восхищаться: «О, Петенька пришёл!», «О, Наташенька зашла!» Чтобы все смотрели на них, слушали их. Но, как это бывает часто, родители заняты своими делами. Никто не обращает на него внимания. Он ходит по комнате, дёргает всех, говорит: «Посмотрите, послушайте». Но в ответ слышит: «Мы заняты».

Это – нормально, когда ребёнок считает себя центром вселенной, центром мира. Но уже не очень хорошо, когда взрослый приходит и хочет, чтобы все сразу обратили на него внимание. Если не обратили, он уже обиделся. Уже говорит: «О, я никому не нужен, здесь нет никакой любви», и так далее. Это – детство.

  1. Другой момент: дети не воспринимают нужды других людей. Вы видели, чтобы дети проникались сочувствием, милосердием и состраданием? «О, нужно помочь. Нужно, то сделать. Нужно вот это сделать». Нет! Они, как правило, сосредоточены всегда на своих нуждах. На том, что им хочется: «Я хочу конфетку. Я хочу машинку. Я хочу куклу». Не знаю, чего мы там хотели, но для нас это был приоритет: я чего-то хочу, и это – самое главное, самое важное! Если мне это не дают, то маленький ребёнок начинает плакать и капризничать. Некоторые, порой, даже истерику закатывают! То есть, настолько они хотят этого, что всем своим видом, всем своим криком добиваются исполнения своих желаний. И, наверное, чем сильнее они хотят, тем громче кричат и топают ногами. Возможно, родители идут им на уступки: «Ну, хорошо, сейчас я тебе это дам», «Ладно, ладно, только замолчи!» Если родители так делают, то ребёнок привыкает манипулировать ими.

А вы таких взрослых видели, которые тоже могут закатить истерику, если что-то не по тому, как они хотят? Я думаю, что у всех такое бывает, но этого не должно быть.

  1. Ещё дети очень зависимы от настроения. Сегодня он хочет идти в школу или в детский сад, завтра уже не хочет. Сегодня он будет барабанщиком, а завтра будет футболистом. Сегодня ему хочется одно, завтра – другое, послезавтра – третье. Родители умиляются: «Ох, он хочет быть барабанщиком! Давайте ему все барабаны купим». Через три дня он уже не хочет быть барабанщиком. Он уже всё это забросил, закинул. Ему говорят: «Ну, а как же? Мы тебе купили барабаны? Иди уже и барабань в свой барабан!» Но он говорит: «Я уже хочу быть лётчиком». Здесь сложнее. Самолёт купить мы уже не можем, чтобы как-то ему помочь стать лётчиком. Потому что через несколько дней он опять передумает.

Я могу у вас спросить: «Кем вы хотели быть в детстве?» Кто-то учителем, кто-то – врачом, кто-то – продавцом. У кого-то получилось, а у кого-то не получилось. То есть, не всё происходит так, как мы хотели, потому что сначала мы хотели, а потом перехотели. Детям свойственно увлекаться чем-то. Вот что говорит нам слово Божье по этому поводу:

Еф.4:14 «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения».

То есть, дети – они увлекающиеся. Сегодня мне это нравится, потом мне другое нравится. Сегодня я такого проповедника слушаю, завтра другого, послезавтра третьего. Сегодня я в одни доктрины верю, потом в другие, потому что мне разонравились эти доктрины, и захотелось познать какие-то другие доктрины. О чём здесь говорит апостол Павел? Чтобы мы такими не были. Поэтому то, что дозволительно младенцу, не дозволительно взрослому.

Поэтому сейчас, когда мы читаем и слушаем это, то должны думать: «Господи, а где я? Сколько же мне лет?» «А вы мне сколько лет дадите?» – подошёл, спросил кого-то. «Нет, не по паспорту, а по духовному возрасту – сколько вы мне дадите лет?» Думаю, что в этом случае, мы не хотим уменьшать свои года. Это о физическом возрасте говорят: «Да? Вы думаете, что мне столько лет? Лет десять Вы мне скинули! Я просто счастлив!» Но в духовном возрасте мы, наоборот, хотим ещё себе накинуть побольше годков, чтобы более солидно духовно выглядеть.

Но здесь мы видим характеристику детей – они увлекаются всяким ветром учения. Причём, не просто какого-то хорошего учения, дальше идёт расшифровка:

Еф.4:14 «по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения».

То есть, ребёнка очень легко обмануть. Его легко куда-то завести. Ему можно пообещать конфетку или игрушку, и – всё! Он скажет: «О, да, да, да, я согласен!» Поэтому сегодня они в одни игрушки играли, а завтра они эти игрушки уже забросили, им это уже не интересно.

У духовно взрослых так не должно быть. Мы же не играем в церковь, не играем в верующих – это всё серьёзно, всё по-настоящему. Поэтому мы должны определиться: куда мы идём, с Кем мы идём, в Кого мы уверовали. Как говорит апостол Павел: «Ибо я знаю, в Кого уверовал» (2 Тим.1:12). Поэтому он не прыгал туда-сюда. Нет, если ты уверовал по-настоящему, по взрослому, то ты уже не будешь увлекаться разными духовными игрушками.

  1. Ещё о ребёнке можно сказать, что ему всегда сложно понять взрослого. Вы понимали взрослых? А взрослые вас понимали? Или Вы говорили: «О, меня никто не понимает!» Взрослый по-своему мыслит, ребёнок по-своему, и здесь происходит недопонимание, извечный конфликт – отцы и дети: дети не понимают отцов, отцы не понимают детей. Но когда мы духовные, то должны понимать всё. Написано, что: «духовный судит о всём» (1Кор.2:15). Это же не духовный младенец? Это уже духовно взрослый, духовно зрелый человек, который способен разуметь, способен понимать.

Поэтому дети часто просто хотят чего-то, и не смотрят – почему взрослый папа не может пойти поиграть с ним? Когда папе нужно на работу, а ребенку нужно поиграться. Он говорит: «Давайте, играйте со мной, и всё! Больше ничего не нужно!» Ему объясняют: «Папе нужно идти зарабатывать деньги, чтобы тебя кормить». Он говорит: «Да я не буду ничего есть! Пусть он сидит дома, играет со мной». То есть, мы понимаем, что это – детские аргументы и детские понимания, и не идем на них. Или вы идёте? «Конечно, сынок! Я никуда не иду! Я брошу всё, отменяю, сижу с тобой дома и играю. Сам буду такой же, как ты!»

  1. Что ещё связано с детьми, если мы смотрим на детей? Мы об этом говорим, чтобы увидеть слабые места и подрасти, измениться. Дети часто ведут себя безответственно. Или они – ответственные? Им сказали, и они всё сделали! Не надо больше подходить проверять и спрашивать: «Ты сделал?» Нет! Они просто послушали и забыли, и потом даже не вспоминают, что им нужно было сделать то или другое. Просто очень легко они всё забывают и ведут себя безответственно.

А вы не видели, случайно, таких безответственных взрослых? Что, уже, судя по паспорту, он должен быть очень ответственным товарищем, а ему опять нужно рассказывать и напоминать: «Ну как же? Ну почему ты это не сделал?» Почему такие бывают? Потому что ещё не выросли. Я видел таких людей. Им было по сорок пять лет, по пятьдесят, но они жили с родителями, и сами за себя не отвечали. Потому что у них были папы и мамы, а сами они были маленькими. Правда, им уже было лет нормально, но они вели себя безответственно. И это, конечно, очень большая проблема.

  1. Следующий момент – это то, что дети не способны принимать самостоятельно правильные решения. Можно принимать и неправильные решения. Обычно их самостоятельно принимают – и правильные и неправильные решения. Но дети ещё не могут самостоятельно принимать правильные решения, поэтому им надо помогать. Но, когда люди вырастают, они уже должны быть готовы принимать самостоятельно правильные решения. А не оправдываться: «Вот, я из-за этого, или из-за той, или из-за таких обстоятельств это сделал». Мы прощаем детей, потому что понимаем, что они ещё дети. Что с них взять? Мы говорим: «Они ещё дети». Но когда взрослые дяди или тёти поступают как дети – здесь уже всё гораздо сложнее происходит.
  2. Так же дети очень любят утверждаться за счёт похвалы и мнения других людей. Например, сыграл мальчик на дудочке, ему говорят: «Молодец! Как ты хорошо сыграл!» А кто-то рядом говорит: «Какую-то ерунду пиликал, у меня голова устала». И что мальчик? Он обиделся! Говорит: «Вот, ваша дудка! Я её выкину! Я на ней больше играть никогда не буду!» Он расстроился, потому что дети очень сильно зависят от мнения взрослых дядей и тётей.

Я, кстати, замечал, что и многие взрослые от этого зависят. Это происходит потому, что у них нет внутренних убеждений. Когда у тебя есть внутренние убеждения, ты должен понимать всё правильно, даже если тебя кто-то не похвалил, или сказал, что это совсем не так. Ты-то должен знать – как ты играешь, или пляшешь, или работаешь.

  1. Ещё дети любят играть во взрослых: во врачей, в учителей, в продавцов, и так далее. Проблема в том, что они играть-то играют во врачей, но лечить не умеют. Он играет в учителя, но учить ещё не может. Ничего не зная, что он там рассказывает? Какая проблема может быть у взрослых? Они тоже в кого-то играют, но ничего толком делать не умеют до сих пор. И это плохо.

Поэтому апостол Павел говорит:

1 Кор.3:1 «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе».

То есть, нужно, наверное, тоже рассаживать людей в церкви по возрастам, или по группам. У нас же есть на детском служении группы: памперсная, детская, подростковая. Но когда мы сидим здесь все вместе, то считаем себя взрослыми, потому что пришли на взрослое собрание. Я не видел, чтобы кто-то из взрослых пошёл на детское служение. Чтобы попросил: «А, возьмите меня! Я ещё маленький, ещё не понимаю ничего. Только начал ходить, первые шаги делаю». Нет! Все сюда приходят! Кто-то сидит, как взрослый: он записывает, он слушает. Взрослые, же – они серьёзно относятся к делам, ответственно. А кто-то сидит, как ребёнок: в носу ковыряется – не буквально, но фигурально – думает о чем-то другом. И это видно часто по взглядам – о чём думает человек. Потому что, когда ты говоришь: «Аминь», обычно взрослые говорят: «Аминь!» А дети, которые куда-то улетели, даже не знают – зачем «аминь» в этот момент говорят.

Поэтому Павел говорит:

1Кор.3:1-2 «я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе..Я питал вас молоком, а не твердою пищею».

Понятно, что младенцы любят молочко, потому что у них нет зубов. И когда у них первый зуб появляется, все кричат: «Аллилуйя! Появился первый зуб!» Но даже с одним зубом мы им не дадим, наверное, мяса. Не дадим им твёрдую пищу, как написано. Потому что эту твёрдую пищу они не способны переварить, пережевать, и она может быть для них очень даже опасна.

Точно так же в духовном плане, апостол Павел говорит, что есть вещи, которые кто-то понимает, а кто-то ещё не понимает. Он говорит: ««Я питал вас молоком, а не твердою пищею» (1 Кор.3:2), потому что я знал, что вам нужно давать».

Почему нам важно учиться в Библейской школе, на семинары ходить? Потому что, когда в собрании у нас такая «возрастная сборная церкви», то в какие-то вещи мы глубоко не уходим. Потому что можем кого-то потерять по ходу. Мы сильно, глубоко уйдём в теологию, в какие-то вещи, а кто-то просто заснёт. Мы будем терять бойцов по ходу нашего углубления. Поэтому здесь у нас идёт средняя по тяжести пища. И я всегда вас ободряю идти учиться на Библейские курсы, где мы более глубоко и более серьёзно говорим на более серьёзные вещи.

Но, тем не менее, апостол Павел говорит:

1Кор.3:2 «ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах».

То есть, ещё нужны силы, чтобы принимать твёрдую пищу. Вы замечали, что жидкую пищу легко есть? Почему младенцы едят манную кашу? Но и взрослый человек может съесть манную кашу. Её очень легко есть, потому что она лёгонькая, жиденькая. Твёрденького там ничего нет. Это говорит о том – насколько мы способны что-то принимать. Способны ли мы принимать твёрдую, или серьёзную, богословскую пищу, серьёзное слово. Или нам просто давайте конфетки, чупа-чупсы, и мы будем тут радоваться, и всё у нас будет всегда хорошо. И тогда мы – как в детском саду на детском утреннике. Но Бог хочет, чтобы мы все возрастали.

Я цитирую сегодня Павла. В своём Послании к Евреям он пишет:

Евр.5:11(НРП) «Мы могли бы говорить об этом еще больше, но вам трудно это объяснить, потому что вы обленились и сделались неспособны слушать».

Оказывается, можно деградировать – в духовном возрасте! То есть, можно скатиться с какого-то возраста. Допустим, с юношей скатиться до младенцев. И младенец, конечно, требует: «Ну что я?! Ну давайте, кормите меня, веселите меня, щекотите меня. Ну, радуйте меня!»

Павел говорит: «вы обленились и сделались неспособны слушать».

То есть, когда мы не способны слушать серьёзные вещи? Когда нам не хочется вникать. Когда это для нас как-то трудно, как-то тяжело. Ну, не то, не идёт это! Говорит: «Вы сделались неспособны». Хотя:

Евр.5:12 «Судя по времени, вам следует уже быть учителями».

То есть, по своему духовному времени вы уже должны быть учителями. Вы уже сами  должны кому-то что-то давать. Вы должны кого-то учить. Вы должны кому-то служить. Но вы ничего не хотите!

Евр.5:12 «Судя по времени».

Но пока вы сами нуждаетесь в учителях, которые бы учили вас основным истинам Божьего слова. Если мы не возрастаем, если хотим, чтобы у нас всё было по-лёгкому, без напряга – мы не вырастем.

Когда вы идёте учиться в школу, например, в первый класс. Все же учились, дошли до первого класса? Все доходят, потому что их родители приводят. И, когда вы начинаете учиться, у вас есть два пути: либо стать хорошими учениками, либо плохими.

Здесь есть хорошие ученики? Кто был хорошистом, отличником? Ну, не густо что-то. А есть те, кто не очень хорошо учился? Таких большинство всегда. Руки вообще не хотят поднимать. Ну, не стесняйтесь! Уже всё! Школу-то уже все давно закончили!

Что мы читаем дальше?

Евр.5:12 «Вам опять нужно питаться молоком, а не твердой пищей».

Если мы не растём, не развиваемся, не идём дальше за Богом, не познаём Его дальше, глубже, шире и выше – что тогда? Мы снова превращаемся в младенцев. Это говорит апостол Павел. Это не я придумал. Так говорит Дух Святой через него. Оказывается, можно деградировать в духовном возрасте. То есть, можно снова из взрослого дядьки превратиться в младенца. Это было бы, конечно смешно, если бы тут взрослым людям раздавали бутылочки: «Вам бутылочку, или что-то потверже?» «Мне бутылочку!» «А Вам что?» «А мне что-то посерьезней надо!» И тогда было бы понятно.

И он это понимал и видел. Павел говорил: «Друзья! Ну, так – что? Это – хорошо, или нет? Это нехорошо, потому что надо расти и развиваться».

Евр.5:12-14 «Вам опять нужно питаться молоком, а не твердой пищей. Твердая же пища – для людей зрелых», то есть, взрослых, «чувства которых опытом приучены различать, где добро, а где зло».

Вот к этому я и вел вас. Почему так важно расти, взрослеть? Потому что, если мы не будем различать добро и зло, нас будет легко обмануть. Мы не сможем понимать – где Бог, а где – не Бог. Где – от Бога, а где – не от Бога. Где – правильно, а где – неправильно. Где – черное, а где – белое. Где – зло, а где – добро. Так и написано: «не могут, не приучены, не научены различать, где добро, а где зло». Хотя, казалось бы, это так очевидно, так понятно! Но младенцы не имеют такой способности.

Поэтому Бог не хочет, чтобы мы оставались младенцами, потому что Он хочет, чтобы Церковь росла и становилась взрослой, сильной армией и служила Богу. Но если она младенческая, ничего не может делать, её легко обмануть и легко победить. Потому что она не различает – где добро, а где – зло. Она не приучена, не научена, и поэтому легко заблудится, потеряется и погибнет.

Кто заинтересован в нашем духовном росте? Бог заинтересован! А кто хочет сделать нас двоечниками, младенцами и глупыми? Дьявол заинтересован! Поэтому когда мы говорим, что не хотим учиться, а хотим просто гулять – на кого мы в этот момент работаем? Если ты хочешь служить Богу, то скажешь: «Господь! Это ради Тебя, ради познания Тебя!» Как написано: «Отцы! Вы познали Безначального». То есть, отцы – это те, которые растут. Они не просто родились и стали отцами. «О! Отец!» «О! Мать!» Нет! Они росли и познавали. У них был опыт, было развитие, и они стали духовными отцами и матерями.

Отроки.

Отроки – это подростки, можно сказать по-современному.

1Ин.2:13 «Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца».

У отроков уже есть какое-то познание. Чем они отличаются от детей? Тем, что у них уже есть какой-то собственный духовный опыт. Что-то мало-помалу они начинают понимать. Где у нас подростковое служение? Вы здесь? Про вас речь идет. Про детей здесь речь не идет, потому что они находятся в другом помещении. Но вы уже здесь! Вы уже познали Отца, уже как-то познали Бога. У вас уже есть какие-то откровения и понимания. Вот, и до вас мы добрались наконец-то. Написано, что отроки познали Отца. У них есть уже какой-то собственный опыт.

Что сказано об Иисусе в этом возрасте, когда Он был отроком? Написано, что Он пошел с родителями на праздник. То есть, отроки, или подростки, еще ходят с родителями. Они еще не такие взрослые. Родители взяли Его на праздник. И пока родители ходили по городу – может, что-то себе покупали, что-то праздновали, Он отстал от них. Потом, через три дня, они опомнились и стали спрашивать: «Где Он? Где Иисус? Вы не видели Иисуса? Иисус не проходил здесь?» Они искали Его. Кстати, дело было на Пасху. Уже скоро и у нас будет. И написано:

Лук.2:40 «Младенец же возрастал и укреплялся духом».

Иисус возрастал и укреплялся духом. Он не только рос физически, но еще и духовно.

Лук.2:40 «исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нём».

Подростки! Это про вас сейчас написано – что вы тоже возрастаете, исполняетесь премудрости и благодать Божья есть на вас.

Лук.2:40-43 «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме».

Отрок остался в Иерусалиме. Он не побежал к своим игрушкам. Уже есть разница. Кто-то скажет: «Нет, я домой. Что в церкви сидеть? У меня дома игрушки: пистолетики и т.д.». Но где Иисус был? Он был в храме! Он был в церкви. То есть, Он не совсем маленький был. Как некоторые говорят о своих детях: «Нет, он еще маленький! Пусть дома посидит! Что его в церковь вести? Он не хочет идти в церковь! Пусть дома сидит!»

Родители Иисуса брали Его с собой. Тут не написано, что они Его упрашивали: «Иисусик! Ты пойдешь в храм с нами или не пойдешь?» А Он такой: «Не пойду! Буду дома сидеть, сгущенку есть!» «Ну, сиди дома! Ешь сгущенку!»

Нет! Они Его взяли с собой, и пришли в храм вместе. Семья приходит вместе. Я удивляюсь родителям, когда они говорят: «Это же в церковь идти! Хочет ходить – пусть ходит, не хочет – пусть не ходит». Я спрашиваю: «А когда в школу надо идти, вы ему что говорите? Тоже предлагаете выбор?» «Ты пойдешь сегодня в школу?» «Не, я сегодня не пойду в школу!» «Ну, ладно! Сиди дома, ешь сгущенку!» Но нет же такого! Вы же не скажете: «Что – я? Вообще что ли? Что я за родитель такой?» Поэтому здесь мы как-то понимаем, что ему нужно в школу ходить, а в церковь ему, как бы, не нужно. Но тогда он не возрастает духовно! Написано, что Иисус укреплялся духом, возрастал, исполнялся премудрости Божьей, и благодать Божья была на Нём. Хотите ли вы, чтобы ваши дети возрастали, были мудрыми, и благодать Божья была на них? Так давайте же делать это!

Мы читаем дальше:

Лук.2:43-46 «остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идёт с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме».

Вот где они Его нашли! Не на футбольном стадионе, не в секции какой-то, не в компьютерном зале – они нашли Его в храме! Нашли Его в церкви. Ему интересно было там?

Лук.2:46 «сидящего посреди учителей».

Вот это – да!

Лук.2:46-47 «слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его».

А мы говорим о своем ребенке: «Да он еще маленький! Ему еще 12 лет! Он еще маленький! Пусть дома сидит, сгущенку ест!» Нет! Сами учителя удивлялись Его ответам, потому что Он возрастал, написано, в премудрости. Он возрастал духовно. Благодать Божья была на Нём!

«Но это, же был Иисус!» Да! Это был Иисус! Но что сказал Отец? «Я хочу, чтобы вы были похожи на Иисуса!»

Лук.2:48 «И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами?»

А что Он сделал с ними? Они волновались. Но Он так увлекся, что три дня не мог выйти из церкви. Представляете? Вот это Он на конференцию попал!

Лук.2:48-49 «Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня?»

Вот, действительно! Они, наверное, не возрастали так духовно, как Он возрастал?

Лук.2:49 «или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»

Вот это ответ отрока! Представляете? Родители тут и сели, наверное. «Аминь!», – сказали Ему, – «отрок ты наш!»

Итак, мы идем к юношам, к молодым.

Юноши.

1Ин.2:14 «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого».

Есть тут юноши у нас? Кто-то мне один кулак показал, кто-то – руку. А остальные? Вы из детского сада еще? Или вы отцы? Наверное, все остальные – отцы.

Почему хочется о юношах поговорить? Потому что, действительно, это удивительный возраст. Как молоды мы были! Как сильны мы были в Боге! Кто-то говорит: «Эх! Помните, в 90-е?!» Мы любим вспоминать это время, потому что были молоды, были сильны. Мы гоняли бесов, и они, действительно, убегали. Было сильно, было здорово.

Что хорошего у юношей? Хочется, чтобы было много юношей, много молодых. Я говорю о духовном возрасте, друзья. Потому что есть и молодые старики, я вам скажу. Он – молодой, но посмотришь: что-то кряхтит, пыхтит. Ничего ему уже не надо, ничего ему не интересно. «Да я тут посижу, да я тут отдохну. Да что-то я устал уже».

Но, смотрите: молодежь – они сильные, инициативные, горят желанием: что бы сделать для Бога? Они открыты к новому, хотят учиться, возрастать. Поэтому, когда Бог говорит: «Едьте в Библейскую школу Санкт-Петербурга, хоть у вас, правда, ни денег, ничего нет, но – едьте!», то мы отвечаем: «Слава Богу! Мы поедем!» Почему? Потому что мы были юношами! И мы побеждали лукавого, как бы он там ни пытался нас останавливать, что бы ни пытался делать! Мы могли ему дать, как говорится, как следует! Мы могли двинуться и следовать за Богом. Поэтому, у нас тогда есть сила, есть духовная энергия. Мы еще не перегорели, еще не устали. Мы были в самом, так сказать, полном расцвете сил!

«юноши, вы сильны».

Хочется говорить об этом, чтобы те, кто еще на стадии младенчества – или уже были младенцами, или снова стали младенцами – сделали рывок и сказали: «Я хочу расти!» Здесь есть такие люди, которые хотят расти? Молодежь – она вдохновляет нас всех. Потому что они открытые, сильные и энергичные. Они хотят духовно двигаться, трудиться, молиться. Они говорят: «Давайте еще проведём ночную молитву! Давайте еще круглосуточную сделаем! Давайте еще пост и молитву сделаем!» Если такие люди есть у нас, я очень рад за них. А есть такие, которые уже сдались, устали и хотят домой.

Какого вы хотите быть возраста, друзья? Мы разбираем сегодня тему: «Кто я? Где я?» Какого вы духовного возраста? Спроси у соседа: «Сколько ты мне дашь лет?» И что вам сказал сосед? Ничего не сказал? Духовного паспорта, говорит, у меня нет.

«юноши, вы сильны».

Вы сильны, потому что слово Божье пребывает в вас. Юношу в духовном возрасте не надо заставлять читать Библию. Не надо его упрашивать, как ребенка: «Ну, давай, ну, почитай! Ну, еще одну строчечку! Ну, еще одну буковку! Ну, еще одно словечко!» Нет! Они сильны, потому что жаждут Бога, слова Божьего. Они горят и полны энтузиазма. Они поэтому и сильные. Они побеждают. У них молитвы другие. У них отношение другое. Вот, где задор и сила!

Мы возвращаемся к Иисусу. Когда Иисус стал таким юношей, как вы думаете? В каком возрасте Он победил лукавого? После крещения! Когда на Него сошёл Дух Святой и повёл Его в пустыню. Самое лучшее место для юношей – это пустыня! Но молодые всегда хотят есть. А Он сорок дней не ел, не пил. Представляете: как для молодого – отсутствие пищи? До пустыни Он ел, а тут сорок дней – без ничего. Как Он мог проголодаться! И тут сразу дьявол появляется и искушает Его. Но написано, что юноши – они сильны и побеждают искушения! Не искушения побеждают вас, а вы побеждаете искушения!

Я не буду все искушения перечислять, которые были у Иисуса. Вы можете сами о них почитать в Евангелии от Луки, в 4 главе. Но Иисус каждый раз одерживал победу. Поэтому это было про Него сказано – Он был силен. Он был сильный, в Боге. И написано:

Лук.4:14 «И возвратился Иисус в силе духа в Галилею».

Он не возвратился оттуда слабым и разочарованным: «Ну, сколько можно? Сорок дней еды не было, никто не кормил. А когда Я голодный, Я злой и недовольный». Нет! Написано, что Он возвратился в силе духа! Вот чего от нас ожидает Господь! И когда Он возвратился в силе духа, Он хотел служить. Он пошёл, открыл слово Божье и прочитал: «Дух Господень на Мне! Всё! Я уже рвусь пойти в Своё призвание. Я хочу служить, хочу действовать. Он помазал Меня! Я буду исцелять, проповедовать, благовествовать!» Вот что означает фраза: «юноши – вы сильны!»

Но юноши еще только стремятся к совершенству. Есть такое выражение: «юношеский максимализм». Этот максимализм может привести человека к кризису. Не из-за того, что он хочет чего-то плохого. Я вспоминаю этих юношей – учеников Иисуса, которые однажды, когда они шли с Иисусом, захотели применить власть.

Лук.9:52-54 «и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Но жители селения не приняли Его, потому что Он шел в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал?».

Вот такой максимализм: «Хочешь, Иисус? Мы все готовы сделать!» Они были полны огня. И огонь в них горит, и они огонь хотят призвать. «Иисус! Ради Тебя мы всё сделаем!» Но они еще не понимали, что Иисус этого не хотел. Этот излишний максимализм может привести к крайностям. Поэтому юношам нужны еще духовные наставники, духовные отцы.

Иисус как наставник, говорит им:

Лук.9:55 «Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа».

Вроде бы – справедливое дело! Но Он им говорит:

Лук.9:56 «ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать».

Юношам еще нужна помощь, еще нужны наставники. Но обычно люди в этом возрасте всегда думают, что они уже всё знают, что они уже самостоятельные. Они хотят всё делать сами, потому что полны огня и энтузиазма. Но им нужны наставники! Если бы они не послушались Иисуса, то мы не знаем, какое было бы продолжение истории. Но они Его послушались, слава Богу! Духовные юноши открыты для наставления, корректировки и исправления. Они прислушиваются, и поэтому могут расти и становиться зрелыми.

И вот мы подходим к отцам.

Отцы.

Написано:

Еф.4:13 «доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».

Это – цель, друзья, для каждого из нас, чтобы мы выросли и стали взрослыми. И написано:

1Ин.2:13 «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала».

Отцы уже познали. У отцов есть опыт познания Бога, хождения с Ним. Этот опыт даёт им право воспитывать и поднимать других учеников. Бог этого хочет. Он сам – Бог-Отец. Есть определенное развитие: от младенца до отца, духовного родителя, духовного наставника, духовного тренера. До того человека, который сможет с любовью воспитывать и дисциплинировать своих духовных детей и учеников.

Как определить свое духовное положение.

Бог спрашивает: «Где ты находишься сейчас? В каком возрасте ты сейчас находишься?» Мне помогает определить – где я нахожусь и где мне надо быть – место Писания: 1 Послание к Коринфянам, 13 глава. Это глава о Божьей любви. Когда читаешь эту главу, то понимаешь, что в этом есть характер Отца. Бог возлюбил мир и отдал Своего Сына, поэтому мы понимаем, что Божья любовь исходит из зрелости. Из понимания, что у тебя, как у отца, есть что отдать. Ты чем-то жертвуешь. Написано, что Отец возлюбил и отдал Своего Сына. Младенцы, или юноши, еще не готовы к тому, чтобы что-то отдать, чем-то пожертвовать и сделать это из любви, а не из-за каких-то других мотивов. Но мотив этой жертвенности – именно любовь. Поэтому в этой главе написано, что мы можем делать разные вещи, но если нет Божьей любви, то это – ничто, и не имеет никакого смысла.

Почитаем само определение любви.

1Кор.13:4 «Любовь долготерпит».

И ты смотришь на себя: есть у меня это качество, или оно еще только терпит, когда тут написано: ДОЛГОтерпит? Или я вообще нетерпеливый?

«Любовь милосердствует».

Это наше отношение к помощи, наше сострадание. Как я к другим людям отношусь? Или я только к себе хорошо научился относиться, а к другим еще нет?

«Любовь не завидует».

А вот, действительно? Завидую я кому-то или не завидую? А, уже никому не завидую! Пусть мне завидуют все белки и жучки!

1Кор.13:4-5 «Любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла».

И когда ты это читаешь, поставь себе по 5-балльной шкале оценку: на сколько у тебя что-то есть, а чего-то еще нет.

1Кор.13:5-6 «Не мыслит зла, не радуется неправде».

Вот почему нужно иметь различение добра и зла.

1Кор.13:6-8 «А сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

Мы так часто задаем себе вопрос: «Господи! А все ли я знаю? Почему я не всё ещё знаю?» И здесь есть ответ: «Человек и не может всё знать. Хоть он трижды отец будет!» Потому что Павел говорит о себе:

1Кор.13:9 «Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем».

Нигде не говорится, что мы всё знаем и можем точно говорить всё, что будет. Он говорит, что мы знаем только какую-то часть и можем что-то сказать, но это не говорит о том, что мы всё знаем.

1Кор.13:10 «когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится».

И здесь снова это место Писания:

1Кор.13:11 «Когда я был младенцем».

Когда мы – дети, когда мы – юноши, когда – максималисты, тогда хотим всё знать, всё понимать и всё уметь. Но когда у нас появляется опыт, то мы понимаем, что только Бог всё знает, только Он всё может. И поэтому мы доверяем Богу, Который всё знает и всё может. Даже если мы чего-то не знаем и чего-то не понимаем, мы доверяем Богу, Который это знает и это может.

Павел говорит, что знания и пророчества – это не самоцель, потому что добавляет, что:

1Кор.13:10 «когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится».

Он говорит: «Почему, когда я стал взрослым, то оставил многие вещи, о которых раньше думал, что это – так, понимал, что это – так, но потом понял, что это всё не так, как я думал раньше. Потому что тогда я по-младенчески рассуждал. Но когда стал взрослым, то оставил». И он пишет:

1Кор.13:12 «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно».

Даже апостол Павел говорит: «Я не вижу всей картины. Я не могу всего знать, потому что я – не Бог!»

1Кор.13:12-13 «гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».

Заключение

Способность отцов жертвовать, давать из-за любви к людям – это качество, которое говорит о духовной зрелости. Это – зрелость, вот что хочет Господь, чтобы мы возрастали. Потому что, все маленькие дети говорят: «Мне, мне, мне! Мне давайте! Для меня! Если мне что-то не дали, то я вам устрою!»

Но когда мы растем, становимся родителями, взрослыми, то мы отдаем своим детям лучшее, потому что это вложено в нас от Бога. И когда Церковь будет зрелой, она не будет потребительской, формальной и религиозной, потому что зрелость говорит о другом уровне отношений с Богом. Когда Бог говорил с Авраамом и обещал ему: «Я сделаю тебя отцом множества!», Авраам тоже проходил эти возраста. Он боялся, как ребенок, и говорил разные вещи. Но когда он вырос, то смог выполнить последнее задание, которое дал ему Господь: отдать своего сына. Вот это показало, что Авраам стал взрослым. Он не испугался этого задания. Не стал кричать: «О! Бог! Как Ты мог?! Сначала дал, потом забрал! Говоришь одно, потом другое!» Нет! Он понимал, доверял Отцу и говорил, что Бог имеет силу воскресить. Он доверял Богу, потому что сам стал отцом. Он стал переживать то, что переживает Бог. Они были в единстве, во взаимопонимании. Он стал другим, то есть, достиг того уровня, о котором говорил ему Господь, ещё в самом начале: «Я сделаю тебя отцом!» То есть, без Бога мы даже отцами не сможем стать – ни физическими, ни, тем более, духовными.

Бог говорит: «Ты стал таким. Я верю и вижу, что ты веришь Мне, что любишь и доверяешь Мне, слава Богу!» Бог говорит это для каждого из нас. Мы должны пройти этот этап взросления и стать духовными отцами и матерями. Этого хочет Бог. Об этом Он ревнует.

Когда мы взрослые и вспоминаем время нашего детства, то начинаем понимать какие мы были глупые, какие имели желания, что говорили своим родителям, что делали. Взрослый человек понимает, что дети не ведают что творят. Ну а если человек не повзрослел, то обижается на своих детей, думает: «Вот ты, такой-сякой, такой-этакий!» Бог хочет, чтобы мы выросли и тогда будет совершенно другая атмосфера – там, где есть отцы, матери, юноши.

В Церкви тоже есть разные возраста. И мы должны понять, что должны расти, развиваться и не оставаться в том состоянии, которое называется младенчеством. Бог не хочет, чтобы мы всегда были младенцами. Он хочет, чтобы мы стали духовными отцами и матерями.

Давайте, мы помолимся и поблагодарим Бога за то, что Он помогает нам возрастать и идти, потому что мы не одни в Божьей семье. Мы – в церкви. Вот почему нужна церковь, как Божья семья, где мы учимся прощать, любить, служить, слушать, молиться, поклоняться и т.д. Тогда, действительно, это – место, где Бог утверждает Свою истину в нас. Поэтому мы благодарим Бога, что Он – наш Отец, Который ведет и учит нас. Он взращивает нас, воспитывает, дисциплинирует. Он делает это, потому что кого любит, того и воспитывает. Поэтому мы должны принимать от Бога Его любовь, дисциплину и порядок. Он – Бог порядка. Принимать Его щедрость, смелость и долготерпение.

И мы здесь, Господь, чтобы сказать Тебе: «Аминь!» на Твое слово. «Да!» – Твоей воле. «Да!» – Твоим планам. «Да!» – Твоим желаниям. Тогда Твоя Церковь будет солью и светом. Она исполнит предназначение и призвание, которое Бог дал Церкви, а, значит, и каждому из нас, потому что мы – часть Его Церкви. Мы – члены, написано, Его тела.

Молитва.

Мы благодарим Тебя, Господь! Благодарим Тебя, Дух Святой, что Ты учишь нас и наставляешь! Если мы открыты, то принимаем, соглашаемся и меняемся. Мы меняемся и растем. Мы растем и служим. Мы служим и видим плоды служения. И за это мы прославляем нашего Бога.

Давайте, воздадим Ему славу, честь, хвалу, благодарность и нашу любовь. Мы благодарим Тебя, Господь, что Ты так возлюбил нас, что сделал это: отдал Своего Сына!