Иосиф.

03.05.20
Юрий Ильченко

План:
Введение
ИосифБыт.35:22 История жизни Иосифа – это не просто история человека, прошедшего многие испытания, но не потерявшего веру, и достигшего одного из наивысших званий в государстве. Это также прообраз Иисуса Христа, жившего и служившего на Земле. Это также прообраз Церкви, проходившей различные испытания, и продолжающей свое служение во славу Господа. Бог хочет, чтобы каждый верующий преобразовывал свой характер подобно характеру Иосифа, проходя через похожие испытания в своей жизни.

1. Иосиф в доме отца.
Быт.37:1 Первый этап жизни Иосифа проходил в доме отца. Братья плохо относились к нему, но не потому, что он был гордецом или любимцем отца. Писание говорит, что Бог был с Иосифом. Это означает, что Иосиф стремился к Богу, верил Ему всем сердцем, и эта вера нравится Господу. Видение своего предназначения, которое он получил во сне, удерживало его в верности Богу, не давая разочароваться и сдаться. Иосиф – как отрасль плодоносного дерева, которое находится возле источника, и черпает силы от Бога. Иосиф ответил на призыв Бога, откликнулся на него, не стал сомневаться и доверять своим мыслям. Братья Иосифа тоже получили призывы от Бога, но их мысли были заняты мирским, и они не выбрали следовать за Богом, поэтому не понимали, злились и завидовали Иосифу.
Быт.37:3 Иаков сделал Иосифу разноцветную одежду. Одежда – это идентификатор человека. У разных слоев населения есть разные одежды. Адам и Ева, лишившись славы Божьей, оделись в кожаные одежды. Одежда Иосифа пророчески указывала на разные периоды его жизни.
Быт.35:2 Иаков повелел переменить одежды своему дому. Перемена одежды – это перемена сознания. Иаков хотел, чтобы его близкие также шли за Богом, как и он, и не отвлекались на чужих богов.
Ис.64:6 Наша праведность – как запачканная одежда. Нужно выбросить старую одежду своей греховной натуры, чтобы облечься в новую.
Мрк.10:50 Вартимей сбросил с себя верхнюю одежду нищего слепого, стал открыт перед Господом и получил исцеление.
Внешние изменения не отражают внутренних. Можно делать хорошие дела, говорить правильные слова, но сердце может иметь совсем другие чувства. Братья решили убить Иосифа, потому что внутри были полны злобы и зависти.
Быт.37:2 Иосиф любил отца, поэтому Иаков любил Иосифа. Иосиф говорил отцу о братьях, о том, что их увлекало, и с точки зрения Бога, это были худые увлечения. Иосиф переживал за братьев, чтобы они не лишились Божьих благословений. Он не добивался того, чтобы стать любимчиком, а просто любил Бога и то, что Он любит – духовное. Братья любили мир, плотское. Плоть противится духу.

2. Период рабства Иосифа.
Бог использовал братьев в жизни Иосифа особенным образом.
Быт.37:4 Братья возненавидели Иосифа и не могли говорить с ним дружелюбно. Между ними была духовная конфронтация. Братья боялись, что попадут в зависимость от младшего брата, и даже будут служить ему. В них был силён дух бунта, неподчинения. Зависть и ревность привели их к мысли об убийстве.
Рим.8:6 Помышления плотские суть смерть. Но эти желания зрели постепенно. Они формировались в сообществе братьев.
Еф.5:6,7 Не нужно быть участниками худых сообществ, чтобы не обольститься пустыми словами, и не навлечь на себя гнев Божий за непокорность.
Люди часто делятся на сообщества по интересам, мнениям, предпочтениям. Между сообществами возникают конфронтации, даже среди духовных братьев. У братьев было одно сообщество, где они помышляли о плотском, у Иосифа было другое сообщество – с Богом и отцом, где они помышляли о духовном.
Быт.37:18 Отец отправил Иосифа искать братьев, потому что они были на враждебной территории. Но братья, увидев Иосифа, решили убить его. Плоть диктовала им свои желания. Только благодаря Рувиму, они не сделали это немедленно. Иуда предложил продать Иосифа в рабство. Корысть. Братья раздели Иосифа и продали. Он остался без материального, но с ним был Бог. Это у человека никто не может отнять, только если он сам не отдаст.
Когда человеку пророчествуют, или Бог что-то открывает, ему показывают конечный результат. Промежуточные звенья пути, какими бы они ни были, укрепляют и совершенствуют человека, чтобы он выполнил свое предназначение наилучшим образом. На этом пути человек должен убрать всё, что будет мешать Богу изменять его – гордость, упование на свои силы, сиротство.

3. Служение у Потифара.
Быт.37:36 В доме у начальника телохранителей Иосифу сначала дали одежду раба. Человек должен научиться служить, чтобы впоследствии иметь позицию, а не наоборот.
Быт.39:2-4 Служить можно по-разному. Можно со злостью и непочтением, а можно с радостью и благодарностью, как для Господа. Благодарное сердце, кроткий нрав и мудрость важнее обстоятельств, и выводит человека на верхние позиции власти. Потифар поставил Иосифа над всем своим домом, и дал ему новые одежды.
Быт.39:7 Бывает, что когда ты растешь, всегда находится тот, кто хочет понизить твои позиции, украсть у тебя Божьи благословения. Жена Потифара схватила Иосифа и он опять остался без одежды, которую дал ему Потифар.

4. Иосиф в тюрьме.
Быт.39:20 В тюрьме Иосиф получает одежду заключенного и его заковывают в кандалы. Несмотря на это, сердце Иосифа было по-прежнему с Богом, и Господь был с Иосифом.
Быт.40:23 Иосиф помог хлебодару и виночерпию царя, но они забыли про него.

Заключение.
Люди часто не выдерживают испытаний. Исав продал первородство за похлебку, устремившись за желанием плоти. Смирение перед обстоятельствами не вдохновляет людей. Они часто смотрят на внешние проявления: процветание, успех, амбиции. Трудности обескураживают человека, если он не понимает план Бога относительно него.
1Ин.2:12,13 У человека есть духовный возраст, и переходя от детей к отцам, мы учимся слышать Бога, Его принципы. Прежде чем начнут кланяться тебе, научись кланяться другим. Рост в служении начинается с развития у себя смирения. Когда Бог хочет дать власть человеку, Он проводит его через подчинение, через испытание. Иногда кажется, что Бог забыл о человеке, как виночерпий об Иосифе, но Бог поругаем не бывает, и все, что Он делает – для нашего блага.

Вопросы:

1. О чем говорит нам история жизни Иосифа?
2. В чем секрет Божьего благословения к людям?
3. Как нужно относиться к испытаниям в нашей жизни?
4. Что нам не следует забывать ни при каких обстоятельствах?

Иосиф1

ПРОПОВЕДЬ

Удивительная история об Иосифе, сыне Иакова и Рахиль. Очень многогранная, богатая, глубокая, в которую вложено много смысла. Бог поместил в неё столько всего, что мы можем долго говорить об Иосифе. Какую грань этой истории Дух Святой сегодня поможет нам открыть? Это не просто история о человеке, который поверил в Бога, получил мечту от Него, получил видение.

Иосиф – это так же прообраз Иисуса Христа. То, что произошло с Иосифом, впоследствии произошло с Иисусом. Иисус Христос также был предан Своими братьям, также был продан, также страдал. Это также история о Церкви, которая проходит трудности и испытания, но будет славной Церковью, будет великой и могущественной, потому что это Церковь Бога, а Он Великий и Могущественный. Он проводит Свою церковь через различные испытания, различные трудности, но Писание говорит, что в итоге всё будет замечательно и прекрасно.

Иосиф – это также то, что Бог хочет видеть в каждом из нас. Бог хочет, чтобы в каждом из нас проявился Иосиф. История об Иосифе – потрясающая и удивительная. Она восхищает и вдохновляет читателя. Мы, конечно, не проходим в полной мере то, что он прошёл, но всё равно у нас есть очень много похожих ситуаций. Я хочу, чтобы Дух Святой помогал нам увидеть в жизни Иосифа нас самих, увидеть, что Бог хочет сделать в нас и через нас.

Иосиф был человеком веры, потому что без веры Богу угодить нельзя. Есть много толкований по поводу первого этапа жизни Иосифа, когда родные братья его ненавидели и плохо относились к нему. Кто-то толкует, что Иосиф был гордый и надменный, потому что у него была разноцветная одежда, и потому братья его не любили, что, может быть, эта одежда вызывала в них такие эмоции.

Бог в каждом из нас хочет увидеть Иосифа, который прошёл всё, исполнив волю Божью. Писание говорит, что он был человеком веры, потому что Господь был с Иосифом. Невозможно чтобы Бог был с кем-то, если нет веры, ведь Писание говорит, что вера ищет Бога. Вера концентрируется на Боге. Если Бог был с Иосифом, то это означает, что Иосиф был с Богом, искал Бога и верил Ему.

Иосиф никогда не смог бы пройти эти трудности, если бы он не был в постоянном общении с Богом. У него была непоколебимая вера в то видение, которое дал ему Бог через сон. Иосифу можно было много раз сдаться, разочароваться, сделать ошибки, но мы видим, каким удивительным образом Иосиф прошёл все эти трудности и испытания.

Иаков возвещал своим сыновьям, что будет с ними в грядущие дни, и так сказал об Иосифе:

Быт.49:22 «Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною».

Часто в Библии говорится о Божьих людях, которые подобны дереву и находятся рядом с источником. Иосиф прошёл все эти трудности и испытания, потому что он был с источником, который – Бог, и корни Иосифа были в Боге. Оттуда он черпал силу, мудрость и веру, и поэтому был плодоносный. Он знал откуда черпать силы.

Многие люди, даже верующие, говорят: «Я так устал, не знаю, что мне делать, как мне быть, как мне жить». Бог напоминает: «Вспомни: если ты дерево, посаженное при потоках вод, то у тебя есть источник! Направь свои корни, свою веру, свой взор на Бога, и научись получать от Него всё, что Он приготовил для тебя».

То, что Бог делал для Иосифа, сегодня также Он хочет делать и для нас. Бог хочет, чтобы мы стали похожими на Иосифа. Не случайно Бог дал ему этот сон. Не случайно, что его любил отец. Мы можем не видеть всю картину полностью, но мы можем предполагать, почему всё это было. Вероятно потому, что Иосиф ответил на призыв Бога, на призыв Духа Святого.

Кэтрин Кульман спрашивала Бога: «Господь! Почему Ты взял меня? почему не используешь мужчин?». Бог отвечал ей: «Потому что другие отказались, не захотели». Хорошо, что всегда есть люди, которые захотят. Радует, что кто-то всё равно откликнется, всё равно захочет, несмотря на то, что рядом часто видишь людей, подобных братьям Иосифа. Они постоянно завидовали ему, злились на него, имели какие-то плохие желания по отношению к своему брату. Почему они всегда так на него злились? Почему они ему всегда завидовали?

У Иосифа было 10 старших братьев, и они также получили призыв от Духа Святого. Нас всех Бог когда-то спасает, призывает к Себе и говорит, что Он ожидает от нас, что хочет сделать в нашей жизни. Если мы действительно следуем за Ним, послушны Ему, верим Ему, то это работа продолжается и продолжается. Бог звал всех братьев, потому что они были сыновьями Иакова, известного патриарха от которого произошли 12 колен – весь израильский народ. В котором исполнилось обетование, которое Бог говорил еще Аврааму. От Авраама произошёл только Исаак, а от Исаака Иаков, а от Иакова 12 сыновей.

Не все сыновья были такими, о которых мы бы сказали: «Слава Богу за таких сыновей!». Если углубляться в историю этих братьев, то можно понять, что они злились на Иосифа не потому, что он был гордый, и любимчик отца. Там братья были, как говорится, будь здоров! Когда местный житель надругался над их сестрой, они вырезали практически весь город и забрали всех в плен. Это не были люди – «божьи одуванчики». Когда отец им говорил сделать жертвенник, может быть, они что-то и делали внешне, но что было у них внутри? Иногда люди делают внешнее перед кем-то, например, перед пастором, перед лидером служения, показывают, какие они смиренные, послушные верующие. Но самое главное потом происходит. Что они делают дома, о чём говорят, о чём думают, чем заняты их сердца?

Одежды Иосифа несут определенный смысл. Это очень символично, что означает одежда. Мы не всегда задумывались, что означает слово «одежда» в Библии. Одежда – это то, что идентифицирует человека. Пословица говорит: «по одежке встречают». Есть разные одежды: одежды военных, полицейских, рабочих, чиновников. Есть одежда, которая определяет статус человека: богатый он или бедный. В Библии мы читаем об одежде прокажённых, блудниц, мытарей и так далее. Люди могут просто увидеть человека, и одежда сразу говорит, что это за человек. Это физический, материальный взгляд на одежды. Есть ещё и духовный взгляд на одежды. Адам и Ева были одеты в Славу Божию, но, когда согрешили, увидели, что наги. Они лишились Славы Божьей, и Бог сделал им одежды кожаные.

Когда Бог давал призыв, обращался к дому Иакова, это было ко всем братьям.

Быт.35:2,3 «бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу».

Выражение «переменить одежды» по-еврейски означает изменение ума, очищение сердца. Писание говорит, что «праведность наша – как запачканная одежда» (Ис.64:6). Бог говорит: «Я вам даю другие одежды, одежды праведности, одежды, которые приготовил для каждого из вас». Но, чтобы одеться в новую одежду, надо выбросить старую. Невозможно одеться в новое, если не выбросить старое.

Слепой Вартимей, который подошёл к Иисусу, был исцелен по своей вере. Но ещё перед тем, как быть исцелённым, он сбросил одежду слепого нищего, потому что верил. Остаться без одежды означает быть нагим перед Богом, таким, какой ты есть. Вартимей был открыт перед Богом, перед Иисусом. Его вера была открыта, и он получил исцеление. Написано, что он пошёл дальше за Иисусом.

Когда Иаков предлагал своим сыновьям переменить одежды, он предлагал путь следования за Богом. Но потом, когда мы читаем эту историю, они, хотя и отдали Иакову всех своих богов, не пошли за ним в духовном следовании.

Иногда внешние действия не показывают, что произошло внутри. К сожалению, внутри у них не произошли Божественные перемены, потому что они задумали убить своего брата. Ведь если бы они действительно поклонялись Богу, любили Бога, они любили бы своего брата и никогда бы этого не сделали. Разве может любовь убить кого-то? Но их жизнь говорила о том, что они были очень далеки от Бога. Они жили в семье верующего отца, слышали о Боге Авраама и Исаака, но внутри у них ещё не было веры, не было духовности, не было желания следовать за отцом и Богом. Когда они слышали своего духовного брата, у них внутри всё переворачивалось, всё кипело, их всё раздражало.

Такая реакция у братьев была, потому что мысли Иосифа и его жизнь их обличала. Они не жили такой жизнью, которой Бог говорил жить. Они жили другой жизнью, были мирскими, плотскими, тёплыми верующими. Их мысли, и разговоры были заняты не Богом. Поэтому они совершили то, что они совершили.

Написано: «доводил Иосиф худые о них слухи до отца их» (Быт.37:2). Некоторые думают, что Иосиф был ябеда. Он ходил и ябедничал на своих братьев: «Знаешь, папа, они то-то и то-то сделали, это и вот это». Но Иосиф, возможно, говорил: «Отец, они не живут духовной жизнью, мыслят совершенно о другом, о грехе, о плотских удовольствиях». О чём были эти худые вести, о чём Иосиф говорил отцу? Иосиф переживал, что его братья не идут за Богом.

Это не случайно, что Бог именно Иосифу дал пророческий сон. Почему другим братьям Бог не дал сон? Почему Бог посетил именно Иосифа? Бог видел его сердце, видел, что Иосиф стремится к Нему, жаждет Его. Когда он видел нечестивую жизнь братьев, то не просто замалчивал, думая: «зачем отца расстраивать? я не буду ничего говорить». Он сопереживал, понимая, что если братья не пойдут за Богом, то в их жизни ничего хорошего не получится.

О разноцветной одежде Иосифа тоже есть много разных толкований. Кто-то говорит, что отец его выделял, что он был любимчиком. Кто-то говорит, что он вообще любил красивую одежду, поэтому ходил и красовался перед всеми. Есть толкование, что «цветная одежда» или «разноцветная» говорила о разных периодах жизни Иосифа. У него были разные периоды: период, когда он попал в ров; период, когда он был продан и стал рабом; период, когда он сидел в тюрьме; период, когда он стал вторым человеком в Египте. В каждый из этих периодов у него была новая одежда. Чтобы войти во что-то новое, надо отдать старое. Разноцветная одежда пророчески говорила о том, что его ожидает в жизни. Он отличался от своих братьев, но не одеждой, а духом, видением и верою.

Кажется, что он был любимчиком у отца. Есть ли у Бога любимчики? Мы скажем что нет, ведь Бог любит всех. Да, Бог любит всех, но как Он любит всех? Бог любит всех, желая, чтобы все люди спаслись написано. Бог хочет, чтобы все люди достигли познания истины. Бог хочет благословить всех, но мы видим, что у Него есть особенные отношения с теми людьми, у которых есть особенные отношения с Богом. Даже среди 12 учеников, рядом с Ним были трое из них, но ближе всех был только один, который был самый близкий, был любимчиком Иисуса. О нём написано, что это ученик, которого любил Иисус. Почему он мог так сказать? Потому что и у него были особенные отношения с Иисусом.

Когда мы читаем про Иосифа, мы видим, что отец любил его. Почему ты его любишь? Потому что он любит тебя тоже, тянется к тебе. Если братьев Иосифа тянуло к чему-то или кому-то другому, то Иосифа тянуло к отцу. Может быть, он разговаривал и спрашивал истории про Исаака, про Авраама. Для него это было интересно. Ему были интересны духовные вещи, духовные мысли. Когда он приходил к братьям, то слышал одни плотские разговоры. Возможно, какие-то сплетни, критику, недовольство. О чём плотские верующие говорят, о чём они думают, о чём они мыслят? Конечно, он не мог быть вместе с ними, потому что было отторжение. Оно всегда происходит, потому что, написано: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал.5:16). Этот негатив в них всё увеличивался, досада, зависть и ревность в них поднималась и росла.

Пс.5:13 «Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его».

Люди близкие с Богом, переживают Бога по-другому, поэтому они говорят об этом по-другому. Бог их использует по-другому, потому что у них другие отношения с Ним.

Быт. 37:5 «И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его еще более».

Братья возненавидели Иосифа! Они его и так не любили, но после этого сна возненавидели за то, что он сказал: «выслушайте сон, который я видел».

Иосиф был человеком, который был переполнен духовными вещами и Божьими откровениями Некоторые комментаторы по этому поводу говорят, что надо было ему молчать и никому не рассказывать свои откровения. Но невозможно молчать, ведь «от избытка сердца говорят уста». Иосифа переполняли духовные вещи и поэтому, когда он кого-то видел, из него выходили естественные переживания «выслушайте сон, я видел сон!».

Быт. 37:7-8 «Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его».

Ненависть возрастала, потому что духовная конфронтация тоже возрастала. Братья не хотели и боялись того, что должны будут слушаться своего младшего брата. Вопрос подчинения, власти, помазания всегда поднимает в людях то, что в них есть. В братьях был бунт: «неужели мы должны будем подчиняться тебе? Ты будешь нами командовать? Что ты себе надумал, что ты себе придумал?». Это в них просто кипело.

Быт. 37:9 «И видел он еще другой сон и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне».

Мало тебе было одного сна? Представляете, до какой кондиции дошли его братья? Что они стали о нём думать, что они стали о нём замышлять? Зависть и ревность – это демонические проявления, которые привели к убийству. Не зря написано, что «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир» (Рим.8:6). Когда люди пребывают в плотском, в них поднимается это желание. Оно не просто так появилось – убить своего брата. Желание зрело и зрело.

Гал.4:29 «как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне».

Это никуда не делась и сегодня! Сегодня есть такое же противление и такое же противостояние. Причём, откуда противостояние? От своих же братьев! Это были его братья. У них был общий отец, хоть и разные матери. Слово Божье говорит:

Еф.5:6 «Никто да не обольщает вас пустыми словами».

Пустые слова – это то, что неважно для Бога.

Еф.5:6-7 «ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их».

Люди разделяются по сообществам. Пословица говорит: «скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты». Кто твои друзья? Друзья – это твои единомышленники, с которыми у тебя есть общие ценности, общее видение. У братьев было своё видение, свои ценности, у Иосифа – свои. Поэтому они не могли сойтись по причине разных взглядов, разных пониманий. Писание говорит, что это «люди противления». В новом переводе сказано: «И пусть никто вас не обманывает, выступая против вышесказанного, потому что непокорность вызывает гнев Божий» (К Ефесянам 5 глава НРП).

Братья Иосифа были полны непокорности. Когда Иосиф рассказал братьям сон, и что они должны будут ему подчиняться, в них вообще поднялась буря, которая и так бродила, но тут она катализировалась. Писание говорит, чтобы мы не имели ничего общего с такими людьми. Написано: «худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33), поэтому мы видим конфликт, который назревал.

В наши дни, в наше время, если ты становишься, как Иосиф, то никто не говорит, что у тебя будет лёгкая жизнь. У тебя, конечно, будет конфронтация. С друзьями, родственниками, со своими братьями! С теми людьми, возможно, которые даже приходят в церковь. Они думают по-другому, их сердце занято другим, и когда они видят твою духовность, она их раздражает. Она их бесит, бесы проявляются. Духовность вызывает в них ненависть, и они готовы прибить тебя. Может и не буквально, но в мыслях. Духовные люди всегда хотят духовного: они о духовном помышляют, о духовном говорят. Им нравится духовное, в этом они находят наслаждение. Плотским нравится совершенно другое, и поэтому этот конфликт привёл именно к тому, что и произошло.

Отец послал Иосифа, чтобы узнать, как там братья, что с ними происходит? Они были как раз на территории того места, где разграбили город. Отец переживал, потому что жители этих окрестностей были настроены очень враждебно. Иосиф пошел, чтобы узнать, что там с братьями,

Быт.37:18 «И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его».

Им не надо было даже разговаривать, но одно присутствие этого человека вызвало желание ликвидировать его. Если бы они его устранили, то некому было бы служить, никого не нужно было бы слушаться, никто больше не раздражал бы. И вот он приближается, они захотели его убить, и сказали друг другу:

Быт.37:19,20 «И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов».

Такая была их духовная жизнь. Вот о чем они думали, что они планировали, что хотели. Похожая история произошла в самом начале жизни людей на Земле, когда Каин убил Авеля. Тоже была зависть и ревность. Каин, видя, как духовно живет Авель, как поклоняется Богу, как любит Его, как радостно делает всё для Бога, не мог удерживать своих чувств. Всё в нём клокотало и ревновало. В нём были зависть и ненависть, которые привели к убийству. Слава Богу, что старший брат, Рувим, спас его.

Быт.37:21,22 «И услышал сие Рувим и избавил его от рук их, сказав: не убьем его. И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него».

Ров – это высохший колодец. «Пусть он там сидит, чтобы на нас не было его крови». Остальные братья согласились. Еще один добрый брат, по имени Иуда, сказал:

Быт.37:26,27 «И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его Измаильтянам».

Такие добрые братья были у Иосифа. Этот Иуда был прообразом Иуды, который предал Христа, потому что Иосифа продали за 20 сребреников, а Иуда Искариот предал Иисуса за 30. В этой истории очень много аналогий, много похожего, что произошло с Иисусом.

Братья забрали одежду Иосифа. Человек остался без ничего. Он сидит голый в колодце. Его забирают, как животное, везут на рабский рынок и продают.

У Иосифа ничего не было на тот момент. Но у него была вера в то, что ему сказал Бог. Мы должны это понять. У тебя могут что-то забрать или украсть. Но то, что у тебя горит внутри, в твоём сердце, никто не сможет украсть, если ты сам не отдашь. Мы должны быть похожими на Иосифа. Каждый проходил в какой-то мере предательство, оппозицию, гонения из-за своих верований, из-за своей жизни. Но Иосиф не сдался, не капитулировал, не стал отступником, не стал роптать на Бога.

Иногда кто-то пророчествует тебе и говорит, что у тебя всё будет классно, ты будешь весь в шоколаде, Бог будет делать удивительные вещи в твоей жизни, и ты будешь великим. Ты чувствуешь себя орлом и даже крылья из-под пиджака вылазят! Классно! Но вдруг ты видишь, что всё идет наоборот, не так, как тебе говорили.

Во снах Иосифа – ни в одном, ни в другом – не было предательства братьев, не было рва, рабской жизни, тюрьмы. Ничего этого не было! Там был финал, в котором всё было классно. Как сказал Билли Грэм: «Я знаю, что в конце всё будет хорошо. Я прочитал книгу Откровение». Всё будет хорошо в конце, если ты всё пройдешь.

В видении Иосифа, в его сне абсолютно ничего не говорилось о всех этих трудностях, бедах и проблемах. Каждый человек, сталкиваясь с непредвиденными событиями, спрашивает Бога: «Почему происходит не так, как Ты мне говорил? Может быть, это какая-то лжепророческая мысль ко мне пришла. Может быть, это не Ты мне говорил? Может быть, это я придумал, потому что всё происходит с точностью до наоборот?». Эти вопросы возникают у нас всегда.

Бог хочет, чтобы в нас умер наш ветхий человек, чтобы в нас умерла гордость. Гордость – это такая демоническая сила, которая пришла от диавола. Мы часто сталкиваемся с гордостью. Даже гордые люди сталкиваются с гордостью других людей. Гордость никому не нравится, потому что она всегда отталкивает. Гордость унижает тебя. Она высокомерна. Представляешь, как Бог относится к гордости? Если нам она не нравится, даже мы её не любим, то Бог ненавидит гордость. Бог против гордости. Написано: «Бог гордым противится» (Иак.4:6).

Есть разные степени гордости у людей. У кого-то она зашкаливает, у кого-то чуть меньше, у кого-то половинка, у кого-то по пояс. Всё начинается с головы. Иосиф проходил это для того, чтобы освободиться от гордости и стать человеком, который не гордится тем, что ему дал Бог.

Мы можем гордиться талантами, которые дал нам Бог, и начать уповать на них, считая себя лучше, выше и помазаннее других. Но для Бога важно, чтобы в нас не осталось гордости. Если в нас есть гордость, это говорит о том, что мы не доверяем Богу на 100%, и Бог не может сделать то, что Он обещал сделать в нашей жизни, то что Он пророчески говорил и показывал в видении.

Разноцветные одежды Иосифа – как многослойное покрытие внешности, под которым находился его потенциал, его призвание. Тот дар, который Господь вложил в него при создании. Это касается каждого из нас. Если мы узнаем этот дар, поймем его, то мы воздадим славу Господу.

Иосифа продают Потифару, начальнику телохранителей, и ему дают сначала одежду раба.

Бог хочет научить нас служить. Люди желают получить сразу какую-то позицию, какую-то должность, какой-то портфель. Ходить, надувать щеки. Бог говорит: «Подожди! Портфель будет в конце, в последней серии. А пока ты будешь проходить разные испытания, чтобы вся эта шелуха поотлетала от тебя. В конце ты получишь то, что Я тебе обещал».

Иосиф одевается в одежду слуги, становится слугой и служит.
Можно служить по-разному. Можно служить и быть недовольным, злиться, что тебя заставили делать то, что ты не хочешь делать. Всем видом показывая, что тебя это напрягает, ты этого не хочешь. Но Иосиф служил не так. Написано,

Быт.39:3 «И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех».

Потифар заметил, что он отличается от других слуг. Других рабов надо было гонять, заставлять, пугать, чтобы они что-то делали. А это был какой-то другой раб, который всё делал с радостью, с удовольствием. Делал лучше, чем он мог бы сделать. Не хуже, как обычно. Он делал лучше, чем другие. Потифар это заметил, и стал его возвышать. Все выше и выше, так что поставил над всем своим домом.

Это произошло не сразу. Бог учит нас подчинению. Когда Иосиф был простым рабом, там были старшие рабы, и ему нужно было подчиняться. Ему нужно было много делать того, что ему говорили. Рабу приказывают, и он должен это делать. Но Иосиф делал всё с другим сердцем, по-другому. Написано: «И был Господь с Иосифом». Ты делаешь свою работу, даже находясь в рабстве, наилучшим образом, потому что ты с Господом. Если ты не с Богом, ты не будешь делать, как для Господа. Его состояние жажды по Богу, ревности и состояние веры, никуда не улетучилось, никуда не исчезло. Если это есть в тебе, оно будет оставаться и в тяжелые времена.

Есть принцип тюбика, когда на тебя нажали, и из тебя вышло то, что в тебе находится. Если бы в Иосифе не было жажды по Господу, то из него выходили бы горечь, разочарование, ропот и злость. Но он был наполнен Богом. Поэтому Бог был с Иосифом, и давал ему успех в делах. Иосиф постепенно поднимался, и в конце концов Потифар настолько доверял ему, что, написано: «поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его» (Быт.39:4). Он управлял всем домом, всем хозяйством. Там было много слуг, для всяких работ. Благодаря тому, что было в его сердце, написано: «Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле» (Быт.39:5). Потифар был очень богатый человек. Он был начальником охраны при фараоне. Это очень высокая должность.

Мы часто говорим: «Если бы у меня были хорошие обстоятельства, если бы у меня был нормальный начальник, если бы у меня было то или вот это, то…». Мы часто попадаем в ситуации, не соответствующие нашим требованиям. Как ты будешь вести себя в этой ситуации? Как ты будешь служить в этой ситуации? Как ты проявишь себя в этой ситуации? От этого зависит – что будет дальше.

Жена Потифара заметила Иосифа, и ежедневно склоняла его спать с ней. Когда ты начинаешь подниматься, появляется кто-то, кто хочет украсть у тебя это помазание, это призвание, твою судьбу, которую Бог тебе приготовил, и начинает тебя куда-то склонять. Написано:

Быт.39:10 «так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею».

Противостояния будут у тебя всегда и везде. Даже когда ты хорошо делаешь. Даже когда ты угождаешь Богу. Дьявол не дремлет. Он ищет, как тебя проглотить, на что тебя поймать, какую тебе наживку дать, чтобы ты попался. Когда ты клюнул, он тебя подсёк, и ты попался.

Но Иосиф не попался. Она схватила его за одежду, он убежал, и опять остался без одежды. За всё его добро, за все его благодеяния, он попадает в тюрьму, и ему дают новую одежду. Ему дают не только одежду. Его ещё заковывают в кандалы, потому что это – тюрьма. Это в доме у Потифара он ходил, где хотел, когда стал старшим надзирателем. Он был рабом, но у него была свобода передвижения. А теперь он попадает в тюрьму.

Тюрьмы того времени не сравнить с тюрьмами нашего времени. Обычно это были глубокие ямы в земле. Там не было солнечного света, не было воздуха. От одного зловония можно было умереть. Он попадает в такую тюрьму, на него надевают оковы и одежду, чего он не заслуживал. Но и в этой ситуации, он остается верным Богу.

Тебя испытывают всякие ситуации. Когда человек не настроен двигаться, служить, смиряться, он очень легко попадает в разные ловушки, его легко купить. Исав продал своё первородство, своё призвание просто за тарелку борща. За желание кушать. Так дёшево продался, что дальше некуда. Он продал своё призвание, не захотел двигаться в этом призвании, не захотел смириться, согласиться, не захотел сделать то, что он должен был сделать.

Как мы проходим испытания – это самый наглядный пример того, что у нас есть внутри. Есть ли у нас вера? Или там пустота, или борщ, или другие ценности? Что в нашем сердце – видно именно во время трудностей. Это так легко вылазит, и так легко видно.

Мы не просто проходим испытания. Читая о Боге, мы видим, что в приближении к Нему есть разные измерения. На каком измерении ты останешься? В Ветхом Завете у приближающихся к Богу был внешний двор, святилище, святое святых. На каком уровне своей духовной жизни ты хочешь находиться? Чтобы попасть в святое святых, надо двигаться и идти дальше. Там присутствие, там слава, там говорит Бог. Может быть, на внешнем дворе веселее. Там коровы, люди. Жизнь кипит, все шумит. А в святом святых никого нет. Но Бог хочет, чтобы ты был в святом святых; чтобы пришел туда, где Он ждёт, куда Он зовёт и влечёт узами любви. От нас зависит – остановимся ли мы в нашем духовном развитии, или будем продолжать.

Иосиф, может быть, привык служить у Потифара. Освоился, всё хорошо. Он – уважаемый человек. Но ведь не это ему говорил Бог. Не об этом было Его пророчество, не к этому вёл его Бог. Иногда бывает, что мы где-то засиделись, но происходит какая-то ситуация – Бог как бы подталкивает нас и говорит: «Надо идти дальше». Но чем дальше ты идёшь, ты ниже опускаешься. Иосиф опустился на самое дно. Вниз – это смирение. Когда ты будешь смиряться, тогда Бог поднимет тебя. Это смирение проходило разные этапы в жизни Иосифа.

Может быть, мы не до конца понимаем и имеем откровение о смирении. Само слово «смирение» не вдохновляет многих людей. Благословение, успех, процветание, развитие, богатство, слава – это более позитивные слова для нас. Они дают настрой. Но Бог говорит: «Если Я дам тебе сразу всё то, что приготовил, у тебя крышу просто снесёт, и ты не сможешь быть там». Например, перенесся бы сразу Иосиф на место правителя, и что бы с ним было? Он бы стал, как египтянин – точно такой же, как и они все, и ничего бы не сделал из того, что Бог хотел сделать через него.

Мы иногда не понимаем, почему в нашей жизни что-то происходит. Почему бывает так трудно, так больно, почему мы переживаем какие-то давления, трудности? Если мы не понимаем, как Бог с нами работает, то для нас эти ситуации – угроза. Мы готовы что-то сделать, что-то продать, кого-то предать, лишь бы освободиться от этого давления. Исав хотел кушать и продал первородство за тарелку еды.

Многие люди, для которых Бог имел высокое призвание, высокое помазание, не дошли туда, потому что уже на самых первых этапах сдались. Бог хочет видеть в каждом из нас Иосифа. Насколько ты согласен доверять Богу? Насколько ты согласен смиряться? Писание говорит: «Бог гордым противится». Это не просто слова. Если ты будешь вдумываться в них, и понимать, почему, по какой причине Он противится, то ты поймешь, что гордость – это глубокая греховная природа. Демоническая сила гордости, хочет всё разрушить, всё уничтожить. Если эта сила, эта закваска будет оставаться в тебе, она начнет потом расти все больше и больше действовать. Господь говорит:

1Ин.2:12-14 «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального».

Это говорит о том, насколько мы возрастаем, насколько хотим идти дальше за Богом. Может, ты слушаешь меня сегодня и уже на грани сдаться, остановиться. Ты не хочешь делать то, и это. Но Иосиф был слугой много лет, и кланялся всем. Прежде, чем тебе кто-то будет поклоняться, когда ты встанешь в какой-то позиции, ты сначала сам должен научиться кланяться, служить.

Самая большая проблема в служении с подчинением. Постоянно сталкиваешься с тем, что люди не хотят подчиняться, не хотят смиряться, не хотят быть слугами. Они сразу хотят быть топовыми людьми. Иосиф во сне был топовый человек, которому все поклоняются, но Бог сказал: «Я тебя сразу туда не приведу, пока ты сам не научишься поклоняться, служить и смиряться. Туда ты попадешь только через смирение».

Если Бог хочет доверить кому-то власть, Он сначала хочет научить поклонению, подчинению власти. Римский сотник, который обратился к Иисусу Христу за помощью в исцелении слуги, говорил: «Я человек подвластный и понимаю, что такое власть, как надо подчиняться, как надо служить». Многие упорно не хотят это делать. Нам нужно понять, что Бог не может нас передвинуть дальше, пока мы не поймем принципа власти. Мы не можем перескочить и попасть сразу в дамки. Сначала нам нужно научиться смирению, а потом Бог поднимет нас в свое время.

Свобода у Иосифа была почти рядом, когда он пророчески объяснил сны виночерпия и хлебодара. Но они забыли про него на два года. Нам кажется в такой момент, что Бог забыл нас. Но Бог не забыл. Просто Он смотрит: созрел ты для чего-то большего, или нет. Нам кажется, что мы уже готовы, но Бог видит лучше, и ждёт до полной готовности.

Бог учит нас, написано, как отец учит своих сыновей. Хотим ли мы быть хорошими, послушными сыновьями и дочерьми? Почему Иаков любил Иосифа? Потому что Иосиф любил своего отца и любил Бога.
Бог ведёт нас на пути жизни, и приготовил для нас лучшее. Он приготовил для нас благословения, победу. Это – финал, но когда ты туда попадёшь, ты будешь уже другим. Ты должен совлечься своего старого ветхого человека, написано, эту старую одежду, и облечься в новую, которая создана по Богу в святости, в непорочности и вере.

Кол.3:8-10 «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его».

Вот какую одежду нам приготовил Господь! Эта одежда будет тебе всегда к лицу. В этой одежде ты будешь выглядеть по-другому. Ты будешь другим человеком.
Дух Святой ведёт нас, направляет, вдохновляет, помогает нам в наших немощах, в трудностях. Я могу только представить, какие близкие отношения у Иосифа были с Духом Святым! Несмотря на всё то, что происходило с ним, мы не слышим ни одного слова ропота, ни одного слова недовольства, потому что он был с Богом, а Бог был с ним. Иосиф хранил своё сердце, как написано. Храните своё сердце! Пусть оно будет чистым, не будет загрязнённым завистью, ненавистью, ревностью, жадностью, бунтом. Это всё – грязная одежда, старая, которая вам не нужна. Вы не войдете в этой одежде в царство Божье. Не сможете, потому что вас не пустят. Там есть дресс-код, есть пароль для входа в ту сферу, которую Бог приготовил. Поэтому нам надо совлечься старого человека, ветхого человека и одеться, облечься в нового.

МОЛИТВА

Господь! Мы благодарим Тебя и поклоняемся Тебе. Я благодарю, Дух Святой, что Ты касаешься сердец людей, что Ты открываешь их духовные глаза, их духовное понимание. Нам хочется всё быстро, сейчас, сразу. Но Бог учит нас терпеливо, с любовью. Учит, как отец, написано, учит своего сына. Бог говорит: «Доверяй Мне! Посмотри, сколько Я учил Авраама, сколько Моисея, сколько Давида. Сколько Мне тебя еще надо учить! Согласен ли ты быть Моим учеником? Или ты будешь злиться, будешь недовольным? Тогда ты потеряешь этот путь истины, жизни, по которому ты идёшь вместе со Мной». Бог тебя ведёт и обещает. А если Бог обещает тебе, то, написано, верен Бог, и обязательно исполнит то, что Он обещал тебе.
Мы благодарим Тебя, наш Господь, наш любящий Отец за те планы, что Ты имеешь для каждого Своего ребенка. Мы хотим слышать и слушаться и идти за Тобой, Господь!
Во имя Иисуса Христа, аминь!