«Влияние христианства на мир через добрые дела» 2 часть

«Образование»

01.10.17г.
Ильченко Ю.Н.

План:

Вступление
Влияние христианства на мир, 2 частьБыт.22:18 Бог хочет, чтобы благословения были не только в твоей личной жизни, но и через тебя текли в этот мир. Мы должны помнить историю христианства и его влияние на все народы. Ломоносов: «Люди, которые не помнят прошлого, не имеют будущего».
Итак, первые христиане прошли через сильные испытания, но они не сдались, не остановились, они продолжали добром побеждать зло. Их вера действовала любовью, состраданием и милосердием. Христианская мораль отличалась от морали язычников. С Иисусом Христом пришел свет в этот мир. И в результате – пришли изменения в общество.
Христиане изменили отношение людей во многих вопросах: изменилось положение женщин, отношение к детям, сиротам, старикам, больным. Стали строиться детские дома, дома для стариков, больницы, школы. Христиане принесли понимание ценности человеческой жизни, назвав самоубийство и аборты грехом. Христиане проповедовали добрыми делами, и многие язычники обратились в христианство. Шаг за шагом христиане побеждали зло добром и изменяли этот мир. Семя добра принесло плод через 300 лет, и в 4 веке христианство стало государственной религией. Бог пришел в этот мир, и движется в нем.

I. Влияние христианства на образование.
1Тим.4:6,16 В Израиле детей с 5 лет учили читать, чтобы они знали Бога. В 1 веке христиане открыли обязательную школу (типа библейских школ), которая называлось Дидахи – основы веры. Она состояла из 2 частей: Писание и практическая жизнь. Обучение занимало 2-3 года, и все должны были его пройти. Также христиане открывали школы для детей, чтобы учить их Писанию. Постепенно в эти школы, кроме изучения Писания, вносились другие дисциплины: математика, грамматика, медицина, астрономия, география, риторика, музыка. Первоначальное образование ребенок должен был получать дома в семье, поэтому родители должны были быть образованные. Христиане также начали обучать женщин и девочек. Блаженный Августин в 5 веке писал, что многие женщины превзошли мужчин в понимании Слова Божьего.
Но остальной мир был безграмотным. Образование получали только богатые. Первые христианские миссионеры вместе с проповедью Евангелия принесли в Европу, которая считалась темной, варварской, образование. Оно было связано с изучением Слова Божьего. В средние века церковь отошла от Писания, пришла тьма, нищета, люди не понимали Слова Божьего. Но с приходом Реформации, свет снова пришел в Европу. Появилась письменность, начали переводить Библию на другие языки. С появлением печатанья Слово Божье быстро распространялось по Европе. М. Лютер настаивал, чтобы открывались государственные школы, разделил образование на начальное, среднее и высшее, говорил об открытии университетов.
Лютер писал: «Недостаток образования обречет на гибель церковь и государство». Лютер возрадил все христианские ценности. Кальвин: «Образованные христиане должны быть на руководящих постах церкви и общества».

II. Разные виды образования
Дошкольное образование разработал и ввел в 1836 году немецкий педагог Фридрих Фребель. Он ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире. Работая у отца в саду, он получил откровение, что за детьми надо ухаживать, как за молодыми растениями.
Воскресные школы. В темные века в церкви поднялось движение воскресных школ, чтобы помогать детям познавать Слово Божье. Бог действовал и давал откровения, как помогать людям.
Образование для глухих. Священник Шарль-Мишель де л’Эпе, глядя на глухих близнецов, создал язык жестов, чтобы обучать глухих детей.
Образование для слепых. Луи Брайль в 3 года потерял зрение. Он адаптировал шрифт «ночного» письма, используемого в армии, и на его основании разработал новый метод, специально для слепых, позволяющий записывать слова, музыку и пение с помощью точек. В 1837 г. после нескольких доработок, появился окончательный вариант нового алфавита. Сейчас он известен, как «брайль».

III. Университеты. Первые христианские университеты появились в монастырях для подготовки служителей. Там были большие библиотеки, верующие занимались науками, проводили исследования, ставили опыты. Монахи были очень образованные и трудолюбивые. В греко-римской культуре были учителя, но не было системы образования. Христиане ввели систематическое высшее образование с выдачей дипломов – это Гарвардский, Оксфордский университеты и др.

IV. Отношение к труду. В греко-римской культуре ученые были теоретиками, они выдумывали теории и философствовали. Труд считался низким занятием, им занимались рабы. В Афинах рабов было в 5 раз больше, чем самих граждан. Работать руками было неприемлемо. Платон говорил: «Ручной труд уродует душу и тело одновременно». Это была благодатная почва для лени. Христиане внесли новое отношение к труду. У них лень считалась смертным грехом. Бог дал повеление Адаму работать в саду и охранять его. Все патриархи трудились. Иисус Христос был плотником, ученики Иисуса были рыбаками, Павел шил палатки.
Пр.6:11 Поощряешь лень – грабишь сам себя.
Пр.12:24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
Втор.28:8 Бог благословляет дела твоих рук. Труд прославляет Бога.
Некто сказал: «Плотские искушения побеждаются трудом».
Через то, что христиане принесли другое отношение к труду, поднялся средний класс, самый продвинутый, класс предпринимателей.

М.Вебер написал книгу: «Протестантская этика и капитализм». Капитализм – это свободное предпринимательство, свободный рынок, где нет коррупции. Экономическая свобода дает преуспевание. В притче о талантах говорится о предпринимателях. Бог заинтересован в этом. Предприниматели – это те люди, которые все развивают, это благословение Авраама. Протестантство изменило мышление Европы, она стала развиваться.

Ученые христиане. Многие ученые христиане были докторами богословия и занимались наукой, писали богословские труды и делали открытия в науке.
Коперник – открыл гелиоцентричную систему мира, что земля и планеты вращаются вокруг солнца.
Галилей – сделал открытия в астрономии, впервые использовав телескоп.
И. Ньютон – открыл закон всемирного тяготения.
Б. Паскаль – французский математик, физик, философ.
А.Вольт – открыл электрический ток.
А.Ампер – измерил силу тока.
Георг Ом – физик, открыл закон для электрической цепи.
И много других ученых, которые трудились во славу Господа. Они были первопроходцами для Бога.

Итог: Бог с нами каждый день в реальной повседневной жизни. Он дал нам много разных талантов, и Он хочет, чтобы мы преумножали их во славу Господа. Он хочет, чтобы мы были предпринимателями и развивали то, что Он нам доверил.

 

Проповедь:

Сегодня мы продолжим говорить о влиянии христианства на мир. Очень важно знать историю христианства. Мы порой недооцениваем это. В Библии есть книга Паралипоменон, название которой переводится, как «летопись». Бог записал для нас хронику Божьих событий для того, чтобы народ Божий помнил. В Библии содержится много призывов к этому: «делайте в Мое воспоминание», «поставьте камни, когда перейдете реку, сделайте вот это и вот то». Бог не за короткую память.

Пс. 102:2 «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его».

Бог не хочет, чтобы мы были забывчивыми, чтобы у нас была короткая память, поэтому мы изучаем слово Божье, историю. Как сказал наш великий ученый Михайло Ломоносов: «Люди, которые не знают своего прошлого, не имеют будущего». Нам нужно знать прошлое, и для нас, как для христиан, важно изучать эти вещи, потому что светские историки зачастую это игнорируют, или переворачивают историю таким способом, которым им удобно. Но мы должны знать истину, и доносить ее до людей, потому что истина делает людей свободными.

Быт. 22:18 «и благословятся в семени твоем все народы земли».

Бог творит историю, которая несет благословение. Мы тоже семя Авраамово. У Бога есть план, чтобы через тебя и через меня была записана история изменений и благословений. История христианства – это история благословений: как Бог благословлял землю, народы, цивилизации и страны через Свой Божий народ.

Мы вспоминали и говорили про первые три века раннего христианства. Это были очень трудные времена для христианства, потому что церковь была гонима, ее преследовали. Верующих хватали, сажали в тюрьмы, бросали зверям, распинали. Это была очень непростое, страшное, трудное, тяжелое время. Но, несмотря на все эти гонения, церковь Божия не останавливалась, двигалась, распространялась и умножалась.

Мы вспоминали и говорили о том, какая была разница между греко-римской культурой и христианской, которую приносили первые христиане. То, что они делали, разбивало дела тьмы. Они побеждали зло добром.

Мы вспоминали одного воина-язычника, который был шокирован тем, что видел христиан, которые приходили к солдатам, помогали раненым, кормили, перевязывали раны. Он не мог понять – с какой стати они это делают. Никак не мог увидеть никакой выгоды, какой-то логики.

Есть такое слово «каритас» – это безвозмездная помощь. И было «либералитаз» – это была помощь, но с выгодой: «Я – тебе, а ты – мне!». Доброта христиан, искренность, желание помочь совершенно, казалось бы, ненужным людям, так тронули воина, что он стал изучать христианство. Он не видел ничего подобного, не понимал, и через это он пришел к вере в Иисуса Христа.

Люди не просто знали Слово Божие, они осуществляли его, были носителями тех идей и пожеланий Иисуса, которые Он высказал в Своей воле. Иисус говорил: «Идите и проповедуйте». Но как «проповедуйте»? Не всегда это было словом, но больше делом. Они не могли проповедовать Евангелие открыто, потому что их схватили бы тут же и посадили в тюрьму. Но они проповедовали своей любовью и помощью.

Мы вспоминали и говорили, что они совершили столько дел, что это начало менять людей, их мировоззрение, их отношение. Дефицит доброты и любви в том мире притягивал людей в христианство, несмотря на гонения и преследования. Люди видели, что этого нигде не было, только там. Сила любви и добра завоевывала сердца язычников. Написано: «покорять вере все народы» (Рим. 1:5), и их покоряли добром. Дела первых христиан были основным фактором развития христианства и роста церкви.

Вспомним некоторые моменты того, как изменилась история человечества. Многие вещи, которые тогда были нормальны, сейчас они не нормальны. В той языческой культуре, было все шиворот – навыворот. Христос, Который был в этих людях, принес то понимание, которое сейчас в мире считается нормальным, цивилизованным пониманием.

Мы говорили о правах женщин. Женщина была никто в греко-римской культуре, но христианство принесло понимание, что женщина и мужчина имеют одинаковую ценность. Разве это не благая весть для женщин? Раньше они были просто вещью. Женщин можно было отдать, продать, передать и т.д. Были полигамные семьи, в которых было множество жен, но слово Божие говорило о том, какая должна быть семья – муж и жена, женщина и мужчина. Двое станут одной плотью. Двое, а не один и тридцать жен, пятьдесят, а у кого-то и сотни. Это было нормой. Но как изменился мир! Сейчас все понимают, что норма – это что-то другое. Просто никто не вспоминает и не говорит о заслуге христианства в моральной сфере.

Мы говорили о моральной и сексуальной распущенности. На то время развращенность, гомосексуализм, лесбиянство и прочие похоти, которые христианство называло извращениями и грехом, были нормой жизни, и никто не говорил, что это что-то неправильное. Божий свет обличил, показал дела тьмы и греха. Был пример других семей, других отношений. Это привлекало людей. Хорошо, что добро привлекательно, любовь Божия привлекательна. Агапе – безусловная, бескорыстная любовь и помощь.

Мы также говорили о том, что корней милосердия и сострадания не было в том мире. Греко-римская культура была очень жесткой. Они считали, что больные люди просто не нужны. Их бросали, от них убегали. Точно также, родившиеся дети-инвалиды. В их культуре считалось, что этих людей надо убивать. Их бросали со скал, оставляли в пустынных местах.

Христиане показали ценность человеческой жизни тем, что Бог возлюбил человека и отдал Себя. Для людей того времени это было непонятно, ненормально. Христиане пришли в культуру, где все было шиворот навыворот. Мы сейчас привыкли, многие вещи считаем нормой, а ненормальные вещи называем извращением и грехом. Но тогда все было наоборот.

Для них было извращением кому-то помогать. Больным помогать, сострадание оказывать, милосердие. Христиане первыми стали подбирать детей-инвалидов, которые каким-то образом выжили. Христиане брали их в свои семьи, служили им, воспитывали. За это христиан еще и преследовали.

Сейчас это кажется нормальным, гуманным, социальным. Но так не было. Было совершенно другое понимание. Мы вспоминали слово «каритас» – бескорыстное милосердие. Мы говорим об этом, потому что хотим формировать христианские ценности. Мы сами должны понять – кто мы больше: христиане или язычники? У язычников не было никакого милосердия, сострадания, в их культуре было все наоборот.

Мы говорили, что христиане выступили против абортов, против детоубийства. Они назвали это грехом. Бог дал заповедь: «Не убей!». Но для людей того времени это было нормально, поэтому множество детей убивалось, делались аборты и т.д. Бог постепенно побеждал зло добром. Нам хочется, чтобы Бог сразу победил всех врагов, чтобы быстрей это было. Не всегда бывает так быстро, как нам хочется. Триста лет шла эта удивительная непрерывная борьба, это влияние добра.

Гал. 6:9 «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем».

Добро тоже сеется. Оно основано на любви, на жертвенности. Потом пошли плоды, всходы, которые стали менять культуру человечества, изменили цивилизацию. Люди Божии, христиане, вспоминали слова Христа: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:4).

Это были чувствования Иисуса Христа, этого милосердного самарянина, который не прошел мимо больного человека, который лежал избитый, но проявил к нему сочувствие, сострадание. В этом самарянине был Сам Иисус. Первые христиане свято верили в то, что говорилось в слове Божием. Если Иисус говорил, что вы накормили Меня, напоили Меня, одели Меня, то, на самом деле, они это делали, потому что в этом отображался Христос.

Мы вспоминали о ценности человеческой жизни. Людей стали лечить. Сейчас нам кажется нормальным, что везде есть больницы и врачи, но первые больницы открыли христиане! Раньше только богатые могли найти врачей для себя. Если простые люди заболевали, то могли умереть. Почему была такая короткая жизнь? Отчасти от того, что их никто не лечил. Если люди заболевали, они были просто не нужны. От больных людей избавлялись. Но христианство принесло сострадание. Мир злой. Но Бог добрый! Бог любящий.

Эти чувствования Бога, чувствования Христа, проявлялись через церковь, через верующих. Мы говорим: «Сейчас нам трудно», но мы не можем сравнить, как трудно было первым христианам! Как опасно было быть верующим! Но несмотря ни на что, они оставались верными, посвященными, и через это Бог менял других людей шаг за шагом. Культура этих стран менялась.

Мы говорили, что в то время самоубийство было, чуть ли не каким-то почетным вызовом жизни. Многие известные просвещенные люди думали с гордостью, что лишают себя жизни. Но христиане назвали это грехом, потому что Бог сказал: «Не убей!». Диавол не ценит жизнь. Языческие религии никогда не ценили жизнь, поэтому людей отдавали в жертву, детей отдавали в жертву. Диавол пришел украсть, убить и погубить. Как бы ни называлась языческая религия, суть была та же самая.

Когда пришло Евангелие, пришло что-то новое, удивительное. Не убивающее, но жизнеутверждающее. Сейчас все понимают, что самоубийство – это неправильно, это плохо. Но тогда были совершенно другие понимания. Христиане стали брать сирот, детей, которые были брошены, остались без родителей. Они стали о них заботиться, создавать детские дома.

Менялось отношение к престарелым людям. Мы говорили, что в той культуре престарелые люди были не нужны, от них избавлялись. Во всех этих культурах старых людей куда-то относили, где-то оставляли, и они просто умирали. Было понимание, была такая культура, что старик, если он уже не нужен, как отработанный материал. Зачем его кормить и поить, если от него никакого толку нет? Христиане принесли понимание правильного отношения к старым пожилым людям.

Основание многих вещей, которые сейчас везде, и все это считают нормальным, но об этом мало кто говорит, или почти никто не говорит, пришло через христианство. Когда люди говорят, что все религии одинаковы, что там одно и то же, они заблуждаются. Религии далеко не одинаковы, это поверхностный взгляд. Когда мы изучаем и углубляемся в разные религии, то понимаем, что там было совершенно другое отношение к человеку.

Мы вспоминали, что люди восхищаются культурой ацтеков и инков. Какие они были продвинутые, как у них все было сделано. Но мало кто вспоминает и говорит о том, какие ужасные человеческие жертвоприношения были у тех же ацтеков и инков. Что они, по сути, приносили в жертву живых людей. Вырывали сердца у еще живых людей. Вот насколько люди были, как мы сейчас говорим, варвары! Насколько они были дикари, по сути своей! Может, они что-то и делали выдающееся, как кажется, но сама мораль, отношение к человеку, было страшным и ужасным.

Иисус Христос принес другие ценности. Он сказал, что Бог есть любовь. Божия любовь стала постепенно исцелять и освобождать человека от страшного демонического влияния, от влияния зла, в котором лежал мир. Те удивительные вещи, которые делали первые христиане, сейчас стали нормой жизни.

Первые больницы для всех стали строить христиане. Потом мусульмане переняли это у христиан, и тоже стали открывать больницы для всех. Многие люди попадают под Божие влияние. Первые больницы назывались «Божьи дома» или «Дома Святого Духа». Когда сегодня мы слышим, что человек пошел в «Божий дом», то понимаем, что он пошел в церковь. Или если кто-то пошел лечиться в «Дом Святого Духа». Христиане везде ставили на первое место Бога. Из-за того, что они любили Бога, ценили Бога, то Бог проявлялся в них. Слово Божие через них проявлялось.

Мы также вспоминали организацию «Красный крест». Люди оказываются в разных ситуациях – когда происходят войны, какие-то катастрофы, бывает много страданий. Бог давал откровения людям о том, как мы, как христиане, можем помогать этому миру. В Швейцарии один богатый человек, сын банкира, видя страдания раненых солдат, получил откровение, и он увидел красный крест. Крест Иисуса Христа, на котором была пролита кровь для того, чтобы спасти и искупить людей. Он организовал эту всемирную сейчас организацию «Красный крест». Название «Красный крест» говорит само за себя, что это влияние Христа, христианства в целом. Мы вспоминали, что мусульмане переняли эту идею. Они увидели, как эта помощь распространяется. У них организация называется «Красный полумесяц».

Мы должны видеть и понимать, как Бог действовал в истории человечества. Как пришел Христос – не просто родился. Мир празднует Рождество Иисуса Христа. Но как Он влиял на человечество, на цивилизацию?

Сегодня мы будем говорить об образовании. Христианство очень сильно повлияло на образование, и это тоже изменило парадигму понимания образования.

Иисус сказал: «Итак, идите, научите все народы» (Мтф.28:19). И еще: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мтф.16:24). То есть, мы видим, что Сам Иисус говорил об учениках, и что нужно учить. В Израиле уже с пяти лет детей начинают учить читать. Мы иногда удивляемся, что у нас кто-то в шесть лет научился читать. Но там всех учили читать уже с пятилетнего возраста, потому что хотели, чтобы дети знали Писание, чтобы познавали Бога. Основная цель образования – не просто много чего-то знать, но чтобы люди знали Писание! Если люди безграмотные, как они могут читать слово Божие? А ведь слово Божие – светильник. От слова Божиего приходит вера, и все, что связано со словом Божиим, мы не можем отделить от Бога. Это слово Самого Бога!

В раннем христианстве было уделено много внимания образованию, обучению.

1Тим.4:6 «Внушая это братьям, будешь добрым служителем Иисуса Христа, питаемым словами веры и добрым учением, которому ты последовал».

Мы питаемся словами веры и добрым учением, поэтому так важно, чтобы люди были грамотными. Чтобы люди могли читать, чтобы они могли знать.

1Тим.4:16 «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».

Если люди неграмотные, необразованные, как они могут вникать в учение? Как они могут читать слово Божие? Христианство несло образование и просвещение людям. Просвещение – от слова «свет». Вот он – свет, о котором говорит писание: «Вы будете нести свет», «Бог есть свет», «Слово – светильник ноге твоей».

В самом начале, в первом веке н.э. было создано учение для новообращенных, как мы сказали бы на современном языке. Оно называлось «Дидахе». Оно включало две части. Главная часть содержала Писание, а другая часть – была практическая жизнь. Люди должны были знать, как им применять Писание в своей регулярной практической жизни. Христианство не было какой-то абстрактностью: вот там – Бог и слово Божие, а здесь – жизнь. Нет! Христианство всегда совмещало Бога с реальной жизнью. Бог с нами каждый день.

Первые христиане писали такие труды, как «Дидахе», где были основы вероучения. Это были первые библейские школы, говоря современным языком. Все христиане должны были пройти это обучение, чтобы не быть какими-то темными, чтобы быть просвещенными. Это проходили и дети, и взрослые в среднем 2 – 3 года, на уровне всех гонений, всех трудностей. Поэтому, друзья, если кто-то один год учился в библейской школе, мы еще даже уровня ранних христиан не достигли. Христианство всегда связано с просвещенностью, с образованием.

Что диавол всегда рисует? Какую картину? «Кто такие верующие? Это какие-то бабки, дедки, какие-то темные, недалекие люди! А вот просвещенные люди, зачем им верить, зачем им это нужно?!». Это настоящее непонимание, незнание этого предмета. Мы поговорим сегодня об ученых христианах. Они были самые образованные, самые просвещенные, и поэтому совершили так много открытий.

Эти начальные курсы переросли потом в христианские школы. Основное место занимали христианские доктрины, но также туда стали добавляться, как мы сейчас говорим, общеобразовательные предметы: математика, геометрия, риторика, музыка. Еще было очень важно, что все начиналось, в основном, с домашнего образования, обучения, то есть, дома. Если родители неграмотные, чему они могут детей научить? Ничему! Это идет еще с Израиля, когда родители учили своих детей читать с пятилетнего возраста. Потом, когда они подрастали, их учили уже священники и левиты. Они учились каким-то ремеслам. Это начало, домашнее образование, должно было быть в каждой семье, потому что каждый родитель должен быть ответственным за начальное образование своих детей. Это всегда подразумевало, что сами родители должны были учиться в библейской школе, чтобы вкладывать полученные знания в своих детей. Это была очень важная часть для христиан – образование.

В языческой культуре девочек и женщин обычно никогда не учили, потому что считали, что они – никто, и обучать их незачем. Но христиане видели ценность людей, как написано: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28). Не то, что они стали бесполые, но о ценности. Бог не пренебрегает женщинами. Христиане стали обучать и девочек и женщин. К пятому веку святой Августин сказал, что многие женщины стали лучше знать писание, чем мужчины. Наверное, они были более усердными, более внимательными, более ответственными.

Эти школы были под руководством епископов и священников. Постепенно туда добавлялись разные предметы, и это доходило, как мы сейчас говорим, до уровня нашей общеобразовательной школы, потому что они считали это очень важным – чтобы слово Божие было узнаваемо, чтобы люди могли читать, могли вникать в себя и в учение.

Особенно большие перемены произошли во время Реформации, о чем мы сейчас говорим, приближаясь к этому великому большому празднику, посвященному ее 500-летию. Реформация произошла, по выражению историков, «в темное время церкви». К этому времени церковь стала удаляться от слова Божиего, от света, и поэтому многие завоевания ранних христиан стали сходить «на нет».

Религия – это изобретение диавола. Религия убивает отношения человека с Богом, ворует эти отношения. На то время католическая церковь несла совершенно другое понимание. Не то, что было в ранней церкви. К этому времени, к средним векам, получилось так, что образованными были либо из духовенства, либо из богатых людей. Основная масса людей стали опять безграмотными, темными. Они не знали слова Божиего, и поэтому они не знали, кто они во Христе Иисусе. У них не было веры, потому что они не могли читать Писание. Писание было на латинском языке.

Реформатор Мартин Лютер, первое, что стал делать – это перевел Библию на немецкий язык, для того, чтобы простые люди могли читать Писание. «Вера приходит от слышания. Праведный будет жив своей верой» -это те откровения, которые двигали Лютера всю его жизнь. Лютер видел множество простых людей, бывших безграмотными, темными, далекими от слова Божиего. Он сделал не только перевод Библии, но написал свой Катехизис. Эта книга для новообращенных, чтобы люди могли точно понимать, как верить, во что верить, зачем верить, как применять слово Божие на практике, и это повсеместно распространялось.

Хочется вспомнить, что когда первые христиане-миссионеры пошли в Европу, то это была дикая территория, потому что люди не имели грамоты. Они были безграмотные, они были дикие, их называли варварами. Благодаря тому, что миссионеры несли слово Божие, и люди должны были познавать слово Божие, у них появилась грамотность. Они научились читать и писать, потому что главная цель миссионеров – научить людей слову Божиему. Вот что делает Господь! Он несет культуру, знания, развитие народов.

Лютер стал говорить о том, что нужно создавать трехступенчатое образование – начальное, среднее и высшее. Он стал говорить, чтобы государство брало на себя ответственность вкладывать финансы. Он сказал, что недостаток образования обречет на гибель церковь и государство. Он говорил, что «если государство находит деньги на войну, на дороги, еще на что-то, то почему оно не находит деньги на образование?». Необразованные люди обрекают государство на гибель.

Стали создаваться школы, образовательные учреждения. Жан Кальвин, французский богослов, лидер протестантского движения, говорил, что «образованные христиане должны быть на руководящих постах церкви и общества». Реформация дала новый толчок, новое движение образованию, и все стало меняться.

Основоположник дошкольного образования был Фридрих Фрёбель. Он был сын лютеранского пастора, и, помогая отцу в саду, к нему пришло такое понимание, что детей надо учить с раннего возраста. Мы сейчас говорим «Детский сад» и даже не понимаем – почему именно «сад»? Этот Фрёбель еще тогда, когда помогал отцу, видел, что сначала мы сажаем маленькие деревья, а потом они вырастают в большие. Нужен уход за этими маленькими деревьями. Он дал понятие «детский сад» для того, чтобы брать детей с маленького возраста и вкладывать в них слово Божие, учить их, воспитывать, наставлять их, чтобы они вырастали в большие деревья. Об этом Иисус говорит нам в Иоанна 15 – что мы должны быть на виноградной лозе, и Отец наш Садовник. Поэтому понимание детских садов, которые сейчас есть во всем мире, опять же пришло от христиан.

Так же появились и воскресные школы. Сейчас воскресная школа – это неотъемлемая часть практически любой церкви, но идея воскресных школ была в том, чтобы в то темное время, когда родители были необразованные, помогать детям познавать Евангелие. В воскресение этих детей собирали на два часа, и учили их грамоте и слову Божиему. Потом возникло целое движение воскресных школ. Благодаря этому новое поколение детей вырастали грамотными и духовными.

Христианство коснулось практически всех сфер человеческой жизни. Мы говорили, что в греко-римской культуре дети-инвалиды были не нужны. Их уничтожали, сбрасывали со скал в море. Если они по какой-то причине все-таки выживали, то мальчиков отдавали гребцами на галеры, а девочек отдавали в проституцию. Христианство совершенно по-другому относилось к этим детям, и вообще к людям с какими-то проблемами. Например, для глухих людей, аббат Шарль-Мишель де л’Эпе изобрел язык жестов. Он видел этих людей и думал: «Как им донести Евангелие, чтобы они услышали слово Божие?». Наблюдая, как общались два младенца – близнеца, он придумал язык жестов. Сейчас все глухие говорят на этом языке жестов. Мало кто знает, что это придумал христианин, чтобы глухие услышали слово Божие на языке жестов.

Точно так же со слепыми. Изобретателем письменности для слепых был Луи Брайль. Его отец был посвященным христианином. Луи было три года, когда он потерял зрение. Отец вкладывал в него христианскую веру, и он рос посвященным верующим. В подростковом возрасте Луи был профессиональным органистом и играл в церкви на органе. Желание помочь слепым людям познавать и читать Евангелие, привело к тому, что он непрестанно думал об этом и молился. Однажды ему попали в руки специальные военные тексты, которые применялись для передачи сообщений во время темноты, или при слабой освещенности. Это были выпуклые буквы, которые можно было читать пальцами. Они были очень несовершенными, и поэтому он разработал свою систему, которая сейчас называется «система Брайля». Многие слепые люди стали «видеть» через осязание и стали читать своими пальцами, благодаря этой системе.

Вот как Христос повлиял на этих людей! Сколько людей могли бы жить в полной темноте, ничего не видя, ничего не зная. Но через то, что они стали читать, они стали познавать Бога, они стали познавать мир. Глухие стали слышать. Хотелось бы, чтобы все глухие были исцелены, но Бог давал и другие возможности, другие методы. Он говорил, что глухие слышат, а слепые видят. Это выражение воли Божией проявилось через язык жестов, через систему Брайля. Как сильно Господь любит всех людей! Просвещенные христиане, которым Бог давал эти великие откровения, чтобы помочь всем нуждающимся людям.

Христиане всегда хотели, чтобы было высшее образование. У греков и римлян были выдающиеся философы, учителя, у них были даже какие-то ученики, последователи. Но у них никогда не было системы образования. Христиане ввели систему образования. Это было систематическое образование, где были экзамены и выдавались дипломы. Сейчас это норма. Но раньше такого не было; эти знания были фрагментарные – где-то что-то слышал, где-то что-то видел, и никто не мог понять толком, что он слышал, что он видел. Сейчас, когда мы говорим, что человек получил какое-то образование, мы представляем, в какой области его учили.

Первые университеты начались в монастырях, потому что монахи на то время были людьми очень просвещенными, эрудированными. Лучшие библиотеки были в монастырях, потому что монахи переписывали много книг, собирали их. Они не просто собирали, но были также учеными, исследователями.

Греки и римляне, из-за своего негативного отношения к труду, никогда не делали опытов. У них была просто теория. Но чтобы теорию доказать, нужно делать какие-то опыты, ставить эксперименты. Из-за того, что они гнушались любой работы, они не проводили никаких экспериментов, никаких опытов. Это была чистая теория, ничем не подтвержденная.

Монахи стали проводить исследования, делать опыты и очень многого достигли. Самые известные сегодня в мировом масштабе университеты, такие, как Оксфорд, Гарвард и Йель, вначале были христианскими учебными заведениями, которые, по преимуществу, готовили служителей. Это было главное. Потом туда стали добавляться общеобразовательные предметы, гуманитарные, точные и т.д. Но цель была готовить служителей Божиих.

Христианство изменило то негативное отношение к труду, которое было у греков и римлян.

Древнегреческий философ Платон говорил: «Всякий ручной труд уродует душу и тело одновременно». Как после этого можно было работать? Ты уродом просто станешь! Чтобы не стать таковыми, они ничего не делали. В одних только Афинах рабов было в пять раз больше, чем граждан! Задумайтесь! Что граждане делали? Сидели, философствовали, какие-то теории сочиняли, выдумывали, но ничего не делали, и ничего не было доказано. Не было опытов, не было экспериментов, поэтому многие их идеи оказались просто фикцией. Христианство принесло совершенно другое понимание к труду.

Христиане пришли в антитрудовую культуру. Представьте только, какой это был шок! Учение Иисуса Христа приветствовало труд. Сам Иисус был плотником! Для нас сегодня нет ничего необычного в том, что человек работает плотником. Но для греко-римской философии было невероятно, чтобы их учитель был плотником! Он работал руками! Это было вообще неприемлемо для них. Но Господь показывает для нас совершенно другую культуру. Все патриархи, все отцы, о которых мы читаем в Библии, работали, трудились, не чуждались труда.

Быт.2:2 «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал».

Наш Бог Сам работал! Понимание того, что не нужно работать, лень – откуда она имеет корни? Это прямо языческое, демоническое понимание, потому что они считали, что этого не нужно делать.

Апостол Павел наряду с академическим образованием, получал еще и практическое образование – он учился шить палатки. В иудейской культуре было распространено, что люди не только получали теорию, какие-то академические знания, но наряду с этим, им давали какую-то профессию. Поэтому он мог шить палатки. Мог не только что-то говорить, как многие мастера разговорного жанра, но и делать.

Наш Бог очень практический. Поэтому в Библии есть много мест, где говорят о том, что нам нужно трудиться.

1Фесс.2:9 «Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие».

1 Фесс.4:10-12 «Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались».

Вспомним первого человека. Бог создал человека и поселил его в раю. Райская жизнь для многих представляется так: лежишь в гамаке, плюешь в небо и ничего не делаешь. Нет! Он поселил его и сказал: «Возделывай эту землю и охраняй». Бог ему сказал: «Трудись!». Поэтому, если мы ленимся, это явно не христианское отношение. Если мы чего-то не хотим, то это явно не Божие желание в нас. Один святой сказал, что «плотские искушения побеждаются трудом». У немцев, благодаря Реформации, труд вообще вышел на совершенно другую позицию. Труд стал лекарством! Они говорили, что если ты болеешь, тебе надо поработать. Нам-то кажется, наоборот надо, больничный дать. Но они верили, что таким образом они исцеляются.

Втор. 28:12 «Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою …чтобы благословлять все дела рук твоих».

Как благословение придет? Бог говорит: «Я хочу тебя благословить, но когда? Когда ты будешь трудиться!».

Прит.6:10,11 «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник».

Лень – это разбойник! Это нужда, которая хочет забрать у тебя последнее, что у тебя есть. Тот, кто ленится, тот грабит сам себя.

Прит.12:24 «Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью».

Когда пришла Реформация, Лютер как бы возродил все библейские принципы, и стал говорить о том, что работа – это служение Богу. Когда мы работаем, мы прославляем Бога, потому что во время работы мы молимся, благословляем. Мы не просто делаем работу, но делаем ее во славу Божию. Даже слово «призвание» по-немецки это «служение Богу». Как все чудно изменилось! Какое влияние возрождение, Реформация, принесло для человека!

Лук.10:7 «ибо трудящийся достоин награды за труды свои».

Раньше считалось, что люди, как рабы, им необязательно платить. Но христианство принесло понимание, что трудящийся достоин награды, или зарплаты. Работодатель не только должен платить, но должен понимать – почему он должен это делать. Также и всякий работающий понимает, что он достоин награды.

Сейчас это кажется нормой. Кто это сделал? Благодаря кому это все пришло? Через то, что люди изменили отношение к работе, появился новый класс, который стал называться «средний класс». До этого было только два класса: богатые и бедные. Когда появился средний класс, он сильно повлиял на развитие экономики в Европе и в Германии. Везде, где пошла Реформация, там пошло и изменение отношения к труду, потому что люди стали грамотными. Эти изменения повлияли на науку, на культуру, на экономику. Начали происходить изобретения. Возник новый средний класс.

Немецкий социолог Макс Вебер написал знаменитую книгу, которую изучают во всех учебных заведениях. Она называется «Протестантская этика и капитализм». Слово «капитализм» вам нравится? Большинству не нравится, потому что Карл Маркс «поработал» так, что слово «капитализм» стало негативным. В советское время мы часто слышали: «Эти капиталисты, эти буржуи!». Причем, всегда они были почему-то «недорезанные». Вот была любовь к человеку! Если буржуй, значит, его резать надо. Однако, слово «капитализм» вмещает в себя такое понятие, как «свободное предпринимательство». Это уже как-то по-другому воспринимается. Еще можно назвать «свободный рынок».

Откуда идет идея предпринимательства? Что значит – «свобода»? Это значит, что там нет коррупции. Когда есть коррупция, нет свободного предпринимательства, потому что кто-то перекупил, дал взятку, захватил, забрал, и интересы других зажимаются. Но в Божием плане есть свобода предпринимательства, свобода рынка. Мы знаем, что Бог сказал человеку плодиться и размножаться. Мы знаем, что Авраам был богат скотом и всем другим. Мы говорим об этом потому, что верующие люди, средний класс, были предпринимателями.

У нас так мало предпринимателей! Не только в стране, у нас в церкви мало предпринимателей. Предприниматель – это человек предприимчивый. Он что-то придумывает, что-то развивает. Исполнителей полно. Исполнители прогресс не двигают. Ему сказали: «Поставь стул сюда», он поставит. А если не сказали, не поставит. Даже если увидит, что так неудобно. Что его нужно сюда переставить, чтобы было удобней. Подумает: «Но мне ничего не сказали. Я буду тогда здесь сидеть». Недостаток предпринимательства – это недостаток развития, недостаток прогресса. Иисус в притче о талантах, говорит о предпринимателях. Он дал таланты и ожидал, что люди будут эти таланты умножать. Тем, кто это сделал, он сказал: «Молодцы!». Бог за капитализм!

Карл Маркс и все остальные были безбожники. Это были атеисты, которые отвергали Бога и христианство. Бог же за свободное предпринимательство, за свободный рынок. Христианские страны, где есть свобода предпринимательства, развиваются. Там есть средний класс. Это самые предприимчивые люди. В притче о талантах, Иисус говорит о предпринимателях. Если Он что-то тебе дал, Он ожидает, чтобы ты это развивал. Он говорит: «Молодец! Добрый верный работник, войди в радость Господина своего!». У тебя одна ячейка? У тебя будет две ячейки! Я хочу, чтобы у тебя было три, чтобы у тебя было пять. Тогда Он тебя похвалит! А не так, что у тебя была одна и та засохла.

Мышление предпринимателя направлено на развитие, потому что это мышление Бога. Бог говорит тебе тогда: «Молодец! Если ты сделал малое, потом тебе больше дам, и над многим тебя поставлю!». Насколько это противоречит языческому пониманию труда! «Грабь награбленное» – это языческое понимание. Божие понимание – тебе дали, и ты это развивай, возделывай, приноси плоды, таланты!

Эти страны стали развиваться. Вебер, немецкий социолог, написал книгу, которую все изучают. «Протестантская этика и капитализм». Хочется, чтобы в нашем мышлении слово «капитализм» стало иметь позитивный оттенок, потому что это – свободный рынок и свободное предпринимательство. Все хотят жить хорошо, и Бог не против. Он говорит: «Развивайся!». Учитесь развиваться! Это очень сильно влияет на церковь. Если в церкви будут предприниматели, предприимчивые люди, служения будут развиваться, церковь будет развиваться, она будет расти. Но если просто одни исполнители, это будет ограничивать развитие. Это будет делать церковь ущербной и слабой, но это не воля Божия. Он сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10).

У кого может быть избыток? У предпринимателя, потому что он по-другому думает, имеет веру, читает писание. Это принесло развитие капитализма в Европе. Свободная экономика, свободное предпринимательство, свободный рынок – это не по «блату», за взятку кто-то продвинулся, занял, захватил. Свободное предпринимательство – когда люди развиваются, потому что они верят Богу, они молятся, стоят на слове Божием. Они получают идеи. Как помочь глухим, слепым и другим нуждающимся.

Наука стала развиваться благодаря христианству. Рассмотрим основные направления, наиболее важные для человечества.

Астрономия. Коперник был удивительный человек. У него было разностороннее образование. Он был не только ученым астрономом. У него была степень доктора богословия. Бог хочет, чтобы мы были образованными, полноценными, чтобы знали в разных областях. Бог вложил в нас огромный потенциал. Апостол Павел молится за это, чтобы у нас открылись глаза, и мы увидели, какое могущество Бог вложил в нас. Коперник известен тем, что создал гелиоцентрическую систему мира. В те времена люди думали, что все вращается вокруг Земли, а оказалось наоборот – что Земля вращается вокруг Солнца.

Галилео Галилей первым стал использовать телескоп. Был телескоп, никому был не нужен, но Галилей нашел ему применение. Стал смотреть и увидел, что на Луне, оказывается, есть горы и долины, и что она не светит сама, но отображает солнечный свет. Он обнаружил пятна на Солнце и т.д.

Физика. Исаак Ньютон, известный ученый, открыл закон Всемирного тяготения. Паскаль. Алесандро Вольта открыл электричество. Если бы не христиане, мы бы сидели еще при лучинах. Кто принес свет в этот мир? Кто сейчас вспоминает и говорит: «Слава Богу за Вольту!». Мы сейчас легко включаем свет. Мы измеряем силу тока в амперах. Это норма для всего мира. Это стало возможным благодаря другому ученому, которого звали Андрэ Ампер, и который, оказывается, тоже был верующим. Еще есть закон Ома. Майкл Фарадей и т.д. Можно долго перечислять известнейших мировых светил, которые были посвященными христианами. Они не только делали научные открытия. Почти каждый из них написал богословские труды. Это были очень образованные, просвещенные люди, благодаря которым мы сейчас сидим при свете, в тепле и т.д. Нам нужно, важно и необходимо это знать.

Когда вы ведете дискуссию с людьми, нам очень важно говорить о том, что Бог открыл через ученых. Где бы мы были сегодня, если бы не христианство? Влияние Бога не только в творении природы, растений и всего остального видимого мира. Но и в знаниях, пришедших через ученых. Христианство ставило целью образование. Не просто образование, а всеобщее образование. Мы – ученики Иисуса. Мы не должны останавливаться. Чуть-чуть знать – этого не достаточно. Мы должны быть широко образованными людьми, влиятельными людьми, предприимчивыми, помазанными.

Вот почему мы об этом говорим. Христианство часто куда-то замазывается, замыливается, куда-то убирается. В мире кажется, что христиане – это какие-то недалекие, древние, неграмотные люди. Но кто сделал мир грамотным? Кто дал письменность, кто был первопечатником? Возьми любую сферу – везде первопроходцами являлись христиане. Люди, которые любили и знали Бога.

Сегодня Бог говорит, что нам нужна новая Реформация. Нам нужно новое движение. Нам нужны новые фарадеи, ньютоны. Нам нужны новые люди, которые будут дальше нести этот огонь и влияние Бога во все сферы и области жизни. Но кто захочет, пойдет для нас, как написано в Исаии? Эти люди откликнулись, несмотря на все трудности и гонения. Благодаря им, мы имеем столько благ цивилизации!

Давайте, мы встанем и помолимся. Поблагодарим Бога, прежде всего, за то, что Господь хочет и сегодня влиять и действовать, чтобы все мы вместе несли перемены в этот мир, несли Божие влияние.

Молитва.

Отец! Мы так благодарны Тебе, что Ты – Бог, Великий Бог! Твое величие неизмеримо, и, куда мы ни посмотрим, везде Ты, Господь! Ты делаешь все лучшее, потому что от Тебя пришло всякое добро. От Тебя приходит всякий свет, от Тебя приходит, Господь, самое лучшее. Сегодня мы молимся и хотим, чтобы пришла новая Реформация, новое движение, чтобы поднимались новые люди, Господь, распространялось новое Божие влияние. Зло и тьма побеждаются Твоей силой, Господь. Силой добра, любви, веры. Мы называемся верующими, Господь, чтобы Твоя работа, Твое влияние и сегодня не остановилось, не прекратилось. Во имя Иисуса Христа, аминь!

Давайте, воздадим славу великому Господу! Вся слава Тебе, хвала Тебе, честь и поклонение Тебе, Господь. Благодарим Тебя и славим.