«Реформация»

30.10.11г.
Ильченко Ю.Н.

реформацияПлан:
I. Вступление
Реформация – это исправление, восстановление. Реформация – одно из важнейших событий всемирной истории, оказавшее исключительное влияние на конфессиональную ситуацию в Европе, расстановку политических сил, социальные процессы и культуру.

День Реформации — праздник, отмечаемый протестантскими церквями 31 октября — в память о 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил свои знаменитые 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге — событие, считающееся официальным началом Реформации в Европе.

II. Причины Реформации
Те условия, которые существовали в церкви, не устраивали верующих. Католическая церковь имела полное политическое влияние. Папа считал себя наместником Бога на земле. Монархи Европы шли на любые затраты, чтобы получить от папы санкцию на своё господство. Чтобы люди получили спасение, церковь продавала индульгенцию. Инквизиция уничтожала множество людей руками церкви.
Как организация церковь формировала идеологию феодального общества. Церковь владела до 1/3 всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и феодалы.
Стало явно заметно несоответствие первохристианства и современной церкви. Церковь утратила силу Божью, человеческое стало преобладать над Божественным. Библия, написанная на латинском языке, была недоступна простому народу, который не знал истины. Монашество было изолировано от народа за стенами монастырей и Евангелие не проповедовалось. Тьма в церкви.

III. Предтечи Реформации
1. Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета Он провозгласил необходимость уничтожения всей папской системы, что Христос, а не папа римский, является главой церкви. Он утверждал, что Библия, а не церковь, является единственным авторитетом верующего и что церковь должна строиться по образу Нового Завета. Виклиф сделал Библию доступной людям на их родном языке. 1382 – 84г Библия была переведена на английский язык.
2. Ян Гус, пастор Вифлеемской часовни, обучавшийся в Пражском университете и примерно в 1409 году ставший его ректором, читал сочинения Виклифа и усвоил его идеи. Гус предлагал реформу церкви, сходную с той, которую провозглашал Виклиф. Ян Гус был провозглашен еретиком и сожжен на костре.

IV. Мартин Лютер.
Он провозгласил, что спасение (или оправдание) – не через церковь и её обряды, а по веры, даруемой непосредственно Богом. Лютер опроверг авторитет Священного Предания, отводя роль единственного источника истины Священному Писанию.

V. Последствия Реформации.
Замена католической церкви множеством национальных церквей. Восстановление того, что было утрачено: веры, Слова Божьего, святости. Были разрушены границы для распространения Евангелия. Слово пришло к людям – печатание Библий на различных языках. Восстановление священства всех верующих. Реформация повлияла на социальную жизнь, культуру, экономику, науку. Наука доказывает существование Бога, достоверность Библии. С точки зрения науки, мы понимаем Бога как Творца. Восстановление правильного отношения к труду (труд считался унизительным). Своим трудом мы служим Богу и воздаем Ему славу, и Бог благословляет нас. Восстановление прав человека, свободы совести и вероисповедания. Произошла смена старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.

VI. Влияние Реформации на Россию
Как таковой Реформации в России не было. Тем не менее, ввиду тесных контактов с государствами Центральной Европы, в России стали появляться мастера, которым русскими царями было дозволено исповедовать свою веру, но распространять Евангелие запрещалось. Первые протестанты появились уже при Иване Грозном. В Москве и ряде торговых городов существовали «немецкие слободы», где жили протестанты и имелись протестантские церкви.

С протестантским влиянием некоторые исследователи ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество). Рядом с Петром I стояла целая плеяда военных и государственных деятелей – протестантов: Франц Яковлевич Лефорт был генерал-адмиралом, сподвижником Петра I, поколения Брюсов, из шотландского дворянского рода верой и правдой служили России.

Первое Евангельское христианство в России зародилось внутри православия, среди богатых людей из знатных дворянских родов: полковник в отставке В.А. Пашков, управляющий императорским двором барон М.М. Корф, министр путей сообщения граф А.П. Бобринский. Они придерживались тех же пяти sola, что и отцы Реформации Мартин Лютер, Ульрих Цвингли и Жан Кальвин. Однако начались репрессии и лидеров евангельского пробуждения В.А. Пашкова и М.М. Корфа выслали из России без права возвращения. Шанс Реформации на почве евангельских ценностей был утрачен.

Вторая волна евангельского пробуждения началась уже при И.С. Проханове, который, будучи молодым студентом, вошёл в круг евангельских христиан первой волны, продолжавших, несмотря на запреты полиции, собираться в домах вдовствующих княгинь. Вторая волна продолжалась до 1927 года, затем снова начались репрессии.

Проповедь:

Мы должны знать свою историю. Мы родились в протестантской церкви.
Церковь средневековья утратила свою святость, присутствие Бога. Поэтому Бог поднял Своего служителя – Мартина Лютера.

Фильм.
Я, Эдуард Сигай, пастор объединенной методистской церкви.
Методизм это одно из направлений протестантизма, а протестанты это одна из ветвей всего христианства. Существует три основных направления в христианстве: протестанты, католики и православные. Но вера у нас общая, все мы поклоняемся Христу, читаем одну Библию и основные праздники празднуем вместе: Пасху, Рождество, Крещение. Но у протестантов есть свой собственный праздник, это день Реформации, который празднуется 31 октября. Кстати, с этого года главы протестантских церквей России предлагают праздновать день Реформации 31 октября и в нашей стране. Так как праздник для нашей страны новый, то многие спрашивают: Эдуард, чем отличается этот праздник, и как его праздновать?

Центральный смысл любого праздника кроется в его названии. Например, Рождество от слова рождение, это праздник прихода в мир Господа Иисуса. Или Пасха. Пасха означает прохождение мимо. В этот день мы радуемся воскресению Иисуса Христа. Божье наказание минует тех, кто принял в раскаянии жертву Христа как своего Искупителя. Так же и в названии праздника День Реформации, кроется его смысл. Слово Реформация с латинского переводится как исправление, восстановление. Итак, давайте разберемся, о каком исправлении и восстановлении идет речь?

Разговор у нас начался с церкви, точнее с церковного праздника, а для церкви самым важным является не материальное, а духовное и поэтому смысл понятия Реформация мы рассмотрим именно в этом ключе. И чтобы полностью его раскрыть начнем с самого начала. Вначале было слово. Словом Божьим был сотворен этот мир. И все живущее в нем, в том числе и первые люди Адам и Ева. Все сотворенное было прекрасно, и существовало в полной гармонии с Творцом, но грех, совершенный человеком, разрушил эту гармонию, исказив творение. И тогда Бог производит первую реформу. Он восстанавливает свои отношения с людьми. Он избирает Авраама и открывает его потомкам закон совершенной жизни. И происходит великое и небывалое.

Реформация на карте того мира, который мы сейчас называем древним. Через кровь и боль, вчерашние рабы побеждают могучие и многочисленные армии. И среди языческих стран появилось государство, жизнь в котором управлялась законом Божьим. Но со временем грешные люди уделяют все большее внимание внешней форме исполнения закона, и все меньше вспоминают его духовный смысл. Пока он не превращается в бремена неудобно – носимые. И тогда Бог производит реформу вселенского масштаба. Он меняет сам формат своего общения с людьми. Господь сам приходит на землю в образе человека и реформирует, то есть восстанавливает общение каждого человека с Творцом.
Реформа, как и всегда, происходила через кровь и жертву. И мир стал вести свое новое летоисчисление именно с этого момента.

Как инструмент постоянного реформирования грешного человечества Христос основывает на земле свою церковь. А в качестве путеводителя церкви было дано святое писание- Библия. Учение Христово начинает стремительно распространяться практически по всей известной тогда ойкумене. И снова реформа – исправление человеческих душ, встречает противодействие. И рост церкви проходит в условиях постоянных гонений со стороны религиозных и политических властей. Сотни и тысячи христиан принимают мученическую смерть за свою веру. Но христиане реформируют мир, жертвуя собой. Так, например, гладиаторские бои были прекращены после того как скромный маленький человек по имени Телемах выбежал на арену и встал между гладиаторами. Он крикнул: «Во Имя Христа, остановитесь!» и, конечно же, был убит тут же на арене. Но зрители, которые пришли смотреть кровавое зрелище, вдруг начали расходиться.

За несколько веков христианство разрастается до таких масштабов, что Римский император Константин решает использовать его как инструмент для объединения своей империи. И в 313 году сначала выводит его из статуса гонимой секты в ранг полноправной государственно-признанной религии, а в 319 году освобождает церковь и клир от налогов и общественных повинностей, а законом 321 года утверждает за церквами право приобретать недвижимое имущество и владеть им.

В течение последующих семи столетий церковь разрослась до таких масштабов, что централизовано управлять ей стало невозможно. Часть христианского мира управлялась из Рима, ее влияние распространялось на Европейские страны и часть завоеванных африканских территорий. Часть же христиан признавала авторитет Византии. Именно из Византии в 988 году христианство пришло на Киевскую Русь. Восточное и западное крыло церкви во многом развивались самостоятельно, что в итоге привело к великой схизме 1054 года, когда единая церковь разделилась на католическую и кафолическую церкви. Кафолическую мы сегодня знаем как православную.
Но, самое ужасное в том, что форма вновь начинает довлеть над содержанием. И в последующие 500 лет для церкви наступают темные времена, которые так и называются «темное средневековье».

Официальная церковь развивается как государственная институция. Епископы становятся практически светскими правителями. Монастырям принадлежат земли и люди. А для борьбы с инакомыслием возникает страшная карательная машина – инквизиция. Но временно существующее противодействие свидетельствует нам о том, что жизнь духа данная Богом церкви постоянно стремилась изменить существующую форму. Это был кровавый путь.

Все стремящиеся провести реформу, то есть восстановить, исправить взаимоотношения творения со своим Творцом встречают сопротивление. Так священник Джон Бол проповедовавший о равенстве людей как творений Божьих был предательски заколот кинжалом в спину, когда приехал на переговоры к королю. А проповедник Ян Гус получивший охранную грамоту от императора был обманут и сожжен на костре. Но как сказал один из его врагов, Гус сожжен, но перья его разлетелись по всей Европе.
Их было много, их всех сейчас не перечислишь, поэтому давайте сразу обратимся к тому, через кого реформам удалось запустить новый виток изменения мира.

Мартин Лютер. С его обращением к Богу связана интересная история. Направляясь в город, чтобы поступить в университет на юридический факультет, юный Мартин был застигнут в поле грозой. Именно в этот момент он осознал свою греховность перед Богом, и принес обет, что если сейчас он не будет поражен молнией, он будет служить Господу всю свою жизнь. Эту искреннюю клятву Мартин Лютер исполнил до конца. Он стал монахом, который поражал всю братию ревностными постами и покаяниями. Он стал самым молодым доктором Богословия. Но самое главное, он отверг все возможности мира, которые открывались перед ним на пути успешной карьеры, и выступил на защиту истины Божьей.

В то время ворота монастырей, как самого главного места собраний, служили также городскими досками объявлений. И именно к воротам Витенбергского монастыря ранним утром 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил свое знаменитое сочинение, 95 тезисов исповедания веры, в которых он опроверг большинство заблуждений, господствующих в западной церкви. Его тезисы буквально взорвали средневековую Европу и положили начало протестантской реформации мира.

Учение о спасении и наделении праведностью только через веру во Христа разрушало любую власть, стремящуюся встать между человеком и Богом.

Тезисы Мартина Лютера:

              1. «Соло Кристо» – только Христос,
              2. «Соло Скриптура» – только Писание,
              3. «Соло Грация» – только Благодатью,
              4. «Соло Фиде» – только верой,
              5. «Соло Део Глория» – только Богу слава,

стали девизом реформации. Мартин Лютер так же, как и Ян Гус, предстал перед римским судом. И хотя, как он сам пишет, плоть моя трепетала от страха, он провозгласил свое знаменитое: «Если меня не убедят свидетельствами из Священного Писания или очевидными доводами разума, если таким образом мою совесть не свяжут Словом Божьим, то я не хочу и не могу отказываться ни от чего, ибо не подобает христианину поступать против совести. На том стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь».

Успеху реформаторского движения немало способствовало распространение к тому времени печатания. Труды Лютера и других известных богословов того времени таких как Эразм, Свингли, Меланхтон издаются большими тиражами. Но самое главное, благодаря самоотверженному труду переводчиков, Библия переводится на современные разговорные языки Европы. И многотысячные печатные тиражи Святого Писания делают истину доступной для каждого желающего.

Но, конечно же, как и всегда реформа встречает яростное сопротивление. Тридцать лет Европу сотрясают религиозные войны. Печатные Библии жгут, а проповедников реформации убивают. Но остановить это движение уже невозможно. В последующие 100 лет формируется протестантская церковь, которая вырабатывает свое богословие и мировоззрение. Оно и становится определяющим для всего последующего развития современной Европейской цивилизации.

Современная наука не состоялась бы без участия в ней видных ученых- протестантов, имена которых знает весь мир: Исаак Ньютон, Иоганн Кеплет, Майкл Фарадей, Готфильд Лейбниц, Роберт Гук, Роберт Бойль. Музыка лютеранского композитора Иоганна Себастьяна Баха до сих пор считается вершиной творческой мысли. Протестант Георг Фридрих Гендель смог сформулировать для всех художников постулат о том, что творчество это Божий инструмент для нравственного преображения человека. Один из величайших художников, живших в эпоху протестантизма, в протестантской стране Рембрандт Ван Рей создает свои потрясающие полотна в которых идеи Реформации видны невооруженным глазом. Мировая литература была бы гораздо бедней, если бы в ней не было баптиста Даниэля Дэфо, автора Робинзона Крузо, англо-ирландца Клайва Льюиса, автора сказок о Нарнии.

С точки зрения немецкого социолога Макса Вебера, Именно протестантизм обеспечил экономическое процветание стран лидеров современной экономики, США, Европы. Голландский протестант Гуго Гроций заложил основы международного права. Баптистский пастор Мартин Лютер Кинг стал символом борьбы за права человека. Пожалуй, нет такой сферы человеческой деятельности, где протестантизм не оказал бы своего доброго влияния.

Но более всего протестантизм содействовал созданию новой формы общественно экономических отношений, которые и сформировали сегодняшний мир. Общеизвестный факт, что самые высокоразвитые страны – это страны, где основной религией является именно протестантизм. Как церковь, реформация не осталась в рамках одного вероучения, потому что протестантизм – это живая развивающаяся ветвь христианства. Она приобретает различные формы.

В России первые протестанты появились еще при великом князе Василии Третьем. А первый царь Иван Грозный, будучи в начале своего правления активным реформатором, с удовольствием приглашал иноземных специалистов. Он так же любил принимать участие в теологических диспутах с лютеранскими проповедниками. К тому времени на Руси уже существовала славянская Библия, переведенная Кириллом и Мефодием в 1863 году. А к концу жизни Ивана четвертого первопечатник Иван Федоров выпустил первую печатную русскую Библию. Кстати знаменитый собор Василия Блаженного ни что иное как попытка воплощения идеи, воспринятой Иваном Грозным от протестантских проповедников. Смысл ее в том, что евангелие несет людям радость. А при царе Алексее Михайловиче отце Петра в Москве уже проживало большое количество голландских ремесленников протестантов.

Образовывается отдельный район немецкая слобода. Район, где в Москве селились только иностранцы, преимущественно протестанты. Ныне это улица Баумановская.
Артиллерийское дело в России ставили голландские специалисты, которые все были протестантами. Лютеранин Генрих Рудольф составил первую русскую грамматику. Из ста одиннадцати академиков Российской академии наук 71 были протестантами.

Значимой фигурой для всей России стал верный сын церкви Франс Лефорт. Его влияние на Петра Первого трудно переоценить. Лефорт стал создателем нового русского флота и его первым адмиралом. При этом видный царедворец постоянно демонстрировал свою христианскую веру делами. Так, например, он отказался рубить головы опальным стрельцам, рискуя вызвать гнев Петра. В честь него назван целый район Москвы, Лефортово.

Целое поколение кальвинистов из дворянского шотландского рода Брюсов верой и правдой служили России. Роман Брюс был первым комендантом Санкт-Петербурга, а его брат Яков Брюс ставил артиллерию в Русской армии и участвовал в полтавской битве. Он дослужился до самого высшего чина генерал – фельдмаршал. В честь него назван Брюсов переулок в Москве. Список имен протестантов оставивших заметный след в истории России можно было бы продолжать долго. Бараклай де Толли, Бекендорф и Крузенштерн. Первые аптеки и первые больницы, развитие производств и учреждений благотворительных организаций – все это протестанты. Но все эти люди, хотя и служили христианским примером для окружающих, ни в коем случае не были проповедниками протестантизма на Руси.

В Российской империи православие играло роль государственной религии. И переход в иную веру преследовался уголовно. Однако всегда находились христиане стремившиеся реформировать церковь и вернуться к библейским истокам. История донесла до нас информацию о тех, чьи выступления были поддержаны последователями и оформились в какое-либо учение: богомолы и стрегольники, молокане и трезвенники, духоборы и нестяжатели и многие другие. Их богословие часто было упрощенным. Но главным было само стремление людей вернуться к изначальному христианству, не замутненному позднейшими наслоениями.

В качестве первых евангельских христиан, прародителей сегодняшних Российских протестантов историки упоминают лорда Рестока, князя Пашкова, графа Корфа и многих других Петербургских аристократов. Все эти люди, воспринявшие евангельскую весть всем сердцем, изменив свои жизни, начали прилагать усилия для распространения благой вести. При этом, совершенно не собираясь выходить из православной церкви и создавать свою. Но удержать реформацию в рамках традиции невозможно. И через некоторое время начинают возникать первые русские христианские общины с протестантским вероучением и богослужебной практикой. Лидерами такого периода были уже выходцы из самых разных слоев общества: Пашков, Павлов, Мозаев, Галяев, Проханов, Каргель.

Одновременно с Петербургским пробуждением начинают возникать первые пробужденческие общины на Кавказе и Украине. Буквально за несколько десятилетий протестантские центры возникают по всем регионам Российской Империи. Но как везде Реформация встречает яростное сопротивление. Руководители российской реформации, в большинстве своем, были вынуждены покинуть Родину, и умерли на чужбине, а многие братья и сестры пошли на каторгу и претерпели мучения за свою веру. Но они изменяли мышление людей, которые с ними соприкасались, и идеи протестантизма приобретали все больше сторонников.

После октябрьского переворота 1917 года первое время российские протестанты развивались свободно и количественно выросли по статистическим данным почти до 10 млн. членов. Однако, начиная с конца двадцатых годов до начала девяностых, репрессии и различные притеснения не прекращались. Тысячи оказались уничтоженными, десятки тысяч оказались в тюрьмах, сотни тысяч были гонимы, и к ним относились как к людям второго сорта: не давали учиться, не давали работать, Так Грачев, например, будучи медиком, потерял возможность учиться, потому что стал христианином. Он провел в тюрьмах более 10 лет и уже после тюрьмы смог реализовать свою мечту стать врачом.

Наш брат Храпов сидел и при Сталине, и при Брежневе, в общей сложности пробыл в темнице 38 лет. С приходом в Россию свободы протестантские церкви начали стремительно развиваться. На сегодняшний день по официальным данным сайта Протестант на территории Российской Федерации насчитывается около 2 млн.протестантов.

На мой взгляд, за 20 лет в современной России есть свои плюсы и свои минусы. Плюсы в том, что если в России в 1991 году была 61 церковь, то сегодня более 1800 и тысячи групп, которые сегодня не зарегистрированы. Домашние собрания в основном в деревнях. Конечно в этом большой прогресс. Минус в том, что если в 90 годы образно говоря, на одну колонку было пять желающих перенести ее, на одну нужду было пять желающих помочь, сегодня на пять нужд один человек. Где-то церковь потеряла ценность той свободы, которую мы имеем.

Многие родились уже в этой свободе и думают, что оно всегда так было и будет. И если сегодня ситуация, не дай Бог, изменится, я не думаю, что все смогут устоять и остаться в вере. Неподготовленность, поверхностное христианство, то есть церковь, рожденная в муках и страданиях более способна противостать. Современный мир – это не конечный результат. И как только что вы слышали, проблемы существуют у церкви и сегодня. Поэтому реформация, никогда не должна прекращаться ни в жизни отдельного верующего, ни в церкви в целом.

День реформации особо не праздновался церквями до сегодняшнего момента. Некоторые церкви использовали эту дату, для того чтобы рассказать о жизни Мартина Лютера, о том что было во время европейской реформации. Сама идея реформации она всегда жила в сердцах верующих, она находила отражение в том, что они стремились к Богу, преображаясь в образ Христа, в Его характер, хотели изменить жизнь общества, решали те же проблемы, помогая окружающим их людям. Важная миссия – донести суть евангелия до каждого человека, чтобы евангелие отразилось в каждой частичке жизни этого общества. Это была мечта моего прадеда, которого расстреляли за веру; мечта моих дедушек, которые пострадали и оказались в тюрьмах; мечта моих родителей, которых притесняли за то, что они были из евангельской церкви; это мечта так же и моего сердца – увидеть преображение России, которая на самом деле воссияет как центр и оплот духовной жизни, которое принесет полную реформацию не только в жизнь каждого Россиянина, но даже и до края земли.

Проповедь

Реформация не должна останавливаться, и, прежде всего, она будет продолжаться через нас с вами. Потому что Господь живет в нас и его дело живо и действенно. Поэтому хочется еще напомнить о людях, которых называют предтечей реформации. Были люди и до Мартина Лютера, – это Джон Виклеф профессор Оксфордского университета. Он провозглашал, что церковь должна вернуться к тому пониманию, что не папа Римский глава церкви, а Иисус Христос.

Библия является источником вдохновения для церкви. Церковь должна строиться по образцу Нового Завета. В католической и православной церкви богослужения больше напоминают ветхозаветное служение священников, нежели то, что мы читаем в евангелиях и в книге Деяния Апостолов. Поэтому Виклеф обращался к своим современникам, чтобы они могли понять и вернуться к тем начаткам вероучения, которые были в первой церкви. К сожалению именно в то время Библия не была доступна большинству людей, потому что она была написана на латинском языке. Библию могли читать только священнослужители, а простые люди, те, кто не знал латинского, не могли читать Библию.

Мы знаем, что вера приходит через слышание Слово Божьего. Для нас, протестантов, это нормально, естественно. Но, на то время, самое главное, что должно было быть в церкви, это Слово Божье, его то и не было в церкви. Поэтому Виклеф один из первых перевел Библию на свой родной язык. Поэтому могли люди читать слово, назидаться и получать направление и наставление от Господа.

Еще один из предтечей Реформации – Ян Гус. Он был пастором Вифлеевской часовни, преподавателем Пражского университета, потом он стал ректором этого университета. В свое время он читал книги Виклефа и истины, которые провозглашал Джон Виклеф, укоренились в его сердце. Он стал говорить о том же, проповедовать о тех истинах, которые были забыты, которые были утрачены, поэтому Ян Гус был сожжен на костре.

Хочется отметить, что реформаторы – это люди очень смелые, мужественные, которые не побоялись пойти против существующей системы традиций, для которых истина была гораздо важнее. Для них живая вера в Иисуса Христа была самым главным. Мощное откровение, которое получил Мартин Лютер – из послания к Римлянам 1:17 «Праведный верою жив будет». Наша праведность приходит не через дела и заслуги, а через веру в Иисуса Христа, в его искупительную жертву. Лютера считают отцом Реформации, потому что именно через события, которые начал Лютер, произошли те великие перемены, которые сначала повлияли на западную Европу, а потом повлияли на весь мир.

Сегодня мы говорим о реформации, потому что кто как не мы, протестанты, должны знать свои корни, свое наследие, потому что зная это, мы можем делиться этим, говорить людям о том, что сделала реформация, протестанты, как они повлияли на всю мировую историю.

Предпосылки, почему реформация поднялась, почему Мартин Лютер, который был доктором, теологом, человеком ревностным по Богу, что же его не устраивало?

Прежде всего то, что Слово Божье было недоступно людям. Папа Римский взял на себя ответственность, которая принадлежала только Богу. Называя себя наместником Бога на земле, он считал себя Богом на земле что и есть уже Богохульство. И поэтому, когда Дух Святой открыл Лютеру понимание, что спасение не может продаваться. Когда люди находятся в атмосфере подавления и темноты, они теряют способность думать, мыслить.

Почему другие священнослужители, которые читали тоже Священное Писание, они не видели этого, почему они, слыша о Джоне Виклефе, Яне Гусе, не принимали этого? Конечно, говорилось, что это еретики, богоотступники. Но откуда мы познаем истину? Мы познаем ее из Слова Божьего. Поэтому дьявол всегда старается спрятать его и не давать людям. Потому что, если мы не знаем слова, истины, как написано, народ погибает он незнания. Поэтому дьявол руками церкви уничтожал людей. Церковь изобрела инквизицию – гестапо того времени. Священники думали, как пытать людей, чтобы они признались, что они колдуны, ведьмы, еретики. Насколько дьявол смог извратить понимание и мысль. Какую благую весть церковь могла нести, если кругом были костры, суды, преследования, – люди всего боялись. Поэтому, слава Богу, за таких смелых людей, как Виклеф, Ян Гус, Мартин Лютер, Жан Кальвин. Это люди, которые не побоялись.

Протестантская церковь имеет корень очень смелых людей, Бог смотрит на нас как на смелых людей. Нам нужно говорить, что мы верующие, мы протестанты, мы против греха, против лжерелигии, мы против мертвой церкви. Мы против этого, потому что Бог против этого. Реформаторы не побоялись, смогли встать и с дерзновением сказать Божью истину. Благодаря этим людям евангелие стало доступным, Слово Божье стало распространяться, появилось книгопечатание. Библии стали быстро распространяться, переводиться на разные языки, чего никогда не было. Когда Слово Божье стало доступным, люди стали массово приходить к Богу. Они начинали понимать, что такое воля Божья, план Божий, что такое призвание Божье.

Католическая церковь делала большой упор на монашество, на уход от мирской жизни. Преподносилось, что мир это грязь, здесь один грех, нужно уходить в монастыри, только там мы можем жить святой и чистой жизнью. И действительно люди, которые искали Бога, они были изолированы от общества в монастырях. Иисус сказал нам, что свет нельзя прятать, скрывать, свет должен светить людям. Но враг так обманул людей, что лучшие люди должны были уходить и прятаться за толстыми стенами монастыря, и свет евангелия не достигал других. Лютер тоже был монахом. Они принимали обет безбрачия, то есть настолько были посвящены Богу, что отрекались от всего мирского. Хотя в этих монастырях происходили разные вещи, которые никак нельзя назвать святыми.

Реформация убрала эти преграды и границы для Слова Божьего. Они перевели Библию и люди стали получать Слово Божье везде и не только в церквях. Люди проповедовали евангелие в городах на площадях там, где собирался народ. Слово Божье пришло в массы. Евангелие стало влиять внутри народа, оно уже не было элитным, спрятанным, далеким, так что никто не мог узнать и понять его. В этом и была великая жертва Иисуса Христа, как написано, что Господь разрушил все, что разделяло человека и Бога. Он разрушил преграду, и Он сказал нам, что теперь мы все призваны быть царями и священниками.

В 1 Петра 2:9 написано: «Но вы род избранный, царственное священство, люди, взятые в удел чтобы провозглашать о совершенстве призвавшего вас»,

чтобы провозглашать о Боге. То религиозное время разделяло: вот – миряне и грешники, а вот – священники и святые. Когда было такое разделение, люди не получали духовной пищи.

Матф.4:4 «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих».

Реформация убрала эти границы. Лютер и другие реформаторы говорил о священстве каждого верующего. Реформация принесла новое откровение, потому что люди этого не знали, не понимали. Что лично мне нравится в Реформации, как реформаторы относились к труду. В то время, когда учение о монашестве доминировало, труд считался чем-то непристойным, второстепенным. Евсевий Кесарийский говорил: «Христианская жизнь посвящена служению Богу и не должна быть запятнана физическим трудом».

Реформация принесла новое отношение к труду. Лютер говорил, что Бог призывает человека служить Ему различными способами, и труд – это служение для Господа. Мы не просто идем на работу, но мы делаем все во славу Божью, с молитвой, с благодарностью, мы делаем потому, что мы понимаем, что Бог дал нам это как служение. Служение это не только, когда мы в церкви поем, проповедуем, или еще что-то делаем, Когда мы трудимся, мы этим говорим: «Господь, я прославляю тебя. Господь я возвеличиваю тебя». Это должно быть очень сильно озвучено в России, потому что у нас очень много ленивых. Лень очень сильно держит, дух лени и рабства связывает многих верующих. Мы должны понять, что труд – это благословение.

Известный ученый Макс Вебер исследовал влияние протестантизма на развитие экономики в странах. Его труд «Протестантская этика и дух капитализма». Он пришел к выводу, что реформация принесла новую трудовую этику. Верующие люди понимали, что они трудятся как для Господа, поэтому они делали все на высоком уровне, самым лучшим образом. В результате этого экономика стала подниматься, бизнес стал подниматься. Бог стал благословлять, потому что Он сказал: «Я благословлю дело рук ваших» (Иов 1:10). Начался рост и развитие в экономике Европы, Америки.

Многие люди сейчас говорят, как нам возродить Россию, какие новации нам принести, что нам сделать. Если у нас не будет веры в Бога, мы ничего не изменим.
Труд должен стать актом восхваления Бога. Тогда весь мир можно заполнить восхвалением Бога, не только в церкви, но и дома, на кухне, в мастерских, на полях. В протестантских церквях России это должно быть одним из самых главных посланий, чтобы освободиться от всякой лености, безответственности. Труд служит общему благу и в нем проявляется человеческое творчество. Истинным смыслом нашей жизни является служение Богу посредством служения людям.

Мы должны быть образцом. Мы не только должны говорить, что у нас вера самая правильная, но мы должны своей жизнью и своим отношением быть действительно свидетельством того, что Господь благословляет нас. Ведь по сути дела, если ученики плохо учатся разве они прославляют Бога. Если вы плохо работаете, начальник всегда ругает вас, всегда недоволен. Разве это хорошее свидетельство? Процветание приходит, потому что меняется отношение к труду. Труд как служение Богу. Права человека трактовались с богословской точки зрения.

Мартин Лютер Кинг, Младший баптистский пастор, благодаря которому были отменены законы, которые ущемляли права не белых граждан Америки. Это принесло огромную свободу не только в Америке, а и в других странах. К людям стали относиться с достоинством, не по цвету кожи, а потому что человек – это Божье творение.

Известная организация «Ку-клукс-клан» Российского толка, там были, в основном, все верующие, и они не понимали, что они делают не богоугодное дело. Поэтому нам как верующим надо понимать, что воля Божья, а что не воля Божья.

Протестанты стали учить и объяснять что не все правители от Бога. Потому что когда была католическая церковь, она ставила своих царей, королей, монархов, и говорилось, что это от Господа. А это были тираны, которые преследовали народ, не давали им хорошей жизни. Но протестанты первые стали говорить, что у нас есть права как у свободных граждан, личностей. В Библии описаны неблагочестивые цари, Навуходоносор. Даниил не повиновался этим царям, когда они заставляли его поклоняться идолам. Иными словами, мы должны отстаивать свои гражданские права, верить Господу, а так же наше право говорить о своей вере. Нам не нужно бояться.
Даниил не побоялся, и Бог защитил его. Его и друзей бросили в огненную печь, но Господь сохранил их.

Протестанты стали говорить о совершенно новом отношении к власти. Если власть тираническая, угнетает, не дает людям верить, то эта власть не от Бога. Когда люди говорят, что всякая власть от Бога, они не понимают, что сам принцип власти – он от Бога, чтобы не было хаоса и беспорядка. Но в Библии написано, какую власть ожидает Господь. Он ожидает власть, которая будет служить своему народу.

Реформации также повлияла на науку. В темное время средневековья церковь преследовала всех и вся. Слово Божье понималось буквально. Буквально понимали многие вещи, и поэтому когда ученые говорили о своих открытиях, они назывались еретиками, их сжигали, уничтожали, и люди просто боялись заниматься научной деятельностью. Например, такие ученые, как Коперник, Галилео Галилей говорили, что земля крутится вокруг солнца – это считалось кощунством. Коперника обвинили в ереси и сожгли на костре. Церковь считала, что Земля центр всего, вокруг нее все крутится.

Протестанты объясняли, что мы не можем буквально понимать Слово Божье. Бог по разному открывается людям. Библия – это не учебник по астрономии или по медицине -это Слово Божье. Но люди лишенные Духа Святого, были просто буквоеды.

Реформация принесла свободу для науки, реформаторы объясняли, что через познание наукой творения, мы познаем Бога, Его величие, и это дало огромный всплеск развития науки и культуры. Иоганн Себастьян Бах ввел новое, то, на чем сейчас строится современная музыка. Ученые того времени – Ньютон, Фарадей заложили фундамент современной науки. Этих людей мы изучали в школе.

Тот, кто говорит, что протестанты вредоносные, не понимает историю, не понимает влияния протестантизма на весь мир. Весь мир пользуется плодами ученых-протестантов, просто не афишируется, что самые просвещенные образованные люди были протестантами. Но мы должны об этом знать и говорить.

Как Реформация повлияла на Россию.

Протестанты приезжали давно, в основном, это были торговцы и ремесленники. Иван Грозный имел честь беседовать с этими протестантами. Протестантов в Россию стал приглашать еще отец Петра 1, потом сам Петр 1 ездил учиться в Европу, в Голландию, в Германию. Он видел, что России нужно учиться, брать то лучшее, что уже есть там. Если бы не Петр 1, в каких лаптях мы ходили бы до сих пор. Это он привез в Россию ученых, но печально, что он не привез из Европы дух реформации, он не увидел, благодаря чему Европа была процветающей. Он не разрешал этим людям проповедовать евангелие. Да, они были верующие-протестанты, они окружали Петра, и многие люди учились у них наукам, военному делу, кораблестроению, но говорить о Слове Божьем им не разрешалось. Итак, первые протестанты были в России еще 400 лет назад, поэтому – это не американская религия, как считают многие.

Что значит реформация? Это исправление и восстановление. Исправление чего? Когда церковь уклонилась от Слова Божьего, то Лютер говорил: «только Писание, только вера, только благодать, только Слава Богу!». Вот к этим принципам церковь должна непрестанно возвращаться. Об этом говорит книга Деяния Апостолов, показывая, как двигалась первая церковь, в чем она пребывала, описывая все пять постулатов, о которых в последствие говорил Лютер. Проповедник из Англии лорд Редсток, аристократ, он говорил в аристократических кругах, и их дома превращались в дома для богослужений.

Иностранцы, которые приезжали в Россию, несли идеи реформации в своих кругах. Они проповедовали в силе Духа Святого, и пелена падала с глаз этих людей. Они начинали видеть Слово Божье по-другому. Они рождались свыше, менялись их сердца и их жизни, и они уже не только сами слушали Евангелие, но и приглашали своих слуг, дворников, работников. Евангелие стало распространяться по России. Но этих людей, которые стояли у истоков, их просто выслали из России. Все, что могла делать страна, это просто избавляться от этих людей.

Но Евангелие уже нельзя было остановить, поднялась вторая волна: Проханов и те, кто несли Евангелие среднему и нижнему классу людей. В старых церквях до сих пор поют песни и гимны по Прохановским сборникам. Влияние Ивана Степановича Проханова было огромным, христианство распространялось очень сильно.

Сейчас мы имеем свободу, и нас всего два миллиона. Тогда за 10 лет христианство достигло 10 миллионов, по статистике верующих было в 5 раз больше. Мы должны понять, что время, которое у нас есть – это драгоценное время, уникальное, время благоприятное. В России мы никогда не знаем, что будет завтра, что произойдет потом, поэтому давайте сейчас мы не будем спать, мы будем бодрствовать, служить своему народу, будем говорить Евангелие, и не будем бояться. Давайте продолжать молиться и верить в пробуждение, потому что только пробуждение способно изменить и преобразовать нашу страну.

Иногда смотришь на мусульман и думаешь, что люди, которые верят в ложную религию, почему-то такие смелые, они не боятся молиться? А христиане иногда и свою Библию прячут, чтобы никто не догадался, не увидел. Мы – свет, и мы – соль. Слава Богу за вот этих людей, которых мы сегодня почтили за то, что они сделали для истории, для России.

Сейчас Господь смотрит на нас и говорит: «Вы Моя церковь, вы проповедуете чистое незамутненное Евангелие. Вы проповедуете Иисуса Христа, потому что только Он есть Единый Спаситель. Только Он отдал Свою жизнь, чтобы люди могли быть спасены и не пойти в ад». Религия всегда будет противостоять, всегда будет пытаться остановить реформацию и пробуждение, но так хочется верить, что среди нас поднимаются новые Лютеры, новые проповедники, новые Виклифы, Ян Гусы, которые просто не побоятся.

Страх – это огромная демоническая сила, которая держит многих верующих. У нас есть право каждого гражданина иметь свободу вероисповедания. Это право подтверждено конституцией. Давайте, освободимся от всякого страха. Бог не дал нам духа страха. Корея, куда мы недавно ездили на конференцию, была буддийская страна. Они ходили в лаптях, жили в земляных домиках. Доктор Йонгги Чо живой пример, живая история. Он начинал свое служение в дырявой палатке. Но что сделал Господь? Через молитвы, через веру эта страна преобразилась. Она была одной из самых отсталых стран мира. А сейчас она одна из самых процветающих стран, в ней около 35% – это верующие люди. Около 70% в правительстве – верующие люди. Президент страны – верующий человек, который молится и благословляет свою страну. Бог хочет поднимать благочестивых людей.

Я верю за реформацию в России. Я верю за пробуждение, за благословение, которое придет в эту страну, за процветание, которое Бог приготовил. Но для этого мы должны подняться, ведь мы последователи Лютера, реформаторов и пробужденцев.
Один из Отцов церкви сказал, что сила христианства – это семя мучеников. Лютеру было страшно стоять перед своим королем, перед Папой Римским, если бы он испугался, возможно, не было бы реформации, свободы Евангелия.

Реформация, которая началась в 1517 году 31 октября, пусть продолжается через протестантские церкви. Пусть реформация придет в православную церковь, как когда-то пришла в католическую церковь, и пусть у нас поднимутся свои реформаторы, свои апостолы Павлы, которые встретившись с Иисусом, будут бескомпромиссными проповедниками Евангелия, смелыми в Силе Духа Святого проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу.

Иисус Христос сказал: «Дух Господень на Мне и Он помазал Меня». Христос означает помазанник. Мы все помазаны, но нам нужно высвобождать это помазание. Когда ты веришь, молишься, говоришь Слово Божье, то помазание Божье высвобождается. Написано, что помазание сокрушит всякое ярмо, всякую демоническую систему. Поэтому, церковь, поднимайся, пробуждайся, двигайся в силе Духа Святого. Бог дал сейчас России шанс. Мы живем в новое уникальное время. Мы люди, которые должны творить историю. Бог будет творить эту историю через нас. Я хочу, чтобы мы увидели и понимали, почему мы протестантская церковь. Почему мы реформаторская церковь. Почему у нас может быть смелость. Бог всегда говорил: «не бойся», и сейчас Он говорит: «не бойся», потому что Он с тобою.

Почему-то грешники не боятся материться, воровать, они не боятся жить распутно, еще и хвалиться своим распутством. Почему же верующие боятся? Это не дух Божий, это религиозный дух, который держит их в рабстве. Но Иисус пришел, чтобы разрушить дела дьявола, чтобы принести свободу. Мы молимся, верим за свободную Россию. Это наше видение, это видение Божье, чтобы Россия освободилась от проклятия, неверия, от греха, чтобы она стала страной Духа Святого, потому что где Дух Господень, там свобода.

Бог поднял новые церкви, которые вырастают в новой культуре. Как сказал один епископ: «Многие церкви родились в свободе, многие люди родились в свободе. Они даже не знают, какие были гонения, мучения у тех людей, которые заплатили огромную цену своей жизнью, кровью». Да, действительно, кровь мучеников это семя нашей веры. Они не боялись, когда их сажали в тюрьмы, расстреливали. Слава Богу, сейчас нас не сажают в тюрьмы, не расстреливают, так чего же мы боимся? Мы боимся за себя, за общественное мнение.

Я верю, что люди мечтают увидеть святых и бескомпромиссных людей. Люди всегда уважают героев. Бог поднимает своих героев, поднимает дух победы. Когда люди увидят, что вы живете чистой жизнью, им тоже захочется так жить. Когда первая церковь поднималась, были ужасные гонения на христиан: их и жгли, и травили львами, и убивали, но когда люди слышали проповедь вот этих первых верующих, видели их жизнь, они говорили: «мы хотим меняться, потому что они живут другой святой жизнью». Когда мы живем святой жизнью, эта святость делает нас привлекательными. Люди нуждаются в святости, у каждого человека есть желание быть чистым, святым, просто они не знают как им быть чистыми и святыми. Грех всегда вызывает чувство омерзения. Человек, когда ворует, не чувствует себя хорошо. Он чувствует, что он гадко сделал, но когда ты делаешь богоугодные поступки, ты чувствуешь, как радость приходит. Радость наполняет тебя, сила Божья приходит. Поэтому Бог и сказал: «Я создам Мою Церковь, Церковь Христа, Церковь без пятна и порока». Наша сила в святости, а святость наша в вере в Иисуса Христа, и Дух Святой дает нам силу жить святой жизнью.

Поэтому пусть эта реформация придет к нам так сильно, пусть реформация изменит нас нашу страну, главное чтобы мы не боялись. Главное, чтобы мы верили в нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Главное, чтобы мы не уклонились от этого Божественного курса, от этой Божественной цели, которую Он дал каждому верующему. Каждый из нас – царственное священство, мы все призваны служить ему, провозглашать евангелие Царства.

Молитва

Дорогой Господь, мы благодарим тебя за этих людей, которые заплатили огромную цену, но самую огромную цену заплатил Ты, Иисус, поэтому верою в Тебя, Господь, они вдохновлялись, находили силу, могли делать невозможное возможным. Я молюсь, Господь, чтобы сегодняшняя церковь, современная церковь не утратили дух реформации, дух веры, дух чистоты и святости, бескомпромиссности, Это то, что приходит от Тебя, Дух Святой. Ты делаешь нас живыми, святыми, сильными. Написано, что если Бог за вас, кто может быть против вас. Мы благодарим тебя, драгоценный Иисус, за Духа Святого, который живет в нас.

Апостол Павел молился и говорил: «Пусть наши духовные глаза откроются, чтобы мы увидели, как безмерно величие Его могущества в нас. Твое могущество в нас мы не должны прятать, но реки живой воды должны потечь в этот мир. Реки живой воды нужны тем, которые не знают Тебя, которые погибают в грехах, в разврате, в наркотиках, которых дьявол украл, чтобы погубить. Боже, Ты поднимаешь свою Невесту, Церковь, Армию. Мы молимся, Господь, за Свободную Россию, за страну Духа Святого. Она, действительно, будет Святой Русью, омытой твоей кровью. Она, действительно, поднимется, чтобы исполнить призвание, которое Ты дал этой стране, этому народу, Господь.

Мы благодарим Тебя за Дух Веры. Мы веруем и потому мы говорим, мы молимся. Ты сказал, что уповающий на Тебя не постыдится. Мы не постыдимся, Господь, мы увидим измененную страну. Мы сейчас смотрим на нее глазами веры и видим, как поднимается множество сильных церквей, сильных в Духе Святом. Мы видим, как поднимается множество праведников, Господь, потому что там где есть праведники, там есть процветание. Праведники приходят в искусство, в науку, в политику, во все области жизни. Люди Божьи, которые несут свет Божий и с этим светом приходит свобода, освобождение, рушатся демонические твердыни и проклятия. И наша страна поднимается в свободе, в силе Духа Святого, и Ты видишь, как множество людей поклоняются Тебе, превозносят Тебя, любят Тебя.
Мы видим, как ты наполняешь стадионы Господь, площади, как ты наполняешь людей Божьей любовью и Божьей силой. Мы видим это глазами веры, потому что так Ты видишь, Иисус. Ты видишь нашу страну через кровь Иисуса Христа, омытой, сильной, помазанной. Мы благодарим Тебя, Иисус, славим Тебя наш Спаситель, Освободитель, благословляем Твое великое святое имя, Господь.

Мы благодарим Тебя, Ты достоин, Господь, чтобы за тебя отдать жизнь, потому что Ты отдал Свою жизнь. Ты достоин чтобы, жить для Тебя, Господь, и служить Тебе. Ты достоин самого лучшего, потому что Ты самый лучший. Нет никого лучше Тебя, прекрасней Тебя. Нет никого лучше, чем Ты и Твоя воля, Господь, благая угодная и совершенная. Мы благодарим Тебя, что мы можем поклоняться Тебе в этот день, что мы можем прославлять Тебя и проповедовать Тебя, Господь. Мы не себя проповедуем и не церковь, но проповедуем Тебя, Христа распятого и воскресшего, Христа, который отдал Свою жизнь во спасение многих. Аминь. Давай воздадим ему огромную славу.