«Горький корень».

17.03.2024 г.
Юрий Ильченко

План.

Введение

Горький кореньВ Библии есть места, которые кажутся нам горькими. Не очень радостными и веселыми. Но они полезны для нас. И поэтому нам нужно принимать то, что полезно для нас. Хотя не все, что полезно, нам нравится. Это дело привычки. Но суть горького корня в другом. Горький корень – это то, что отравляет нас. Это не лечит, в отличие от слова Божьего.

1. Природа горького корня.

Когда мы слышим что-то, читаем или видим, нам нужно увидеть саму сущность этого, которое является самым главным. Потому что наша внутренняя духовная жизнь важнее, чем внешняя. Из нашего сердца исходят как добрые, так и злые помыслы, но нам важно не допускать этого.

Прит.4:23 Мы не должны загрязнять свое сердце, хранить наши отношения с Богом и людьми. Отношения могут быть ценностью, делающей нас здоровыми. А могут быть отравляющими, токсичными. Не видя корня проблем, убирая последствия, верхушки, мы не удаляем проблему. Нам важно разобраться – почему мы не свободны от своих проблем. И в этом мы должны быть честны перед собой. Потому что, когда мы перекладываем на кого-то свою проблему, она не уходит. Корень проблемы будет давать ей продолжение жизни. И нам нужно удалить все горькие корни.

Токсичные отношения, возникающие из-за горьких корней, проявляются во всех сферах нашей жизни. Важно честно определить корень проблемы, чтобы не допускать повторения.

Евр.12:13-14 Бог хочет, чтобы мы исправились, изменились, исцелились и освободились. Потому что человека легче победить, когда он уставший, когда у него осталось мало сил. Люди теряют веру, когда они устают сражаться. Но утратить веру очень опасно, потому что мы и спасены через веру, и через неё имеем отношения с Богом. Важно хранить эти отношения, откровения, полученные из слова Божьего, потому что можно всё потерять, если не стараться сохранить.

Евр.12:15 Писание говорит, что можно лишиться благодати Божьей. То, что мы ценим, за этим мы наблюдаем. Но есть что-то, что может подействовать на нашу жизнь так, что мы лишимся благодати, спасения и обетований Божьих. Мы можем и сами отравиться ядом горького корня, и стать носителями его. И тогда эта горечь будет изливаться на других людей и заражать их.

Горькие корни приносят горькие плоды, делая нашу жизнь горькой. И это влияет на все сферы нашей жизни.

Когда мы не видим сути, не можем различать добро от зла, мы сосредотачиваемся на неважных вещах, а главное остается нетронутым.

Мтф.15:19-20 Человека оскверняют помыслы, которые выливаются в слова, завершающиеся действиями.

Пс.50:12 Давид понимал главную ценность своей жизни – чистое сердце.

Мтф.5:8 Когда наше сердце отравлено ядом неверия, обид, недовольства, это блокирует нас, и мы не хотим искать Бога.

2. Охранять свое сердце.

Быт.2:15 Бог создал человека и поместил его в Едемском саду, чтобы возделывать и охранять его. Так же и нам полезно следить за своей жизнью, культивировать Божьи ценности, развивать веру и охранять это. Если мы видим, что появились какие-то горькие корешки недовольства, неверия и т.д., нужно вырывать их.

Лишиться благодати – значит уклониться от Бога или стать отступником. Писание говорит, что мы спасены благодатью. Лишиться благодати, значит, лишиться спасения.

Горькие корни заглушают добрые семена.  Поэтому нужно следить за своим садом.

Лук.6:43-44 В природе есть процесс сеяния и жатвы. Хорошие семена приносят хорошие плоды.

Лук.8:5 Сеятели могут быть с хорошими семенами и с плохими.

Иак.1:15 Грех не появляется ниоткуда. Есть процесс, приводящий ко греху. Важно наблюдать: кто сеет в твою жизнь и что сеется. Посеянное начнет проявляться через время. И по плодам можно будет понять – что было посеяно.

Мрк.4:7,18-19 Вот почему мы должны наблюдать, возделывать и охранять свои посадки.

3. Почему плохие семена получают силу для роста.

Лук.6:46 Проблема в том, что люди, взывающие к Господу, не делают того, что Он говорит. Знание слова Божьего не гарантирует его исполнения. Есть люди, которые выглядят очень духовно, много знают, но не живут по слову Божьему. И для Бога очень важно: что человек говорит и что он делает.

Лук.6:48 Дом – это видимый плод труда. Как мы относимся к своей жизни, так мы и будем её строить. Камень – это слово Божье. Один строитель делал по технологии, закладывая прочное основание: копая Писание, размышляя, углубляясь. Поэтому ничто не могло поколебать основание и дом.

Но часто люди хотят строить жизнь по своей технологии. Делать, как им нравится, по своему пониманию

Лук.6:49 Второй строитель именно так и строил. Он делал, как считал нужным. И когда пришло давление, дом рухнул. Чтобы построить, нужно время. Но разрушиться может в одно мгновение. Если мы не строим по Божьей технологии, все построенное может внезапно разрушиться.

В этом строителе было заложено семя непослушания, горький корень. И пришли последствия.

4. Почтение к Богу.

Если посмотреть на жизнь Исава, не скажешь, что он был блудником. Но написано:

Евр.12:16-17 В глазах Бога блудник – тот, кто изменяет Богу. Исав оказался в состоянии, когда никто ему уже не мог помочь. Он прошел определенную точку невозврата.

1Кор.6:9-10 Бог дает перечень людей, которые не наследуют Царства.

Отступление Исава от Бога произошло не сразу. Это зрело в нём. Когда человек не замечает горького корня, он позволяет ему расти, думая о неправильных вещах. Наши мысли дают силу для роста семени и корней. Мало вырвать горький корень. Нужно насадить добрые семена. Думать о том, что чисто и полезно. О слове Божьем. Давать силу слову Божьему.

Первородство означало многие благословения и ответственность. Но Исав отказался от этого ценного дара от Бога.

Мал.1:2-3 Бог ненавидит отношение к Себе.

Мал.1:4,6 Бог не скрывает Своего отношения к неправильным вещам. Он говорит, что, если мы не искореним это отношение, в нашу жизнь придут последствия. Наше отношение либо прославляет Бога, либо бесславит Его. Мы должны быть везде представителями Бога.

Быт.25:27 «Жить в шатрах» означает «быть в присутствии Бога». Но Исав был всегда где-то далеко от Бога.

Быт.25:29-34 Если смотреть в корень событий, то все это начиналось задолго до развязки. Исав в своем сердце давно пренебрег Богом. И поэтому он презирал и ни во что не ставил первородство. Исав делал то, что ему нравилось, жил для себя. Человеку легко расстаться с тем, что он не ценит. Но человек, пренебрегающий Богом, в Его глазах – нечестивец и блудник.

Заключение.

Когда у нас будет выбор в жизни, нам нужно сделать правильный в глазах Бога. Мы не должны жить «механически», как все. Наши плотские желания не должны преобладать над духовными, не быть ценнее. Чтобы горький корень не отравил наше внутреннее состояние.

Исх.15:22-23 Когда Израильтяне шли по пустыне, горечь еще оставалась в их сердцах. Она делала людей неспособными к отношениям с Богом.

Исх.15:24 И при первом же испытании в людях поднялся гнев.

Исх.15:25 Дерево – это прообраз креста. Поэтому так важно не забывать жертву Иисуса Христа. В трудный момент нам нужно смотреть на крест, на Его жертву, и всё изменится. Все наши минусы перекрывает один плюс – крест Иисуса Христа. И когда мы будем это делать, отношение к ситуациям в нашем сердце изменится. Так важно хранить свое сердце и вырывать горькие корни, отравляющие нашу жизнь. Насаждать добрые семена, приносящие добрый плод, не сообразовываясь с этим миром, но преобразовываясь обновлением своего мышления. И этим прославлять нашего Бога!

Вопросы:

  1. Какова природа горького корня?
  2. Почему горькие семена получают силу для роста?
  3. Как нам бороться с горькими корнями?

 

Проповедь.

Введение.

Сегодня у меня тема проповеди: «Горький корень». Она, может быть, не совсем радостная. Горький корень и всё такое горькое нам не нравится. Но я заметил, что лекарства тоже горькие. Сейчас, конечно, уже начинают делать лекарства сладкие, в виде конфет и всё такое, чтобы как-то нам помочь принимать эти лекарства. Но, в основном, они какие-то горькие. Для чего нам лекарства? Для того, чтобы нам выздороветь, вылечиться. И в Библии есть такие места, которые тоже нам кажутся горькими, и не очень радостными, не очень весёлыми для нас. Но они полезные. И поэтому то, что полезно, написано, мы должны принимать. Хотя не всё, что полезно, вкусно. Кто-то сказал: «Почему полезная еда всегда такая невкусная?» Это всё, опять же, дело привычки. Кто-то любит много соли сыпать и говорит: «Без соли я не могу есть». А кто-то, наоборот, уже отвыкает от соли. Ему невозможно есть когда еда пересолёная. Поэтому здесь всегда нужен, как говорится, баланс, золотая середина.

Природа горького корня.

Начиная говорить про корень, я хочу поговорить о природе этого горького корня, о природе горечи. О природе того, что нас отравляет, можно так сказать. Потому что горький корень, суть этого понятия – это то, что отравляет нас. Горький корень нас не лечит, в отличие от лекарства. Вот, слово Божье лечит нас. Сегодня уже вспоминали про сердце. Говорили – откуда всё исходит. Есть такое выражение: «Зри в корень!» То есть, мы должны увидеть саму сущность этого. Иногда так получается, что человек не видит самого главного. Вот почему нам надо с этим разобраться. Потому что наша внутренняя, духовная жизнь важнее, чем наша внешняя жизнь.

Мы, как люди, в основном, материальные. Мы живем в материальном мире. И хотя мы спасены, наш дух возродился, и мы перешли в Царство Божье, духовная сфера для нас ещё не очень понятна, не очень привычна, не очень комфортна. Потому что мы привыкли проводить свою жизнь в материальном мире. Но наша внутренняя жизнь важнее внешней. Почему? Потому что Писание говорит, что из сердца исходят и злые, и добрые помыслы, но не нужно, чтобы в нашем сердце был и горький, и сладкий источник. Поэтому Притчи нам напоминают, чтобы мы больше всего хранимого хранили своё сердце, потому что из него источники жизни. Мы не должны позволять загрязнять своё сердце. Это наше мышление, наше отношение к Богу. Мы должны хранить наши отношения с Богом.

И вообще отношения нужно хранить. Потому что отношения всегда не просто подвергаются каким-то испытаниям, но они проходят через трудности. И есть люди, которые быстро рвут отношения. А есть люди, которые хранят отношения, потому что они понимают, что отношения – это та ценность, которая у нас есть. Поэтому отношения с Богом и отношения с людьми – это то важное, которое делает нас либо здоровыми, либо больными. Мы понимаем, что всё, что делает Бог, приносит для нас исцеление. А всё, что делает враг, приносит отраву в нашу жизнь. Написано, что он пришёл украсть, убить и погубить. И поэтому есть отношения, которые отравляют нас. Как их называют сейчас: «токсичные отношения». Токсичные отношения, токсичные люди и так далее. Не на такси, которые работают, а которые отравляют. Почему они токсичные? Можно просто сказать: «Да, они – токсичные люди! Они отравляют меня!» Но нам нужно понимать эту природу: как мы устроены и что на нас влияет.

Для меня лично всегда важно понимание. Понимать человека. Почему он такой? Не просто сказать: «Это – плохой, это – хороший, это – такой». Нет. Я верю, что Бог любит всех людей – и плохих, и хороших. Но написано, что Иисус пришёл, чтобы разрушить дела дьявола. Для того, чтобы разрушить то, что насадил дьявол. И написано, что Бог хочет искоренить всё то, что Он не насадил в нашей жизни. Поэтому наша жизнь похожа то ли на цветущий сад, то ли на огород процветающий, то ли просто на какую-то пустыню с сухими деревьями. Или огород, который зарос колючками и всякими другими паразитами, как их называют, которые нужно вырывать и очищать. Мы сегодня посмотрим и, конечно же, постараемся с помощью Духа Святого разобраться. Потому что, не видя корня проблем, мы просто убираем какие-то верхушки, а проблемы возвращаются. И люди часто говорят: «Я молился, просил, чтобы за меня молились, и так далее, но почему-то ничего не меняется». И я думаю, что это один из признаков того, что есть что-то глубже, чего этот человек не видит, или чего он не понимает. И поэтому Бог хочет открыть и показать – где корень этих проблем. Где причина того, почему какие-то вещи в твоей жизни не меняются.

Иногда люди думают: «Ты пошёл в церковь, и из церкви вернёшься ангелом». Но хорошо так было бы – что сюда заходят черти, а выходят Ангелы. И просто такой конвейер людей: «Быстрее, быстрее, быстрее!!! Давай, пошёл, пошёл, пошёл!!!» Но это не так, на самом деле. Потому что то, что происходит внутри нас, потом отображается снаружи. Мы не видим корни в земле, они невидимые для нас. Но что мы видим? Мы видим плоды, результаты. То есть, то, что выросло из этих корней.

Поэтому нам так важно разобраться и понять: свободно ли моё сердце, свободен ли я от каких-то проблем и почему я не свободен? Для этого нам нужна честность. Потому что природа человека, начиная с грехопадения, всегда любит переложить вину на кого-то. Всегда кто-то виноват. Бог сказал Адаму, Адам сказал на Еву, Ева сказала на дьявола. Всё это, как в той сказке про репку. Но суть в чём? Когда ты перекладываешь на кого-то свою вину, или свою проблему, ты не видишь её в себе, но она не уходит. Не приходит свобода, не приходит исцеление. И поэтому важно увидеть корень. Потому что, если ты вырвешь корень, продолжения не будет. Но если ты будешь убирать просто какие-то поверхностные вещи, какие-то верхушки, корень будет оставаться внутри сердца человека и будет расти. Потому что так устроено. Где есть корень, он будет давать продолжение и жизнь. Поэтому очень важно увидеть и разобраться, чтобы вырвать все эти горькие корни, которые отравляют нашу жизнь и мешают нам жить в свободе.

И это везде проявляется. И в церкви проявляется у тебя, и в отношениях с людьми, и в семье проявляется тоже очень часто. Есть люди, которых чуть-чуть затронешь, и они уже взрываются. И кто-то говорит: «Ну, что? Вообще мне тогда не дышать даже на него? Почему это происходит? Как это происходит? Мы молились за него, изгоняли бесов из него, и так далее. Почему всё это снова и снова?» Вот поэтому очень важно быть честным с самим собой, и честным в какой-то ситуации – почему она повторяется, почему не меняется? Почему человек не меняется, и почему это не уходит, даже когда мы молимся? Поэтому мы пойдём, так сказать, в глубину, чтобы с помощью слова Божьего, которое есть зеркало, увидеть – где же находится эта коренная причина, или коренная проблема.

Мы сегодня будем много читать из Послания к Евреям. Первое место Писания – это Послание к Евреям, двенадцатая глава, с тринадцатого стиха. Здесь написано так:

Евр.12:13-14 «и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа».

Что мы видим? Какую картину мы видим? Мы видим, что кто-то хромает. Ему сказано: «Идите прямо», а он говорит: «А я хромаю!» Бог говорит: «Идите прямо». И какой совет написан? Вот этот: «чтобы хромлющее не совратилось». Да? Чтобы ещё хуже не стало, правда? И дальше написано: «а лучше исправилось». Вот поэтому Бог говорит: «Лучше, чтобы мы исправились, чтобы изменились, чтобы исцелились, чтобы освободились».

В Новом Русском Переводе написано более понятно. Я прочитаю немножко, чтобы расширить это понимание. Здесь так написано:

Евр.12:12-13 ERV «Вы ослабели. Так снова наберитесь сил! Живите праведно, чтобы спастись и чтобы ваша слабость не заставила вас утратить веру».

Я ещё буду вспоминать, наверное, этот стих, потому что сегодня один из наших, можно сказать, «героев», по которому мы будем разбирать слово Божье – это Исав. Это ситуация, которую приводит Апостол Павел. И, кстати, про Исава очень много в Библии написано. Если вы поисследуете, очень много раз он упоминается, и, в основном, в негативном смысле. Слово Божие нам, как бы, говорит: «Вот такими нельзя быть. Вот так нельзя поступать. Потому что это приведёт к каким-то проблемам и последствиям».

И что здесь говорит этот перевод? Он говорит, что вы ослабели, вы устали. Очень часто нас легко победить, когда мы уставшие. Когда у нас нет сил бороться, сражаться, верить, и так далее, и так далее. Это означает, что мы на грани того, чтобы сдаться, чтобы прекратить двигаться куда-то дальше. И Автор Писания нас ободряет и говорит, чтобы мы набрались сил. Как это сделать? Кажется, всё просто: Живите праведно, чтобы спастись, и чтобы ваша слабость не заставила вас утратить веру. То есть, когда люди теряют веру? Когда приходят какие-то проблемы, какие-то трудности. Когда они устают сражаться. Когда они говорят: «Я устал сражаться, я устал верить, я устал служить, я устал терпеть, я устал, устал, устал». И здесь написано, что это – тот момент, когда человек может утратить веру. А это очень опасно – утратить веру! Потому что через веру мы спасены. Через веру мы побеждаем. Через веру мы имеем отношения с Богом. И понятно, что усилия врага направлены на то, чтобы мы утратили эту веру. Чтобы у нас не было твёрдой веры, чтобы, опять же, противостоять ему. Апостол Павел напоминает и говорит:

Евр.12:14 ERV «Старайтесь жить в мире со всеми. Старайтесь жить без греха, потому что без святости никто не увидит Бога».

И я понимаю, что «святость» означает, что ты хранишь свои отношения с Богом, хранишь слово Божье, которое Бог тебе говорит, какие-то пророчества, какие-то обетования, которые были даны Богом и призвание, которое ты имеешь. Потому что, если ты, написано, не будешь стараться хранить и жить так, ты просто это всё потеряешь. Очень многие вещи мы теряем по той причине, что не стараемся сохранить. То, что мы храним, мы по 10 раз проверяем: «Так. Со мной, или не со мной? Телефон со мной? Нет, забыл телефон!» И, как будто, сердце у тебя остановилось: «Где он? Где он? А, вот он! Слава Богу, я спасён!» То есть, существуют вещи, которые мы постоянно проверяем, смотрим и понимаем, что без них нам будет плохо. Но также нам написано, что без святости нам будет плохо. Без святости, без этих отношений с Богом, которые мы защищаем и храним, нам будет плохо.

И мы читаем дальше:

Евр.12:15 «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие».

Вот это будет базовым местом Писания, от которого мы будем отталкиваться. Что нам говорит Апостол Павел дальше? Он говорит, чтобы мы наблюдали. За чем нам нужно наблюдать? Чтобы мы не лишились благодати Божьей, написано. А, что – можно лишиться Божьей благодати? Ну, значит, можно лишиться, если так написано! Наблюдайте – это значит: «пристально смотрите», «замечайте». Я привёл пример с телефоном, потому что многие люди больше за свой телефон переживают, чем за благодать Божью. И если мы не наблюдаем за чем-то, мы это легко можем потерять. И обычно это происходит с тем, что мы не ценим. А вот то, что мы ценим, мы за этим наблюдаем! Мы пылинки сдуваем, протираем, смотрим. Потому что мы наблюдаем – чтобы нам не потерять это, «не лишиться», как здесь написано.

Дух Святой через Апостола Павла напоминает нам – за чем мы должны наблюдать в этой жизни? Что мы должны видеть и чем мы должны дорожить в этой жизни? И когда Он говорит, что ты можешь лишиться благодати, Он конкретно говорит о горьком корне. То есть, есть что-то, что может так подействовать на твою жизнь, что ты лишишься этой благодати. Ты лишишься спасения, лишишься всех обетований Бога, потому что ты лишишься отношений с Богом. И, более того, это причиняет вред, прежде всего, нам. Потому что, во-первых, мы отравляемся ядом этого горького корня, и, во-вторых, мы не только сами отравляемся, но и становимся носителями этого горького корня, этой горечи. И, когда мы открываем свои уста, это горечь выливается из нас на других людей, и оскверняет, написано, заражает.

И, вот, если сравнить, горечь, например, с какой-то грязью. Вот, ты открыл свой рот, а рядом с тобой стоит человек в светлой одежде – уйть! – и он весь грязный стоит. Но ты не видишь это физически. Если бы мы видели это физически, мы бы сразу понимали: «О! Я с этим человеком лучше вообще не буду разговаривать! Потому что, как ни подойдёшь, сразу – уйть на тебя, и ты весь грязный, как будто бы тебя облили грязью».

Но горечь не просто сидит и молчит. Горечь тоже хочет говорить. Она хочет влиять. Об этом здесь и пишет Апостол Павел. Она хочет влиять даже не просто на кого-то одного, а на многих людей. Написано: «Чтобы не осквернились многие». И вот поэтому мы посмотрим внимательней на природу этих горьких корней. Потому что горькие корни дают горькие плоды. Горькие корни делают нашу жизнь горькой. То есть, горечь всё тогда наполняет. И это влияет на всё. Это влияет на отношения с Богом, на отношения с людьми. Это вообще на всё влияет. Потому что от избытка сердца говорят твои уста. И, если ты наполнен горечью, она и будет из тебя исходить. И в семье точно такие же проблемы будут, потому что никто не любит, когда их пачкают, когда их отравляют, можно сказать. Никто не радуется, когда вот такое приходит.

Поэтому есть выражение: «Зри в корень», которое означает: «видеть самую суть». Нам нужно видеть суть происходящего, нужно различать добро и зло, как говорит Писание. Нам нужно понимать это. Если мы теряем это понимание, то уже не различаем добро и зло, не видим последствий, потому что не видим сути, не видим самого главного, но сосредоточены на неважных вещах. Мы работаем с этими неважными вещами, а главное так и остаётся нетронутым. И поэтому перемены не приходят, свобода не приходит, ещё что-то не приходит, чего мы ожидаем.

В Евангелие от Матфея, в 15 главе написано:

Мтф.15:19-20 «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека»;

Что нас оскверняет? Помыслы, которые выливаются в слова, а потом они могут вылиться в действие. И поэтому Господь напоминает, чтобы мы хранили своё сердце. И, как молился Давид, когда он совершил грех:

Пс.50:12 «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня».

То есть, он понимал главную ценность: это сердце, это его дух, это его помыслы. Что будет в центре его жизни? Если в центре его жизни будет грязь, она будет загрязнена, осквернена. Его жизнь будет просто разрушена. И поэтому он молится за чистое сердце.

Также Писание нам говорит:

Мтф.5:8 «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Это говорится в Нагорной проповеди. Блаженны чистые сердцем! Потому что, когда твоё сердце не отравлено ядом неверия, обид, недовольства, и так далее, и так далее, оно открыто для Бога. То есть, существует много вещей, которые нас блокируют. Враг нас блокирует, и мы не хотим искать Бога. Потому что через эти ядовитые семена к нам приходит обида на Бога, недовольство Богом, и так далее. И когда это есть в сердце человека, он уже не ищет Бога. Он ищет чего-то, или кого-то другого. Он стремится к чему-то другому. Поэтому Иисус напоминает в Нагорной проповеди, что блаженны те, у кого сердце чистое по отношению к Богу. Оно не отравлено, не поражено этой горечью.

Охранять свое сердце.

И мы знаем, что дьявол – вор. Он пришёл украсть, убить и погубить. Он ворует нашу веру, нашу радость, наши добрые отношения. Он – бандит с большой дороги! Поэтому, когда Бог сотворил Адама, Он сказал ему: «Возделывай сад и охраняй его», потому что Он знал, что враг туда придёт. И враг будет приходить. Но эта заповедь, которая дана Адаму, также и нам очень полезна: возделывать, то есть, следить за своей жизнью, культивировать Божьи ценности в своей жизни, развивать веру и охранять это. Если ты видишь, что у тебя появились какие-то горькие корешки недовольства, неверия, ропота, и так далее, тебе надо вырывать их. Поэтому Бог говорит: «Возделывай сад и охраняй, иначе там всё зарастёт. И тогда там ничего доброго не останется».

Вернемся к Посланию Евреям.

Евр.12:15 «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией».

Хочу немножко об этом сказать. Я специально посмотрел, что богословы говорят по этому поводу. Что они видят, как они это трактуют: «не лишится благодати». Согласно ветхозаветному пониманию, это означает: «уклониться от Бога», или «стать отступником». Вот, к чему приводит горький корень! Человек становится отступником! Он уклоняется от Бога. Он, как отступник, сам уже становится горьким корнем. А за этим следует непослушание, непокорность, и всё это ведёт его дальше и дальше. Он отходит от Бога через все эти вещи. Так же, как в Израиле Бог предупреждал, что один идолопоклонник может повлиять на других людей и увлечь их к этому идолопоклонству, так и Апостол Павел напоминает нам и говорит:

«Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией».

Чтобы человек не потерял эту благодать. Ведь, что ещё такое – «благодать»? Написано: «Благодатью мы спасены». То есть, люди иногда спрашивают: «Можно ли потерять спасение?» Одни говорят: «Можно», другие говорят: «Нельзя». Но я лично склоняюсь к тому, что спасение можно, не то, что потерять. Как будто бы шёл, шёл и потерял своё спасение. «Где моё спасение? Потерялось по дороге!» Нет. Мне кажется более правильное слово – ЛИШИТЬСЯ спасения, то есть, лишиться этой спасающий благодати.

Мы сейчас посмотрим, что делает этот горький корень, эти тернии. Они заглушают добрые семена, и, если их не убирать, они полностью всё заглушат. Даже, если мы посмотрим в природе. Если ты посеял на своём огороде какие-то семена и не появлялся там сколько-то времени, то потом ты ничего видишь, кроме огромных кустов сорняков, которые выросли, всё захватили, забили и заглушили. И ты говоришь: «А где же то, что я садил?» Поэтому мне нравится слово: «культивировать». Как Бог сказал Адаму: «Возделывай, или культивируй сад, смотри за этими посадками, охраняй его», в таком смысле, чтобы неправильное не заглушило правильное. Чтобы плохое не заглушило хорошее.

В Евангелие от Луки Иисус говорит:

Лук.6:43-44 «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника».

Ну и мы также знаем, что: «По плодам их узнаете их» (Мтф.7:16). Но плод же не появляется сразу! Почему я об этом хочу поговорить? Потому что иногда мы видим: «О! Человек вдруг стал таким! Он стал себя так вести, он стал так поступать!» Но это – не вдруг! Нет такого: «Вдруг». Это – процесс. Потому что Бог так устроил, что есть закон сеяния и жатвы. Сначала сеется семя, оно растёт, потом появляется зелень, а потом уже колос. То есть, происходит процесс, который называется: «процесс сеяния и жатвы».

И наша жизнь, если посмотреть на неё, как на сад, или как на поле, то семена, которые посеяли ещё с детства в нашу жизнь, принесли свои плоды. Если это были хорошие семена, они принесли хорошие плоды. Плохие семена принесли плохие плоды. И, когда мы приходим к Богу, то, как говорится, имеем то, что имеем.

Поэтому я говорю, что наш дух спасается, но наша душа, как это поле, или как этот сад, нуждается в обновлении и в изменении. И вот этой культивацией мы уже занимаемся. Это уже наша ответственность. Бог даёт нам Духа Святого, Который говорит нам – где плохое, а где хорошее: «Вот это убери из своей жизни, а вот это пусть в твоей жизни остаётся».

И когда мы читаем притчу Иисуса о сеятеле: «Вышел сеятель сеять слово», то мы понимаем, что сеятели тоже разные есть. Есть хорошие сеятели с хорошими семенами. А есть плохие сеятели, которые плохие семена насеяли. И в Послании Иакова 1:15 написано:

Иак.1:15 «похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».

То есть, грех не появляется внезапно: «раз! и человек стал грешником». Даже когда он спасся. Раз! И он впал в какой-то в грех. Это – процесс. И поэтому важно наблюдать: кто сеет в твою жизнь, и что сеется в твоей жизни? Потому что сначала это не видно. Когда семя только упало, его не видно. Если ты что-то посеял, этого сразу не видно. Только через время начнёт проявляться то, что ты посеял. И иногда даже то, что проявилось, вызывает вопросы: «А что это у меня выросло? Что это? Я не понимаю: это хорошее или плохое?» Но когда уже появляется результат, или плод, тогда ты понимаешь – что ты посадил, что там вообще выросло.

Иногда бывает, купил человек семена. Там было написано, например, «редиска». Но, на самом деле, была не редиска, а что-то похожее на редиску. Просто какая-то трава выросла. Ты говоришь: «Что же я там насеял? Я даже не знал, что это не то, что я хотел!»

Поэтому есть вещи, которые мы, как бы, неосознанно сеяли в свою жизнь. Мы не понимали до конца, что мы сеем. Но, когда мы пришли к Богу, Дух Святой начинает нам показывать. Он говорит: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати». То есть, наблюдайте: что происходит в вашей жизни, как это происходит в вашей жизни? Потому что семена превращаются в корень. А корень превращается в растение, или в дерево, и это уже приносит определённые плоды.

И, конечно, враг сеет эти плохие семена в нашей жизни, чтобы это плохое заглушило всё хорошее. Давайте, прочитаем несколько стихов из Евангелия от Марка, которые характеризуют, как доброе заглушается плохим. Написано:

Мрк.4:7 «Иное упало в терние»,

Это колючки, или сорняки, можно сказать.

«и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода».

И когда мы смотрим на себя, или на кого-то, то думаем: «Почему это произошло? Почему человек отступил, почему он стал таким?» Мы должны видеть и понимать причину этого. Иисус сначала сказал это всем, а потом собрал учеников и объяснил. Это написано в 18 и 19 стихах. Смотрите:

Мрк.4:18-19 ERV «Семя, посеянное среди колючек, означает тех, кто слышат слово, но повседневные заботы, обманчивое богатство и другие желания прорастают и заглушают в них его, и оно не приносит плодов».

Вот, очень простые для нас примеры: за чем мы должны наблюдать, почему мы должны возделывать и охранять. То есть, вот эти все, казалось бы, сельскохозяйственные термины, необходимы нам, даже, если мы не занимаемся сельским хозяйством. Закон сеяния и жатвы работает – как в духовном смысле, так и в материальном.

Почему плохие семена получают силу для роста?

Какие основные причины того, что горький корень всё-таки начинает расти? Почему плохие семена получают, скажем так, силу для роста? Мы прочитаем Евангелие от Луки 6:46. Здесь Иисус рассказывает притчу Своим ученикам. И Он говорит так:

Лук.6:46 «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?»

Иисус говорит им, верующим: «Вы взываете ко Мне». Неверующие же, не будут говорить: «Господи, Господи!» Верующие будут говорить: «Господи, Господи!» И мы много чего говорим Господу. Но какая проблема возникает? Иисус говорит: «Вы не делаете того, что Я говорю». Понимаете? То есть, вы знаете, но не делаете. И Он дальше поясняет Свою мысль:

Лук.6:47 «Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен».

Если бы это было неважно, мы бы об этом не говорили. И, тем более, Иисус бы об этом не говорил. Но Он понимает, насколько это важно. И, причём, Он говорит верующим, Своим ученикам. Для нас это тоже очень важно. Если Иисус это говорил ученикам, это важно и для нас. Давайте, сосредоточимся на этом. Он делает акцент на том, что мало слышать слово. Хорошо, что ты его слушаешь! Это – прекрасно! Вера приходит от слышания слова Божьего. Но что ещё нужно? Исполнения этого услышанного слова!

Знание слова не всегда говорит об исполнении слова. Есть люди, которые выглядят очень духовно. Они очень много знают. Они могут очень много рассказать: и то, и то, и то, и то. Но, когда ты смотришь на их жизнь, то видишь, что они не живут по слову. Они знают слово, но не живут по нему. И тогда Иисус говорит: «Вы зовёте ко Мне, молитесь Мне, но не делаете того, что Я говорю». Иисус акцентирует нас на том – насколько важно делать то, что Он сказал. Это очень важно: что Он сказал, и что ты сделал.

Если мы послушаем политиков, они все обещают золотые горы, райскую жизнь на земле, и так далее. Особенно, когда проходят выборы. Но через некоторое время люди говорят: «А вот это Вы обещали. Где это?» Они не сделали. Поэтому Бог конкретизирует. Он говорит: «Я посмотрю на то, что ты делаешь, или что ты сделал. На твои плоды, на твои результаты». И иногда многие вещи мы уже не воспринимаем, потому что уже не верим этому. Но мы должны верить словам Иисуса, потому что Он исполняет Своё слово.

Иисус рассказывает притчу или историю о двух строителях. Она есть в нескольких Евангелиях, и я взял её в Евангелие от Луки. Здесь так говорится:

Лук.6:48 «Он подобен человеку, строящему дом»,

Человек, строитель, строил дом. Кто-то, вообще, строил дома? Ну, даже, если ты дом не строил, всё равно послушай. Почему Иисус говорит о том, что кто-то строил дом? Потому что дом – это, как бы, внешняя часть, видимая. Мы говорим, глядя на строения: «Такой красивый дом! А это какая-то хибара! А это, вообще, какой-то сарай! Зачем его вообще сделали?» То есть, мы даем оценку. Мы видим и оцениваем: что это за дом. Мы можем по дому сказать – что за человек там живет: какое у него состояние, какое у него видение. Потому что, как он видит, так он это и воплощает. Это, можно сказать, оценка того, как мы строим свою жизнь. Мы её строим так, как мы её видим, как мы её представляем. У человека, который любит порядок и чистоту, всегда будет порядок и чистота, потому что он так видит. Если человек не видит мусора и бардака, ему и так нормально. «Нормально? Нормально! Отодвинул хлам в сторону, чтоб пройти. Нормально? Ходить же ещё можно? Можно! Нормально!» Это его видение жизни, к примеру. И поэтому, когда ты видишь чей-то дом, ты уже можешь составить для себя представление о человеке, живущем в нём. А ещё лучше, когда ты зашёл в его дом и что-то увидел. Ты понимаешь, что это отображает его внутреннее состояние.

Поэтому меня некоторые в гости не зовут, я так понимаю. Потому что они внешне могут хорошо выглядеть, А там что? Это другое! Лучше не видеть, чтобы не испортилось мнение.

Так вот. Почему Иисус начинает с этого человека? Что этот человек стал делать? Как нормальный строитель, написано, он должен был положить основание или фундамент. Он положил основание на камне, написано. Камень в данном случае – это слово Божье, исполнение слова Божьего. Потому что вера – в действии. Вера, написано, без дела мертва, но вера в действии даёт результат. И он это делал. Это было не так просто. Надо было копать слово, надо было углубляться в слово, надо было вникать в себя и в Писание. И всё это говорит о том, что это – закладка основания. И он делал так, как нужно было делать. Он делал, или строил по технологии. То есть, он, в контексте Иисуса, строил, исполняя слово Иисуса, слово Божье. И эта технология оказалась проверена жизнью, проверена временем. Потому что настала плохая погода, случилось наводнение, написано. Пришло испытание его жизни, его веры, его отношений, и так далее, и так далее. И написано:

Лук.6:48 «когда случилось наводнение, и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его»,

Не могла! Воду прошли! Ничего не случилось. Ничего не снесло.

«потому что он основан был на камне».

Он основан был на слове. Он исполнил слово Божье. Сегодня мы говорим о горьком корне. Горький корень разъедает, эта горечь съедает. И, когда человек чем-то недоволен: недоволен Богом, недоволен тем, как в его жизни что-то складывается, он усугубляет свое положение. А почему он недоволен? Это недовольство из-за того, что он не исполняет слово! Потому что очень часто мы хотим строить свою жизнь по своей технологии. По своему пониманию делать, как нам нравится. Второй строитель – это противоположность первого. Он именно так и строил. Он делал – как считал это нужным. Мы же все умные! Мы всё знаем! И вот он:

Лук.6:49 «А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания»,

Ты думаешь: «Как это так – без основания дом, без фундамента? Как так можно?» А он говорит: «Да и так сойдет!» Это было его видение. Это была технология его жизни. «Да, так у меня всегда было! Подумаешь там! Ничего страшного! Тяп-ляп, и – готово!» И случилась та же самая ситуация. Они, может быть, рядом жили. Два верующих жили рядом, допустим. И когда пришло давление на его жизнь, у него всё рухнуло, всё провалилось.

«когда наперла на него вода, тотчас обрушился»,

Строить – для этого нужно время, упорство. А разрушиться может всё в один момент. И когда мы не понимаем того, что сказал Бог, когда мы не делаем по Божьей технологии, то есть, не исполняем слова Божьего, все может разрушиться. Почему мы не делаем? Потому что думаем, что это долго, это трудно, это то, это сё. Но потом, в один момент: «О! А как это так случилось с этим человеком?» В один момент, казалось бы. Но это не в один момент! Этому моменту предшествовали другие моменты.

«и разрушение дома сего было великое».

Дом, можно сказать, это – жизнь, семья, бизнес, работа, служение. То есть, много чего можно вместить в слово «дом». Чему ты посвятил годы своей жизни, что ты вкладывал в свою жизнь все эти годы? Если ты вкладывал слово Божье и верил Богу, то говоришь: «Я живу для Бога, вкладываю в Божье, делаю Божье». Бог обещает, что внешнее давление тебя не одолеет, не победит, потому что у тебя внутри есть Божьи ценности. У тебя есть этот фундамент, и ты устоишь, победишь, Потому что твоя жизнь основана не на понимании этого мира, а на понимании Бога, на откровении Его слова.

И вот, интересно. Они же оба слушали. Они сидели на одном собрании, к примеру. Они сидели на одном собрании, слушали слово. Но один из них сказал: «Я верю в то, что Бог говорит. Я буду это делать». А другой слушал, но решил по-своему поступать. Своеволие, или, как мы скажем, не послушание, бунт. Мы можем многие такие слова вспомнить. В нём уже было семя непослушания, из которого вырос горький корень.

Иисус говорит: «Вы меня зовёте, но не делаете того, что Я говорю». Он приводит конкретный пример – почему у одного развалилась жизнь, а у другого устояла. У одного семья крепкая, а у другого всё рассыпалось. Там можно много чего перечислить. Иисус всегда очень конкретен, очень чёток. И Он говорит, что главное – основание, корень. Какой у тебя корень? Бывает, ветер дунул, и все деревья сложились. А есть деревья – ветер дул, всё гнулось, но дерево устояло. У всего есть последствия.

Нам не хочется каких-то последствий. Но, вот, если мы нарушили правила. Я, кстати, нарушил недавно правила парковки, узнал об этом. Но, из-за того, что я это сделал не специально, последствия всё равно будут. Я могу объяснять гаишнику: «Товарищ гаишник, знаете, я не нарочно! Я не заметил знак». Последствия всё равно будут. Штраф всё равно придётся платить. Точно так же, мы иногда молимся: «Господь! Ну, Ты же знаешь! Ты же всё знаешь!» Бог говорит: «Да, Я знаю! Но это – закон сеяния и жатвы. Ты посеял, и ты всё равно это пожнёшь!» Кто-то говорит: «Нет! Я буду верить, что гаишник скажет: «Прощаю тебя, сын мой! Иди и больше не греши!» Иисус же простил блудницу! Но даже ей Иисус сказал, чтобы больше не делала так.

Почтение к Богу.

Мы продолжаем читать Послание к Евреям, 12 главу. Здесь написано:

Евр.12:16 «чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства».

Если посмотреть на жизнь Исава, мы не скажем, что он был блудником. Нет! Там ничего про это не написано. Почему тогда здесь это написано? Что значит «блудник» в глазах Бога?  Блудник – это тот, кто изменяет. Для Бога – это люди, которые изменяют Богу. Очень часто Бог называл так Израиль. То есть, это тот, кто неверен Богу. Бог называет его блудником и нечестивцем, «который, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства».

Евр.12:17 «Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами».

Меня, лично, пугает это место Писания. Не знаю, как вас, но меня оно пугает. Оказывается, есть такие ситуации, когда уже ничто и никто тебе не поможет. Иногда это называется: «пройти точку невозврата». И вот такие места нам хочется перепрыгивать дальше. «Что это такое? Как это так? Почему Апостол Павел приводит в пример эту ситуацию?» А какая здесь ситуация? Ситуация такова, что он начинает с горького корня, и говорит о том, что Исав – блудник и нечестивец. Он говорит, что Исав просил отца со слезами, но был отвержен и не мог переменить мыслей отца. Это страшновато, друзья, правда? Это пугает. Потому что, оказывается, есть ситуации, которые уже нельзя исправить, получается! Уже ничего не сделаешь! Уже слишком далеко зашёл! Слишком далеко! Уже, как бы, нет возврата. И в первом Послании к Коринфянам тот же Апостол Павел пишет:

1Кор.6:9-10 «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют».

То есть, Дух Святой конкретизирует и даёт этот перечень для того, чтобы человек не заблуждался. Исав не был физическим блудником. Это был духовный блуд, так можно сказать, духовная неверность Богу. А почему неверность происходит? Как вы думаете? Почему кто-то не любит жену, не любит мужа, не ценит. Почему – как вы думаете? Недоверие, отношения такие…

Вот, у нас с женой скоро будет 40 лет нашей совместной жизни. Когда я эту цифру слышу, я даже сам себе не верю! Сколько же мне лет уже тогда? Если 40 лет мы живём вместе! Но у меня никогда не было никаких мыслей, чтобы быть «на стороне» или развестись с женой. Я иногда слышу такие истории, и ловлю себя на том, что у меня никогда и не было таких мыслей. Я думаю, конечно: «Слава Богу, что не было!» Но, когда у людей такое отношение, оно говорит о ценности. Если мы не ценим своего супруга, тогда легко. Можно всё! Он такой плохой, или она такая плохая, или Бог не такой уже хороший.

Я верю, что это не сразу в жизни Исава произошло. Не сразу он: «О, конечно! Жрать хочу! Зачем мне это надо? Давайте сюда!». Нет! Это семя росло, росло, росло. И, как плод, произошло это его отступление от Бога, эта продажа, это предательство, эта измена. Она зрела в нём.

Когда человек не видит этого ядовитого корня, он позволяет ему расти. Как он ему позволяет расти? Когда он думает о неправильных вещах. Наши мысли – тоже, как семя. Почему Иисус говорит: «Если кто посмотрит на женщину с вожделением, то он уже согрешил»? Потому что Он говорит об этом принципе сеяния и жатвы. То, на что человек смотрит, об этом он и думает. И, когда мы понимаем, что это неправильно, так нельзя, но продолжаем об этом думать, что происходит? Это семя получает силу для роста. Ведь, все верующие знают: нельзя обижаться! Нельзя не прощать. Нельзя врать, нельзя то, нельзя это. Все всё это знают! Но почему нельзя? Потому что, когда человек думает о своей обиде, о своём обидчике, о своей зависти, и так далее, он даёт силу этому семени прорасти, пустить корни. И чем он больше думает, тем сильнее оно растёт и вырастает огромное. Иисус говорил, что Царство Божие подобно горчичному зерну. Оно такое маленькое, но вырастает в огромное дерево. Ведь это тот же принцип, который и в плохом может быть. Казалось бы, какая-то мысль нечестивая, какая-то плохая, неправильная, но она упала, и ты начал думать про это. И вот она уже начинает расти. И ты опять об этом думаешь, опять об этом думаешь. И каждый раз, когда ты об этом думаешь, ты удобряешь это семя, и оно растёт и растёт. А потом человек говорит: «Ну, вот, я молился, даже постился. Я, там, то-то делал». А корень он не вырвал! Даже мало того, что ты должен вырвать корень. Ты должен что-то другое посадить туда. Поэтому, когда мы говорим о непрощении – если ты простил, посади прощение. Если ты неблагодарный, посади благодарность. Если ты злишься, посади туда доброту. То есть, вырви одно, посади другое. А не просто вырви. Оно опять там будет расти. Поэтому мы должны делать эту замену, культивацию. Это убрал, а вот это ты растишь.

Почему написано в Послании к Филиппийцам:

Флп.4:8 «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте».

Потому что, когда ты думаешь о слове Божьем, это тоже даёт силу слову Божьему расти в твоей жизни. И когда оно растёт, оно приносит результаты, плоды. Поэтому человек, о котором говорит первый псалом, пребывал в слове Божьем, и это слово давало ему силу, и он стал, как дерево. Его корни не были горькими, потому что были в Божьих потоках. Он питался от Бога, и это дерево не завяло, потому что не было горечи, и приносило плод. Поэтому очень важно не просто читать Библию, а понимать: что же Бог говорит об этом? Почему он – дерево? Почему он – такое благословенное дерево? Потому что его корни не питались грязью. Его мысли думали о Божьем, и это давало ему силу.

Я иногда разговариваю с мужчинами, парнями, которые зависимы от порнографии. Это очень большая, глобальная проблема. Но я могу сказать одно: если ты будешь продолжать смотреть, тебе никакие молитвы не помогут. Потому что, если ты будешь питать опять это снова и снова, сила-то куда денется? Корень – куда денется? Почему нам так важно понимать корни. Если ты корень не вырвешь и не посадишь чистоту и святость, ты Бога не увидишь. Так и говорит Апостол Павел открытым текстом. Он говорит – кто Царства Божьего не наследует.

Может быть, такая непопулярная проповедь была, такая не вдохновляющая: «О! А я думал, что мы всё равно толпой зайдём, как бы, что бы, там не было!»

Вернемся к первородству. В Ветхом Завете первородство означало не только то, что ты просто первый родился. Исав родился первым сыном, и ему принадлежало первородство. Но первородство означало, что этот человек посвящён Богу, что двойная часть наследства принадлежит ему. Что, когда отца нет, например, дома, он остаётся за старшего. Вот, казалось бы, какая почётная роль – иметь первородство! Но почему отказался Исав от, казалось бы, такого ценного дара, который ему дал Господь?

Давайте, почитаем книгу пророка Малахии, первую главу, со второго стиха.

Мал.1:2 «Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: “в чем явил Ты любовь к нам?”»

Вечный вопрос! Мы поём песни: «Бог любит нас, Бог любит нас!» И опять вопрос: «А как Ты меня любишь? А любишь Ты меня, или нет?» И, смотрите: какой интересный переход! Обратите внимание:

«– Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь»;

Кажется – о чём тут? О любви говорится, и вспоминает двух братьев!

Мал.1:2-3 «– Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел».

Это что – наш Бог? Он же – любящий Бог! Он же всех любит! Как это? Какое-то противоречие в Библии, или что это такое? Я могу сказать, что Бог говорит, что Он ненавидит Иакова, не как человека. Он ненавидит такое отношение к Нему, к самому Богу. Бог серьёзно относится к тому – как мы относимся к Нему. Это не просто какое-то частное дело. Он открыто говорит: «Вот моё отношение».

И дальше эта ситуация раскрывается. Он говорит: «Исава Я возненавидел», то есть, показал Своё отношение, и какие последствия пришли? Написано:

Мал.1:3 «и предал горы его опустошению, и владения его – шакалам пустыни».

Идумеи, едомитяне – это потомки Исава.

Мал.1:4 «Если Едом скажет: “мы разорены, но мы восстановим разрушенное “, то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда».

Дальше написано:

Мал.1:6 «Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною?»

Видите – с чего началось? Исав и Иаков. Что Бог сказал об Иакове? «Я его возлюбил». Что Бог сказал об Исаве? «Я его возненавидел». Бог не скрывает Своего отношения к неправильным вещам. Он не просто такой: «Я – толерантный Бог. Что хотите, то делайте! Всех люблю, всех спасу». Нет! Он подчеркивает Своё отношение для того, чтобы люди понимали – какое отношение Бог не приемлет. И, если Бог его не приемлет, мы должны искоренить это отношение в своей жизни. Потому что всё равно будут последствия. Так же, как я сделал неправильно, последствия будут. Мы сделали неправильно, последствия будут.

Бог говорит о почтении. Дальше написано:

Мал.1:6 «говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое».

То есть, наше отношение либо прославляет Бога, либо бесславит Его. Ведь написано, что люди, видя вашу жизнь, должны прославить Бога. То есть, наше поведение, наша жизнь, наши слова, наши отношения, даже там, где нас не знают люди, должно прославлять Бога.

Бывает, люди ко мне подходят – я их вообще не знаю – в магазине, ещё где-то, и говорят: «О, мы Вас знаем! Вы – пастор! Вы, там, то-то и то-то». И вас люди тоже знают. Поэтому мы везде должны быть представителями, или посланниками Бога. А если верующий где-то скандалит, шумит, орёт, люди говорят: «О! Так это же брат из той церкви!» Понимаете? И даже, не в том дело, что вас увидят люди. Мы живём перед Богом, друзья! Вот это – самое главное надо понимать. Что мы ходим перед Богом. Где бы мы не были, мы – перед Богом. Поэтому Он говорит: «Вы Меня бесславите, если вы Меня не почитаете и не цените».

Давайте, откроем книгу Бытие, 25 главу, с 27 стиха. Здесь есть характеристика Исава и Иакова:

Быт.25:27 «Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах».

Один, вроде бы, такой – настоящий мужик! По горам носится, зверей ловит! А другой – такой: человек кроткий, живущий в шатрах. И, если мы не понимаем Божьего взгляда, то нам Исав даже больше нравится. Ну, настоящий мужик! А что там, Иаков? В шатрах там, что-то, в каких-то. Кроткий такой, слабак! То ли дело – Исав! Но, когда мы читаем Библию, мы должны понимать глубину: что Бог имеет в виду? Потому что, «в шатрах» имеет смысл: «быть в присутствии Бога», быть в Его слове. Потому что написано, что кроткие наследуют землю. А гордым Бог противится. А Исав – нигде не написано, что он – кроткий, или что он – с Богом. Он всегда где-то далеко от Бога. Он где-то бегает. Его нет в церкви, нет на служении. Он где-то там. А Иаков – здесь! Он – с Богом.

И вот, когда Исав пришёл с поля голодный и усталый:

Быт.25:30-34 «И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство».

Вот такая история. Так всё просто написано. Но, если не смотреть в корень, если не смотреть в глубину – почему это произошло, то можно не понять. А это произошло задолго до того ещё. Уже в своём сердце он давно пренебрёг Богом, уже давно не ценил Бога. Я посмотрел ещё английский перевод. И в английском переводе это слово «пренебрёг» сильнее. Там написано: «Он презирал и ни во что не ставил своё первородство». Вот, до какой степени он уже дошёл, что даже презирал? Как он к этому относился? Да, никак! «Что мне толку от этого? Зачем мне это нужно?»

И такая проблема приходит постепенно. Когда, например, у нас есть выбор: пойти на служение, или полежать на диване, посмотреть кино или сходить куда-то. У нас всегда есть выбор. И, на самом деле, ты можешь чем-то пренебречь. Ты можешь сказать: «Нет, я не пойду на служение. Я лучше вот это сделаю. Мне это больше нравится».

Исав делал то, что ему нравилось, а не то, что нравилось Богу. Он жил для себя. Ему нравилось быть охотником, нравилось на рыбалку ходить. Он просто жил для себя. Он никогда не жил для Бога. Он никогда не ценил это первородство, или, можно сказать, призвание от Бога, которое Бог дал ему в жизни. Он не ценил этого. И, если ты что-то не ценишь, тебе легко с этим расстаться. Оно не имеет для тебя цены: «Ну и ладно! Ну и что? Всё! Лишь бы я делал то, что я хочу! Мне вот сейчас это хочется! Не хочу молиться – не буду. Не хочу читать Библию – не буду. Не хочу служить – не буду». Но тот, кто пренебрегает Богом, Бог говорит: это – нечестивец, это – блудник! И последствия для Едома были катастрофическими.  Едом, как народ, потом вообще исчез, его не стало. Потому что Бог сказал: «Я возлюбил Иакова, а Исава Я возненавидел».

Заключение.

Поэтому, когда у нас есть выбор в жизни, вспоминайте эту историю. Вспоминайте и не говорите так что: «Я ничего не знал! Просто сделал машинально, механически» Мы не должны жить машинально и механически. Мы по-другому должны жить. Поэтому прообраз похлёбки – это наши плотские желания – то, что нам сейчас хочется. И то, что мы хотим, для нас важнее и ценнее. «Что мне в этом первородстве? Что мне в этой церкви? Что мне в этом служении? Что мне в этом призвании? Мне это не нужно! Мне это – ни о чём!» И даже, если человек был в служении, но горький корень постепенно отравил его и разрушил отношения с Богом, потом он и другим начинает говорить: «Да, это всё ерунда! Да, это всё не то! Это не та жизнь!»

Я помню, у нас была одна женщина в церкви. Она служила одно время, а потом говорит: «Я столько лет зря потратила на Бога!» У меня шок был! Человек, который служил, даже учил других, как надо делать, потом говорит, что зря потратил эти годы на Бога. Именно это и говорит о том, что эта «исавщина», как можно сказать, это явление, этот горький корень, он сидел, сидел, сидел, сидел и сидел.

Последнее место Писания. История о том, как Израильский народ вышел из Египта. Написано, что они шли с тимпанами. Мариан там была, известная сестра Моисея. Она била в бубен, все радовались, танцевали и плясали. Но прошло всего 3 дня после этой великой радости, и написано:

Исх.15:22 «И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды».

Три дня по пустыне – это, конечно, сложно. Какие-то, может быть, у них были запасы, но все запасы закончились

Исх.15:23 «Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра».

Когда я читаю Писание, мне всегда всё интересно. Я не знаю, как для вас, а мне всегда интересно. Я начинаю читать, и вот это мне интересно, и вот это интересно, и вот то интересно. И я думаю: «Интересно – почему маршрут был безводный? Почему был выбран именно этот маршрут, где не было воды? Почему Бог их туда повёл? Кто виноват?» Ну, конечно, Моисей был виноват, там, в конце. Он сначала был героем, который вывел их из рабства, а потом виноватым, что они туда пришли. И я вот так понимаю, что Богу очень важно увидеть – что же есть в нашем сердце? Для Него это важно. И ещё более важно, чтобы мы сами это увидели. И вот, когда они пришли туда, в Мерру, там была горькая вода, её нельзя было пить. Но я думаю, что эта горечь еще не вышла из их сердец с того времени, как они вышли из Египта. Горечь делает нас неспособными к отношению с Богом. Она отравляет эти отношения с Богом. И написано:

Исх.15:24 «И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?»

Сразу же гнев поднялся, ропот и злость. Ещё 3 дня назад он был супергерой, который вывел их из рабства. Они пели песни, благодарили Бога. И всего 3 дня спустя они сменили милость на гнев.

И мы должны понимать, что люди очень переменчивы. Не ожидайте многого от людей. Я за свои 30 лет служения уже такого навидался, такого насмотрелся! Я очень хорошо понимаю Моисея. Потому что, когда ты сам пастор, и когда ведёшь людей, ты видишь их реакцию, и ты уже понимаешь – откуда всё идёт. Поэтому хочется донести, чтобы люди освободились от этой горечи. Потому что горечь сразу даёт неправильную реакцию гнева, ропота и так далее.

Но что сделал Моисей? Он обратился к Господу, и Господь показал ему – что надо сделать.

Исх.15:25 «Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою».

Дерево – это прообраз креста. Почему нам так важно не забывать жертву Иисуса Христа? Потому что именно в трудный момент Бог говорит: «Посмотри на крест! Посмотри на жертву Иисуса! И всё изменится. Минус станет плюсом». Мне очень понравился комментарий к трансляции проповеди. Кто-то написал: «У нас может быть много минусов в нашей жизни, но один плюс перекрывает все». Один плюс – это крест Иисуса. Ситуация поменяется, когда ты посмотришь на крест. Она изменится, потому что ты сам изменишься. Ты будешь по-другому смотреть. И вот только что это была горькая вода, но она стала сладкой. Потому что отношение в сердце поменялось. Поэтому, храни своё сердце! Вырви эти горькие корни, которые отравляют твою жизнь, и, в свою очередь, тогда ты уже отравляешь жизнь других людей.

Давайте, мы встанем, помолимся и поблагодарим Бога за то, что Он так глубоко пошёл, так глубоко нас коснулся. Я верю, что это работа Духа Святого для того, чтобы мы, как Божий народ, не были отравлены, не были поражены горькими водами и горькими корнями.

Молитва.

Дух Святой! Мы благодарим Тебя, потому что Ты наставляешь нас на всякую истину. Ты открываешь нам Свою истину. И, как сказано: истина делает нас свободными. Поэтому, что бы ни происходило в нашей жизни, Бог показывает нам причину. Эта причина, чаще всего, в нас самих. И поэтому, как Он сказал Адаму: «Возделывай сад и охраняй его», храни сердце своё! Не позволяй никакой горечи оставаться в твоём сердце. Вырви горький корень и посади туда доброе семя. Выброси плохие семена, твои мысли, если они ещё не проросли. Не сообразуйся, написано, с этим миром, но преобразуйся обновлением твоего мышления. Потому что эти мысли – они, как семена. Ты будешь про это думать, и они будут расти, будут влиять. Если Ты их уберёшь и посадишь добрые семена, они принесут добрый плод. Бог желает, чтобы в нашей жизни был добрый плод. По плодам их узнаете, сказано. И мы знаем плод Духа. Это – любовь, радость, мир, долготерпение. Вот что Господь хочет, чтобы было в нашей жизни! Какая, действительно, прекрасная жизнь, где есть любовь, радость, мир, долготерпение. Это же замечательно, это прекрасно! Такой плод никого не отравит. Такой плод принесёт именно благодать, свою силу, своё действие. Поэтому, пусть добрые плоды растут в нашей жизни. Пусть добрые семена укореняются. И пусть всё доброе, что насадил Господь, принесёт много плода. Он сказал: «И этим мы прославим Бога!» Мы Его хотим прославить!

Давайте, скажем: «Аминь», и воздадим Ему славу! Аллилуйя! Слава Тебе, Иисус! Благодарим Тебя! Поклоняемся Тебе!