«Влияние христианства на мир через добрые дела»

24.09.17г.
Ильченко Ю.Н.

План:

Вступление
Влияние христианства на мир, 1 частьДобро к нам пришло через Иисуса Христа. Мы также созданы на добрые дела. Творить добрые дела – это наше предназначение. Как же добрые дела проявлялись через церковь в истории человечества, и как это отразилось на этом мире. До христианства делать добрые дела было не принято, поэтому то, что делали христиане и как они относились к другим – это было необычно и привлекало людей.
Быт.12:2 «И благословятся в тебе все племена земные». Это обетование дано Аврааму. Мы, христиане – семя Авраамово. Христианство – это история, как Бог действовал в мире, изменяя человечество, влияя и принося благословения в этот мир через христиан.

I. Влияние христианства на аморальный облик людей
Греко-римское общество считалось цивилизованным, но в его культуре аморальность являлась нормой. В древней Руси существовала полигамия. Христианство остановило аморальность, назвав это грехом.

II. Христианство принесло ценность человеческой жизни
В Риме человеческая жизнь была обесценена, приветствовались гладиаторские бои, самоубийство, воспевались зло и смерть. Когда смотрели гладиаторские бои, кровь возбуждала людей. Христианам запрещалось их посещать. Сейчас – это боевики, которые влияют на психику. Когда ты смотришь на зло, это входит внутрь тебя. Влияние христианства остановило гладиаторские бои.

Самоубийство практиковалось и приветствовалось в жизни и в низших, и в высших слоях общества. Считалось, что это бесстрашные люди, не боятся умереть, чувство превосходства. Выражение Рима: «Вскрой себе вены». Дьявол крал жизни людей. Христиане выступали против самоубийств – это нарушение Божьей заповеди «не убей».

Мтф.25:35-36 Христианские корни – в милосердии и сострадании.
Лук.10:30-37 Притча о добром самарянине осуществлялась в жизни.
1Ин.4:10 «Каритас» – означает милосердие или жертвенную любовь (сейчас благотворительные организации, оказывающие бескорыстную помощь). Доброта христиан привлекала, потому что в языческих религиях людей не учили быть добрыми, жертвенными, помогать другим людям. У Римлян есть «либиритас» – «даю, чтобы ты дал мне».
Флп.2:4 Христиане проявляли заботу, они были другими, и это многих шокировало и было непонятно. Поэтому христианам запрещали помогать и жестоко преследовали.
В римском обществе считалось, что сильные должны справляться сами: выживает сильнейший. Больные и слабые считались мусором и должны быть уничтожены. Больные выкидывались на дорогу и оставлялись. Фильтон: «Но плохая же услуга нищему пить-есть давать. Губишь то, что дал ему же — лишь отсрочка гибели».
В Японии считали, что больные и бедные прогневали богов и им нельзя помогать, иначе боги прогневаются и на вас. Дьявол царствовал в мире, вкладывая зло в сердца людей. Христиане стали строить больницы, где ухаживали за больными, лечили их. В 369 году архиепископ Василий Великий построил больничный комплекс, где даже были мастерские. Если лечение человека было продолжительным, то он мог обучаться ремеслу в мастерских. Открывались психиатрические больницы. Через 400 лет мусульмане, глядя на христиан, тоже стали открывать больницы.
В 1863 году женевский предприниматель Жан Анри Дюнан создал организацию «Красный крест» для помощи раненым солдатам. Она действовала в тех местах, где шли бои, происходили катастрофы.
В 1876 году в Турции была создана подобная организация – «Красный полумесяц».
В 1879 году «Красный крест» был организован в России Александром II.

Юлиан отступник хотел соединить язычество и христианство, но у него ничего не получилось, так как в них не было Христа.
Мтф.14:14 Добро показывало различие между язычеством и христианством. Языческие боги дрались между собой за власть. Иисус был другим, в Его сердце милосердие и сострадание. И Он жил в христианах, проявляясь через них.
Ефес.5:1 Бог заповедал нам, быть подобными Ему: милосердными, сострадающими.
Ин.15:13 Не смотря на гонения, христианство распространялось, потому что отдать жизнь за другого для христиан было нормальным. Божья любовь в сердце христиан – это одна из главных причин распространения христианства. Во время гонений христиане продолжали побеждать зло добром.
Солдат Пахомий наблюдал, как христиане помогали раненным солдатам, это его захватило, вдохновило и привело к живой вере.
Общественный деятель: «Христианские идеалы пропитали общество, и хотя нехристиане и говорили, что живут приличной жизнью, но они забыли, откуда появились стандарты приличия».

III. Христиане изменили отношение к детям и старикам
Детей просто выбрасывали, больных – убивали. Легенда об основателях Рима: «Два брата, которые были выброшены в реку, но не утонули. Впоследствии их вскормили волки». Это мышление преобладало. В Риме существовал закон 12 таблиц, по ним смотрели, кто имел право на жизнь.
Часто женщин заставляли делать аборты. Платон: «Государство должно обладать таким правом, чтобы заставлять делать аборты, чтобы избежать перенаселения страны». В 3 веке император Константин издал закон о запрете абортов.

В то время продолжительность жизни составляла 30-40 лет, поэтому было много сирот, о которых никто не заботился.
Иак.1:27 христиане проявляли заботу о брошенных детях, о сиротах, подбирали больных. При церквях появились детские дома, где детей учили Слову Божьему, вкладывали христианские ценности, давали образование. Детские дома существовали на благотворительность христиан, затем стали создаваться благотворительные общества помощи детям.

Старики. Считалось, что они являются обузой и от них надо избавляться. Эскимосы оставляли стариков на морозе, чтобы они замерзли. В Японии уносили в горы, оставляли там.
Христиане стали строить дома для стариков и заботились о них.
Желание нести свет и соль людям, нести добро заложено в наши сердца Духом Святым. Когда мы говорим: «Не моя воля, но Твоя воля да будет», сила добра – сила Христа в нас, побеждает зло.

Бог хочет проявлять Свою любовь и заботу к людям через Свою церковь, через верующих. Когда мы творим добро – это любовь Христа проявляется через нас, и это привлекает людей и прославляет Бога. Мы – тело Христа, и Он действует через нас.

 

Проповедь:

Сегодня я буду говорить об истории раннего христианства. Приведу много исторических фактов для того, чтобы мы могли понять, какое же оно – настоящее христианство. Как оно влияло, как изменяло этот мир, как преобразовывало его.

В первые три века, пока христианство не было узаконено, верующие христиане подвергались жесточайшим гонениям и преследованиям. Их ловили, убивали, бросали зверям. Но они не сдавались, не останавливались. Они продолжали любить, служить, давать. Благодаря этой бескорыстной любви, бескорыстному даянию, мир повернулся к ним. Они отдавали то Божие добро, которое было в их сердце, и потом эти семена добра стали давать всходы, стали приносить плоды. Писание говорит, что, делая добро, мы не должны останавливаться, потому что обязательно пожнем, если не ослабеем (Гал. 6:9).

Первые три века были самые трудные. 300 лет христианство пробивалось через терние, гонения и давление, а потом пришел прорыв. Пришло то, что стало менять и преображать мир. Многие вещи, которые мы сегодня принимаем, как действительность, то, что сегодня считается нормой, раньше такими не были. Я хочу сделать экскурс в историю, чтобы мы могли понять, что же было тогда, когда создавалась первая церковь, рождались первые христиане. Что же это был за мир, что же это была за культура, что же это было за мышление. Какими были отношения людей, как и в чем они жили.

Очень важно знать историю, важно понимать, что было. Это не просто история человечества, это история Бога. Часто нас спрашивают: «Покажите нам Бога, расскажите нам о Нем!». Рассказывая христианскую историю, ты рассказываешь о Боге, потому что видя, как изменился мир, ты понимаешь, как действовал Господь. Светские историки часто хотят убрать Бога из истории, хотят это выхолостить, хотят сказать, что ничего этого не было, но мы должны быть настоящими апологетами нашей веры. Мы должны знать и говорить истину, потому что только истина делает нас свободными.

Сейчас мы вернемся именно туда, в греко-римскую культуру, потому что туда пришли первые христиане. На то время греко-римская культура была самой передовой, самой цивилизованной, самой продвинутой. Но в этой самой продвинутой культуре была очень низкая мораль! По сути дела, там не было никакой морали, там не было никаких человеческих ценностей, и то изменение, которое принесли христиане, было неимоверно. Я хочу привести примеры, которые покажут и докажут, что христианство сделало на этой земле.

Хочется вспомнить, что Бог избрал Авраама, и сказал, что от него произойдет великий народ. В Аврааме благословятся народы.

Бытие 22:18 «и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего».

Это благословение пришло через Иисуса Христа и благословило все народы земли.

Пс. 102:2 «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его».

История говорит, чтобы мы не забывали благодеяний Господа. Это все те потрясающие изменения, которые пришли с христианством. Какая была культура, какое было общество, какая была философия, какое было понимание в то время?

Я начну с морали. В то время была очень низкая мораль, и многие вещи, которые сейчас неприемлемы, были нормой. Совесть за это никого не осуждала, никто не считал это грехом, потому что это не называлось «грех». Например, в греко-римской культуре были широко распространены внебрачные связи, супружеская измена, проституция, гомосексуализм, педофилия, лесбиянство, зоофилия – все эти извращения никак не осуждались. Но когда пришли христиане, пришел Божий свет, Бог назвал это грехом. Когда нет понятия греха, люди не знают что правильно, а что неправильно. Все языческие религии и философии никогда не открывали истину. Они лишь погружали человечество в еще большую тьму, в больший грех. Грех приходит через непослушание. Когда люди не знают истину, то они находятся во лжи. Ложь поглощает людей.

Сейчас мы считаем нормальным, что женщины имеют равные права с мужчинами. Женщины рады, что христианство принесло равноправие. До христианства женщины исполняли роль прислуги, были просто предметом обстановки или какой-то вещью. Они не играли никакой роли, не имели никакого влияния. Даже богатые женщины. Именно учение Христа показало – кто такие женщины. Христианская культура принесла понимание, что один муж и одна жена – это хорошо, это от Господа. Сейчас везде это стало нормой.

Дьявол, конечно, где-то наступает, где-то пытается снова отвоевать свои территории, но мы знаем, что в большинстве стран мира это считается нормальным, когда муж и жена – это семья. До христианства полигамия была распространена повсеместно во многих странах, почти везде. Даже в древней Руси князь Владимир, который когда-то принял христианство, имел до этого десятки, а может и сотни наложниц и жен. Только христианство принесло понимание, что в семье должна быть одна жена и один муж. То, что сейчас мы считаем нормой, моралью, нравственностью, в те времена было все наоборот. Нам очень важно понимать эти христианские корни, влияние христианства на весь мир.

Хочется поговорить о христианском милосердии и сострадании. В греко-римской культуре отсутствовал такой термин, как сострадание и милосердие. Для них считалось, что больные и бедные люди – это люди ненужные. Это они заслужили, и потому больные. Скорее всего, они жили по-своему, что-то делали неправильно, и поэтому, помогая таким людям, только гневить Бога. Считалось, что не нужно помогать этим людям. Все это вкладывалось в разум от различных философов, которые учили свой народ таким догматам, таким пониманиям. Люди формировались в том, что им говорили и чему их учили. Когда пришли христиане, это был шок для многих, потому что они стали делать совершенно противоположное тому мировоззрению, той парадигме. Они принесли совершенно другие ценности.

Мтф.25:35,36 «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Эти слова Христа были в сердце христиан. Это не была теория, какие-то знания, это было их смыслом жизни, их целью.

Латинское слово «caritas» означает жертвенную любовь, милосердие, помощь без всякого воздаяния; она бескорыстная, безо всякого ожидания, что тебе кто-то должен отплатить, что тебе кто-то должен за это сделать хорошее. Какие-то моменты доброты присутствовали и в греко-римском обществе. У них было свое определение делания добра и милосердия. Оно называлось «Liberalitas». Это слово означало, что, если ты делаешь добро, то ты делаешь добро, во-первых, тем, кому нужно делать добро. Потому что всем не нужно делать добро. И нужно ожидать, что, если ты что-то делаешь хорошее, тебе должны ответить взаимностью.

Для общества того времени было непонятно – почему христиане служат таким людям, которым никто не должен служить. Почему они помогают тем, которым не нужно помогать. Из-за того, что существовал такой вакуум добра, милосердия и сострадания, христианство стало притягивать людей. Это послужило именно той силой добра, которая стала побеждать зло.

Это не произошло сразу, мгновенно. 300 лет понадобилось, пока христианство стало законной религией, пока христиан перестали преследовать, когда все это возвели в норму закона и морали. 300 лет потребовалось, чтобы это семя доброты, милосердия и сострадания проросло и принесло свои плоды. Делая добро, мы не должны останавливаться, и мы пожнем.

Никто не знает, в какое время. Первые христиане, когда они верили, служили, жертвовали собой, не знали, когда придет этот прорыв, когда придут плоды. Но они это делали и следующие поколения пожали. Следующие человеческие умы стали говорить: «Если бы не христианство, была бы тьма и разруха!». Люди съели бы друг друга, наверное, потому что в некоторых частях мира, действительно, поедали друг друга в прямом смысле.

Например, те известные ацтеки, достижениями которых любят восхищаться археологи и орнитологи. Ацтеки – это язычество. Языческие религии не имеют милосердия и сострадания, потому что это бесы, это диавол. Они в буквальном смысле приносили живых людей в жертву. Люди рассуждают: «Это ацтеки же! Вот пришли колонизаторы, все золото у них забрали!». Но зато дали им что-то другое! Что толку в этом золоте, когда они хватали живых людей, детей, приносили их в жертву, и у живых вырывали сердце. Что это было такое? Где та красота их величия, этих ацтеков, их золота и всего остального, чем люди любят восхищаться? Они были дикарями, по сути дела.

Христианство принесло цивилизацию, принесло мораль, Божии ценности. То, что творилось, если изучать историю, просто мрак. Один сплошной мрак во всех этих языческих культурах и народах. До Христа только в Израиле была вера. Остальные все были язычники. Они ели друг друга, убивали, приносили детей в жертву, и делали это с радостью, потому что их так учили. Но когда пришел Христос, люди не просто получили спасение, как дар свыше, но это изменило всю культуру, всю парадигму, изменило все ценности, культурное понимание, мировоззрение. Сейчас, когда мы будем говорить об этом, вы будете понимать, кто мы больше – язычники или христиане? Кто на самом деле? Кого в нас больше – христианского или языческого?

В языческих религиях верующие никогда не были активными. Они всегда были зрителями, а жрецы и священники творили священнодействие; а верующие просто сидели и смотрели. Их не учили жертвенности. Они иногда кидали какие-то монетки на какую-то статую, на какого-то идола, и – всё! Ничего больше не надо было. Но христианство говорит совершенно о другом. Оно говорит о жертвенности, о милосердии, о любви, о сострадании. Ничего этого не было, потому что диавол не может этого дать. У него нет этого! Он имеет то, что он дает.

1 Ин. 4:10,11 «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга».

Эти слова Христа по-настоящему вдохновляли верующих. Они были для них путеводителем, компасом в жизни. Для тех, которые исполняли эти слова. Апостол Павел пишет в послании к Филиппийцам:

Флп. 2:4,5 «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе».

В этом есть разница нового творения, рожденного Богом. Сам Бог поселился в нас, и Он хочет влиять на нас. Для ранних христиан был большой риск, потому что их преследовали не только за веру, но даже за помощь. Когда они просто помогали, их и за это преследовали. Но, не смотря ни на что, они это делали с любовью. Философские идеи того времени говорили, что не нужно помогать бедным, больным и умирающим, потому что нет никакого толку в этом. Но христиане говорили совершенно по-другому. Когда мы читаем о Христе, то видим, что:

Мтф. 14:14 «И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их».

Вот оно – сострадание Христа, Его отношение к больным. Это не те злые боги, которые постоянно говорили какие-то ужасы, и люди отдавали самих себя в жертву, приносили своих детей. Мы порой даже не понимаем – в какой обстановке зародилось христианство. Мы вспоминаем плюсы Римской империи – что у них были хорошие дороги, армия, полководцы и т.д. Историки не хотят говорить о низкой морали, об изменах, о гомосексуализме, о зоофилие, обо всех этих ужасах, которые там процветали. Совесть их не обличала, потому что не существовало понятия греха. Не существовало понимание, что это – зло. Это считалось нормальным, было моральной нормой. Моральная деградация была моральной нормой.

Сегодня мы видим – когда люди отходят от Бога, моральная деградация тут как тут. Диавол тут же хочет взять реванш, навязать свои ценности. Но то, что делали христиане, имело огромную силу. Слово «каритас» означает отдавать бескорыстно свою любовь. В этом они видели, что они являют Христа. Известный философ Платон говорил: «Если бедняк, или раб из-за болезни больше не может работать, его надо оставить умирать». Что такое был человек? Просто – рабсила. Заболел – не надо ему никак помогать. Пусть он умирает.

Другой римский философ Плавт, бывший драматургом, пишет: «Это плохая услуга нищему дать пить и есть, потому что, когда ты даешь ему, ты делаешь отсрочку от его погибели». Таким было мышление! Лучше бы он быстрей умер, это было бы лучше! Ты хочешь ему дать поесть, попить, помочь, и он еще, оказывается, протянет какое-то время. Так этого не нужно делать! Вот в такой обстановке и появились первые христиане. Как это было сложно, как это было трудно, через какие нужно было пройти препятствия, чтобы христианство распространялось!

Некоторые римские императоры стали видеть, что христиане делают. Например, император Юлиан-отступник. Он видел много добра, которое делали христиане, и хотел сделать такую смесь, соединив язычество с христианством. Он поручал своим священникам тоже делать добро. Это не прижилось, не получилось, потому что внутри не было добра. Он видел позитивное, и тоже хотел сделать подобное. Но без Бога невозможно это сделать. Он – источник добра и любви.

Была интересная история о том, как христиане влияли и люди приходили к Богу. Случай произошел с солдатом язычником, которого звали Пахомий, служившим в армии императора Константина до своего уверования во Христа. Пахомия тронуло больше всего то, что христиане приходили к раненым солдатам, помогали, кормили. Он никак не мог понять – зачем они это делают? Какая выгода? Человек все делает с выгодой. Их учили – и добро должно быть с выгодой. Он никак не мог понять – какая им выгода приходить и помогать раненым? Эта мысль не давала ему покоя, он стал изучать христианство, и в итоге стал христианином. На самом деле, это была главная причина того, почему росла ранняя христианская церковь. Люди проповедовали добро своими делами.

Философов тогда было полно. Мудрствовать, красиво говорить – это было искусство. Кого-то переговорить, или как-то лучше сказать – это было, наверное, невозможно сделать, потому что у них были школы ораторов. Но эти ораторы просто красиво говорили. А христиане приходили и делали, и это было гораздо сильнее – вера, действующая любовью. Добро побеждало зло, когда оно действовало. Не один солдат Пахомий пришел ко Христу через это, а много других людей, потому что они видели – какое различие между язычеством и христианством. Это привлекало их.

Бог ценит человека, для Него важен каждый человек. Он умер за человека. Но в римской культуре человек был ничто. Если он не был нужен государству, то толку от таких людей не было. Но отношение Бога к людям противоположно: для Него важен любой человек, потому что это Божие творение. В те времена были достойные и недостойные помощи. Если это были граждане Рима, у них были свои преференции, и все хотели быть гражданами Рима. Но если ты не гражданин Рима, то ты был, по сути дела, никто. Люди старались купить это гражданство. Покупая гражданство, это был статус, это была помощь, какая-то поддержка от государства. Но если у тебя не было этого статуса, ты был никто.

Сегодня мы начинаем видеть вещи, которые вошли в человеческую культуру и стали такой неотъемлемой частью, что мы это принимаем как норму. Человеческая жизнь, например, ее ценность. Если где-то какая-то война, какой-то теракт, конечно, люди соболезнуют, скорбят, потому что это христианские ценности. Это не язычество, которому было все равно – есть человек, нет человека.

На примере Японии показательны языческие религии. Японские священники говорили, что бедные и больные отвратительны богам, и им не нужно помогать, чтобы самому не впасть в немилость богам. Вот какие были учения! Огромная разница между тем, что сказал Христос: «возлюби своего ближнего», и тем, что говорили японские священники, и греческие, и т.д. То есть язычество, оно по-разному называлось, было множество религий, но уникальность христианства – в любви Бога, в том, что Бог пожертвовал Собой. Не просто с неба помахал рукой и сказал: «Вы там держитесь! Я скоро приду, помогу вам!». Он пришел, Он принял облик человека, и Он, действительно, помогал людям.

Один известный общественный деятель в Англии сказал следующее: «Христианские идеалы пропитали общество. И хотя нехристиане и заявляют, что живут приличной жизнью без религии, они забыли, откуда взялось само содержание, их контекст приличия». На то время было совершенно другое понимание морали, чем сейчас. Иисус говорит: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10).

В Риме была поговорка: «Если ты в Риме, то поступай, как римлянин!». Слово Божие говорит нам: «Не сообразуйся с этим миром» – с этим Римом. В этом должно быть различие, какое мировоззрение у мира, и какое мировоззрение у Бога. Если мы – Божии люди, то мы должны нести Божие мировоззрение, Божии ценности.

Так как человеческая жизнь не имела никакой ценности, в язычестве погибало очень много детей в результате исполнения римского закона «12-и таблиц», по которому определялось – какой ребенок должен остаться жить. Если ребенок рождался с какими-то отклонениями, с какой-то болезнью, что-то было не так, этого ребенка должны были предать смерти, потому что такой ребенок не нужен был великому Риму, не нужен был государству. Какая это была идеология! Даже сами создатели Рима, Ромул и Рем, по легенде были брошены в реку, выплыли по какой-то случайности, выжили, их подобрали волки, и они были выращены волками! Даже в мифологии присутствует, что детей выбрасывали, просто как обузу, как что-то ненужное, что-то мешающее.

Именно христианство принесло понимание того, что человек – это личность. Он ценен, он – образ и подобие Бога. Одна из заповедей – «Не убей!» – была законом для христиан. Детоубийство, по словам одного из историков, было «глубочайшим позором истории древних цивилизаций». То есть, это было не только в Риме, не только в одной части света, это было повсеместно. Только в 374 году, когда император был христианином, официально запретили это делать. Как и аборты. Из-за того, что была низкая мораль, многие женщины изменяли, и они не хотели показывать, что какие-то другие дети рождались. Было много абортов, и много детей, еще не рожденных, погибло.

Платон говорил, и, по сути, он так учил, потому что философы давали как бы направление для жизни. Их всегда цитировали, повторяли. Платон говорил: «Городской совет должен обладать правом, чтобы заставить женщину сделать аборт, чтобы избежать перенаселения государства». То есть, люди – это просто перенаселение. Посчитали – эти лишние, они нам не нужны! Убрать их. Здесь мы видим чистого диавола, который хочет украсть, убить и погубить. Это была атмосфера невероятной жестокости.

Вспомните гладиаторские бои! Гладиаторами были либо пленники, либо рабы, либо бедные люди, которые хотели подзаработать на гладиаторских боях. На этих боях люди видели реки крови, и в них возрастала жестокость. Они кричали: «Надо добить!». Жестокость в людях усиливалась и усиливалась. Сегодня слишком много насилия на экранах. Христианам запрещалось ходить на гладиаторские бои. Мы тоже должны понимать, почему. Вы скажете: «Но это же по телевизору, это же кино, это не по-настоящему, это же кетчуп льется, или еще что-то». Но когда вы сопереживаете, вы становитесь участниками этому.

Современный человек, говорят, стал соучастником стольких убийств, что даже эти злодеи тогда столько не видели. Сегодня люди смотрят телевизор по многу часов, и все эти фильмы, которые полны насилия, по сути дела, те же гладиаторские бои. Они также взращивают в человеке зло, потому что человек открыт для зла, он соучастник этого. Зло в него входит, а потом он удивляется – почему у него агрессия, злость, пренебрежение? Почему он хочет все решить с позиции силы и зла, а не с позиции добра? Потому что это также сеется в него, приходит в него. Нам нужно быть внимательными в том, что мы смотрим и что мы слушаем. Благодаря христианскому императору Феодосию гладиаторские бои были прекращены. Если бы не было христианства, так бы и рубились друг с другом до сих пор.

Когда христианство стало узаконенной религией, тогда пришло понимание греха самоубийства. Диавол настолько входит в людей, что даже убийство себя он возвысил так, что, например, в греко-римской культуре самоубийство считалось, чуть ли не геройством! Люди так делали, они даже гордились, что они не «слабаки». Это воспевалось философами, которые себя и убивали, в том числе. Что посеешь, то и пожнешь! Но насколько это страшно в глазах Бога! Было известное выражение в Риме: «Вскрой себе вены!». Все понимали, что это значит. Они это и делали. Когда пришли христиане, они стали говорить, что это грех, когда вы убиваете Божие творение. Впоследствии, на одном из соборов, самоубийство было запрещено. Самоубийц даже не разрешали заносить в храм и хоронить на христианских кладбищах, потому что это считалось одним из самых тяжких грехов. Это остановило волну самоубийств, которые в древнем мире были повсеместно.

Христианство – это был тот великий свет Божией любви, который стал приносить истину и свободу людям от демонической лжи и тьмы. Даже не смотря на гонения, христиане служили, брали брошенных детей на воспитание. Этому была причина. Люди в то время жили очень короткую жизнь. 30-40 лет – это был средний возраст. Многие дети оставались без родителей, и были никому не нужны. Христиане стали их брать в свои дома, заботиться о них. Писание нам правильно говорит об этом, что «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак.1:27).

Писание нам четко показывает отношение к сиротам. Но в том мире было совершенно противоположное отношение к этим детям. То, что христиане брали их себе, стало влиять на других людей. Потом, когда и другие люди стали брать сирот в свои дома, но их было все-таки очень много, то христиане открыли первые детские дома. Это были дома, которые находились при церквях. Дети росли в слове Божием, их воспитывали, учили молиться, учили грамоте. Церкви отвечали за этих детей. То, что происходило, удивляло мир. Было удивительно, что христиане брали детей себе, что они их воспитывали, заботились о них.

Все христианские инициативы были добровольными. Они финансировались на добровольных пожертвованиях. Все детские дома и приюты существовали за счет того, что верующие жертвовали. Жертвенность – это была та сила, которая приобретала людей для Господа. Так же, как Иисус приобрел нас Своей жертвой, так же и жертвенность приобретала людей для Господа. Создавались различные общества помощи детям.

В той культуре было ужасное отношение к престарелым людям. Считалось, что престарелый человек не нужен, потому что никакой пользы не приносит, только ест и ничего не делает. Во многих культурах разных народов стариков куда-то отвозили, оставляли. У эскимосов стариков оставляли на морозе. У японцев их уносили в горы. Люди думали, что это хорошо, нормально. Старики даже не сопротивлялись, потому что это была их парадигма. Раз ты старый, зачем тебе жить? Ты же пользы не приносишь! Зачем тебя кормить? Христиане принесли другое понимание о престарелых. Они брали стариков, у которых не было детей, не кому было о них заботиться, в свои дома. Потом появились дома престарелых. Стариков собирали в эти дома. Они также служили, также молились, также показывали любовь к Господу. Сегодня мы это считаем нормой. Но это все пришло от Бога, через христиан.

Такие вещи очень сильно повлияли на мир. Сильнее, чем какие-то проповеди. Проповедовать слово нужно. Люди часто не понимают нашей религиозной лексики, зато все понимают любовь, добро, помощь, и Бог это использует, как мощнейшее оружие, чтобы побеждать зло. Церкви того времени росли за счет служения людям. Это больше всего привлекало людей. Больше всего людей обращались, потому что они видели разницу.

Первые христиане, ранние христиане отображали Христа. Потом, когда христианство стало узакониваться, у людей стало меняться понимание. Эти триста лет служения стали приносить плоды, результаты. Люди не то, что не хотели помогать больным, они их просто бросали, выносили на дороги, оставляли умирать. Когда происходила какая-нибудь эпидемия, они вообще бежали от больных, несмотря на то, что это были их близкие, родственники или друзья. Никто не хотел иметь ничего общего с этими больными, потому что для них считалось, что помогать больным – это признак слабости. Вот как диавол вложил в людей свою парадигму убивать людей! Христиане установили новый принцип, что помощь больным и нуждающимся – это признак силы, а не слабости. Парадигма полностью поменялась.

Хочу привести пример про одного человека во II веке. Когда еще шли сильные гонения на христиан, этот человек находил и выхаживал детей, которых выбрасывали. Калек, инвалидов, которые такими рождались. Для римлян это было публичное оскорбление – то, что он делал. Его из-за этого посадили в тюрьму. Он смог помочь и спасти множество детей.

Первые больницы. Мы привыкли к больницам, к врачам. Где-то, может быть, недовольны врачами и больницами, но, тем не менее, все пользуемся. В древнем мире больниц практически не было. Были только специальные лазареты, когда шли войны, чтобы подлечить раненых солдат. Для обычных граждан больниц не существовало. Все мы знаем имя Эскулапа. Это имя греческого бога медицины. Этот бог им практически никак не помогал. При храмах Эскулапа люди иногда ночевали, потому что их так учили, что во сне им могут сказать – от чего им надо лечиться. Вот и все лечение.

Христиане стали брать больных к себе, в свои дома, лечили, помогали. Через какое-то время, когда христианство узаконилось, были открыты больницы. Первая из них была открыта в 369 году н.э. святым Василием Великим. Теперь вы знаете – кто открыл больницы! Он не просто открыл больницу, он открыл целый комплекс. Там были дома и для больных, и для персонала. Он построил мастерские. Если люди проходили длительное лечение, то в этих мастерских они приобретали профессиональные навыки. Они не просто были в больнице. Их даже чему-то учили за это время.

Мы также должны помнить, что все эти больницы, открытые христианами, были благотворительными. Они жили за счет пожертвования верующих. Мы сегодня говорим о том, что люди были жертвенными. Жертвенность была самая большая сила христианства. Когда мы не хотим быть жертвенными, мы – кто? Христиане или язычники? Язычники не хотели быть жертвенными. Диавол не хочет, чтобы мы были жертвенными. Иисус хочет, чтобы мы были жертвенными!

Через 400 лет после того, как христиане стали возводить больницы, арабы увидели это и тоже захотели делать это. Мусульмане взяли это доброе у христиан, и тоже стали открывать больницы! Вот какое влияние, какая победа добра над злом! Вот как стало меняться общественное мнение! Было мнение, что не надо никого лечить, не надо больным помогать. Но это стало менять все, и не только западную цивилизацию. Арабская цивилизация, мусульмане, стали тоже учиться это делать. Притча о добром самарянине воплотилась в жизнь! Это была уже не просто история, которую рассказывали на воскресной школе, это стало реальностью.

Христиане также стали открывать психиатрические больницы для душевнобольных. Если уж обыкновенные больные были не нужны, то душевнобольные люди вообще были никому не нужны. Христиане стали их брать, они за них молились, ухаживали за ними. Мы говорим, что сейчас нам очень трудно, но как было трудно ранним христианам? Эта заповедь – побеждать зло добром – медленно, но верно претворялась в жизнь и они побеждали. Сейчас мировое сообщество считает, что это – норма. Откуда эта норма появилась? Как она появилась – эта норма жизни?

В заключение хочу сказать про организацию «Красный крест». Она существовала даже в те времена, когда был Советский Союз. Ее открыл Жан Анри Дюнан в 1864 году. Это был богатый женевский банкир. Однажды он увидел раненых солдат, которые возвращались с войны. Он увидел их страдания, крик их глаз достиг его сердца. Это так глубоко его коснулось, что он решил открыть эту организацию. Он назвал ее «Красный крест», потому что верил, что красный крест – это лучший символ его веры во Христа, что это лучший символ, когда Иисус на кресте Своей жертвой, Своей пролитой кровью искупил человечество.

Сейчас многие люди видят красный крест, и они, может быть, даже не отдают себе отчет в том, что это пришло от христиан, что это связано с христианством. То, что он сделал, оказало очень большое и сильное влияние. Красный крест перерос в огромную международную организацию. Практически во всех странах мира есть красный крест. Где происходит какое-то стихийное бедствие, либо какая-то война, какая-то катастрофа, красный крест сразу там. Эта организация тоже добровольная. Мы будем говорить о добровольных мировых организациях. Они существуют точно также – на добровольные пожертвования. Это так сильно повлияло, что мусульманская Турция сделала у себя аналог, и создало организацию «Красный полумесяц».

Вот что может сделать Христос, который живет в нас, и что Он хочет делать сегодня. Мы любим говорить, что Он «вчера и сегодня и вовек тот же!». Мы это обычно говорим, когда хотим получить исцеление для себя, еще что-то. Нам нравится это цитировать. Но мы должны увидеть именно ту силу, которая пронесла христианство, как победителя по всему миру. Христианство изменило человеческую цивилизацию, благодаря жертвенности и любви первых христиан. Они не сдавались, не останавливались, не боялись, но делали добро, и не унывали.

Мы поговорим об образовании, о других моментах жизни, потому что мир, который окружает нас и который мы видим, во многом обязан христианству. Возможно, его бы вообще сейчас не существовало. Люди съели бы друг друга, уничтожили бы друг друга, убили бы друг друга. Сказали бы: «Их так много!». И все остановилось бы. Но Христос пришел в этот мир 2000 лет назад, и какие мощнейшие и сильнейшие перемены Он произвел! Нам, как христианам, нужно знать свою историю. Мы должны знать, какая сила продвигала и изменяла человечество. Давайте, помолимся.

Молитва

Господь! Ты чудесный, Ты славный, Ты прекрасный, Ты любящий, Ты благой Бог! Благ Господь и милость Его вовек! Эта милость, которая пришла к человеку в лице Иисуса Христа 2000 лет назад, это добро, которое Бог показал – насколько оно обладает огромной силой изменять и влиять! Оно обладает огромной притягательной силой. У первых христиан не было ничего – ни власти, ни денег, ни политических рычагов. Но у них была вера, действующая любовью. Как написано: «В вере вашей покажите добродетель».

Дорогой Господь! Мы благодарим Тебя, и мы молимся, чтобы наши сердца были открыты к добру. Чтобы нам хотелось делать добро, как и Тебе хочется. Чтобы сегодняшнее, современное христианство не остановилось, но чтобы оно продолжало служить в духе Христа. Чтобы оно продолжало нести эту любовь. Чтобы оно продолжало показывать Твое сердце, Господь, которое полно любви и сострадания к этому миру.

Мы благодарим Тебя, Дух Святой, потому что Ты учишь нас! Ты вкладываешь в наше сердце Свое сердце. Написано: «В нас должны быть те же чувствования, которые во Христе». Пусть мы соединимся с Тобой! Пусть мы будем едины, как Ты сказал: «Будьте едины, как Я и Отец едины». В этом единстве есть огромная сила, Господь, Твоей любви, Твоей доброты. Добро, которое побеждает зло.

Мы благодарим Тебя, Господь, что Ты дал нам это оружие любви и добра. Мы будем сражаться этим оружием, потому что оно единственное, которое побеждает зло. Воздаем Тебе славу, честь и хвалу, во имя Иисуса Христа!
АМИНЬ!