«Возлюби ближнего своего»

06.08.17
Ильченко Ю.Н.

План:

I. Вступление
Возлюби ближнего своегоМтф.22:37-40 Это самые главные и самые трудновыполнимые заповеди. Мы можем их исполнить только силой Божьей. Бог излил в наши сердца Свою любовь, которая хочет заботиться и помогать. Эта сила способна побеждать зло. Иисус на кресте Своей любовью к людям победил дьявола. Его любовь сверхъестественна. Он наполнил нас этой силой, чтобы мы смогли любить Его, себя, ближних и даже врагов. Бог дал нам две главных заповеди. Когда ты исполняешь их в своей жизни, ты исполняешь все.

II. Что хочет Бог от нас
1Ин.4:16 -19 Мы должны пребывать в Его любви, в Его состоянии любви. Когда мы в Нем, тогда и Он в нас. Чем больше мы познаем Его любовь, тем больше мы верим.
«Пребывать» – находиться, жить в Нем, жить в Его любви. Если мы в мире, тогда мир наполняет нас и мы имеем характерное мышление, отношение, слова, поступки. Если мы в Нем – это видно, мы меняемся. Его присутствие проникает в нас и приходит все, что есть в Нем. Любовь к Богу и людям приводит нас к совершенству.
Ин.14:23 Вторая заповедь не может заработать без первой. Вначале мы должны возлюбить Бога, потом все остальное. Соблюдать – это практика того, что ты знаешь.
Заповеди Божьи – это призвание Бога для нас, Его воля для каждого.
Ефес.3:14-19 Эта молитва Павла должна стать нашей ежедневной, первостепенной молитвой. Мы должны получить откровение о Божьей любви. Когда приходит откровение, оно действует и изменяет нас, и мы поднимаемся на новый духовный уровень.
Любовь – это безграничная сила, которая меняет все сферы жизни, и у тебя другое настроение, другое отношение. Богу важны мотивы твоего сердца, что происходит внутри тебя. Любя Бога, мы любим жизнь. У нас появляется другой вкус к жизни. Мы делаем все с любовью, с радостью – это совсем другое отношение. Служение Богу – это служение сердца, а не дела рук человеческих.

III. Возлюби ближнего.
Сфера отношений всегда была самой болезненной. Ближний – самый близкий круг: семья, родные, друзья, и те люди, которых Бог приводит в нашу жизнь. Тот, кто рядом, ранит нас больнее всего. Бог хочет помочь нам научиться любить ближних.

Пример Иосифа. Братья, самые близкие люди, хотели его убить.

Когда тебя обижают:

1) у тебя есть выбор, по какому пути идти: по пути обиды, злости, мести; или по пути прощения, слова Божьего, Божьей воли. Иосиф выбрал идти с Богом. Он выбрал относиться к братьям так, как Бог относится к ним, думать о них так, как Бог о них думает. Возлюби – это решение. Бог ненавидит грех, но любит человека. Когда нас ранят, предают, мы должны думать в этот момент так, как думает Бог и говорить то, что говорит Его слово.

2) мы должны изменить мысли по отношению к этому человеку. Если не изменим мысли, ситуация ухудшится. Изменяем мысли, меняется отношение, меняются действия, и Бог поднимает вас над ситуацией.
Мтф. 16:26-27 Любовь не мыслит зла. Иосиф мог бы расправиться с братьями, но у него было другое отношение. Иосиф думал о братьях по-другому. Добрые мысли рождают доброе отношение. Изменились чувства, и Бог соединил и благословил всю семью.
Пр.24:29 Бог учит нас любить ближнего.
Пр.25:21-22 Горячие угли – это знамение раскаяния человека.
Рим.12:19 Бог любит человека и дает ему шанс измениться. Имея сердце Бога, ты будешь милостивым. Сын похож на своего Отца, а мы дети Божьи.
Мтф.5:44-48 Любя Бога, вы будете сынами Отца Небесного и будете совершенны как Он. Бог заботится о каждом человеке.
Рим.12:21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

IV. Бог дает нам правильную самооценку
Когда человек не любит себя, у него низкая самооценка. Он выступает в роли жертвы, все вокруг виноваты. Это как правило люди, недополучившие любви в детстве. Например, Гедеон – «и племя мое самое бедное, и я в доме отца моего младший (Судьи 6:15). Но пришел переломный момент, когда он поверил Богу, и он стал победителем.
Завышенная самооценка. Себялюбие – это эгоизм, гордость. Это, чаще всего, залюбленные дети. Ими всегда восхищались. Эгоизм – это ограничения. С ними никто не хочет иметь дел. Например, Симон-Петр. Он всегда первый, впереди. Все плохие, а я лучший. Мтф.26:33-34 Бог произвел в нем Свою работу и Петр изменился.
Прими то, что Бог делает в тебе. Мы должны научиться любить себя – думать о себе так, как думает о тебе Бог, видеть себя глазами Бога. Примешь себя, будешь принимать Иисуса в других людях.

Бог хочет, чтобы мы получили откровение о Божьей любви и пребывали в ней. Это поможет тебе научиться любить Бога и любить людей. Это изменит тебя, и ты будешь похож на Иисуса и будешь поступать как Он. Бог ждет от нас изменений.

 

Проповедь:

Сегодня хочу поговорить на тему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». В прошлый раз мы говорили о первой заповеди, чтобы мы любили Бога. Бог дал нам эту заповедь, и это самое главное, самое сильное, самое важное, самое центральное, самое ценное, на что нам надо обратить внимание. Когда Иисус говорил о первой заповеди, Он сказал, что «вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мтф. 22: 39, 40). Больше, важнее, главнее, ценней ничего этого нет.

Господь – это Тот, Который создал нас, любит нас, имеет для нас будущую надежду. Это Тот, Который хочет, чтобы мы во всем преуспевали. Так и написано: «чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем» – в вере, в любви (3 Ин. 1:2). «Преуспевание» имеет смысл как «процветание», как расцвет, чтобы твои отношения с Богом процветали, росли. То, что растет – цветет и приносит плоды, поэтому Бог желает, чтобы мы процветали, преуспевали во всем, а, прежде всего, в наших отношениях с Богом, и в отношениях друг с другом. Без любви отношения сухие, формальные. Когда есть любовь, тогда Сам Бог есть в этих отношениях. Он дал нам Свою силу, Он излил в нас Свою любовь. У человека нет этой любви.

У человека – человеческая любовь. Это любовь филео – дружеская любовь, любовь сторге – родительская любовь, любовь эрос, и т.д. Но у человека нет любви агапэ – той, что Дух Святой дает нам. Агапэ – это Сам Господь. Иисус явил нам Свою любовь, доказал нам ее, потому что любовь – это и есть Иисус Христос. Любовь – это и есть агапэ. Агапэ – это Иисус. Когда мы пребываем в любви, мы пребываем в Боге, написано. (1е Ин. 4:7). То, что Бог открывает для человека, говоря: «Человек, тебе нужно иметь разумение, духовное откровение». Духовный, написано, разумеет обо всем, а душевный почитает это безумием.

1 Кор. 2:14 «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно».

Часто, когда ты приходишь в церковь, тебе нужно настроиться на волну Духа Святого. Тебе нужно попросить Дух премудрости и откровения, потому что, судя или думая душевными мыслями, ты думаешь не то, что Божие.

Петр сказал Иисусу: «Тебе не нужно идти на крест». Крест был выражением любви Бога. Иисус отвечал ему: «Ты думаешь не то, что Божие, ты думаешь человеческое, душевное, и ты почитаешь это безумием». Но когда Петр получил откровение об Иисусе Христе, что Он – Сын Божий, Иисус сказал: «Это не плоть и кровь открыли тебе, но Отец Мой, Сущий на небесах». Поэтому, пусть Отец небесный открывает нам через Духа Святого. Это не человеческое, это – Божие. Когда Божие открывается для нас, мы становимся неуязвимы. Мы становимся победителями, потому что Бог никогда не проигрывает.

Когда ты соединяешься с Богом, ты соединяешься с Его победой, властью, силой. Все это выражено в одном слове – агапэ, любовь. Когда ты получаешь откровение, как любить Бога, ты открываешь сердце Бога, и Он наполняет тебя сверхъестественной любовью. Эта сверхъестественная любовь дает тебе способность любить ближнего, любить себя, своих врагов.

1 Ин. 4:16 «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Бог хочет, чтобы мы пребывали в том, в чем пребывает Он. Бог пребывает в любви, в агапэ. Это безусловная любовь, которая, написано:

1Кор. 13:4-7 «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Бог пребывает в этом. Он никогда не мыслит зла, Он всегда сорадуется истине, Он есть эта истина. Бог говорит, что пребывающий в любви, пребывает в Боге. Мы пребываем в Боге, когда мы пребываем в Его любви, и, написано: «и Бог в нем». Бог хочет, чтобы мы не просто забегали к Нему и убегали от Него. Бог желает, чтобы мы пребывали, то есть были в Нем, были с Ним, жили вместе с Ним, ходили с Ним.

Деян. 17:28 «ибо мы Им живем и движемся и существуем».

Мы существуем этой любовью, движемся ею, пребываем в ней.

1 Ин. 4:7, 8 «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».

Есть различные уровни познания веры в Бога. Вера – это тоже познание. Можно спросить многих людей, и они скажут: «Я верю, что Бог есть. Я знаю, что Бог где-то есть». Но знать, что кто-то где-то есть и быть в этом – огромная разница. Бог хочет, чтобы мы пребывали в Нем, пребывали в Его любви, в Его сущности. То, в чем ты пребываешь – это влияет на тебя. Это влияет на других людей. Пребывать – это жить. Жить в Боге, в Его присутствии, в Его слове.

Возьмем бездомного человека, который живет на улице. Если даже один такой человек зайдет в помещение, люди сразу это узнают. От него исходит характерный запах, он имеет характерный вид, у него характерное состояние. Ты живешь в доме, и поэтому ты отличаешься. У тебя есть вода, ты умываешься, ведешь другой образ жизни. Господь говорит: «Я тоже вижу людей, которые пребывают во Мне, или живут без Меня». Мы, может быть, и не заметим этого, потому что это находится внутри, но Бог это замечает. Мы всегда судим по внешности. Но «Миловидность обманчива и красота суетна» (Прит. 31:30).

Мы иногда смотрим на человека, и он нам нравится, потому что мы судим по внешнему виду, но Бог судит по сердцу. Это состояние внутренней жизни, это, я бы сказал, ненормальная жизнь с Богом. То, что нормально для других, для нас не нормально. То, что нормально для нас, для них не нормально. Бог говорит, что мы должны жить этой не нормальной жизнью, потому что мы – не обычные люди. Писание говорит, что мы раньше были обычными, но старое прошло, и теперь все новое. Пребывая в этом новом, вы становитесь новыми. Пребывая в Его любви, вы сможете любить других людей, потому что это невозможно сделать своей любовью, своими чувствами. Мы не можем, и не хотим любить тех, которые нас не любят, так говорит писание. Бог спрашивает: «если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» (Мтф. 5:46).

Это награда от Бога, потому что не от человека. Человеку трудно любить даже того, кто его любит. У человека всегда проблемы с этим, самым главным качеством, потому что кто не любит, тот не познал Бога. Мы это узнаем, если будем любить друг друга. Это наше отношение друг к другу. Ты можешь петь песни о любви к Богу, но как ты относишься к своему ближнему? Любишь ли ты своего ближнего? Бог сказал: «Возлюби своего ближнего». Если ты его не любишь, тогда ты не познал Бога. Если бы ты знал Бога, у тебя было бы другое отношение к людям. Бог смотрит по твоему отношению к людям – любишь ли ты Его, или нет.

Легко сказать Богу: «Я Тебя люблю, я Тебе поклоняюсь», но как трудно это сказать другому человеку. Как трудно сделать что-то хорошее для другого человека. Кто не любит, тот не познал Бога. Мы иногда говорим: «Я уже все знаю», но Бог проверяет и видит. Твой экзамен – это как ты относишься к другим людям. Если ты к ним относишься без любви, значит, ты не знаешь Бога, потому что так и написано: «Кто не любит, тот не познал Бога». Ты думаешь, что ты Его знаешь, но Бог говорит: «Ты Меня не знаешь. Если бы ты знал Меня, пребывал во Мне, ты бы со Мной проводил время, ты бы получал от Меня то, что Я тебе даю. Если у тебя этого нет, ты не можешь этого дать, и ты Меня не знаешь». Бог делает большой акцент на этих двух заповедях: любить Бога и любить людей.

Как Господь проверяет нашу любовь?

Ин. 14:23 «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое».

Не просто знает слово Его. Сейчас у нас много «теоретиков», практиков мало. Иисус говорит: «жатвы много, практиков мало». Практики – это те, которые делают дело Божие, которые исполняют. Не просто ходят, поучают, умничают: «я то знаю, это знаю, это неправильно, это правильно». Иисус говорит: «Кто любит Меня, соблюдает слово Мое, исполняет слово Мое, живет по слову Моему». Это не теория, это практика. Как ты сможешь теоретически соблюдать слово Божие? Ты можешь соблюдать его только практически.

Ин. 14:23,24 «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих».

Если ты не любишь Бога, ты не будешь Его слово соблюдать, тебе будет все равно. Ты сидишь, слушаешь тут все, но поступаешь по-своему. Бог говорит: «Я вижу, как Ты меня любишь, когда ты исполняешь Мое слово, когда ты его соблюдаешь». Иисус повторяет: «Не любящий Меня не соблюдает Моих слов. Не хочет их соблюдать, не подчиняется Моим словам. Он все равно делает по-своему». Господь говорит нам: «Люби Бога и люби ближнего, соблюдай слово». Тебе надо это соблюдать.

Иисус также говорит: «Если ты не возьмешь свой крест, ты не сможешь за Мной идти». Крест – это пересечение двух линий. Одна линия вертикальная, которая ведет нас к Богу, чтобы любить Бога, и вторая горизонтальная – чтобы любить людей. Крест – это и есть две самые главные заповеди: любить Бога и любить людей. Иисус говорит: «Если ты не возьмешь свой крест, если ты не будешь любить Бога и людей, мы вместе с тобой не сможем идти». Ты не сможешь идти за Богом, потому что ты будешь идти по другой дороге. Господь идет по другой дороге, и Он есть путь, и есть истина.

Мы иногда думаем: «Господи! Как мне Твою волю исполнить, в свое призвание войти?». Бог говорит: «Если ты будешь любить Меня и любить людей, ты исполнишь Мою волю. Если ты будешь любить Меня и любить людей, ты исполнишь свое призвание, потому что каждый из нас к этому призван». Каждому из нас Бог уже излил в наши сердца Свою любовь.

Павел молился о церкви, и я верю, что это не просто молитва, но образец нашей ежедневной молитвы. Каждый из нас должен молиться этой молитвой.

Еф. 3:14-19 «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею».

Павел говорит здесь о том, о чем церковь должна говорить постоянно. Это послание для каждого из нас, для нашего сердца. Это говорит не апостол Павел – Дух Святой через апостола Павла. Евреи, в основном, не молились на коленях, это было редко, когда они становились на колени, но Павел говорит, что он готов стать на колени, чтобы указать церкви, привлечь ее внимание на то, что он хочет этим сказать. Почему он стоит на коленях, почему он молится об этом, почему он молится об этом за церковь и почему он хочет, чтобы церковь молилась за себя этой молитвой? Церковь – это мы. Каждый верующий должен взять эту молитву во главу, и молится этой молитвой до тех пор, пока она не станет частью тебя, пока это не проявится в тебе, как откровение.

Эта молитва говорит о том, чтобы Бог начал действовать в тебе и через тебя. Павел еще раз подчеркивает, что «превосходящее разумение любовь Христова» – это агапэ, которая всегда конфликтует с нашим разумом, вызывает в нас недоумение, потому что это безусловная любовь. Все что делает человек, направлено на ожидание отдачи. Он ожидает, чтобы ему ответили на то, что он делает. Он ожидает похвалы, взаимности. Он прекращает что-то делать, если не видит дальнейшей взаимности. Он говорит: «Я больше не буду любить, я больше не буду помогать, я больше не буду служить, я больше не буду», потому что это – человеческое, ограниченное. Оно настолько ограниченное, что мы сразу выключаемся, останавливаемся. Божье – оно безгранично. Бог продолжает любить нас, не смотря ни на что. Это не говорит о том, чтобы мы оправдывали свои грехи, это говорит о Его состоянии. Все, что делает Бог, Он делает от безусловной любви. Он ничего не ожидает взамен. Он Такой есть, это Его природа, Его сущность, Он не может по-другому.

Павел говорит: «Пока вы этого не поймете, я хочу, чтобы вы за это молились, пока это не придет в разумение». Это откровение, оно превосходит разумение. Любовь Христова превосходящая разумение. Надо уразуметь это.

Еф. 3:20,21 «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века».

Когда ты начинаешь видеть и действовать, сила Бога тоже начинает действовать. Бог начинает действовать. Павел говорит, что это будет несравненно больше. Не молясь, не имея откровения, понимания, знания, мы не входим и не пребываем в этом. Из-за этого, Бог очень ограничен через нас. Безграничный Бог ограничен нашим неверием, непониманием. Когда вы будете молиться, Он откроет эту завесу, уберет все превосходящее разумение, вы уразумеете любовь Христову, и тогда, написано, начнет действовать сила.

Деяния 1:8 «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый».

Вы примете силу для того, чтобы быть Иисусу свидетелями, чтобы говорить о Нем. Не от себя говорить, но говорить, наполненные силой Божией любви. Вы будете наполнены Богом, Его сущностью, и эти слова будут менять людей, цеплять, высвобождать то, что есть в Боге. Его потенциал высвобождается, и эта сила начнет в нас действовать. Павел говорит: «Молитесь за это, размышляйте. Это главное, это наибольшая заповедь». В другом месте написано – это царский закон Царя всех царей. Если этот перелом произойдет в нашей жизни, он говорит, вы станете счастливыми людьми. Без любви у нас все плохо происходит, все формально. Там, где есть любовь, там есть страсть. Без любви нет усердия. Если ты не любишь, тебе не хочется, не нравится, ты делаешь – лишь бы что-то сделать.

Взять даже такое дело, как еда. Вы видите разницу, если пища с любовью приготовлена, если человеку нравится готовить. Он приготовил, ты кушаешь и понимаешь – этот человек любит готовить. Или просто приготовленная еда. Тоже еда, но ты ее ешь, и тебе не хочется ее есть, потому что невкусно. Без любви еда получается невкусной. Жизнь наша без любви к Богу тоже невкусна. Она постная, невкусная, неинтересная. Диавол старается отсечь человека от Божией любви. У человека приходят мысли – эгоизм, суицид и все такое. Если у тебя есть вкус к жизни, ты хочешь жить, тебе нравится жить. Твоя жизнь влияет на другие жизни. Если ты живешь невкусной жизнью, постной, неинтересной, тебе ничего не надо, и другим с тобой неинтересно. Но когда это вкусно, ты еще хочешь, просишь добавки.

Бог смотрит – есть ли у вас эта любовь, потому что все, что мы делаем, надо делать как для Господа. Для Господа нужно, чтобы мы делали с любовью. Когда тебе набухали еды – ешь! Тебе неохота есть, потому что оно невкусное. Бог говорит: «Любящий Меня по-другому ко Мне относится. Любящий Бога по-другому служит – с любовью!». Бог смотрит на сердце, откуда исходят источники. Все, что делается с любовью, нравится другим. Все, что делается без любви – просто формально, никому не нужно. Ты можешь целое ведро сварить, но никто не хочет есть эту еду, потому что она невкусная. Давайте любить Бога, друг друга, то, что вы делаете. У вас изменится отношение к жизни, и она станет другой, вы станете другими. Должен поменяться вкус. Господь говорит: «Вы – соль земли. Самый ярко выраженный вкус у соли. Пребудьте в Моей любви».

Овощи, которые мы заготавливаем, засаливаем. Они просаливаются, и банки могут годами стоять. Но когда ты открываешь банку, вытаскиваешь овощи из рассола, то через какое-то время этот соленый продукт пропадет. Бог говорит: «Вы без Меня пропадете. Ты должен быть в этом растворе, в этом рассоле. Ты должен пребывать во Мне. Пребудьте в Моей любви! Живите в этом! Вы будете просолены этим, это будет пропитывать вас, это будет исходить от вас». Если это будут мгновения пребывания – вкус не изменится. Не будет этого Божественного. Бог хочет, чтобы мы пребывали в этом. Когда вы пребываете в этом, происходит следующее:

1 Ин. 4:17, 18 «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви».

Пропитываясь, пребывая в Нем, мы поступаем, как Он, написано. Нас становится все меньше, а Его становится все больше. Нашего, человеческого вкуса становится все меньше, потому что, пропитываясь Богом, в нас проявляется вкус Божий. Эта соленость, эта соль – символ присутствия Бога, символ святости, чистоты. Где есть соль, там нет гниения. Тогда любовь до того совершенства достигает нас! Любовь к Богу и к людям ведет нас к совершенству, меняет нас. Мы не меняемся, если мы не исполняем слово Божие.

Иеремия 48:11 «Моав от юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда с сосуд, и в плен не ходил; от того оставался в нем вкус его, и запах его не изменялся».

Он в плен не ходил, ничего не изменилось, ничего не перелилось, остался тот же вкус мира, тот же вкус неверия. В нас должен измениться этот вкус. Мы должны просолиться, пропитаться, и от нас будет исходить тогда благоухание Христово.

Бог хочет помочь каждому из нас научиться любить своего ближнего. Ближнего любить труднее всего. Мы тех родственников любим, которые далеко живут. Когда они к нам приезжают, любовь начинает быстро исчезать. Иисус говорит: «Возлюби ближнего своего». Ближний – это тот, который близко к тебе. Это твои близкие, твой ближний круг, твоя семья: жена, муж, дети, родители. Так трудно порой людям любить ближнего своего. Им гораздо легче любить людей где-то в Африке. Нам всегда на расстоянии лучше любится.

Самое трудное – это любить того, кто рядом, потому что тот, кто рядом, ранит тебя гораздо больнее, чем тот, кто издалека. Нас могут каждый день пугать врагами, которые окружили нашу страну, и все сильней и сильней окружают, но мы не боимся, нас это особо не трогает, потому что это нас лично не касается. Но если кто-то в твоей семье тебя обидел, оскорбил, причинил тебе боль, то вдруг из твоего самого любимого он превращается во врага. В писании сказано: «Любите врагов своих». Также написано: «Домашние наши – враги наши». Они самые близкие, и самый сильный удар, самый болезненный приходит от близких людей. Ты можешь пережить удары откуда-то издалека, но когда эти удары внутри, в твоем доме, в твоей семье – они самые больные.

Самые трудные отношения среди близких, среди ближних людей. Иисус говорит: «Люби ближнего своего», но трудно любить его человеческой любовью. Ты порой кого-то любишь, потому что ты его не знаешь, а у того, кто живет с тобой каждый день, видишь все недостатки, все проблемы, все изъяны, и говоришь: «Как я могу это любить?». Бог говорит: «Это невозможно человеческой любовью, поэтому Я дал тебе Свою любовь, чтобы ты мог любить Моею любовью».

Я хочу поговорить о том, как любить своего ближнего, своих врагов, в которых часто превращается наш ближний, на примере истории Иосифа. Это был любимый сын у отца. Иосиф – это наш прообраз, когда мы приходим к Богу. Мы становимся странными для людей в этом мире. У нас появляются какие-то откровения, нам Бог что-то говорит, показывает. Мы говорим о них открыто, искренне. Я не думаю, что Иосиф был великим комбинатором, чтобы он строил какие-то планы, замыслы. Кто-то говорит: «Надо было братьям ничего не рассказывать, надо было молчать». Но «от избытка сердца говорят уста» (Мтф. 12:34).

Если ты наполнен Богом, ты не можешь молчать. Когда мы наполнены Богом, и начинаем что-то говорить своим близким, мы часто видим не ту реакцию, которую нам хочется. Когда Иосиф стал говорить братьям о своих откровениях, какова была их реакция? Братья – это самые близкие люди. Это не враги, которые пришли, сожгли родную хату. Это родственники, с которыми он вырос, самые близкие ему люди. Кто может быть ближе братьев? Но эти братья хотят его убить. За что? Почему дома конфликты происходят? Не из-за чего, по сути дела. Ты бы лучше радовался за своего брата, за сына или за дочь, или за сестру! Но написано: «Кто не любит, тот не познал Бога». Если человек не познал Бога, он не понимает, как и в чем оперирует Бог.

Братья Иосифа были далекие, у них не было никаких откровений, они ничего не знали, ничего не видели. Когда они услышали слова Иосифа, у них поднялась зависть, потому что гордости было много, а Бог гордым противится. Эти близкие люди решили его убить. Потом решили продать в рабство, т.к. поняли, что надо было, наверное, что-то купить.

Я хочу об поговорить этом, потому что у многих людей проблемы в доме, в семье, с ближними. Мы готовы весь мир любить, но дома у нас происходит все, что угодно. По идее, дом – это наша крепость, это наш тыл, это место, где не должно быть врагов. Если дома враги, это – все! Что тебе тогда делать, как тебе жить? Если человек дома несчастлив, у него вообще никакого счастья в жизни нет. Если дома нет радости, мира, идет война – что для тебя тогда дом? Это не убежище, не укрытие, не крепкий тыл, не то место, где тебя ждут и любят, куда хочется бежать и т.д. На примере Иосифа мы должны понять, как возлюбить своего ближнего.

Тебя продали, тебя предали, тебя хотели убить близкие люди. Если бы Иосиф руководствовался эмоциями человека, он, конечно же, был бы настолько злым и мстительным, каким мы только можем себе представить. Но Господь говорит, что всегда надо начинать с прощения. Если ты не простишь своих обидчиков, то дальше Бог не сможет ничего делать. У тебя должно быть решение в твоем сердце – как ты будешь идти, по какой дороге ты пойдешь.

Одна дорога – это человеческая дорога: обиды, зависть, ненависть, злость. Это бесовская дорога. Она ведет тебя в тупик. Идя по этой дороге, у тебя никогда не исправятся отношения с домашними, близкими, ближними. Будет все хуже, хуже и хуже. Бог предлагает тебе другую дорогу – путь истины и жизни; это будет выход и победа для тебя. Мы должны решить.

Все начинается с решения. Ты решаешь простить, или ты решаешь обижаться. Что ты решаешь? По какой дороге ты пойдешь? Если пойдешь по дороге обиды, она будет только ухудшаться, и отношения будут все хуже. Появится ненависть, мстительность и т.д. По этой дороге Господь не идет. Его там нет. Он идет по другой дороге. Мы часто стоим на перепутье, и нам нужно выбрать. Мы знаем, мы слышали: «Возлюби ближнего, как самого себя», но когда эмоции, чувства переполняют нас, такой шторм в голове, потому что тебя обидели, ранили, предали. Причина веская какая-то, кипит твой разум возмущенный, такая буря, такое в тебе происходит! Что ты решишь делать?

Иосиф стоял перед этой дилеммой – что ему выбрать, по какой дороге ему пойти. По дороге, которой ему Господь говорит, или по дороге своих эмоций и чувств? Я верю, что он выбрал другую дорогу, он пошел с Богом, потому что, написано, «И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах» (Быт. 39:2). Бог был с Иосифом, потому что Иосиф был с Богом. Невозможно идти по дороге ненависти, обиды и злости, думая, что Господь с нами. Его там нет, потому что любовь не мыслит зла, потому что она прощает. Бог говорит: «Меня там нет. Как ты можешь сказать, что Я с тобой? Нет! Я не там нахожусь». Написано: «Бог был с Иосифом». Я верю, что Иосиф выбрал этот путь и принял решение простить своих братьев и думать о них по-другому. Как ты будешь думать о своем обидчике? Тебе нужно подумать так, как думает о нем Господь.

Мы говорили о том, что должны любить то, что любит Бог и ненавидеть то, что Он ненавидит. Господь ненавидит зло, грех, беззаконие, но любит человека. Он спас нас и умер за нас, когда мы ненавидели Бога, когда мы не верили в Него, когда мы были противниками. Мы должны понять – что Бог думает об этом человеке. Не то, что я думаю сейчас, что мои чувства сейчас говорят об этом человеке, об этой ситуации, а что Ты, Господь, думаешь. Не зря написано в библии, что можно приобрести весь мир, но если ты душе своей повредишь, то какая тебе польза. Душа – это наши мысли, наши чувства. Что в твоей душе? Ради чего пришел Господь? Чтобы спасти нашу душу. Он возлюбил этот мир, написано, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь. Вечная жизнь для твоей души, твоего духа. Что Бог думает об этом человеке? Как Он на него смотрит? Что происходит в сердце Бога? Если мы не будем так думать, у нас злоба и ненависть будут зашкаливать. Этот шторм в душе приведет нас ко многим неправильным словам, к поступкам, действиям и т.д. Мы все можем испортить.

Я верю, что Иосиф по-другому думал о своих братьях. Он принял решение думать о них по-другому – так, как о них думает Господь. С добрыми мыслями, не злыми. Это трудно, это невозможно без Бога. Но с Богом это возможно. Поэтому я верю, что Иосиф стал думать по-другому о своих братьях, стал думать по-доброму. Добрые мысли рождают добрые отношения. Не может появиться доброе отношение без добрых мыслей.

Ситуация сложилась так, что эти братья попали в беду: у них не было еды. Но потому что Иосиф любил Бога и любил своих братьев (своего ближнего), Бог его поднял. Бог его благословил, помазал. Приходят к нему братья. Если бы Иосиф мыслил ненавистью, злобой, замышлял месть, он мог бы это сделать с ними. У него была власть сделать с ними все, что угодно. Но он принял решение думать о них по-другому. Когда ты думаешь о человеке по-другому, у тебя меняется отношение. Не злость, не ненависть, не горький корень. У многих людей не один корень, у них много этих корней, и они живут в этом яде, который отравляет их жизнь.

Но Иосиф вырвал этот корень, он по-другому думал. Когда братья пришли, у него поменялось к ним отношение. Когда меняется отношение, меняются поступки. Он сделал для них добро, он поступил по-другому. Когда мы поступаем по-другому, все меняется. Чувства меняются. Чувства бы его не изменились, если бы он пошел не по той дороге. Отношения бы не восстановились, а ведь они восстановились! Вся семья вернулась, воссоединилась. Это и есть Божий выход, Божий путь. Если бы он пошел по дороге обиды, ненависти, непрощения, был бы тупик, полное поражение. Когда он пошел по дороге Божией, «и Бог был с Иосифом». Бог и с тобой хочет быть, и в твоих мыслях, и в твоих поступках.

Пр. 25:21 «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою».

Прямо про Иосифа написано! Братья были против него, но он накормил их хлебом.

Пр. 25:22 «ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе».

Когда мы буквально читаем, мы думаем: «Хорошо! Я дам ему еды, я помогу ему водой, но угли будут на его голове!». Мы не знаем, какое понимание этому было в то время. В те времена, в Египте это имело тот смысл, что люди, которые раскаялись в своем проступке, носили на своей голове железную емкость, в которой были угли. Это было знамение раскаяния человека. Бог касается этого человека и дает ему шанс покаяться, то есть, измениться, стать другим. Мы выбрали идти по Божией дороге, по Божиему пути, не по человеческому. По человечески, мы бы его убили, разметали, посадили, и много чего могли бы сделать. Бог говорит: «Возлюби ближнего своего».

Рим. 12:19 «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию».

Нам не нужна месть, злость – Бог Сам разберется. Бог разобрался. Он Сам привел его врагов, обидчиков к Иосифу. Если бы его сердце было полно злости, ненависти, мщения ничего бы не произошло. Семья бы не восстановилась, он бы всех уничтожил. Наш Бог – благой. Говорят: «Это только к нам Он благой, не к нашим врагам!». Бог говорит: «Для Меня они все люди, Я их люблю. Я ненавижу зло, грех, предательство, но Я люблю человека, поэтому Я хочу его спасти. Я хочу дать ему шанс». Поступая так, ты даешь этому человеку шанс. Тогда Бог начинает действовать, касается его сердца.

Не говори: «Как он поступил со мною, так и я поступлю с ним. Воздам человеку по делам его». Многие люди такие мстительные, они так и хотят рвать и метать. Если бы Бог по отношению к нам так поступил! Если ты имеешь сердце Бога, ты тоже должен быть милостивым. Милость – это качество Бога, это незаслуженная любовь, это то, что Бог проявляет по отношению к нам. Он говорит: «Если ты пребудешь во Мне, в Моей любви, тогда ты будешь поступать, как Я».

Мы начинаем понимать, почему написано: «любите врагов ваших». Написано: возлюби ближнего, и любите врагов ваших, потому что твои ближние могут стать твоими врагами. Благословляйте их! Если бы Иосиф не поменял в своем сердце отношение, если бы он не поменял мышление, если бы он не простил, разве бы он любил их, разве бы он благословлял их, благотворил им и молился бы за них? Но когда вы так делаете, вы будете сынами Отца вашего небесного. Вот что значит – сыновство. Это не просто титул, это означает быть похожим на Отца. Иисус говорил: «Я не делаю Сам, то, что Я хочу. Я делаю то, что Я видел у Отца». Бог говорит: «Вы так будете делать, потому что Я так делаю, и вы будете Моими сыновьями».

Мтф. 5:45 «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Почему? Потому что это – Бог! Он говорит: «Вы будете Моими сыновьями». Но не называться сыновьями, а жить, как сыновья. Иисус сказал фарисеям: «ваш отец – диавол». Как это наш отец диавол? Бог говорит: « Вы посмотрите на свою жизнь! Как вы поступаете, как вы живете? Как Бог, или как диавол? Если вы будете жить, как Иисус, вы будете сыновьями Моими».

Бог был с Иосифом. Бог будет с тобой; Он хочет быть с нами, потому что мы Его сыновья и дочери. Бог говорит: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). В мире это вообще непонятно, неприемлемо, это – безумие. Душевные это почитают безумием. Если вы будете с Богом, вы поймете, почему Он так говорит.

Не пребывая в Боге, не получая откровение о Божией любви, мы не меняемся. Есть люди, которые много лет в вере, но толку мало, потому что нет перемен, изменения. Не видно в них, что они сыновья и дочери Божии, потому что поступают наоборот – злятся, ненавидят, мстят и т.д.

Почему еще Господь говорит: «Возлюби ближнего, как самого себя?». Казалось бы – разве мы не любим себя? Есть люди, которые не любят себя, ненавидят себя, проклинают себя. Бог знает, откуда такая проблема. Эта проблема всегда, в основном, идет с детства. Есть, как говорится, недолюбленные дети и есть залюбленные дети.

Недолюбленные – это те, на которых не обращали внимания, им не уделялось времени, они были предоставлены сами себе, никто им не выражал ни любовь, ни поддержку, ни помощь, не говорил им ничего. Обычно такие люди вырастают с низкой самооценкой. Они не верят в себя, всегда недовольны, всегда жалуются. Это образ жертвы. Все у них виноваты: родители, учителя, начальники. Жертва всегда ищет всех, кто виноват. Проблема в том, что не беря на себя ответственность, человек не меняется. Ему плохо из-за этого, он, поэтому всегда недоволен, и Бог хочет это поменять. Возлюби себя, посмотри на себя глазами Бога, посмотри, как Бог к тебе относится, что Бог говорит о тебе.

Или залюбленные дети. Все для них. Они самые лучшие, самые-самые. Иногда это начинает взращивать в ребенке гордость. Он начинает думать о себе, как об избранном, на всех остальных смотрит сверху вниз. Но это только в глазах родителей он – самый-самый. Когда он приходит в какой-то коллектив, у него происходит перелом, несостыковка, потому что для других он – обычный. У него начинает рушиться все, начинаются страдания, боль. Ему кажется, что его никто не понимает, и он остается в гордом одиночестве, потому что никто его не превозносит, как родители.

Это проблема – и завышенная и заниженная самооценка. Она говорит о том, что человек себя не любит. Человек гордый, эгоистичный себя не любит. Кажется, что он только себя любит, никто ему не нужен. Те, кто так говорит, не понимают, что эгоизм – это ограничение. С гордыми людьми никто не хочет иметь дел. Они оказываются в одиночестве, ограничивая себя, отрезая себя от других людей. Разве он счастлив, что он свободен, хорошо ему от этого? Нет! Бог говорит: «Возлюби себя, как Я тебя люблю, не повреди своей душе. Не превозносись и не считай себя жертвой, потому что Я уже был за тебя жертвой».

То, что делает Бог, всегда несет для нас выход. Это ведет нас к победе, к благословению. Можно вспомнить Гедеона и Петра. Гедеон имел заниженную самооценку, он все время боялся, прятался. Господь пришел к нему и сказал: «Я тебя посылаю, верю в тебя, ты – муж сильный. Ты пойдешь, ты победишь». Пока Гедеон не поверил в то, как Бог на него смотрит, он ничего не мог изменить в своей жизни. Бог говорит: «Люби себя так, как Я тебя люблю. Верь в себя так, как Я в тебя верю. Смотри на себя так, как Я на тебя смотрю». Когда Гедеон стал смотреть на себя, как Бог, он сказал: «Я это сделаю!». Он избавился от страха, от низкой самооценки, «И Дух Господень объял Гедеона» (Суд. 6:34). Он пошел, победил и освободил свой народ. Вот почему так важно любить себя. Ты должен верить в себя, любить себя и видеть себя так, как Бог тебя видит.

Другой пример – Симон, который стал Петром. Тот всегда говорил: «Я вообще такой, я крутой. Я по воде ходил, то делал, вот это делал». Господь говорит: «Все Меня предадут». Петр ему говорит: «Конечно, все, но только не я! Ты же знаешь – какой я?! Ты же видишь, какой я?! Я один такой у тебя, нет больше других учеников». Иисус говорит: «Ты еще не знаешь себя, Петр. Твоя завышенная самооценка, твоя гордость, твое самолюбование – Я с ними поработаю».

Если в одном случае Ему нужно было Гедеона вдохновить, чтобы он поверил, то с Петром нужно было по-другому поработать, чтобы он увидел свою истинную природу гордости. Дело в том, что Бог с нами по-разному работает, но результат один. Бог ждет результата. И тот, и другой стали героями. И тот и другой служили Богу. И тот и другой поверили в слово Божие.

Так важно для каждого из нас поверить, принять то, что Бог для нас приготовил. Важно это сделать, потому что, если ты примешь себя таким, каким видит тебя Господь, поможет тебе видеть Бога в других людях. Не принимая себя, как Бог принимает тебя, ты и других не принимаешь. Не любя себя, ты и других не любишь, отвергаешь. Нам важно увидеть это, понять, принять и ходить в этой любви.
Давайте, мы встанем, помолимся.

Молитва.

Господь, мы благодарим Тебя, что Твое слово живое и действенное. Мы верим, мы принимаем это слово в свое сердце, потому что Ты сказал: «Если мы любим Тебя, то мы исполняем Твое слово», мы послушны Твоему слову, Господь. Ты желаешь принести благодать, Ты желаешь принести благословения, Ты желаешь примирить, Господь, семьи, чтобы мы любили своих ближних, пусть они даже сделали нам много плохого, стали нашими врагами, но Ты нам сказал: благословлять их, молиться за них, не проклинать их, а благословлять, любить их.

О, Господь! Дай это вместить в сердце каждого человека. Дай это откровение, дай, Господь, дай во имя Иисуса Христа. Почему и молился Павел, вставал на колени, и говорил: «Господи! Чтобы они уразумели превосходящую разумение любовь Христову», чтобы сила Божия начала двигаться, чтобы сила Божией любви начала действовать, чтобы пришли перемены, изменения. Чтобы семьи восстановились, примирились, чтобы близкие друг другу люди стали другими, стали действительно близкими.

Бог! Мы благодарим Тебя! Пусть никто не останется равнодушным, забывчивым слушателем. Пусть никто не уйдет отсюда неизмененным, Господь! Твое сердце открыто для нас. Оно говорит: «Ищите Господа, любите Его всем сердцем». Любите своего ближнего также всем сердцем. Бог говорит: «Я люблю вас всех всем Своим сердцем, всей душею Своей и всей Своей силой».

Мы благодарим Тебя, Господь, благодарим Тебя за Твою работу, Дух Святой! Мы молимся, Господь, просим прощения, покаяния, где мы были неправильны, где мы были озлобленны по отношению к людям, по отношению к себе, Господь! Это работа врага, работа диавола, который пришел украсть, убить и погубить нас. Но Ты пришел, Господь, чтобы освободить нас, чтобы дать нам свободу, дать нам Свою жизнь, Свою любовь. Мы должны отвергнуть старое, отвергнуть себя, отвергнуть и взять Твое, взять этот крест. Любить Тебя и любить ближнего. Только так мы сможем идти за Тобой. Будучи на кресте, расправив Свои руки, Ты показал, что обнимаешь весь мир, любишь весь мир, принимаешь весь мир, потому что Ты умер за весь мир.

Благодарим Тебя, Господь, за Твою смерть на кресте, благодарим Тебя за Голгофу, Господь, благодарим Тебя за жертву любви. Во имя Иисуса Христа, Аминь!